Лекция №21
План:
1. Понятие политического процесса.
2. Сущность политического процесса.
3. Структура политического процесса.
4. Типология политического процесса.
1. Политический процесс - это особый вид социально-исторических процессов. Его специфическая черта – достижение политическими субъектами общих целей при помощи власти и соответствующих норм её осуществления. Механизм политического процесса составляет взаимодействие общественных институтов и социальных групп, наделенных определенным сознанием и психологией.
Термином «процесс» (от лат. рrocessus – продвижение) обычно характеризуют определенное движение, какой- либо ход, порядок движения, имеющий свое направление; последовательную смену состояний, стадий, эволюции; совокупность последовательных действий для достижения какого-либо результата.
Политический процесс – это последовательная, внутренне связанная цепь политических событий и явлений, а также совокупность последовательных действий различных субъектов политики, направленных на завоевание, удержание, укрепление и использование политической власти в обществе.
Политический процесс в узком смысле – целенаправленная и связанная деятельность социальных и институциональных субъектов политики на протяжении определенного промежутка времени по осуществлению политических решений.
Политический процесс в целом: ход развития политических явлений, совокупность действий различных политических сил, течений, добивающихся осуществления определенных политических целей; форма функционирования определенной политической системы общества, эволюционирующей в пространстве и времени; один из общественных процессов, в отличие от правового, экономического и др.; обозначение конкретного с конечным результатом процесса определенного масштаба.
|
Движущей силой политического процесса выступают противоречия, возникающие в ходе взаимодействия социально-политических сил-участников политического процесса.
2. Сущность политического процесса заключается, с одной стороны, в производстве и воспроизводстве различных компонентов политической системы, человека политического, структур, институтов и средств политического властвования и политического участия, политической культуры и норм, а с другой – в создании посредством политической системы определенного социального порядка и социальных изменений.
Содержание политического процесса может быть самым разнообразным. Это:
а) разработка какой-либо концепции, начиная с исходной идеи и кончая развитой теорией (например, демократизация политических отношений);
б) формирование общественного мнения о кандидатах на выборы;
в) создание новых структур управления и т.д.
3. Структура политического процесса включает в себя три основных элемента.
1) Субъекты политики – это те, кто принимает активное, осознанное участие в политической деятельности: индивиды и их группы, реализующие самостоятельно выработанные программы действия, осуществляющие свою сознательную цель и обладающие способностью проявлять себя как совокупные субъекты.
2) Объект должен быть создан или достигнут как цель политического процесса.
3) Средства, методы, ресурсы исполнителей процесса связывают субъект и объект-цель. Ресурсами политического процесса могут служить его идеальные и материальные основы – наука, знания, технические и финансовые средства, настроения масс, участников процесса, идеология и другие факторы.
|
В качестве частичных (составных) политических процессов в литературе называют:
-проявления различными социальными субъектами своих потребностей, интересов и стремлений;
-представление политических интересов групп институтов, принимающим политические решения (артикуляция интересов);
-принятие решений и формулирование политической воли;
-реализацию политической воли посредством управленческой деятельности.
Имеется четыре режима протекания политического процесса:
1)конституирование, становление политической системы;
2)функционирование существующей политической системы;
3)развитие политической системы;
4)этап упадка, распада политической системы.
Стадия конституирования политической системы является одной из важнейших в развитии политического процесса. Она совпадает, как правило, с переломным, революционным периодом в развитии общества, когда утрачивается легитимность власти одних социально-политических сил и господствующее положение занимают другие силы. Эти новые силы создают отвечающую их потребностям новую политическую систему, в которой их волю выполняют качественно иные органы власти и другие политические институты. Одновременно происходит замена прежних правовых норм на новые, в которых закрепляются вновь возникшие институты власти, другие элементы политической системы, а также вся измененная система общественных отношений.
|
Стадия функционирования политической системы совпадает со стабильным периодом общественного развития, когда господствующие социальные группы занимают прочное положение среди других социально-политических сил.
Стадия развития политической системы наступает в период определенной перегруппировки в расстановке политических сил. Стадия развития политической системы сопровождается противоборством разнообразных течений и тенденций, которые в конечном счете ведут к повышению адаптивности, соответствия властных структур внешним социальным условиям.
Стадия упадка, распадаполитических систем совпадает с ростом социальных сил, заявляющих о себе новыми формами организации политической жизни и общества в целом.
4. Типы и разновидности политического процессов.
Политические процессы можно классифицировать по масштабам, характеру преобразований, составу участников, временной продолжительности и др. Политические процессы выступают как мировые и национальные, общегосударственные и региональные (местные), как межклассовые, межгрупповые, так и внутри классов, социальных и иных групп, вне или внутри политических партий и движений.
Можно сказать, что политические процессы подразделяются на внутриполитические и внешнеполитические.
Внутриполитический процесс протекает между субъектами политики (классами, другими социальными группами, нациями, партиями, общественными движениями, политическими лидерами), сердцевидной деятельности которых является завоевание, удержание и использование политической власти. Внутриполитический процесс охватывает различные сферы жизни общества. Внутриполитические цели могут достигаться как мирными, так и насильственными методами.
Внешнеполитический процесс распространяется на отношения с другими государствами как исскуство ведения международных дел. Он теснейшим образом связан с господствующим экономическим укладом, общественным и государственным строем и выражает их на мировой арене.
По значимости для общества тех или иных форм политического регулирования социальных отношений политические процессы подразделяются на базовые и периферийные.
Базовый политический процесс характеризуют разнообразные способы включения широких социальных слоев в отношения с государством, формы преобразования интересов и требований населения в управленческие решения, типичные приемы формирования политических элит и т.д.
Периферийные политические процессы раскрывают динамику формирования отдельных политических ассоциаций (партий, групп давления и т.д.), развитие местного самоуправления, другие связи и отношения в политической системе, не оказывающие принципиального влияния на доминирующие формы и способы осуществления власти.
По характеру участия масс в политической жизни можно выделить демократические, где сочетаются различные формы прямого и представительного народовластия и недемократические, внутреннее содержание которых определяется наличием тоталитарных или авторитарных режимов; деятельностью соответствующих политических партий и общественных организаций и лидеров, существованием авторитарной политической культуры и менталитета граждан.
В политологии выделяют также такие виды политических процессов, как открытый скрытый (теневой). Открытый политический процесс характеризуется тем, что политические интересы групп и граждан систематически выявляются в электоральных предпочтениях, программах партий и движений, а также в других формах публичных притязаний людей к государственной власти. Напротив, скрытый (теневой) процесс базируется на публично не оформленных политических институтах и центрах власти, а также на таких властных притязаниях, которые по разным причинам не предусматривают обращения к официальным носителям власти. В качестве центров власти, к которым в таком случае апеллируют граждане, могут выступать запрещенные, нелегализованные и не признанные обществом структуры, например (мафиозные кланы), действующие в данном политическом пространстве. Контроль над правящими элитами полностью отсутствует.