Отрывок из книги «Наши учителя», Глава 3 (стр. 125)




Ш.Б.С. Говинда Махарадж

гурвва̄бхӣшт̣а-супӯракам̇ гуру-ган̣аир а̄ш́ӣша-сам̇бхӯшитам̇
чинтйа̄чинтйа-самаста-веда-нипун̣ам̇ ш́рӣ-рӯпа-пантха̄нугам
говинда̄бхидхам уджджвалам̇ вара-танум̇ бхактй анвитам̇ сундарам̇
ванде виш́ва-гурун̃ ча дивйа-бхагават-премн̣о хи бӣджа-прадам

 

«Я поклоняюсь святым лотосным стопам того, кто в совершентсве исполняет самые сокровенные желания своего духовного учителя, непревзойденно сияет, украшенный благословениями всей гуру-варги, сведущ в постижимых и непостижимых истинах Вед, твердо следует пути Шри Рупы Госвами и известен как Шрила Бхакти Сундар Говинда Дев-Госвами Махарадж, чей сияющий облик трепещет в сладости любви к Богу. О Учитель всего мироздания, способный даровать семя божественной любви, будь милостив ко мне». Шрила Бхакти Сундар Говинда Дев-Госвами Махарадж явился в этот мир 17 декабря 1929 года в Западной Бенгалии, в селении Бамунпара. Оно находится в округе Бурдван недалеко от Навадвипа – священного города, который вайшнавы почитают как место явления Шри Чайтаньи Махапрабху.

Дом, в котором родился Шрила Говинда Махарадж, соседствует с домом, где жил Вриндаван Дас Тхакур, автор великой поэмы «Шри Чайтанья Бхагавата». С самого раннего детства он воспитывался в атмосфере традиционной вайшнавской культуры, окруженный горячей любовью своих родных и близких. Его семья уже пять поколений поклонялась Божествам Шри Радхи и Шри Кришны. По семейному преданию, Их установил сам Вирачандра Прабху, сын Нитьянанды Прабху. Перед рождением Шрилы Говинды Махараджа его отец получил особое откровение: когда он посетил храм Господа Шивы, ему открылось, что его сын будет находиться под особым покровительством Господа Шивы и станет великим святым. Так с самого рождения было понятно, что Шрила Говинда Махарадж – необыкновенная личность, и это подтверждалось удивительными событиями его жизни. Одно из них – приход в Шри Чайтанья Сарасват Матх. Шрила Говинда Махарадж начал служение Шриле Шридхару Махараджу и его Миссии удивительным образом, после событий, в которых явила себя высшая воля самого Господа Кришны.

Отец Шрилы Говинды Махараджа рано покинул этот мир, когда сыну было всего тринадцать лет. На плечи юноши легло бремя заботы о близких, и он начал работать ассистентом фельдшера в клинике, находившейся примерно в пятнадцати километрах от Бамунпары, в Нандагхате. Весной 1947 года, когда Шриле Говинде Махараджу было семнадцать лет, в Нандагхат пришла группа санкиртаны из Шри Чайтанья Сарасват Матха. Когда преданные пели, Шрила Говинда Махарадж, который с раннего детства учился вести киртан у своего отца, известного исполнителя вайшнавских песен, вызвался подыграть на мриданге. Он чувствовал, что некая неумолимая сила влечет его к этим садху.

Ему нравилось находиться в их обществе и слушать их толкования «Бхагавата-пураны». Воодушевленный их проповедью, юноша спросил, не возьмут ли они его с собой. Преданные согласились, и Шрила Говинда Махарадж под покровом ночи ушел из дома и в сопровождении садху отправился в Навадвип, подобно тому, как великие рупануга-вайшнавы, такие как Рагхунатх Дас Госвами и Нароттам Дас Тхакур, оставили свои дома и близких, чтобы полностью посвятить себя служению Миссии Шри Чайтаньи Махапрабху.

 

Преемник ачарьи

Шрила Говинда Махарадж пришел к лотосоподобным стопам своего Гуру Махараджа в день Нрисимха Чатурдаши. Шрила Шридхар Махарадж сразу же обратил на него особое внимание. Как вспоминает сам Шрила Говинда Махарадж, при их встрече Шрила Шридхар Махарадж задал ему два вопроса: сможет ли он остаться в Матхе и посвятить всю жизнь служению, и будет ли он следовать наставлениям духовного учителя, а не своему уму. На эти вопросы, которые смутили бы даже серьезного ученика, юноша ответил утвердительно без малейших колебаний, подтвердив это всей дальнейшей жизнью.

Согласно правилам Матха, которые установил сам Шрила Шридхар Махарадж, до получения дикши, или посвящения, новичок должен был ждать не менее полугода, проходя испытательный срок, когда проверяется его серьезность и решимость. Однако в этом случае сам Шрила Шридхар Махарадж нарушил это правило, и уже через месяц во время праздника Ратха-ятры дал юноше посвящение и духовное имя Гауренду Брахмачари. Всего лишь через неделю после этого Шрила Шридхар Махарадж представил его своим духовным братьям как преемника. Среди них был Шрила Кришнадaс Бабаджи Махарадж. Он принял юношу как родного сына и высоко отозвался о его необыкновенных качествах. Многие выдающиеся ученики Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура, в их числе Шрипад Бхакти Прагьян Кешава Махарадж, Шрипад Бхакти Шаранга Госвами Махарадж, Сакхи Бабу, Рам Гопал Бабу, Шрипад Мадхав Махарадж, Шрипад Джаджавар Махарадж, говорили о его необыкновенной одаренности. Их слова утвердили Шрилу Шридхара Махараджа в намерении сделать Гауренду Брахмачари своим преемником и ачарьей Шри Чайтанья Сарасват Матха. Он сделал Гауренду Брахмачари своим близким слугой и лично начал обучать его истинам писаний, вайшнавскому этикету, санскритской поэтике, и всему необходимому для того, чтобы передать ответственность за духовное руководство всей Рупануга-сампрадаей. Более сорока лет Шрила Говинда Махарадж был доверенным слугой Шрилы Шридхара Махараджа, безукоризненно выполняя самые ответственные поручения, а также был его личным врачом.

Выбор Шрилы Шридхара Махараджа для многих стал неожиданностью. Среди его последователей было много серьезных и образованных преданных. Однако в качестве будущего ачарьи был избран очень молодой, почти никому не известный юноша, и Шрила Шридхар Махарадж собирался передать ему все полномочия! Это вызвало некоторые волнения в Матхе, однако Шрила Шридхар Махарадж твердо заявил о своем намерении и каждого, кто не был согласен с его решением, просил покинуть общество. Эти слова засвидетельствовали многие уважаемые санньяси, духовные братья Шрилы Шридхара Махараджа, которые относились к нему с величайшим почтением.

«Этот юноша станет великим святым…»

Шрила Говинда Махарадж получил особые благословения и другого великого ачарьи – Шрилы А. Ч. Бхактиведанты Свами Прабхупады. Шрила Шридхар Мaхaрaдж вместе с юным Гауренду Брахмачари несколько лет прожили в проповедническом центре, находившемся на втором этаже фармацевтической лаборатории, принадлежавшей Шриле Прабхупаде (в то время он еще носил мирское имя – Абхай Чаран Де). Юный Гауренду изучал «Бхагавад-гиту» непосредственно под руководством Шрилы Бхактиведaнты Свaми, который сразу увидел в молодом человеке необычные духовные качества. Выступая на церемонии по случаю открытия храма в Маяпуре, Шрила Бхактиведанта Свами Прабхупада назвал Шрилу Говинду Махараджа своим возлюбленным сыном. Шрила Шридхар Мaхaрaдж однажды сделал предсказание: «Этот юноша станет великим святым и освободит тысячи душ».

Именно Шриле Говинде Махараджу было адресовано исполненное любви и нежности письмо, первое из тех, что написал Шрила Бхактиведанта Свами Махарадж, когда приехал в Америку. В нем он говорит:

«Мой дорогой Шрипад Говинда Махарадж, этим утром я получил два экземпляра твоего журнала “Гаудия Даршан” и был чрезвычайно рад его публикации. Когда я был в Матхуре, Шрипад Кешава Махарадж сказал мне, что Его Святейшество Шрипад Шридхар Махарадж собирается публиковать “Гаудия Даршан”, а сегодня я действительно держу его в руках. Я не могу не выразить своего восторга Твоему Святейшеству. Я знаю, что все, что происходит в Матхе, становится возможным только благодаря твоей энергии. Теперь я понимаю, почему Шрипад Шридхар Махарадж наделил тебя всей своей милостью. Он прозорливо отметил твои скрытые способности к будущему служению, и сейчас все мы видим, какие это дало результаты.

Я с огромным интересом прочел твои статьи, в особенности ту, которая называется “Чхалар патхе”. Она не только замечательно написана, но и очень глубока по содержанию. Сухие философские аргументы сейчас не слишком привлекают людей. Им больше нравится читать статьи, подобные твоей. Из этой статьи я понял, что у тебя действительно незаурядный талант, и со временем ты, наверное, станешь величайшим трансцендентным юмористом в истории журналистики. Ты награжден безграничной милостью своего духовного учителя и получил его благословения на дальнейшую деятельность. Я искренне желаю тебе всевозможных успехов. Для меня ты навеки останешься одним из самых любимых сыновей. Я всегда буду хранить в своем сердце отеческую привязанность к тебе, и когда вижу, что ты совершенствуешься во всех отношениях, это радует мое сердце. Я только что написал письмо Шрипаду Госвами Махарджу, в котором есть такие строки: “Сегодня я получил первые два экземпляра “Гаудия Даршана” из Матха Шрипада Шридхара Махараджа в Навадвипе. Начало выше всех похвал, и я по достоинству оценил усилия Махараджа... У него прекрасный помощник в лице юного Говинды Махараджа, и я думаю, что это очень удачный выбор».

Он прославит Ваше имя

Многие известные и уважаемые люди высоко отзывались о Шриле Говинде Махарадже. Однажды проректор Калькуттского университета был свидетелем двухчасового диспута, в котором участвовал Гауренду Брахмачари. Он сказал Шриле Шридхару Махараджу: «Уделите внимание этому юноше. Он прославит Ваше имя. Я знаю, что говорю: ведь я проректор и имею дело с тысячами выпускников. Отнеситесь очень серьезно к моим словам».

Подобное происходило достаточно часто. Однажды Шрила Шридхар Махарадж обещал присутствовать на собрании в доме Шри Саткари Банерджи по случаю смерти его отца Шри Хари Прасад Банерджи, открыв собрание лекцией по «Шримад-Бхагаватам». Шри Саткари Банерджи жил в Калькутте и был успешным предпринимателем. Однако у Шрилы Шридхара Махараджа случился сильный приступ мигрени, поэтому вместо себя он послал на эту встречу Гауренду Брахмачари. В то время ему был всего двадцать один год. Вначале Шри Саткари Банерджи подумал: «Я пригласил много образованных и уважаемых людей. Как же этот юноша будет говорить в их присутствии о “Шримад-Бхагаватам”?» Но после того как Гауренду Брахмачари начал говорить, все были изумлены его изложением и глубиной понимания. Задавали много вопросов, и на все он дал исчерпывающие ответы. На следующий день Шри Саткари Банерджи сказал Шриле Шридхару Махараджу: «Мне очень жаль, что Вы не пришли. Я пригласил Вас, чтобы вы объяснили нам “Шримад-Бхагаватам”, однако Вы отправили вместо себя этого юношу. И он объяснил “Бхагаватам” так, что слушатели, среди которых было, по крайней мере, восемь докторов философии, были в высшей степени удовлетворены. “Этот мальчик утолил наш интеллектуальный голод”, – говорили они».

Именно мистер Банерджи оплатил все расходы по установлению Божеств в Шри Чайтанья Сарасват Матхе.

Однажды Гауренду Брахмачари пригласили прочесть лекцию по «Шримад-Бхагаватам» в школе, которую он закончил. На лекцию пришли все, кто работал в школе, включая директора. После лекции слушатели, желая проверить, насколько глубоко бывший ученик понимает духовные истины, начали задавать вопросы. Его ответы повергли всех в изумление. Учителя были восхищены познаниями своего ученика. По их единодушному мнению, лишь исключительной милостью Господа можно было объяснить перемены в Гауренду Брахмачари, которые произошли благодаря благословениям его духовного учителя.

Когда он отправился в Чайтаньяпур, в дом заминдара (сборщика налогов), его встретили недовольством, потому что ожидали приезда самого Шрилы Шридхара Махараджа. Однако преданный, который сопровождал Гауренду Брахмачари, сказал: «Сам Махарадж не смог приехать, но приехал этот юноша. Задавайте вопросы ему, и вам станет ясно, какое возвышенное положение занимает сам Махарадж. Вы можете спрашивать этого молодого человека обо всем». Было задано много вопросов о вайшнавизме, сложных и требовавших долгих объяснений. Гауренду Брахмачари обратился к собравшимся: «Поскольку вопросов очень много, я прошу вас выбрать представителя, который будет говорить от вашего имени». Затем он сказал: «Позвольте мне начать с небольшого вступления. Я буду краток. Итак, существует пять уровней ученых-гьяни: пратьякша, парокша, апарокша, адхокшаджа и апракрита». Затем он подробно объяснил каждый из уровней и спросил, к какому из них относят себя слушатели. Его речь была столь глубокой и убедительной, что все вопросы разрешились сами собой, и Гауренду Брахмачари одержал очередную блестящую победу.

Шрила Шридхар Махарадж c любовью вспоминал: «Я не раз убеждался, что его советы помогали мне в самых разных ситуациях. Поэтому я уверен в том, что он обладает некой сверхъестественной силой. Определенно, у него есть сиддхи. Это мое твердое и искреннее убеждение: он обладает сверхъестественными способностями, хотя внешне это не всегда очевидно.

У него очень глубокое духовное понимание. Он не видел нашего Гуру Махараджа Шрилу Бхактисиддханту Сарасвати, однако в их убеждениях так много схожего, будто им довелось не раз общаться друг с другом. Ему дано многое».

 

Сила молодой кобры

Один заминдар сказал как-то Шриле Шридхару Махараджу: «Вы отправили ко мне брахмачари, молодого, но при этом очень компетентного, теджасви (очень могущественного). Он появился, словно маленькая кобра…». Как это впоследствии объяснил Шрила Говинда Махарадж, яд молодой кобры по силе такой же, как и яд взрослой кобры, и поэтому даже маленькая кобра может убить слона.

Шрила Говинда Махарадж в юности не робел даже перед духовными братьями Шрилы Шридхара Махараджа. Например, однажды он бросил вызов одному санньяси, у которого была репутация великого пандита. Гауренду Брахмачари сказал:

– Могу я задать вам один вопрос?

– Да, спрашивай.

– Может ли Бог совершить самоубийство?

Этот вопрос не понравился духовному брату Шрилы Шридхара Махараджа:

– Почему ты задаешь такие вопросы?

Гауренду Брахмачари сказал:

– Возможно, это не очень хороший вопрос, но можете ли вы ответить на него?

– Не следует задавать подобных вопросов.

– Я знаю, но все же не могли бы вы ответить?

– Почему ты пристаешь ко мне с этим?

Тогда Гауренду Брахмачари сказал:

– Я знаю ответ. Просто хочу узнать, сможете ли вы на него ответить.

– Ты еще ребенок, что ты вообще можешь знать?

В ответ Гауренду Брахмачари процитировал следующий стих:

валохалам̇ джагаттам̇ на̄тха на̄ме вала сарасватӣ
валабйаласйа гаралам̇ ким̇ на̄ ханта калеварам

Его смысл таков: «Даже у детеныша кобры укус смертелен!»

Затем он ответил на свой вопрос: «Да, Бог может совершить самоубийство. Он совершает самоубийство в Брахмане, Своем безличном аспекте брахмаджьоти, в котором необычайно маленькие частички Бхагавана, дживы, теряют свою индивидуальность. Абсолют совершает самоубийство».

Шрила Шридхар Махарадж часто вспоминал эту историю, хотя и добавлял, что вопрос о том, может ли Бог совершить самоубийство, задавать не стоит.

Гауренду Брахмачари настолько близко знал духовных братьев Шрилы Шридхара Махараджа, что хорошо знал их характер и ход мыслей. Однажды, когда он сопровождал Шрипада Бхакти Шарангу Госвами Махараджа вместе с некоторыми из его учеников, он догадался о теме предстоящей лекции. Гауренду Брахмачари, заметив в небе признаки приближающегося дождя, обратился к одному из старших учеников Шрипада Госвами Махараджа со следующими словами:

– Знаешь ли ты, какой стих твой Гуру Махарадж будет обсуждать сегодня?

– Конечно, нет. Кто, кроме него, может знать об этом?

– Но я знаю.

Затем Гауренду Брахмачари процитировал шлоку:

 

йад ачйута катха̄ лапах̣ карн̣а пийуша варджитах̣
таддинам̇ дурдинам̇ манйе мегха-чханнам̇ дурдинам

«Обычно мы судим о том, какой день, по погоде. Если день солнечный, мы считаем, что он замечателен, а если дождливый, – то думаем, что день плохой. Но с точки зрения вайшнава тот день хороший, когда он слушал хари -катху».

Так и произошло. Шрипад Госвами Махарадж начал лекцию с объяснения именно этого стиха. Увидев признаки надвигающегося дождя, Гауренду Брахмачари предположил, что слушатели будут в несколько унылом расположении духа и, зная характер Шрипада Госвами Махараджа, предположил, что для того, чтобы поднять им настроение, он выберет именно этот стих.

 

Мой Гуру говорит правду

В деяниях Шрилы Говинды Махараджа неоднократно проявлялось его особое духовное положение. Один такой случай произошел в храме Имлитала, построенном во Вриндаване Шрипадом Бхакти Шарангой Госвами Махараджем. Когда Шри Чайтанья Махапрабху пришел во Вриндаван, Он сел под деревом Имлитала, которое находится во дворе этого храма. На стене можно увидеть несколько высеченных на мраморе стихов, составленных Шрилой Шридхаром Махараджем, которые говорят о точном времени появления Шри Чайтаньи Махапрабху во Вриндаване и Его лиле, которая произошла здесь.

В санскритском стихосложении существуют способы языковой передачи чисел косвенным образом. Например, слово «веда» может означать цифру «три» или «четыре», потому что иногда считается, что Веды состоят из трех разделов, а иногда – из четырех. Существуют также другие слова, с которыми могут соотноситься числа. Таким образом, через стих Шрила Шридхар Махарадж сообщил дату, хотя эта дата обычно считается неизвестной; можно найти только намеки и общие указания на это время в «Шри Чайтанья-чаритамрите» и других книгах.

Читая эту шлоку, духовные братья Шрилы Шридхара Махараджа не могли полностью понять ее смысл. И тогда опять юный Гауренду Брахмачари сказал: «Я знаю, что это значит», и духовные братья Шрилы Шридхара Махараджа очень удивились. Он объяснил смысл стиха и назвал упоминаемую здесь дату. Но некоторые возразили: «Эта дата отличается от той, что назвал Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур». Гауренду Брахмачари ответил: «Может быть, но то, что говорит мой Гуру Махарадж, правда, и я могу доказать это». Затем он начал приводить различные цитаты и таким образом, опираясь на цитаты из «Шри Чайтанья-чаритамриты», объяснил, как Шрила Шридхар Махарадж пришел к этим заключениям. Все были крайне удивлены.

Сердце вайшнава

Шрила Говинда Махарадж всегда выражает почтение вайшнавам и удивительным образом умеет привести в гармонию все окружающее.

Однажды Шрила Шридхар Махарадж в окружении своих учеников, отправляясь в паломничество во Вриндаван, на железнодорожной станции встретил Шрипада Тиртху Махараджа и его учеников. Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур отзывался о Шрипаде Тиртхе Махарадже как о самой дорогой для него личности (Прабхупада-шрештха), и даже приказал высечь на мраморной стене в Багх Базар Матхе в Калькутте стихи, прославляющие его. Однако в то время отношения между Шрилой Шридхаром Махараджем и Шрипадом Тиртхой Махараджем были не очень близкими.

Юный Шрила Говинда Махарадж издалека увидел Шрипада Тиртху Махараджа и ощутил беспокойство из-за того, что не мог выразить должного почтения по причине существующих в то время разногласий. Тогда он обратился к Шриле Шридхару Махараджу: «Здесь Тиртха Махарадж. Я чувствую, что должен выразить ему почтение. Вы разрешите мне сделать это?» Шрила Шридхар Махарадж ответил: «Да, конечно».

Когда Гауренду Брахмачари поклонился Шрипаду Тиртхе Махараджу и немного поговорил с ним и его учениками, обстановка разрядилась. Шрипад Тиртха Махарадж сказал: «Этот юноша обладает подлинно вайшнавскими качествами».

Шрипад Мадхав Махарадж в связи с другим случаем, когда Шриле Говинде Махараджу пришлось улаживать некоторые разногласия, высказался так: «В тебе так много прекрасных качеств и нам очень жаль, что ты не в нашем Матхе».

Однажды Шрипад Джаджавар Махарадж так выразил Шриле Говинде Махараджу свои чувства: «Ты – достойный представитель Шридхара Махараджа. Мне нравится все, что ты делаешь: за что бы ты ни взялся, все у тебя получается. Никто, кроме тебя, не способен уследить за всем сразу».

 

Кто может поверить?

Шрила Говинда Махарадж всегда был верным спутником Шрилы Шридхара Махараджа и его постоянным помощником. Когда бы Шрила Шридхар Махарадж ни отправлялся в Маяпур навестить Шрилу Бхактиведанту Свами Махараджа Прабхупаду, Шрила Говинда Махарадж неизменно сопровождал его. Есть фотография, на которой Шрила Свами Махарадж и Шрила Шридхар Махарадж сидят на одной вьясасане, а Шрила Говинда Махарадж говорит в микрофон. Он говорил в тот день по просьбе Шрилы Шридхара Махараджа, который не очень хорошо себя чувствовал и поэтому не мог долго говорить.

Начав свою речь, Шрила Говинда Махарадж процитировал стих Рагхупати Упадхьяи:

 

кам̇ прати катхайитум ӣш́е сампрати ко ва̄ пратӣтим а̄йа̄ту
го-пати-танайа̄-кун̃дже гопа-вадхӯт̣ӣ-вит̣ам̇ брахма

«Кому я могу рассказать, да и кто мне поверит, что Верховная Абсолютная Истина совершает Свои игры с гопи? Кто сможет в это поверить?»

Шрила Говинда Махарадж прокомментировал этот стих следующим образом: «Кто мне поверит, что Шрила Свами Махарадж, которого мы знали ранее как Абхая Бабу, постоянного участника программ Шри Гаудия Матха и домохозяина, занятого семейными заботами и делами бизнеса, теперь стал всемирным ачарьей и известен повсюду? Он распространил сознание Кришны по всей планете, совершив самое невозможное из всех невозможных дел».

Шрила Свами Махарадж по достоинству оценил это искреннее прославление. Именно на этой памятной встрече он в присутствии многих духовных братьев и тысяч преданных во всеуслышание назвал Шрилу Говинду Махараджа своим дорогим сыном. Шрила Бхактиведанта Свами Махарадж всегда любил Шрилу Говинду Махараджа и проявлял к нему отеческую заботу. Четыре года совместной проповеди связали их отношениями, исполненными любви и нежности. Шрила Свами Махарадж лично обучал Шрилу Говинду Махараджа вайшнавским писаниям, игре на мриданге, заботился о его здоровье и благополучии.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-12-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: