Тема 1: Цикл менеджмента
Основные функции управления
Цель занятия: ознакомление с основными функциями управления.
Основными функциями управления предприятием являются: перспективное и текущее планирование; организация и регулирование; мотивация и координирование; контроль и учет. Таким образом, основа управленческой деятельности – это выполнение менеджером четырех общих функций, которые составляют так называемый цикл менеджмента: планирование, организация, мотивация, контроль.
Цикл – совокупность процессов, совершаемых в течение определенного времени. В процессе производства продукции цикл менеджмента обычно осуществляется непрерывно и имеет тенденцию к возобновлению.
Задание
Рассмотрите составляющие цикла менеджмента на примере организации. Дайте ваши комментарии по каждой функции, входящей в цикл менеджмента.
Тема 2: Система методов управления
Сущность и система методов управления
Цель занятия: закрепление материала теории.
Методы управления – это совокупность приемов и способов воздействия субъекта управления на управляемый объект для достижения поставленных целей.
По своему содержанию можно выделить следующие методы управления:
- организационно-административные, основанные на прямых директивных указаниях;
- экономические, обусловленные экономическими отношениями;
- социально – психологические, применяемые с целью повышения социальной активности сотрудников.
Задание. Создать таблицу методов управления и дать основные характеристики по следующим видам воздействия:
1.Основа применения
2. Подходы к реализации
3.Требования к субъекту
4.Организационное воздействие
|
5.Административное воздействие
6.Материальное воздействие
7.Моральное воздействие.
Тема 3: Принципы устройства организации
Задание 1. Типы организационных структур управления
Заполните таблицу 1.
Тип организационной структуры | Основные отличительные признаки | Область применения |
Линейная структура | ||
Функциональная структура | ||
Линейно-функциональная структура | ||
Дивизиональная структура: а) продуктовая специализация; б) потребительская специализация; в) региональная специализация | ||
Матричная структура | ||
Проектная структура |
Задание 2. Проблемы делегирования
Для каждого аргумента приведенного в таблице, сформулируйте доводы в пользу делегирования и подберите причины отказа.
Таблица 2.
Аргумент руководителя | Истинные причины | Доводы в пользу делегирования |
1. Объяснение помощникам, что и как должно быть сделано, займе у меня гораздо больше времени, чем самостоятельное решение этой проблемы | 1. Я справлюсь с этим гораздо лучше и быстрее, чем любой из них | 1. Разовые затраты времени на обучение подчиненного многократно компенсируются при реальном делегировании, поскольку оно имеет длительный характер |
2. Я справлюсь с этим гораздо лучше и быстрее, чем любой из них | ||
3. В случае изменения ситуации заместитель не сообразит, какие коррективы следует внести в первоначальный план, и провалит дело, а отвечать придется мне | ||
4. Что скажет шеф, когда узнает, что я устранился от непосредственного участия в реализации проекта | ||
5. Если данный документ будет подписывать мой помощник, я буду выглядеть несолидно в глазах других руководителей фирмы |
|
Тема 4: Процесс принятия решений
Цель занятия: Приобретение навыка классификации управленческих решений.
Управленческое решение – это творческий акт субъекта управления, направленный на устранение проблем, которые возникли в объекте управления.
Задание. По предлагаемому списку решений произвести классификацию каждого (общие или частное; воздействует на внешнюю или внутреннюю среду предприятия; незапрограммированное или запрограммированное).
Список решений
1.Наем заведующим специалиста в исследовательскую лабораторию компании, производящей сложную техническую продукцию.
2.Доведение мастером до рабочих дневного задания.
3.Определение финансовым директором размера дивидендов, которые должны быть выплачены акционерам на девятый год последовательной успешной финансовой деятельности компании.
4.Решение начальника допущении официального отсутствия подчиненного на рабочем месте в связи с посещением им врача.
5.Выбор членами правления места для очередного филиала банка, уже имеющего 50 отделений в крупом городе.
6.Дача руководителем согласия на принятие выпускника юридического факультета университета на работу в аппарат крупной фирмы.
7.Определение годичного задания для ассистента профессора.
8.Дача начальником согласия на предоставление подчиненному возможности посетить учебный семинар в области его специализации.
|
9.Выбор авторами печатного издания для размещения рекламы о новом вузовском учебнике.
10.Выбор правления компании места для строительства ресторана «Вкусно и быстро» в небольшом, но растущем городе, находящемся между двумя очень большими городами.
Тема 5: Мотивация и потребности
Мотивация работников
Цель занятия: закрепление теоретического материала.
Мотивация – это процесс воздействия на человека с целью побуждения его к определенным действиям.
Задание 1. Назовите по пять наиболее важных, по вашему мнению, мотиваторов для следующих лиц:
Вас лично на работе (в ВУЗе):
1__________________
2__________________
3__________________
4__________________
5__________________
Квалифицированного рабочего:
1__________________
2__________________
3__________________
4__________________
5__________________
Служащего в конторе:
1__________________
2__________________
3__________________
4__________________
5__________________
Профессионала (врача, юриста, преподавателя и т.п.)
1___________________
2___________________
3___________________
4___________________
5___________________
Неквалифицированного работника
1___________________
2___________________
3___________________
4___________________
5___________________
Задание 2. Покажите на конкретном примере, как строится матрица мотивации (карта балльной оценки приверженности).