Профессиональная и универсальная этика




Профессиональная деятельность приводит к множеству этических по своему характеру вопросов, кото­рые не рассматриваются и не могут быть решены средствами универ­сальной этики. Профессиональная этика изучает профессиональную мораль как конкретизацию общих нравственных принципов и норм при­менительно к особенностям того или иного вида профессиональной деятельности.

Профессиональная мораль возникает с общественным разделением труда, положившим начало профессиональному обособлению соци­альных групп. С образованием профессиональных групп возникает со­циальная потребность в регулировании отношений людей внутри дан­ных групп. Первоначально это был небольшой круг профессий, которые в процессе дальнейшей специализации труда все больше дифференци­ровались, в результате чего возникали все новые профессии.

В зависимости от конкретных исторических условий на первый план выдвигается та или иная сторона профессиональной деятельности. От­ношение к ней общества определяет ее ценность.

Чем же обусловлена нравственная оценка профессии? Во-первых, тем, что данная профессия дает объективно для общественного разви­тия. Во-вторых, тем, что эта профессия дает человеку субъективно, в смысле нравственного на него воздействия.

Всякая профессия, поскольку она существует, выполняет опреде­ленную социальную функцию. Представители этой профессии имеют свое общественное назначение, свои функции, свои цели. Та или иная профессия определяет выбор специфической среды общения, которая накладывает свой отпечаток на людей независимо от того, хотят они этого или не хотят.

Внутри каждой профессиональной группы складываются опреде­ленные специфические связи и отношения людей. В зависимости от объекта труда, орудий труда, используемых приемов и решаемых задач возникает неповторимое своеобразие ситуаций, трудностей и даже опас­ностей, которые требуют от человека определенного типа действий, методов, психологических реакций. В каждой профессии рождаются свои моральные "искушения", моральные "доблести" и "потери", возника­ют определенные противоречия, вырабатываются своеобразные спосо­бы их разрешения.

В профессиональную деятельность человек вовлекается с его субъек­тивным миром чувств, переживаний, стремлений, нравственных оце­нок, со своим образом мышления. Среди многообразных ситуаций в профессиональных отношениях начинают выделятся наиболее типич­ные, которые и характеризуют относительную самостоятельность про­фессии, ее моральную атмосферу. А это, в свою очередь, обусловлива­ет специфику поступков людей, своеобразие норм их поведения.

Таким образом, как только профессиональные отношения приоб­рели качественную устойчивость, это привело к формированию осо­бых нравственных установок, соответствующих характеру труда, т. е. к возникновению профессиональной морали с ее исходной клеточкой — нормой, отражающей практическую целесообразность определенных форм взаимоотношений, как между членами профессиональной груп­пы, так и между самой группой с обществом. Историческое развитие профессиональной нормы шло от конкретного к абстрактному. Перво­начально ее значение сугубо конкретно и связывается с определенным реальным действием или предметом. Лишь в результате длительного развития ее смысловое содержание приобретает общий, собственно моральный смысл.

Каждая эпоха располагает своим комплексом вычленившихся про­фессиональных норм, т. е. профессиональной моралью. Возникнув, про­фессиональная мораль становится определенной духовной реальнос­тью, обладающей относительной самостоятельностью. Она начинает жить собственной жизнью и превращается в объект осмысления, изучения, анализа, усвоения, становится силой, направляющей поведение пред­ставителя той или иной профессии. Если бы существовал кодекс эти­ческих принципов, который относился бы к всем культурам, фило­софским воззрениям, верованиям и профессиям, он мог бы обеспечить такую универсально полезную систему, которая заставила бы поступать людей по совести и руководила бы нашими поступками.

Есть много методов принятия решений, но лишь некоторые пока­зывают, когда ситуации могли подразумевать нравственный подтекст. Тем не менее, уже сами сведения являются первым решительным шагом на пути принятия решений, распознание нравственного подтекста ситуации должно предшествовать всякой попытке решить проблему. В противном случае, что же необходимо предпринимать?

Нравственные коллизии и конфликты очень редко преподносятся нам как ожидаемые и прогнозируемые. Они обычно приходят внезап­но, прежде чем мы успели их распознать, или развиваются так посте­пенно, что мы узнаем их лишь в ретроспективе; это похоже на то, что мы замечаем змею только после того, как были укушены.

Можно предложить следующие правила этического поведения в качестве ориентиров — общие указания, которые должны использо­ваться в качестве принуждения работать согласно своим моральным принципам. Они неабсолютные и, скорее, более похожи на приблизи­тельную систему мер, где единственно точный вариант невозможен. Они часто противоречат друг другу на практике, и иногда один вари­ант имеет гораздо больше преимуществ при стечении определенных обстоятельств. Но с этими принципами необходимо считаться.

Принципы сгруппированы в три кате­гории: персональная, профессиональная и всемирная этика.

Принципы персональной этики

Эти принципы могут быть названы моралью, поскольку они от­ражают общие ожидания каждого человека в любом обществе. Это такие принципы, которые мы пытаемся привить нашим детям и которых: ожидаем от других. Они включают:

• беспокойство за благополучие других;

• уважение права других быть самостоятельным;

• надежность и честность;

• добровольное подчинение закону (за исключением гражданско1 неподчинения);

• справедливость;

• отказ от несправедливого преимущества над другими;

• благотворительность, возможность приносить пользу;

• предупреждение вредных последствий.

Принципы профессиональной этики

В дополнение к тому, к чему стремятся все люди, человек, действуя в рабочей среде, берет на себя бремя дополнительной этической ответ­ственности. Например, профессиональные ассоциации имеют своды этических правил, которые задают необходимое поведение в пределах контекста профессиональной практики, как, например, медицина, право, учет, лесоводство или проектирование. Эти зафиксированные письменно установки обусловливают стандартное поведение, которое обычно основывается на принципах профессиональной этики, вклю­чающей:

• беспристрастность, объективность;

• прямоту, полное разоблачение;

• конфиденциальность;

• должное старание (обязанность заботы);

• точное исполнение профессиональных обязанностей;

• избежание потенциальных или явных конфликтов.

Принципы всемирной этики

Каждый из нас влияет на мир уже только тем, что просто существует (всегда мудро мыслить глобально!). Дополнительная мера ответственнос­ти устанавливается на уровне, соответствующем мировому, как, напри­мер, правительства и транснациональных корпораций (с увеличением мощи увеличивается и ответственность, хотим мы этого или нет).

Одним из элементов бремени руководства является возможность влиять на общество и совершать мировые дела (в положительном смысле). Может ли человек (или компания) быть поистине успешным, вызывая своей деятельностью человеческое страдание или нанося непоправи­мый ущерб окружающей среде? Современная и полная модель успеха должна также учитывать влияние на человечество и экологию. Принци­пы всемирной этики включают:

• соблюдение мирового законодательства;

• социальную ответственность;

• управление окружающей средой;

• взаимозависимость и ответственность за целостность;

• уважительное отношение к жилью.

Сосуществование принципов

Важно иметь в виду, что принципы персональной этики являются первой контрольной точкой в любой ситуации, включая уровни про­фессиональной и всемирной этики. Например, когда мы судим о том, была ли корпорация социально ответственной на международном уров­не, необходимо учитывать принципы личной ответственности как обя­зательное условие. Благотворительные вклады (возможность приносить пользу) могут ничего не значить, если корпорация не взяла на себя ответственности по сведению к минимуму ущерба, причиненного ее деловыми операциями (предотвращение вредных последствий).

Может наступить время, когда одни принципы сменят другие. На­пример, всемирные принципы однажды возьмут верх над другими дву­мя категориями. Скажем, вы инженер, который принужден продаж­ным военным диктатором проектировать сверхсекретный завод по производству биологического оружия. Если есть возможность сообщить об этом наблюдателям ООН, то международные и личные моральные принципы оправдывают разглашение конфиденциальной информации в целях защиты благоденствия всего человечества. Это, тем не менее, будет трудное решение, так как вам и вашей семье грозит опасность. Существует несметное количество ситуаций, которые никогда не све­дутся к простой формуле.

Абсолютные правила и универсальность

Всеобщий моральный кодекс не сводится к согласованной модели. Мораль никогда не может быть оформлена в виде принятого во всем мире списка абсолютных правил (даже убийство может быть оправда­но, например, в случае со снайпером, который отказывается вести переговоры).

Но есть обратные примеры этически ответственного поведения, которые наша совесть может использовать в качестве ориентиров. Как наглядный пример, некоторые библейские ученые предлагают перевод "Вам не следует" вместо "Вам нельзя" для десяти заповедей.

Как общие принципы, они могут применяться во многих направле­ниях. Например, фактически во всех культурах ценится надежность; но вместе с тем имеются различные точки зрения на то, всегда ли следует говорить правду. Это иллюстрируется восточными (в сравнении с за­падными) ценностями, которым отдается предпочтение. В принципе обе культуры согласны в том, что обман неэтичен, а прямодушие нрав­ственно, но непонимание может возникнуть тогда, когда вышеупомя­нутый принцип воплощается в жизнь иными путями, отражающими другие ценности и достоинства.

Подобные различия в понимании сущности нравственности заставляют многих людей сделать вывод о том, что нет стандартных универсальных этических принципов, и что моральная ответственность ее относится с культурным феноменом. Это опасный вывод, который освобождает нас от любой ответственности, исключая пределы наших собственных интересов, что предопределяется нашими расходящими­ся религиями или местными статус-кво.

Признаки профессионального разделения труда особенно отчетливо проявлялись в эпоху феодализма с ее многочисленными професси­ональными уставами, кодексами (цехов, гильдий, монахов, судей, Рыцарей). Первоначально эти кодексы выражали стремление предста­вителей господствующего класса закрепить за собой привилегию зани­жаться умственным трудом, и позднее они стали появляться и среди людей так называемых свободных, творческих профессий (художни­ков, актеров, писателей и др.). В период средневековья выросла целая Пирамида строго регламентированных нравственных отношений, сословно-корпоративных разграничений, обросшая косными моральны­ми правилами, казуистикой.

Социальные функции профессиональной этики

Поскольку профессиональная этика формируется на основе харак­терных обязанностей и задач профессии, на тех ситуациях, в которых могут оказаться люди в процессе выполнения этих задач, то первой и Равной социа1ьной функцией профессиональной этики является со­действие успешному решению задач профессии. Кроме того, профессиональная этика играет роль посредника, сочетающего интересы об­щества и профессиональных групп населения. Интересы общества выступают в профессиональной этике в форме долженствования, тре­бования, обязанности выполнения общественных задач, достижения общественных идеалов. Профессиональная этика участвует в согласова­нии интересов общества и личности в рамках данной социальной груп­пы; в этом также состоит одна из ее социальных функций.

Различные виды профессиональной этики имеют свои традиции, более или менее давние, что свидетельствует о преемственности ос­новных этических норм, выработанных представителями той или иной профессии на протяжении десятилетий. Профессиональная этика, таким образом, осуществляет связь и наследование прогрессивных модных ценностей в нравственных отношениях трудовой сферы общества; в этом также одна из важнейших социальных функций профессиональной этики.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: