Прочитайте текст и выполните задания 17–20




Академическая грамотность

Функциональная грамотность

Читательская грамотность

Пробный вариант единого государственного экзамена по ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ

Ответом к заданиям 1–16 является последовательность цифр. Ответы запишите в поля ответов в тексте работы, а затем перенесите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номеров соответствующих заданий, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами.

Часть 1

1. Ниже приведён перечень признаков. Все они, за исключением двух, характеризуют понятие «научное познание».

1) объективность; 2) рациональность; 3) достоверность; 4) чувственность; 5) бессистемность; 6) универсальность.

 

Найдите два признака, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

 

   

 

Ответ:

 

2. Выберите верные суждения о человеке и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Каждый человек обладает биологической индивидуальностью.

2) Человека как личность отличает умение защищаться от врагов.

3) Человек, в отличие от других живых существ, обладает способностью к целенаправленной, в том числе творческой, деятельности.

4) Социальная природа человека проявляется в анатомо-физиологических чертах, строении различных систем и органов, инстинктах и рефлексах.

5) Общественные потребности человека реализуются в его социальных взаимодействиях.

 

Ответ: ___________________________

 

3. Установите соответствие между признаками и типами общества: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

ПРИЗНАК ТИП ОБЩЕСТВА
А) сословный тип стратификации Б) многообразие видов собственности В) технологические инновации Г) преобладание ручного труда Д) непрерывность образования 1) традиционное 2) информационное
А Б В Г Д
         

 

Ответ:

 

 

4. В стране Z проводится реформа образования. Какие факты свидетельствуют о том, что реформа направлена на гуманизацию образования? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) увеличение количества учебных предметов

2) сокращение времени изучения естественных наук

3) ориентация на интересы и склонности ученика

4) применение технологий, сберегающих здоровье

5) уделение особого внимания нравственному воспитанию

 

Ответ: ___________________________

 

5. Выберите верные суждения о финансовых институтах и запишите номера, под которыми они указаны.

1) Финансовыми институтами называют организации, участвующие в финансово-кредитной системе.

2) Коммерческие банки занимаются привлечением сбережений домохозяйств.

3) Центральный банк осуществляет денежные расчёты между гражданами и организациями.

4) Коммерческие банки осуществляют монопольную эмиссию денег.

5) Финансовые институты оказывают услуги по переводу средств и предоставлению займов.

 

Ответ: ___________________________

 

6. Установите соответствие между примерами и видами налогов и сборов в соответствии с Налоговым кодексом РФ: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРИМЕРЫ ВИДЫНАЛОГОВ И СБОРОВ В РФ
А) налог на имущество организаций Б) водный налог В) транспортный налог Г) торговый сбор Д) акциз 1) региональные 2) местные 3) федеральные

 

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

 

А Б В Г Д
         

 

Ответ:

 

 

7. Гражданин Пирамидов является индивидуальным предпринимателем. Каждое лето он уезжает в отпуск на море, а свою квартиру сдает в аренду. Несколько лет тому назад Пирамидов приобрел акции одного из предприятий-конкурентов. Кроме того, гражданин Пирамидов на постоянной основе помогает приюту для животных. Найдите в приведённом списке источники доходов гражданина Пирамидова и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) выплаты приюту

2) доходы от предпринимательской деятельности

3) социальные выплаты на ребенка

4) рента

5) доход от ценных бумаг

6) налоговые отчисления

 

Ответ: ___________________________

 

8. Найдите в приведённом ниже списке примеры, иллюстрирующие применение формальных позитивных санкций, и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) К. присвоили звание «Заслуженный учитель РФ».

2) Коллеги похвалили С. за хорошо выполненный доклад.

3) В. получил на заводе премию за своё изобретение.

4) Л. присвоена степень доктора физико-математических наук.

5) Выступление учеников 10 класса на празднике «Последнего звонка» вызвало аплодисменты.

 

Ответ: ___________________________

 

9. С начала 2000-х гг. в странах Z и Y проводились реформы государственной власти. Социологической службой был проведён опрос совершеннолетних граждан обеих стран. Им задавали вопрос: «Как Вы считаете, должна ли деятельность парламента контролироваться правительством?»

Результаты опроса (в % от числа отвечавших) представлены в диаграмме.

 

Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе диаграммы, и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) В стране Z половина опрошенных считают, что деятельность парламента должна в полной мере контролироваться правительством.

2) В стране Z доля тех, кто считают, что все ветви власти должны быть независимыми, меньше доли тех, кто не интересуются политикой вообще.

3) В стране Y около трети опрошенных считают, что деятельность парламента должна в полной мере контролироваться правительством.

4) В стране Y доля тех, кто считают, что все ветви власти должны быть независимыми, больше доли тех, кто считают, что деятельность парламента должна в некоторой степени контролироваться правительством.

5) Доля тех, кто не интересуются политикой, в стране Y ниже, чем в стране Z.

 

Ответ: ___________________________

 

10. Выберите верные суждения о функциях политической партии в демократическом обществе и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Политические партии участвуют в организации, подготовке и проведении парламентских выборов.

2) Политические партии участвуют в судопроизводстве.

3) Политические партии мобилизуют граждан на осуществление политических действий.

4) Политические партии участвуют в формировании правоохранительных органов.

5) Политические партии проводят организационные мероприятия среди партийного актива.

 

Ответ: ___________________________

 

11. В государстве Z президент избирается членами обеих палат парламента. Какая дополнительная информация свидетельствует о том, что государство Z является парламентской республикой? Запишите соответствующие цифры.

1) Парламент является постоянно действующим органом.

2) Парламент может отправить правительство в отставку.

3) Глава государства избирается парламентом.

4) Главой правительства становится лидер победившей на выборах в парламент партии.

5) Парламент избирается на основе всеобщего и равного избирательного права.

6) Главной функцией правительства является разработка и принятие законов.

 

Ответ: ___________________________

 

12. Что из перечисленного относится к личным (гражданским) правам гражданина РФ? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) право на неприкосновенность частной жизни

2) право на защиту деловой репутации

3) право на социальное обеспечение

4) право на труд

5) право на жизнь

 

Ответ: ___________________________

 

13. Установите соответствие между функциями и субъектами государственной власти Российской Федерации, которые их исполняют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца

ФУНКЦИИ СУБЪЕКТЫГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ РФ
А) назначение выборов Президента РФ Б) утверждение военной доктрины В) управление федеральной государственной собственностью Г) разработка федерального бюджета Д) объявление амнистии 1) Президент РФ 2) Правительство РФ 3) Государственная Дума 4) Совет Федерации

 

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

 

А Б В Г Д
         

 

Ответ:

 

 

14. Выберите верные суждения о субъектах гражданского права и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Юридические лица – это организации, имеющие право участвовать в гражданско-правовом обороте.

2) Лица без гражданства не могут являться субъектами гражданского права.

3) Несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет вправе самостоятельно распоряжаться своими заработками, стипендией и иными доходами.

4) Гражданская дееспособность физического лица возникает с момента рождения человека.

5) Гражданская правоспособность юридического лица возникает с момента его регистрации в установленном законом порядке.

 

Ответ: ___________________________

 

15. Установите соответствие между участниками уголовного судопроизводства и стороной, которую они представляют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

УЧАСТНИКИ УГОЛОВНОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА СТОРОНА УГОЛОВНОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА
A) прокурор Б) адвокат B) следователь Г) потерпевший Д) обвиняемый 1) обвинение 2) защита

 

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

 

А Б В Г Д
         

 

Ответ:

 

 

16. Марине 13 лет. Найдите в приведённом списке права, отражающие её правовой статус, и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) быть заслушанной в ходе судебного разбирательства по определению места жительства при разводе родителей

2) самостоятельно участвовать в детском общественном объединении

3) самостоятельно зарегистрировать на своё имя юридическое лицо

4) самостоятельно распоряжаться своими заработком, стипендией и иными доходами

5) самостоятельно совершать мелкие бытовые сделки

6) заключать трудовой договор (работа курьера) с согласия родителей

 

Ответ: ___________________________

 

Не забудьте перенести все ответы в бланк ответов № 1
в соответствии с инструкцией по выполнению работы.
Проверьте, чтобы каждый ответ был записан в строке с номером
соответствующего задания.

Часть 2

Для записи ответов на задания этой части (17–25) используйте БЛАНК
ОТВЕТОВ № 2. Запишите сначала номер задания (17, 18 и т.д.), а затем
развёрнутый ответ на него. Ответы записывайте чётко и разборчиво.
Обратите внимание!
Не следует в развёрнутом ответе на любое из заданий 17–25 приводить
больше позиций (признаков, характеристик, примеров, аргументов и т.д.),
чем требуется в задании. Неточности и ошибки в «дополнительных»
элементах ответа могут привести к снижению балла за выполнение

 

Прочитайте текст и выполните задания 17–20

Индивидуум может быть справедливо принуждаем совершать некоторые положительные действия ради пользы других людей. Та сфера человеческой жизни, которая имеет непосредственное отношение только к самому индивидууму, и есть сфера индивидуальной свободы. Сюда принадлежит, во-первых, свобода совести в самом обширном смысле этого слова, абсолютная свобода мысли, чувства, мнения касательно всех возможных предметов, и практических, и научных, и нравственных. С первого взгляда может показаться, что свобода выражать и опубликовывать свои мысли должна подлежать совершенно иным условиям, так как она принадлежит к той сфере индивидуальной деятельности, которая касается других людей; но на самом деле она имеет для индивидуума почти совершенно такое же значение, как и свобода мысли, и в действительности неразрывно с нею связана. Во-вторых, сюда принадлежит свобода выбора и преследования той или другой цели, свобода устраивать свою жизнь сообразно со своим личным характером, по своему личному усмотрению, к каким бы это ни вело последствиям для меня лично, и если то люди не имеют основания вмешиваться в то, что я делаю, как бы мои действия ни казались им глупыми, предосудительными, безрассудными. Отсюда вытекает третий вид индивидуальной свободы, подлежащий тому же ограничению, – свобода действовать сообща с другими индивидуумами, соединяться с ними для достижения какой-либо цели, которая не вредна другим людям; при этом предполагается, конечно, что к действию сообща привлекаются люди совершеннолетние, и притом не обманом и не насилием. Не свободно то общество, какой бы ни была его форма правления, в котором индивидуум не имеет свободы мысли и слова, свободы жить, как хочет, свободы ассоциаций, - и только то общество свободно, в котором все эти виды индивидуальной свободы существуют абсолютно и безразлично одинаково для всех его членов. Каждый индивидуум есть лучший сам для себя охранитель своего здоровья, как физического, так и умственного, и духовного. Не только в доктринах мыслящих индивидуумов, но и вообще в людях заметна возрастающая склонность к расширению господства общества над индивидуумом как через общественное мнение, так и через посредство закона далее должных пределов; и так как все изменения, совершающиеся в существующих порядках, обнаруживают тяготение к усилению общества и к ослаблению индивидуума, то чрезмерное увеличение власти общества над индивидуумом представляется нам не таким злом, которое обещало бы со временем прекратиться само собою, а, напротив, это такое зло, которое всё более и более растёт.

 

17. Какие три вида индивидуальной свободы названы в тексте? (выпишите соответствующий фрагмент). Какой ограничитель индивидуальной свободы человека приведён автором? Какие условия привлечения свободного индивидуума к действиям сообща приведены в тексте?

 

18. Автор рассуждает о сферах индивидуальной свободы. Используя обществоведческие знания, объясните смысл понятия «свобода». (В объяснении смысла / определении понятия должно быть указано не менее двух существенных признаков. Объяснение/определение может быть дано в одном или нескольких распространённых предложениях).

 

19. Приведите три примера положительных действий, к которым «индивидуум может быть справедливо принуждаем... ради пользы других людей», и к каждому примеры дайте краткое объяснение того, в чём состоит польза для других людей. (Сначала приведите пример, а затем дайте соответствующее объяснение). (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто). (В каждом случае сначала приведите пример, затем укажите отрасль. Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто).

 

20. Опираясь на обществоведческие знания, сформулируйте три суждения о том, что «каждый индивидуум есть лучший сам для себя охранитель своего здоровья, как физического, так и умственного, и духовного». (Каждое суждение должно быть сформулировано как распространённое предложение).

21. На графике изображено изменение ситуации на рынке парикмахерских услуг г. Москва. Кривая спроса переместилась из положения D в положение D1 при неизменном предложении S. (На графике Р – цена товара; Q – количество товара).

 

Как изменилась равновесная цена?

Что могло вызвать изменение спроса? Укажите любое одно обстоятельство (фактор) и объясните его влияние на спрос. (Объяснение должно быть дано применительно к рынку, указанному в тексте задания).

Как изменится предложение и равновесная цена на данном рынке, если количество парикмахерских увеличится при прочих равных условиях?

 

22. Ещё в начале прошлого века женщины во многих странах не обладали избирательным правом. К примеру, во Франции они получили его только в 1944 г., в Италии – в 1945 г. Почти повсеместно и сегодня к выборам в национальные парламенты не допускаются иностранцы. Часто встречается ситуация, когда в парламент избирают по партийным спискам, представленным партиями.

Какие два вида избирательных цензов (ограничений) отмечены в тексте условия? Назовите ещё один. Какая избирательная система упомянута в тексте? Назовите ещё один признак данной системы.

 

23. Конституция Российской Федерации утвердила республиканскую форму правления в Российской Федерации.

На основе положений Конституции Российской Федерации приведите три

подтверждения этой характеристики.

(Каждое подтверждение должно быть сформулировано как распространённое предложение с опорой на конкретное положение Конституции Российской Федерации. Обратите внимание на то, что правильное выполнение задания не требует указания в ответе номеров соответствующих статей Конституции РФ и дословного воспроизведения их содержания).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-12-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: