ЭМОЦИОНАЛЬНО- НАПРЯЖЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ




Задача 1.

В период сессии рабочая нагрузка у студентов значительно возрастает, что влечет за собой изменение их функционального состояния.

Вопрос 1. Что понимают под термином "функциональное состояние"?

Вопрос 2. Какое функциональное состояние называют оптимальным?

Вопрос 3. По каким показателям можно оценивать функциональное состояние?

Вопрос 4. Какие структуры ЦНС относят к "системе продуктивной" и "системе непродуктивной активации"?

Вопрос 5. Какова роль специфической и неспецифической активации нервных центров в формировании функционального состояния?

Вопрос 6.. Как изменяется функциональное состояние у студентов во время экзаменов?

 

Задача 2.

В условиях производства возникает необходимость определения "физиологической цены" достижения этапных и конечных производственных результатов, оперативного выявления "уязвимых звеньев", обуславливающих рост психоэмоционального напряжения работающих лиц. Использование основных положений теории функциональных систем П.К.Анохина и принципов системного "квантования" К.В.Судакова позволило проводить исследования целенаправленной деятельности работающего человека в реальных условиях производства с целью повышения производительности труда.

Вопрос 1. Какая деятельность называется целенаправленной?

Вопрос 2. Что такое "квант" поведения?

Вопрос 3. Каждый "квант" поведения имеет системную организацию. Нарисовать схему внутримозговой организации "кванта" поведенческой деятельности (функциональную систему поведенческого акта).

Вопрос 4. Что является системообразующим фактором в данной функциональной системе?

Вопрос 5. Как называются основные стадии внутримозговой организации любого поведенческого акта?

 

Задача 3.

Дайте определение функциональной системы поведенческого акта.

Вопрос 1. Какие компоненты включает стадия афферентного синтеза? Дать характеристику каждому из этих компонентов.

Вопрос 2. Какие процессы происходят на стадии "принятия решения"?

Вопрос 3. Что такое "акцептор результата действия"?

Вопрос 5. Что происходит на стадии эфферентного синтеза?

Вопрос 6.. Что происходит на стадии целенаправленного действия?

Вопрос №7. Какова роль эмоций как аппарата оценки результата деятельности?

 

Задача 4.

Правитель Бухары Нух II был не старым, но очень больным человеком. Тогда Авиценна намекнул ему, что многие его болячки происходят от боязни потерять деньги и власть. Эмир пообещал лишить врача головы, если приведенные им примеры будут неубедительны. Авиценна так проиллюстрировал свою мысль: на площади поставили три клетки. В две из них посадили по барану, а в третью- волка. Один из баранов не видел хищника, второй же был вынужден все время ощущать на себе заинтересованный взгляд серого врага. Животные вдоволь получали еды и питья, однако баран, трясшийся в ужасе рядом с волком, умер через две недели без видимой причины.

Вопрос 1. Объясните, почему умер этот баран?

Вопрос 2. Что такое стресс?

Вопрос 3. Какие виды стресса вы знаете?

Вопрос 4. Какой вид стресса имеет место в данном примере?

Вопрос 5. Каково биологическое значение стресса?

 

Задача 5.

Стресс –неспецифическая реакция организма.

Вопрос 1. Почему стресс называется неспецифической реакцией организма?

Вопрос 2. Почему, несмотря на то, что стресс-реакции способствуют выработке устойчивости организма к неблагоприятным факторам, животное все же погибло? Для ответа на этот вопрос вспомните стадии развития стресса по Г.Селье.

Вопрос 3. Какова роль психоэмоционального стресса в развитии соматической патологии? Попытайтесь проанализировать, вследствие каких нарушений могло погибнуть животное?

Вопрос 4. Что такое "стресс-реализующие системы организма"? Каково их значение?

Вопрос 5. Что такое "стресс-лимитирующие системы организма"? Каково их значение?

Задача 6.

В качестве индикаторов формирования эмоционально-стрессовых состояний в процессе выполнения производственной деятельности могут выступать изменения показателей вариабельности сердечного ритма (R-R интервалов), особенно у лиц, плохо адаптированных к данному виду деятельности. Для этого применяется метод вариационной пульсометрии, разработанный Р.М.Баевским. Он нашел широкое применение в физиологии труда и спорта, в космической медицине и других областях.

Вопрос 1. В чем заключается суть данного метода?

Вопрос 2. Что такое мода? Что отражает этот показатель?

Вопрос 3. Что такое амплитуда моды? Что она отражает?

Вопрос 4. Что такое вариационный размах? Что отражает этот показатель?

Вопрос 5. По какой формуле рассчитывается индекс напряжения и что он отражает?

Задача 7.

У людей, впервые оказавшихся в условиях высокогорья, могут появиться одышка, цианоз кожных покровов, слабость, снижение АД и ЧСС, уменьшение глубины дыхания, головные боли и другие симптомы "горной" болезни. Однако длительное пребывание в горной местности приводит к исчезновению этих негативных симптомов и нормализации жизнедеятельности.

Вопрос 1. Как называется явление приспособления организма к изменению условий окружающей среды?

Вопрос 2. Как называются факторы, воздействие которых на организм приводит к выработке адаптивных реакций?

Вопрос 3. Какие виды адаптации вы знаете?

Вопрос 4. Какие фазы адаптационного процесса можно выделить?

Вопрос 5. Какие изменения в организме происходят в "аварийную"фазу?

Задача 8.

Процесс адаптации- стадийный процесс

Вопрос 1. Какие изменения в организме происходят в переходную фазу?

Вопрос 2. Какие изменения в организме происходят в фазу устойчивой адаптации?

Вопрос 3. Что является структурным следом адаптации?

Вопрос 4. Что называется "ценой адаптации"?

Вопрос 5. Что такое дезадаптация?

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: