Тема. Технология организации волонтерского движения в молодежной среде (Часть 2)




 

Организация и развитие молодежного добровольческого движения возможны только на основе и при учете объективной информации об интересах, потребностях и мотивах потенциальных волонтеров.

(слайд 2) Привлечение к добровольческой деятельности молодежи основывается, прежде всего, на универсальных и специфических добровольческих мотивациях.

Универсальные добровольческие мотивации:

- гражданская состоятельность – состояние ответственности за социальное развитие страны, региона, города, района.

- милосердие и благотворительность – сострадание и сопереживание, побуждение участвовать в программах социальной помощи.

- патриотизм – желание способствовать продвижению благосостояния своего отечества.

- полезный досуг – использование своего свободного времени с лучшей пользой.

- Социальная коммуникация – знакомство с людьми и приобретение новых друзей.

- Социализация – добиваться доверия других людей, получать достойную оценку себя и чувствовать себя полезным;

- познавательный интерес – получение нового опыта или приобретение новых знаний.

- хобби – делать что-то, исходя из своих лучших увлечений.

- самореализация – использование своих навыков и знаний, нигде не применяющихся. Делать что-то с удовольствием.

- активизм – уникальный вид деятельности, где можно выдвинуться.

Специфические молодежные мотивации:

- профессиональный интерес. При наборе добровольцев из числа молодежи важно внимательно относится к интересам студентов. Очень важно объяснить молодому человеку, что от выбора сферы приложения своих сил будет зависеть вся его дальнейшая жизнь: моральная удовлетворенность, психологическое состояние, полезность обществу, конкурентоспособность, отношения на работе и т.д.

- поощрение творческого подхода означает проявление большей активности в реализации социальных программ, саморазвитие и самоподготовку. Доброволец, осуществляющий свою деятельность на творческой основе, выполняет свои обязанности, внося дополнительное содержание в работу. Творческое отношение к своей деятельности позволяет им быстро осваиваться и занимать лидирующее положение в группе.

Таким образом, для того чтобы привлечь молодого человека к участию в волонтерской деятельности, необходимо опираться на группы мотивов, связанных с полезностью данной деятельности для будущей профессии, используя при этом групповые и коммуникативно-насыщенные формы работы.

(слайд 3) Для удовлетворения потребностей той или иной группы необходимо и достаточно более или менее длительное участие в волонтерской деятельности. По этому основанию выделяются волонтеры на долгий срок и на короткий срок.

Мотивация добровольца на долгий срок - достижение цели и сопричастность. Лучшее признание для него выражается в предоставлении большей возможности участия в решении проблемы. Ключевым моментом в работе с таким добровольцем будет совместное планирование деятельности, а стилем взаимоотношений равноправное партнерство. Характерные черты добровольца на долгий срок: преданность идее или организации, которая позволяет ему испытывать чувство сопричастности, такой волонтер, как правило, находит работу сам либо «растет» внутри организации; стремится самостоятельно определять расписание и продолжительность своей работы, приспосабливает свое время и расход сил так, чтобы достигнуть успеха в решении проблемы; он предпочитает проблемы «глобального» характера.

Мотивация добровольца на короткий срок - признание личного достижения, а не статус в группе. Признательность ему может быть выражена подтверждением его личного вклада. Ключевой момент в работе с таким добровольцем - подготовка для него четкого задания, поддержание в нем уверенности, что время, которое он жертвует, направлено на достижение конкретных результатов. Характерная черта добровольца на короткий срок общая, но не очень глубокая заинтересованность в организации или проблеме. Это сочувствующий, но не соратник; предпочитает четко определенную работу в ограниченном отрезке времени.

Мотивы молодого человека, связанные с обучением, приобретением опыта или возможным дальнейшим трудоустройством в организации, создают основу для долговременного сотрудничества.

Молодежное волонтерское движение, как правило, организуется на базе образовательных учреждений (общего или профессионального образования), учреждений молодежной сферы (например, молодежного центра), молодежных общественных объединений и организаций.

(слайд 4) Технологию создания волонтерского движения можно разделить на несколько этапов:

1. Предварительный этап:

А) Сбор информации о мотивации, интересах и потребностях потенциальных волонтеров.

Организатор должен задать себе ряд вопросов и как можно более конкретно ответить на них:

- Зачем нам добровольцы?

- Чего мы хотим добиться с их помощью: привлекать других добровольцев, увеличить объем и виды оказываемых услуг, увеличить число подопечных организаций?

- Есть ли у нас ясное представление о том, какие нужны добровольцы?

- Сколько добровольцев нужно: 10, 50 или 100 человек?

Целесообразно определить для себя, что будут делать добровольцы, какие навыки работы требуются от них, где и с кем они будут работать.

Четкая проработка названных вопросов позволит: определить типы работ и виды ответственности за осуществляемую деятельность; более подробно объяснить добровольцам суть обращения к ним, какой вклад они могут внести в работу организации; разработать план оценки эффективности использования добровольцев.

(слайд 5) Б) Определение потребностей организации в добровольцах.

Основным элементом эффективного обращения является четкое определение потребностей организации в работе волонтера. Для молодого человека очень важна социальная значимость выполняемой им работы, поэтому не следует привлекать волонтеров, например, просто для приготовления еды для бедных и пожилых. Лучше привлечь людей к решению проблемы недоедающих и одиноких престарелых, для обеспечения нормальных жизненных условий для безнадежно больных.

Если же волонтеры нужны, например, для офисной или административной работы, следует подчеркнуть возможность этих функций для решения проблемы в целом.

(слайд 6) В) Формулирование и принятие полномочий руководителя добровольческой программы.

Планировать и осуществлять добровольческие программы должен руководитель (может быть из числа добровольцев), способный постоянно взаимодействовать со штатными сотрудниками организации, выяснить их потребности и организовать работу по набору добровольцев, постоянно ее анализируя: что может быть в организации сделано силами добровольцев, что может быть для них достаточно привлекательным и т.д.

Эффект работы руководителя добровольческой программы зависит от грамотного общения с людьми, понимания их нужд и желаний, гибкости и умения приспосабливаться к изменяющимся требованиям и интересам, способности к достижению компромиссов, умения определять потенциальные возможности людей и создавать условия для их осуществления.

Сфера ответственности руководителя добровольческой программы может включать:

- планирование программы по набору добровольцев;

- описание работы для каждой добровольческой должности;

- собеседование, отбор и расстановку добровольцев;

- ориентацию и обучение добровольцев;

- ведение повседневной регистрации работ добровольцев;

- распространение информации о программе среди общественности;

- оценку хода добровольческой программы;

- поддержку связей с добровольцами.

(слайд 7) 2. Начальный этап:

А) проведение собеседования,

Отправным этапом начала работы волонтера является собеседование, которое чаще всего проводится штатным работником и специалистом. Интервьюер должен спросить: «Знаете ли Вы особенности организации, ее цели и ценности?»; «Почему Вы заинтересовались этой работой?»; «Каковы Ваши ожидания, связанные с работой в нашей организации?»; «Работали ли Вы волонтером раньше?»; «Сколько времени Вы можете уделять работе?»; «Хотели бы Вы пройти подготовительный тренинг?»; «Есть и у Вас специальные интересы, хобби?»; «Есть л у Вас какой - либо опыт, полезный для этой работы?»; «Вы предпочитаете работать в команде или индивидуально?».

Опыт проведения собеседования с будущими волонтерами позволяет предположить, что существуют некоторые вопросы, которые может задать и сам волонтер во время собеседования: «Чем я буду заниматься?»; «В какое время Вы хотите, чтобы я работал?»; «Часы работы фиксированные или изменяемые?»; «С кем я могу постоянно контактировать?»; «Будет ли какой- либо тренинг?»; «Есть ли у Вас группа поддержки волонтеров?»; «Будет ли у меня возможность расширить круг моих обязанностей?»; «Что произойдет, если у меня не получится?»; «Могу ли я тогда обратиться к кому-либо за поддержкой?»; «Если мне надоест работа, позволите ли мне уйти без проблем?»

Получив полные ответы на данные вопросы, волонтер может освободиться от страха попасть в зависимость от организации, стать «обязанным», это позволяет увеличить процент привлеченных лиц, поэтому во время собеседования интервьюер должен побудить потенциального волонтера задать как можно больше интересующих его вопросов.

(слайд 8) Б) Составление описания работы.

Каждый волонтер должен иметь описание своей работы в письменном виде. В нем определяются виды работ, которые будет выполнять волонтер. Это описание может быть использовано для присмотра и оценки волонтера. Описание работы состоит из следующих элементов:

- Название (как называется работа или позиция);

- Цель (результат, которого нужно достичь);

- Результаты (какие результаты должны остаться после работы);

- Мероприятия, которые предусматриваются (что нужно делать для достижения цела);

- Оценивание (как мы отчитываемся о результатах работы);

- Квалификация (какие необходимы навыки и знания; требования к одежде, внешней вид);

- Период времени (установлено время работы);

- Место (где расположено место работы);

- Контроль (взаимоотношения с персоналом и вторыми волонтерами, требования к отчетности, взаимоотношения с координатором или супервизором);

- Выгоды и награды (тренинги, страховка, оплата определенных услуг; мероприятия поощрения и благодарности для волонтеров).

(слайд 9) 3. Основной этап - выполнение работы.

Основным этапом организации волонтерского движения является включение молодых людей в практическую добровольческую деятельность. Деятельность, которая предлагается потенциальным волонтерам, может быть и должна быть разнообразной, однако любой ее вид должен отвечать важному требованию: быть направленной на решение проблем, близких и понятных волонтеру.

Для организации волонтерской группы среди молодых людей нужно изучать их представления об актуальных социальных проблемах и поставить их решение в центр добровольческой деятельности.

(слайд 10) Кроме того, предлагаемая добровольцу работа должна быть:

- результативной (т.е. иметь видимый результат, не отсроченный во времени);

- четко локализованной во времени и объеме (учитывать рабочую и учебную занятость молодого человека);

- «живой» (не носить характер рутинной, «бумажной» работы, часто несообразной с возрастными особенностями молодежной группы).

(слайд 11) 4. Завершающий этап:

А) поощрение добровольцев,

Организаторам волонтерского движения необходимо продумать методы поощрения волонтеров. Очень часто люди забывают, насколько важно поощрять тех, кто работает безвозмездно. Поощрения демонстрируют, насколько организация умеет ценить людей. Волонтеры тоже должны чувствовать благодарность за свой труд.

Методы поощрения волонтеров:

1. Самая важная награда - слово «спасибо».

2. Празднование Дня волонтеров;

3. Вручение значка с логотипом организации;

4. Включение имени в доклад организации;

5. Приглашение волонтера на неофициальные встречи;

6. Рассылка открыток с добрыми пожеланиями;

7. Помощь волонтеру в повышении квалификации.

8. Кроме того, учитывая, что молодой человек находится в высококонкурентной среде в начале своей профессиональной карьеры, очень значимыми для него становятся благодарственные письма на места учебы или работы.

Выражение благодарности принесет желаемые результаты, если:

- выражать благодарность очень часто;

- использовать разные формы выражения признательности;

- быть честным;

- выражать удовлетворение человеком, а не только работой;

- соизмерять признательность в соответствии с достижениями;

- использовать одни и те же награды для одинакового уровня успехов;

- обращать особое внимание на те достижения, которые волонтер оценивает наиболее высоко.

Важно использовать разные формы поощрения волонтеров, например не каждому человеку нравиться, когда его хвалят в присутствии большой аудитории; вручают дипломы или берут интервью.

(слайд 12) Таким образом, для развития молодежного волонтерского движения необходим ряд условий:

- наличие группы единомышленников, выступающих инициаторами и координаторами волонтерской деятельности;

- наличие институциональной «принадлежности» волонтерского движения (учреждения, организации, поддерживающих волонтерскую деятельность);

- учет специфики мотивационной структуры молодежной группы по отношению к участию в волонтерской деятельности;

- стремление избежать администрирования и бюрократизации волонтерского движения;

- обеспечение благоприятного морального климата, престижности, создание «моды» на волонтерское движение в молодежной среде(это возможно прежде всего в среде образовательных учреждений);

- использование значимой для молодых людей деятельности как основы волонтерства;

- использование волонтерства как способа повышения социального статуса молодого человека.

Волонтерская деятельность способствует изменению мировоззрения самих людей и тех, кто рядом, и приносит пользу, как государству, так и самим волонтерам, которые посредством волонтерской деятельности развивают свои умения и навыки, удовлетворяют потребность в общении и самоуважении, осознают свою полезность и нужность, получают благодарность за свой труд, развивают в себе важные личностные качества, на деле следуют своим моральным принципам и открывают более духовную сторону жизни.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: