Проективная методика «Три желания». (Нгуен М.А.,2008).




АКТУАЛЬНОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

Воробьёва Лариса Николаевна

студент, Челябинского государственного университета,

Россия, г. Челябинск

Веденеева Екатерина Владимировна

научный руководитель, кандидат психологических наук,

Челябинский государственный университет, Россия, г. Челябинск

Дошкольный возраст является периодом приобщения ребенка к миру общечеловеческих ценностей, это время установления первых отношений с людьми. Важную роль в развитии личности ребенка играет процесс умения познавать себя, выражать свои эмоции, понимать своё эмоциональное состояние и собеседника, по возможности учитывать это в процессе общения, игры или другой деятельности.

К сожалению общая социальная ситуация повсеместного прагматизма, ориентировки на достижение целей, нередко весьма спорных, любыми средствами, ведет к тому, что часто страдает сущностная, процессуальная сторона жизни. Мы просто забываем, что можно радоваться солнцу, звёздам, весеннему изобилию природы или первой снежинке, успехам окружающих нас людей, проявлять сочувствие к другим, прислушиваться к себе и т. д. Такой же, «взрослый» образ жизни часто навязывается и детям, тем самым, лишая их возможности «проживать» своё детство.

Статистика поводов обращения родителей за консультацией к психологу детского сада, показывает, что большая часть вопросов, связана с поведенческими и эмоциональными проявлениями детей. Родители часто оказываются беспомощными в этих ситуациях. Конечно, одних это злит, кого- то расстраивает или пугает, но пытаясь «сохранить лицо», взрослые чаще выбирают стратегию на запрет эмоций: «Не реви, не кричи, замолчи, перестань, сейчас не время…». Итак, ребенку отражается, что его не хотят слышать, ему не помогают понять, что он чувствует, и что, поэтому себя так ведет. В результате, и сам взрослый не видит главного - потребности ребенка, и не может предложить ничего конструктивного, чтобы изменить ситуацию.

В целом, способность распознать собственные чувства и эмоции, умение вызвать нужные нам эмоции созидания, управлять разрушительными эмоциями и чувствами; понимать эмоции и чувства других, чтобы выстраивать на основе этого понимания конструктивные взаимоотношения с окружающими и есть – эмоциональный интеллект.

С целью дальнейшего консультирования родителей, с их согласия, было проведено исследование уровня эмоционального интеллекта у детей.

Базой стал МБДОУ «Детский сад № 375 г. Челябинска». Характеристика выборки: 58 детей двух общеобразовательных и одной комбинированной (8 детей – дети с ТНР) подготовительных групп (возраст детей 6,5 - 7 лет), 58 родителей. Диагностируются компоненты эмоционального интеллекта старших дошкольников:

- эмоциональная ориентация ребёнка – на мир вещей или на мир людей;

- эмоциональная ориентации ребёнка – на себя или на других;

- cтепень готовности ребёнка учитывать эмоциональное состояние другого человека;

- характера проявлений эмпатических реакций и поведения у детей.

Результаты эмпирического исследования

Проективная методика «Дорисовывание: мир вещей – мир людей – мир эмоций». (Нгуен М.А., 2008).

Низкий уровень отмечен у 14 детей – это 24%, эти дети чаще всего превращают геометрические фигуры в предметные изображения (цветок, солнце, метеорит или камень, шарик, снеговик, дом, ракета, часы) либо рисунок животного, чаще игрушечного. Средний уровень был отмечен у 32 детей – это 55% группы (наряду с изображением предметов или животных, присутствуют изображения человеческого лица, очень редко - человека в целом). Высокий уровень показали 12 детей – это 21% группы. Для этих детей свойственно рисовать именно человека (выражено его эмоциональное состояние или он дан в движении).

Таким образом, мы можем наблюдать тенденцию постепенного переориентирования детей с предметного мира на мир социального - людей, их эмоций, отношений.

Проективная методика «Три желания». (Нгуен М.А.,2008).

Результаты диагностики по методике «Три желания» позволяют говорить, что большая часть детей, в данном случае, думают об удовлетворении только своих запросов. Это характерно для 27 детей (46% выборки). На их рисунках изображены разнообразные игрушки: для девочек характерны куклы, мягкие игрушки, наборы мебели и одежды для кукол, для мальчиков - роботы, разнообразные машины, оружие, лего-конструкторы, сладости. Кроме этого и те, и другие часто рисуют разного рода гаджеты или «волшебную» палочку для исполнения всех своих желаний. Желания для других (обычно это члены семьи) обязательны, в этом случае только для 15 детей (26% от выборки), и время от времени появляются в рисунках еще 16 детей (28% от выборки) сегмента среднего уровня.

В целом, отмечаем общую тенденцию, как достаточно низкий показатель развития ориентации детей на других людей.

Методика «Что – почему – как». Использована для определения степени готовности ребёнка учитывать эмоциональное состояние другого человека, сопереживать, заботиться о нём. (Нгуен М.А.,2008). Ребёнок, отвечая на три вопроса, должен решить определенную проблему, связанную с отношениями между детьми, оценкой ситуации и пониманием эмоционального состояния других людей. Используется метод «незавершенных предложений».

Данные показывают, что подавляющее большинство – 30 детей (52 % выборки) демонстрируют низкий уровень готовности учитывать состояние другого человека, сопереживать. Эти дети или совсем не понимают вопроса и молчат, или начинают пересказывать ситуацию, часто изменяя сюжет, либо ссылаются на чувства самого героя, что ему обидно, когда обижают его младшего брата (сестру), ведь он то, любит его. 20 детей (34% выборки) – частично ориентируются на эмоциональное состояние другого человека и показывают способность ему сочувствовать. Они отмечают, что самому младшему брату (сестре) обидно, когда над ними смеются, но их герои ограничиваются угрозами, требованием не делать так или обещанием пожаловаться взрослым.

Всего 8 детей (14% выборки) склонны к конструктивному решению проблемы. Они отвечают, что объяснили бы обидчикам ситуацию, чувства и переживания младшего брата (сестры) или любого на их месте и почему не надо так поступать. Их ответы и прогнозируемое поведение говорят о высоком уровне сопереживания и готовности учитывать эмоциональное состояние другого человека.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: