Создание зрительной опоры (рисование картинки)




Слова можно запоминать с помощью рисунков.

Рисунок может быть очень примитивным, но его надо нарисовать самому, придумать ассоциацию. Надо запомнить два словарных слова:

обоняние и обаяние (они постоянно встречаются в тестах).

Можно использовать этимологию слов: обаяние –от баяти (говорить), обоняние – от воняти (пахнуть). А можно нарисовать свинью и глаза. Так как самый хороший нюх у свиньи, вот и нарисуем ей пятачок.

А ОБА глаза видят, что человек обаятелен, байки бает замечательно.

Поролон мы свернули в рулон.

Облако совершенно не похоже на яблоко.

А слово палатка легко запомнится, если нарисовать букву А так, как будто это и есть палатка А.

Слова ветреный и ветряной легче запомнить с помощью рисунка и фразы:

В ветреный день у ветряной мельницы стоял ветреный юноша, заболевший ветряной оспой (То, что юноша ветреный, показано с помощью ветра, который «гуляет» у него в голове, а на лице нарисованы точки, указывающие на ветряную оспу).

См. Ю.В. Савицкая. Мнемонические приёмы в преподавании орфографии в школе Гомель: Гомельский государственный университет имени Франциска Скорины. – 2012 г.

Один из самых эффективных вербальных мнемонических приемов — метод, основанный на составлении рассказов. Он используется для запоминания в правильном порядке перечня не связанных между собой слов, для чего их помещают в контекст какой-то истории. Обратите внимание на то, что этот метод требует не только составления предложений, но и использования зрительных представлений. Чтобы продемонстрировать, как работает этот метод, мы воспользуемся десятью словами, использованными нами для иллюстрации метода слов-вешалок (линкор, свинья, стул, овца, замок, ковер, трава, пляж, доярка, бинокль): на кампусе линкора свинья сидела на стуле, там же была и овца, которая прежде жила в замке; в порту матросы взяли ковер и устроились на траве вблизи пляжа; сидя там, они увидели доярку, которая наблюдала за ними в бинокль.
Бауэр и Кларк показали, что метод рассказа может быть чрезвычайно эффективным (Bower & Clark, 1969). Участники их эксперимента должны были запомнить двенадцать перечней из десяти слов каждый и, получив подсказку в виде первого слова, воспроизвести их в правильном порядке. Те испытуемые, которые сочинили рассказы, запомнили 93% слов, а те, которые этого не сделали, — только 13%. Недостатком этого метода является то, что он требует весьма основательной тренировки: чтобы сочинить приведенный выше рассказ, мне понадобилось несколько минут! Другой недостаток этого метода заключается в том, что для того, чтобы найти нужное слово (например, седьмое), приходится вспоминать весь рассказ.

Мнемоническими приёмами являются: азбука Морзе, запоминание цветов радуги (Каждый охотник желает знать, где сидит фазан), порядок диезов и бемолей, число «пи», число «е». https://www.psciences.net/main/sciences/miscellaneous/articles/priyomy.html

Справка

Мнемонические приемы разделены на две группы: мнемонические приемы, основанные на зрительных представлениях, и мнемонические приемы, основанные на словах. Однако следует помнить, что это лишь условное разграничение: многие мнемонические приемы основаны на сочетании слов и визуальных образов. Читая о разных мнемонических приемах, вы, возможно, удивитесь, почему они столь эффективны. Однако прежде чем ответить на этот вопрос, следует рассказать о них.

Мнемонические приемы, основанные на зрительных представлениях, известны с незапамятных времен. Согласно Цицерону, автором этого мнемонического приема был греческий поэт Симонидис, упоминающий о нем около 500 года до н. э. Некий грек, победивший в соревнованиях по борьбе на Олимпийских играх, праздновал это событие в своем доме. Среди приглашенных был и Симонидис, который должен был прочитать оду в честь победителя. Вскоре после того, как поэт закончил свой панегирик, его вызвали по какому-то делу. Ему крупно повезло, потому что сразу после его ухода пол банкетного зала провалился, в результате чего многие гости погибли или получили травмы.

Многих людей было невозможно опознать. Что оставалось делать родственникам погибших, чтобы достойно похоронить их? Тогда-то Симонидис и объявил, что прекрасно помнит, где находился каждый гость в тот момент, когда он ушел из банкетного зала, и благодаря этому идентифицировал тела. После этого он подумал: если у него такая хорошая визуальная память, не может ли она помочь ему запоминать и другую информацию? Он разработал систему, в соответствии с которой во всех деталях представил себе некую комнату и в ней на определенных местах — разные предметы.

Каждый раз, когда ему нужно было вспомнить какой-то из этих предметов, он «смотрел» на определенное место комнаты, находившейся перед его мысленным взором, и после называл предмет. Этот мнемонический прием, известный как метод мест, приобрел большую популярность у таких ораторов древности, как Цицерон, и широко используется по сей день. Вы сами можете убедиться в том, что он достаточно легкий, а главное — эффективный.

Вопросы и задания для самопроверки

1. Расскажите о том, как составить опорный конспект.

2. Составьте инструкцию для учащихся 5-х классов «Как составить опорный конспект».

3. Перечислите основные требования к содержанию опорного конспекта.

4. Составьте памятку для школьников «Основные требования к форме записи опорного конспекта».

5. Что такое мнемотехника? Приведите пример использования этого приёма на уроках русского языка.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: