Требования при подборе игр для детей с ОВЗ




Статья «Возможности игры в коррекционной работе с детьми ОВЗ»

Светлана Козелова
Статья «Возможности игры в коррекционной работе с детьми ОВЗ»

Козелова С.И. учитель – дефектолог МБДОУ детский сад №8 Челябинской области, города Трёхгорный

«Простота детских игр обманчива,

это явление все знают, но не все понимают».

П. Ф. Каптерев

Проблема организации психолого-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в настоящее время является чрезвычайно актуальной. Так, по данным Т.В. Волосовец доля здоровых новорожденных снизилась с 48,3 % до 36,5 %; до 80 % детей рождаются физиологически незрелыми; около 70 % новорожденных имеют перинатальную патологию.

Эффективность и полезность нашей с вами работы с обычными детьми, детьми с ограниченными возможностями зависит от применяемых технологий:

1. Технология разноуровневого обучения

2. Коррекционно - развивающие технологии

3. Технология проблемного обучения

4. Проектная деятельность

5. Игровые технологии

6. Информационно-коммуникационные технологии

7. Здоровьесберегающие технологии

Остановимся на игровых технологиях. В последние годы появилась тенденция интеллектуализировать игру, т. е. превратить все игры ребенка в дидактические занятия и упражнения, в которых отрабатываются различные мыслительные операции и речевые навыки. Конечно, занятия с ребенком всегда полезны, однако нельзя допускать, чтобы из детства исчезала игра.

Большинство современных детей растут среди взрослых, а взрослым некогда играть, да они и не умеют этого делать и не считают важным. Если они и занимаются детьми, то они их учат. В результате игра уходит из жизни дошкольников, а вместе с ней – и детство. Сворачивание игры в дошкольном возрасте весьма печально отражается на общем психическом и личностном развитии детей.

Знаменитому ученому Эрику Берну принадлежат слова: «...весь процесс воспитания ребенка мы рассматриваем как обучение тому, в какие игры следует играть и как в них играть». Учителя, воспитатели и родители должны понимать, что ребенку необходимо играть точно так же, как взрослому человеку работать.

Преимущество игры перед любой другой детской деятельностью заключается в том, что в ней ребёнок добровольно подчиняется определённым правилам, причём именно выполнение правил доставляет ему максимальное удовольствие. Это делает его поведение осмысленным и осознанным. В связи с этим игра – единственная область деятельности, где дошкольник может проявить свою инициативу и творческую активность.

Каковы же функции игры:

- развлекательная;

- коммуникативная;

- самореализации;

- игротерапевтическая;

- диагностическая;

- коррекционная;

- функция межнациональной коммуникации;

- функция социализации;

Интересная игра повышает умственную активность ребенка, именно в игре развиваются основные психические функции (воображение, мышление, память, внимание, речь), навыки общения, эмоционально-волевая сфера. Поэтому обучающие занятия с дошкольниками лучше всего проводить в игровой форме. Обучение же детей младшего школьного возраста требует применения разнообразных методов, а игра — один из них. Следует отметить, что использование игры дает хорошие результаты только в со­четании с другими методами: наблюдениями, беседами, чтени­ем и др.

Дадим характеристику педагогической игры:

n чётко поставленная цель обучения;

n управление ходом игры;

n учебно-познавательная направленность;

n подведение итогов и оценивание;

n соответствующий цели педагогический результат;

Требования при подборе игр для детей с ОВЗ

n Соответствие игры возрасту ребенка или его актуальному уровню развития;

n Учет структуры дефекта;

n Подбор игрового материала с постепенным усложнением;

n Связь содержания игры с системой знаний ребенка;

n Соответствие коррекционной цели занятия;

n Учет принципа смены видов деятельности;

n Использование ярких, озвученных игрушек и пособий;

n Соответствие игрушек и пособий гигиеническим требованиям, безопасность.

Как форма организации жизни и деятельности детей с ОВЗ игра должна иметь свое определенное место в распорядке дня и в педагогическом процессе в целом. В режиме дня обязательно должно быть время, когда дети могли бы спокойно развертывать игры, зная, что их не будут отвлекать и торопить. Педагог должен продумать, какие режимные процессы можно облечь в форму игры, чтобы вызвать у детей интерес, повысить их активность, вызвать повышенные эмоции. Воспитательно-образовательные возможности игры возрастают, если она соединена с каким-либо другим видом деятельности. Наиболее целесообразно связывать игру с трудом, изобразительной и конструктивной деятельностями.

Рассмотрим виды педагогических игр по целевым ориентациям:

n Дидактические: расширение кругозора, познавательной деятельности; применение ЗУН в практической деятельности; развитие общеучебных умений и навыков;

n Воспитывающие: воспитание самостоятельности, воли; формирование нравственных, эстетических и мировоззренческих установок; воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности, коммуникативности.

Особое значение в коррекционно-воспитательной работе с детьми данной категории имеют дидактические и развивающие игры, направленные на коррекцию и развитие основных высших психических функций ребенка (речи, мыслительной деятельности, восприятия, внимания, памяти, воображения).

n Развивающие: развитие ВПФ, творческих способностей, эмпатии, рефлексии, развитие мотивации учебной деятельности.

n Социализирующие: приобщение к нормам и ценностям общества; адаптация к условиям среды; стрессовый контроль, саморегуляция; обучение общению; психотерапия.

Таким образом, педагог, организуя жизнь и деятельность в форме игры, последовательно развивает активность и инициативу детей с нарушениями в развитии, формирует навыки самоорганизации.

Обычно многие считают, что развивающие игры – это головоломки, логические игры с кубиками. Иногда к этой группе относят игры, развивающие мелкую моторику пальцев рук, расширяющие кругозор малыша и дающие ему энциклопедические знания, способствующие обучению навыкам чтения и письма. На самом же деле круг развивающих игр гораздо шире.

Детям ограниченными возможностями здоровья очень полезны социализирующие игры, игры с водой, песком и другими природными материалами, так как такие действия не только привлекают многих из них, но и развивают тактильные ощущения, способствуют снятию напряжения.

Одной из социализирующих игр является игра «КОСТЁР»

Представьте, что это костер. Педагоги встают по кругу, в середине обозначение костра, можно символ. Педагоги выполняют инструкцию ведущего.

n По команде «руки замерзли» - протянули руки к костру

n По команде «ой, какой большой костер» - машем руками

n По команде «искры полетели» - хлопаем в ладоши

n По команде «жарко» - отодвиньтесь от костра

n По команде «костер принес нам дружбу и веселье» - взяться за руки и ходить вокруг костра.

При этом вариативные по содержанию игры развивают разные интеллектуальные качества: внимание, память, особенно зрительную, пространственное представление, воображение, умение находить зависимости и закономерности, классифицировать и систематизировать материал; способность к комбинированию, т. е. умению создавать новые комбинации из имеющихся элементов, деталей, предметов.

n Постепенное возрастание трудности задач в играх позволяет ребенку идти вперед и совершенствоваться самостоятельно, а значит, развивать свои творческие способности, в отличие от обучения, преимущественно формирующего у ребенка исполнительские черты.

n Хотелось бы предостеречь родителей и педагогов. К развивающим играм с ребенком с ОВЗ не стоит относиться как к коррекционной деятельности, исправлению каких-либо недостатков. Игра – интересное и приятное занятие, отвечающее основным потребностям ребенка. Она дарит малышу первые победы, которые запомнятся на всю жизнь.

Использование подвижных игр создает условия для того, чтобы ребенок научился владеть своим телом. Кроме того, «подвижная игра – источник радости, одно из лучших средств общения взрослого с ребенком. Включение в игру различных персонажей развивает детскую фантазию, способствует формированию речи». Также нельзя недооценивать позитивное влияние музыкальных игр, которые способствуют не только эстетическому воспитанию и развитию творческих способностей детей с ОВЗ, но и помогают формированию речевых и дыхательных, а также двигательных навыков, слухового восприятия и внимания.

Игра занимает большую часть жизни дошкольника, а поэтому обучение ребенка не может проходить вне игры.

 

Итак, подведём итог: Любая детская игра – тихая или подвижная, групповая или индивидуальная, сюжетно-ролевая или словесная – может стать коррекционной, если взрослый определит, какие способности и навыки ребенка она может скорректировать и усовершенствовать, а также дополнительно обогатит ее дидактическими элементами, которые помогут эти навыки закрепить.

Литература

Выготский Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии. – 1966. - №6.

Запорожец А. В. Психология и педагогика игры дошкольника –М.,1966

Ивановская О. И. Энциклопедия логопедических игр,Каро,СПб, 2007

Леонтьев А. Н. Психологические основы дошкольной игры // Избр. психол. соч.: В 2 т. – М., 1983. – Т. 1. М.,

Лисина М. И. Формирование личности ребенка в общении. – СПб.: Питер, 2009.

Нищева Н. В. Подвижные игры и дидактические игры на прогулке – СПб

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-06-05 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: