Тема 13. СССР во второй половине 1920-х – 30-х гг. Формирование советского общества.




1. Политический и социально-экономический кризис начала 20-х гг. Переход от военного коммунизма к НЭПу. Сущность и содержание политики НЭПа. Экономические итоги НЭПа, кризисы НЭПа.

2. Создание СССР. Первая Конституция СССР.

3. Борьба за власть в коммунистической партии после смерти В.И. Ленина: политические и идеологические предпосылки, этапы, причины победы И.В. Сталина.

4. Внешняя политика Советского государства в 1920-х гг. «Полоса признания» советского государства.

5. Сталинская «социалистическая модернизация»:

5.1. Свёртывание НЭПа: причины и оценки. Политика сплошной коллективизации сельского хозяйства, ее экономические и социальные итоги и последствия.

5.2. Форсированная индустриализация: предпосылки, источники, методы осуществления. Итоги первых пятилеток.

6. Политическое развитие СССР в 1930-х гг.:

6.1 Конституция 1936 г. и становление тоталитарного режима.

6.2 Политические репрессии 1930-х гг.

6.3 Складывание «культа личности Сталина»: причины и сущность.

7. Развитие советской культуры в 1930-х – начале 1940-х гг. и трагедия русской интеллигенции.

8. Международное положение и внешняя политика СССР в 1930-е гг:

8.1. Попытки противостояния росту нацизма и фашизма в Европе, причины их неудачи.

8.2 «Пакт Молотова-Риббентропа»: причины, содержание и оценки.

 

¨ Вопросы для сообщения:

1. Антоновское восстание.

2. Л.Д. Троцкий: политический портрет.

3. Г.Е. Зиновьев: политический портрет.

4. Н. И. Бухарин: политический портрет.

5. Г.В. Чичерин – глава советской дипломатии в 1920-х годах.

6. И.В. Сталин: исторический портрет.

7. Повседневная жизнь советского общества в 30-е гг.

8. Стахановское движение.

Методические указания студентам:

При изучении темы необходимо обратить внимание на экономическое развитие советского государства после Гражданской войны. Выделить основные отличия НЭПа от политики военного коммунизма, обозначить причины перехода к НЭПу.

При рассмотрении политического развития следует проанализировать проекты по созданию СССР, проанализировать Конституцию СССР, структуру центральных и местных властей, их полномочия.

При изучении внешней политики в 1920-х годах необходимо обратить внимание на то, что этот период принято называть «полосой признания Советского Союза». Необходимо определить какие государства установили экономические и дипломатические отношения с СССР в 1920-х годах, сто препятствовало признанию Советского Союза на международной арене.

Излагая ход коллективизации, обратите внимание на эволюцию подхода к выбору темпа и методов ее проведения. Коллективизация осуществлялась насильственный путем, сопровождалась перегибами и репрессиями. Это выражалось и в обобществлении имущества, не подлежащего обобществлению (птицы, мелкого инвентаря, личного имущества, личные сбережения), в арестах и ссылках, не желающих вступать в колхоз. Массовый характер обрело раскулачивание: в районе «спускались» контрольные цифры, для выполнения которых раскулачиванию подвергались середняки и даже бедняки.

Важно разобраться, что такое индустриализация, какие она имела цели, какие существовали пути ее проведения, каковы были последствия и результаты. Ответ следует начать с анализа ситуации, сложившейся в советской экономики в конце 20-х гг. Покажите, что отставание СССР в техническом отношении от других стран создавало объективные предпосылки для индустриализации. Затем следует проанализировать возможные пути ее проведения, показать внутрипартийную борьбу по этому вопросу. Следует подчеркнуть, что был взят курс на сверхбыструю индустриализацию. Сравните первоначальный план первой пятилетки и его окончательный вариант. Обратите внимание, что индустриализация не возможна без серьезных финансовых инвестиций и проанализируйте источники финансирования отечественной индустриализации. Как особенность отечественной индустриализации следует выделить отсутствие иностранных инвестиций, поэтому она осуществлялась за счет внутренних ресурсов, прежде всего за счет оттока средств из сельского хозяйства, искусственного поддержания низкого жизненного уровня жизни населения, высоких налогов. Также активно использовался труд заключенных.

Очень важно усвоить общие признаки тоталитарного режима. Раскройте их и покажите каким образом они воплощались в нашей стране. При этом обратите внимание, что тоталитарный режим проявлялся во всех сферах жизни людей, в том числе и культурной.

 

Основные понятия:

ГОЭЛРО, Лига Наций, Новая экономическая политика (НЭП), продовольственный налог, концессия, федерация, автономия, «Восточный пакт», ГУЛАГ, индустриализация, коллективизация, пятилетка, стахановское движение, тоталитаризм, культ личности, «шахтинское дело»

 

Основные даты:

1921 г., март – Х съезд РКП(б), принято решение об отказе от военного коммунизма и переходу к «новой экономической политике» (нэпу).

1922 г., август – высылка из России деятелей науки и культуры («философский пароход»).

1922 г., 30 декабря – I Всесоюзный съезд Советов, утверждение Декларации и Договора об образовании Союза Советских Социалистических республик (СССР).

1924 г., 31 января – утверждение Конституции СССР.

1925 г., 18 – 31 декабря – XIV съезд ВКП(б), принятие курса на ускоренную индустриализацию.

1927 г., декабрь – XV съезд ВКП(б). Провозглашение курса на коллективизацию сельского хозяйства.

1928 – 1932 гг. – первый пятилетний план развития народного хозяйства СССР.

1936 г. – принятие Конституции СССР.

1938 г., сентябрь – Мюнхенское соглашение (Мюнхенский сговор).

1939 г., 23 августа – подписание советско-германского договора (Пакт Молотова-Риббентропа) о ненападении и разделе «сфер интересов» в Восточной Европе.

 

Источники и документы

( https://www.rzgmu.ru/about/faculties/faculty_c_ps/philosofiya_istoriya/ )

1. Из декрета ВЦИК о замене продовольственной и сырьевой разверстки натуральным налогом

2. «…Вопросу о ликвидации НЭПа пора бы уделить максимум внимания…» Из письма А.Е.Запорожца в ЦК ВКП (б)

3. Разорение сельских тружеников

4. Основные задачи пятилетнего плана восстановления и развития народного хозяйства

 

& Основная литература

1. История России [Текст]: учеб. / Моск. гос. ун-т. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: ПРОСПЕКТ, 2016. - 528 с.

2. История России [Текст]: учеб. / А. Ю. Дворниченко, Ю. В. Тот, М. В. Ходяков. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Проспект, 2010. - 480 с.

 

& Дополнительная литература

1. Агарев, А.Ф. Рязанская история в событиях и лицах [Текст] / А. Ф. Агарев, В. П. Курышкин. - Рязань: Рус. слово, 2012. - 303 с.

2. Кикнадзе В.Г. Политико-стратегическое содержание планов Третьего рейха в отношении СССР // Вопросы истории. – 2015. - № 6. – С. 168 – 170.

3. Фельдман М.А. Место стахановского движения в предвоенной советской истории // Вопросы истории. – 2015. - № 8. – С. 3 – 19.

4. https://bibliotekar.ru/rus/index.htm - сайт содержит подборку учебников по истории России, тексты трудов выдающихся отечественных историков Ключевского, Татищева, Карамзина, Соловьева, Грекова и др., материалы о культуре России.

5. https://www.rzgmu.ru/about/faculties/faculty_c_ps/philosofiya_istoriya/ - материалы кафедры: даты для самостоятельного изучения, портреты исторических деятелей, термины для самостоятельного изучения, исторические документы для обсуждения

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: