Из опыта сотрудничества библиотечного психолога с отделением реабилитации в области библиотерапии




Кабачек О.Л.

Использование сказкотерапии на примере произведений Г.Х. Андерсена

 

В течение трех лет Владимирская областная детская библиотека тесно и плодотворно сотрудничает с Детским оздоровительно-образовательным центром г. Владимира. Работая психологом в ДООЦ, на базе библиотеки я консультирую детей, которые испытывают трудности в общении, самоопределении; родителей, которых беспокоит агрессивность, страхи, заниженная самооценка, гиперактивность их ребенка; провожу опросы.

Сама атмосфера библиотеки, богатый книжный фонд, оформление её залов способствует успешному применению в консультировании книги.

Работая с ребенком, я наиболее часто обращаюсь к сказке. Многие люди, услышав слово "сказка", вдруг сразу вспоминают волшебные истории: "Сказка - это что-то волшебное! Чудо. То, чего не может быть в реальности. Проявление необычных сил". Известно, что наши предки, воспитывая детей, рассказывали им истории, из которых становился ясным смысл поступка. Современному ребенку недостаточно просто прочитать сказку, поговорить о сюжете. С ним необходимо осмыслить её и найти скрытый смысл.

В своей работе я часто обращаюсь к творчеству Г.Х. Андерсена. Ведь его произведения многоплановы, обращены одновременно и к ребенку, и к взрослому, в них органично пе-реплетаются реальность и волшебство.

Грустный взгляд, опущенные плечи, неуклюжая походка и ощущение, что он самое ничтожное существо на свете. Таким входит в мой кабинет ребенок. Глядя на него, сразу возникает мысль о "Гадком утенке". Конечно, мы взрослые можем сказать: "Потерпи! Это такой возраст. Лет через пять будешь красавцем или красавицей. Превратишься в прекрасного лебедя". Но в 13 лет хочется жить, а не ждать. Да и каким может быть разочарование, если в 18 лет зеркало все же не покажет, что ты красавец.

Прежде чем преступить к осмыслению сказки, я рассказываю о том, что более ста лет назад в Дании жил мальчик. Это был очень некрасивый ребенок. Взрослые и дети высмеивали его внешность. Прошу представить, каково жилось ему среди людей. Мог ли хоть кто-нибудь любить такого ребенка? Родители. Мама часто говорила: "Ты в жизни все равно многого добьешься, потому что у тебя доброе сердце". Все так и произошло. Мальчик вырос и стал знаменитым, хотя внешность его так и осталась несимпатичной.

О ком же идет речь в "Гадком утенке"? Утенок - это мальчик, птицы - это окружающие его люди. Чему же учит нас эта сказка? Какой урок преподнесли пережитые страдания? Ответы на эти вопросы содержатся непосредственно в тексте самого произведения: "Он не красив, но у него доброе сердце, и плавает он не хуже, смею даже сказать - лучше других… Я думаю, что он возмужает и пробьет себе дорогу!", "… Не беда появиться в утином гнезде на свет, если ты вылупился из лебединого яйца! Теперь он был рад, что перенес столько горя и бедствий, - он лучше мог оценить свое счастье и все окружающее его великолепие".

В сказках Андерсена можно найти полный перечень человеческих проблем и образные способы их решения. Размышления над прочитанной сказкой помогают ребенку постепенно найти ответы на свои вопросы.

Книга - не только источник познания. Она помогает разобраться в себе, в своих отношениях с окружающим миром. Это подтверждают и результаты опроса, проведенного в Областной детской библиотеки в январе 2001 года. Для 49% опрошенных книга является другом, советчиком в решении жизненных проблем, помогает формировать характер.

В условиях детской библиотеки психолог может интересно и продуктивно работать в востребованной сегодня области - библиотерапии.

 

Из опыта сотрудничества библиотечного психолога с отделением реабилитации в области библиотерапии

Наши экспериментально-психологические исследования предыдущих лет показали, что подростки с онкологическими заболеваниями представляют особую читательскую группу /1/, /2/. В процессе литературного творчества и восприятия художественных произведений у этих детей обнаружились следующие феномены: 1) В тексте "Моя история про Интернет" подростки и старшеклассники, увлекающиеся компьютерными играми, в отличие от своих здоровых сверстников чаще описывают насилие и положительно относятся к нему. В большинстве случаев негативные эмоции, "выплеснутые" в тесте, неуправляемы (а иногда и немотивированы); 2) В литературно-творческих работах подростков в той или иной форме отражается тревожащая их жизненная ситуация. Специфическим мотивом для подростков с онкозаболеванием является мотив смерти и ее преодоления (жизнь как главная ценность), а также поиск и нахождение ценностей, способных это положение опровергнуть (то есть превысить ценность самой жизни). Характерно, что последнее наблюдалось не в первых работах подростков, а последующих, т.е. явилось следствием проделанной библиотерапевтической работы. Неспецифическим и ситуативным мотивом является изоляция - отграниченность от внешнего мира (у 100% испытуемых хирургического отделения) и связанные с ним мотивы однообразия жизни и неприспособленности к обычной жизни, жизни вне "ограды". У 40% испытуемых появился неожиданный мотив пониженных умственных способностей главного героя (заниженная самооценка также вследствие изоляции от "большого мира"?).

Для коррекции указанных выше феноменов нами были разработаны библиотерапевтические занятия с подростками, тематика которых, по предложению психолога отделения реабилитации Института детской онкологии и гематологии РАМН Е.Н. Сухановской, отражала даты народного календаря (поскольку все творческие виды деятельности, в которые были вовлечены подростки отделения, опирались на народное творчество).

Подросткам предлагалось прослушать одно незаконченное остросюжетное произведение (чтение которого или проигрывание по ролям прерывалось на самом интересном месте), а затем, разбившись на команды (пары) или индивидуально написать собственную версию окончания истории. После сбора всех версий они зачитывались вслух, в том числе и авторское окончание произведения. Далее тексты собирались в книгу, которая иллюстрировалась рисунками детей и фотографиями сделанных ими керамических игрушек, изображающих персонажей истории. Единственным скептиком в отношении возможностей детского литературного творчества (и, соответственно, возможностей библиотерапии в отделении) была, как не трудно догадаться, учительница литературы. "Дети тупые! Ничего не читают, им не интересно", - заявила она в самом начале нашей деятельности. Однако интеллигентнейший человек, заведующий отделением, доктор медицинских наук Г.Я. Цейтлин мужественно отстоял перед дирекцией больничной школы идею эксперимента по библиотерапии.

Не ожидая быстрых результатов, мы начали работу.

Мне, как "писательнице", предстояло попробовать себя в непривычном жанре святочной истории. Начало пьесы должно было увлечь подростков.

Задача психолога отделения Е.Н. Сухановской была куда сложней: ей предстояло в дни зимних каникул нейтрализовать учительницу.

Впоследствии оказалось, что найденная нами схема библиотерапевтических сессий подходит для работы в реабилитационном отделении данного профиля. Суть ее заключалась в следующем. Незаконченные сюжеты, предлагавшиеся подросткам для восприятия и дописывания, содержали элементы русских народных праздников (этнографический и фольклорный материал дает возможность глубоко проработать оппозиции "жизнь - смерть", "здоровье - болезнь", "счастье - несчастье" и пр.); однако жанры пьесы, киносценария и рассказа, выступавших в разные "сессии" в качестве стимулирующего подростковое творчество материала, обязательно содержали фантастические и детективные линии, прием путешествия героев-сверстников во времени и/или пространстве, юмористические и сатирические моменты. Диалог культур, наведение мостов между современностью и прошлым - это способ снять отчуждение юного поколения от традиционной культуры, попытка приблизить к современникам ценности, образы, идеи прошлого. Но это означает развитие самоидентификации личности в Истории и Культуре, условие нахождения себя в цепи поколений, осмысление и присвоение национального и мирового культурного наследия - что само по себе имеет огромное терапевтическое значение. (Смертно единичное "Эго" индивида, тогда как "Мы" - следствие принадлежности к Культуре - бессмертно).

Второй терапевтический, гармонизирующий личность фактор - присвоение подростками позиции Автора, которая характеризуется мудрым - объективным и всесторонним взглядом на описываемое /2/.

В сочиненных нами библиотерапевтических произведениях были заложены также особые приемы коррекции негативных феноменов (страха смерти, пессимизма, чувства отчужденности от социума, заниженной самооценки, ощущения собственной невостребованности, изоляции и боязни происходящих в "большой жизни" событий).

Так, в первом нашем библиотерапевтическом опусе - пьесе "Чудесная подкова", центральным моментом является проработка мотива избавления от "страха смерти" (реплика героя-подростка, обращенная к своему товарищу относительно прихода ряженой Смерти: "Ты что, боишься, что ли?"). Проработка происходит следующим образом: 1) выбранный жанр святочной истории предполагает непременный хороший конец после драматических и даже трагических событий - вмешательство чуда, потусторонних сил в жизнь людей; 2) смерть оказывается "ненастоящей": злоумышленник рядится в саван, чтобы до смерти напугать своего хозяина; 3) виновник в страхе пред смертью персонифицирован (и как бы отделен от слушателей и авторов пьесы - больных онкозаболеванием, обладающих этим страхом в реальной жизни) - это приказчик Никифор, из корыстных побуждений разыгрывающий спектакль перед недалеким и мнительным стариком-боярином; 4) главный фабульный стрежень пьесы - разоблачение этого проходимца, то есть разоблачение виновника страха перед смертью; 5) поиски и обсуждение приемов разоблачения самозванца занимают так много места, что страх постепено рассасывается; 6) в сцене разоблачения страшная Смерть с косой в саване и на ходулях оказывается ничтожным, трусливым человечком, вызывающим у зрителей брезгливое недоумение; 7) в сцене возвращения в свое время главных героев - подростков из отделения реабилитации - профессор, плача, восклицает: "Живые, здоровые!" (по механизму это что-то вроде настроя Г. Сытина); 8) в пьесе активно действуют и помогают людям бессмертные существа: домовой, банник, призрак жившего сто лет назад кузнеца (мотив жизни после смерти); 9) пьеса носит юмористический характер (снятие страха смехом). Связанный с предыдущим мотив "здоровье - болезнь" реализуется в пьесе посредством: 1) создания позитивного отношения к отделению реабилитации: реплики всеобщего любимца домового Кузи, пожелавшего переселиться в это отделение, в Липки: "Там раздолье. Там веселей" (коррекция описанного выше мотива "ограды"); 2) подразумевается, что домовой Кузя, переселившись в Липки, становится хранителем ребят (как бы делится с ними частицей своего бессмертия и здоровья).

Мотив "избавление от страха жизни в современном мире" разрабатывается посредством: 1) сравнения разных эпох (в каждой эпохе свои плюсы и минусы); 2) позитивной оценки современной жизни: "сейчас все нормализовалось"; 3) утверждение непреходящих национальных культурных ценностей (прошлое переходит в настоящее); 4) юмористическое отношение к драматическим событиям: жанр пьесы - не только святочная история, но и комедия положений (водевиль).

Мотив "преодоления заниженной самооценки" подростков разрабатывается следующим образом: 1) самые смелые, изобретательные и удачливые герои пьесы - как раз подростки; взрослые герои (не считая бессмертных существ), как правило, либо глуповаты и ограничены, либо трусоваты, либо хронические неудачники; 2) подростки меняются на протяжении пьесы, находятся в развитии; путешествие в прошлое и успехи в решении трудной задачи являются для них стимулом для самосовершенствования, самообразования.

"Мне отметки нужны! Буду проверять вашу грамотность!" - заявила радостно учительница во время занятия. (Литераторша перепутала психотерапевтическую сессию с уроком развития речи). Несмотря на это зловещее замечание, дети не бросили литературное творчество.

Анализ вариантов продолжения пьесы, сочиненных подростками, позволил выявить дополнительные приемы библиотерапии. Ценность их состоит в том, что они введены в пьесу самостоятельно самими ребятами, т.е. являются внутренними психологическими механизмами терапии творчеством (вероятно, неосознаваемыми).

В работе старшей группы (в которой преобладали мальчики-старшеклассники) центральный мотив "преодоления страха смерти" гораздо более детально, пошагово разработан, чем у автора-психолога!

1-ый шаг: в сцене погони за служанкой Марфой (у старшей группы сочинителей именно она является самозванкой-Смертью) отвлечение главных героев на препирательства друг с другом есть обозначение барьера перед поимкой виновника в страхе перед смертью, показатель боязни "поставить точки над i", разрушить прежний стереотип, невротический комплекс. 2-ой шаг: "ступор" героев преодолевается другим персонажем - бессмертным (то есть не подверженным страху смерти) домовым Кузей: он кричит ребятам: "Что вы здесь стоите? Бежим за ней...". 3-ий шаг: тот же Кузя спрашивает кузнеца: "Ты еще не забыл, как выглядит молот? Закуй ее в цепи, пожалуйста". Кузнец заковывает Марфу. (Опять внутренний диалог авторов по поводу требуемого поведения: "Почему этого не делаешь? Сможешь? - Смогу"). Смысл этого действия кузнеца - фиксация и локализация невротического комплекса (его источника). Интересно, что мотив фиксации, "запирания" ("Надо их запереть куда-нибудь") прозвучал в пьесе незадолго до этого, в сцене ссоры между героями-подростками. (То есть он уже как бы нащупывался авторами). 4-ый шаг: отправка злоумышленницы Марфы не просто в прошлое, а в доисторическое время, к тупиковой ветви эволюции - динозаврам - означает использование смерти в позитивной эволюционной работе (смерть не трогает людей, но выбраковывает "неправильных" и страшных, вредящих другим существам, продуктов эволюции). То есть возникновение идеи смерти как позитива (полная трансформация исходного страха?). В работе младшей группы (в которой преобладали девочки - младшие подростки) интересен мотив "помощи компетентного взрослого": профессор здесь не комическая, но героическая фигура - он смело отправился на машине времени в прошлое сразу вслед за ребятами, а не ждет их (как в авторском варианте) в настоящем, стеная и жалуясь. В то же время потусторонние существа (домовенок Кузя, призрак кузнеца Архипа и пр.) здесь явно "десакрализированы" - они оказываются не выше героев-подростков по своим качествам и статусу, а ниже - объектом их заботы и дружеской насмешки. Но подробно проработанная комическая девальвация (профанация) бессмертных существ - тоже психотерапевтический прием (человек явно выше их, т. е. еще более бессмертен - по-другому бессмертен!).

Таким образом, по ходу текста наблюдается переход авторов - младших подростков - от менее удачного способа реагирования на проблемную ситуацию (от пассивности, ожидания, что кто-то более сильный справится за тебя с твоими обстоятельствами, - к активному действию).

Очевидно, что подобные библиотерапевтические методики могут быть эффективны не только при работе с подростками и старшеклассниками, страдающими онкологическими заболеваниями, но и с их сверстниками, имеющими угрожающий жизни диагноз, либо по причине тяжелого заболевания "выпавших" из социума. Проводить такую работу должен профессиональный психолог в сотрудничестве с врачами-реабилитологами. Привнесение дополнительных педагогических задач в процесс библиотерапии (развитие речи, проверка грамотности и т.п.), к чему весьма склоняются школьные учителя, - крайне нежелательно. Равно как и поползновения всякого рода "культмассовых" работников (привлеченных радостной атмосферой творчества, кажущейся легкостью импровизации в ходе группового сочинительства) на превращение психотерапевтической сессии в показательное массовое мероприятие типа соревнования команд по "бегу в мешках".

А профессионалам желаем удач на этом трудном пути.

--------------------------------------------------------------------

1. Кабачек О.Л. Размышления психолога о литературных работах детей с ограниченными возможностями, присланных на конкурс "Пишем книгу вместе" // Коррекционно-развивающая работа с детьми и подростками в условиях детской библиотеки: Сб. ст. Вып. 2. / Ред.-сост. О.Л.Кабачек. - М.: РГДБ, РГБС, 1999. - С. 104 -122.

2. Кабачек О.Л. Сказка в век компьютера. - М.: "Издательство Либерея", 2001. - 208 с.

________________________________________

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: