Пояснительная записка
Программа для внеурочных занятий по туризму составлена путем модификации программы внеурочной туристко-краеведческой деятельности («Туризм и краеведение для учащихся 5-8 классов), авторы: П.В. Степанов, С.В. Сизяев, Т.Н. Сафронов.
Модифицированная программа внеурочной туристско-краеведческой деятельности учащихся (общий объём — 35 ч) ориентирована на учащихся 8 классов. Туристско-краеведческая деятельность позволяет решать как возрастные задачи, которые встают перед учеником младшего школьного и подросткового возраста, так и собственно педагогические задачи, связанные с воспитанием учащихся. Эта особенность туристско-краеведческой деятельности и положена в основу данной образовательной программы.
Программа внеурочных занятий по туризму рассчитана на 1 год, исходя из 1 ч в неделю.
Цель программы: создание условий для формирования у обучающихся ключевых компетенций: ценностно–смысловых, учебно-познавательных, социокультурных, коммуникативных через включение их в учебную и практико–ориентированную двигательную деятельность.
Задачи программы:
· сформировать у обучающихся основы коммуникативной и социальной компетентностей;
· привить обучающимся потребность в ведении здорового и безопасного образа жизни;
· создать условия для творческой самореализации обучающихся;
· способствовать профессиональной ориентации обучающихся через использование в обучении смежных учебных дисциплин;
· способствовать адаптации к условиям социальной среды через коллективную деятельность;
· воспитание у обучающихся волевых качеств: целеустремленности, настойчивости и инициативы, ответственности, товарищества и взаимовыручки;
|
Для полноценной реализации программы необходимо учитывать принципы организации самодеятельности кружка:
· насыщение деятельности детей элементами творчества и инициативы, основой которых становится последовательное переключение с воспроизводящих на активные творческие, поисковые виды деятельности;
· дифференциация и индивидуализация учебно-тренировочного процесса, что помогает подросткам выступать в наиболее благоприятной для него роли, находить наилучшее применение своим способностям, полнее раскрывать и выражать индивидуальность;
· организацию работы таким образом, чтобы она стала источником положительных эмоций, доставляла детям удовлетворение и радость.
Особое внимание необходимо уделять вопросам обеспечения безопасности и предупреждения травматизма при изучении каждой темы, проведении каждого занятия, тренировки, старта, мероприятия.
Планируемые результаты реализации программы
Ожидаемым результатом реализации программы является формирование у обучающихся в области:
ценностно-смысловых компетенций:
· умение владеть способами самоопределения в ситуациях выбора на основе собственных представлений, умений и навыков;
· умение принимать решения, брать на себя ответственность за их последствия, осуществлять самостоятельные действия и поступки на основе выбранных целевых и смысловых установок;
· умение осуществлять индивидуальную образовательную деятельность (траекторию) с учетом общих требований и норм;
учебно-познавательных компетенций:
|
· умение ставить цель и организовывать процесс еѐ достижения;
· уметь организовывать планирование, анализ, рефлексию, самооценку своей учебно-познавательной деятельности;
· умение выступать устно и письменно о результатах своей деятельности с использованием компьютерных средств и технологий (текстовые и графические редакторы, презентации);
социокультурных компетенций:
· уметь определять свое место и роль, систему взаимоотношения в окружающем мире: в семье, в классе;
· иметь представление о системах социальных норм и ценностей в России и других странах;
· иметь осознанный опыт жизни в многонациональном, многокультурном, многоконфессиональном обществе;
коммуникативных компетенций:
· владеть способами совместной деятельности в группе, приемами действий в ситуациях общения; умениями искать и находить компромиссы;
· владеть способами взаимодействия с окружающими, выступать с устным сообщением, уметь задать вопрос, корректно вести диалог;
информационных компетенций:
· владеть навыками работы с различными источниками информации: книгами, учебниками, справочниками, атласами, картами, определителями, энциклопедиями, каталогами, словарями, Интернетом;
· самостоятельно искать, систематизировать, анализировать и отбирать необходимую для решения учебных задач информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать еѐ;
· применять для решения учебных задач информационные и телекоммуникационные технологии: аудио и видеозапись, электронную почту, Интернет;
здоровьесберегающих компетенций:
|
· знать и применять правила личной гигиены, уметь заботиться о собственном здоровье, личной безопасности; владеть способами оказания первой помощи;
· иметь физическую и техническую подготовку, и умение использовать их в повседневной жизни и на соревнованиях.
Содержание
1. Вводное занятие (1 ч). Анонс будущих занятий, форм и направлений деятельности. Закрепление норм поведения в туристском коллективе и правила личной безопасности.
2. Безопасность юного туриста (2 ч). Повторение правил поведения в лесу, у водоёмов, на болоте, в горах; правила передвижения по дорогам; правила обращения с огнём; правила обращения с опасными инструментами и спецснаряжением; правила общения с местными жителями; правила гигиены туриста.
3. Быт юного туриста (1ч). Туристское снаряжение: групповое и личное. Распределение группового снаряжения в походе между мальчиками и девочками. Туристская одежда и обувь. Рюкзак. Укладка рюкзаков разного типа. Палатка, установка палаток разного типа. Походный лагерь. Место для костра. Топливо, правила хранения. Трудовая этика туриста. Тимуровская работа на маршруте. Отношение к памятникам истории и культуры. Отношение к природе.
4. Кухня юного туриста (1ч). Повторение пройденного материала: Продукты в походе. Калорийность. Походное меню. Упаковка и транспортировка продуктов. Сублимированные продукты. Сушка овощей, фруктов, хлеба в домашних условиях. Туристская посуда. Уход за котлами. Приготовление пищи на костре. Выход группы на пикники с целью отработки навыков приготовления пищи.
5. Ориентирование на местности (9 ч). Повторение пройденного материала: Что нужно делать, если заблудился в лесу, и что нужно знать, чтобы не заблудиться. Север, юг, запад, восток. Компас и его назначение. Нахождение сторон света без компаса. Ориентиры на местности. Карты. Масштаб. Легенда карты. Чтение карт. Обращение с компасом и картой. Азимут. Азимутальный ход. Спортивное ориентирование: обучение и тренировки.
6. Топография (4ч). Топографическая карта. Топографические знаки. Топографические игры. Топографический диктант.
7. Туристские узлы и их назначение (8ч). Повторение и закрепление пройденного материала: узлы, их назначение и применение в походе. Узлы: прямой, проводник, двойной проводник, восьмёрка, стремя, прусик, удавка, булинь, ткацкий, академический, схватывающий, грейпвайн и т. п. Отработка навыков завязывания туристских узлов. Конкурс «Узелок завяжется — узелок развяжется».
8. Преодоление препятствий (9ч).Совершенствование: Виды препятствий. Лесные завалы, овраги, крутые склоны, гари, болота, ручьи и реки, горные перевалы и т. п. Страховка и самостраховка. Страховочные обвязки. Правила преодоления лесных завалов. Переправа по кочкам и гатям. Спуск с крутого склона при помощи верёвки. Подъём по крутому склону при помощи верёвки. Переправа по бревну. Переправа по параллельно натянутым верёвкам. Переправа при помощи вертикального маятника. Переправа при помощи горизонтального маятника. Навесная переправа. Переправа рюкзаков. Отработка навыков преодоления препятствий.
Учебно-тематический план внеурочных занятий по туризму в 8-х классах
Количество часов –35.
№ | Тема | Общее кол-во часов | Количество занятий | |
теория | практика | |||
Вводное занятие | ||||
Безопасность юного туриста. | ||||
Быт юного туриста | ||||
Кухня юного туриста | ||||
Ориентирование на местности | ||||
Топография | ||||
Туристские узлы и их назначение | ||||
Преодоление препятствий | ||||
Итого |
Календарно – тематическое планирование занятий
внеурочных занятий по туризму в 8-х классах
№ | Тема занятий | Дата проведения | Количество занятий | ||
план | факт | теория | практика | ||
Вводное занятие. Техника безопасности и правила поведения юного туриста. | |||||
2-3 | Безопасность юного туриста. | ||||
Быт юного туриста. | |||||
Кухня юного туриста | |||||
Спортивное ориентирование. Карта. Масштаб. Легенда карты. | |||||
Топографическая карта. Топографические знаки. | |||||
Совершенствование работы с компасом. | |||||
Нахождение сторон света без компаса. Ориентиры на местности. | |||||
Спортивное ориентирование – тренировка | |||||
Туристские узлы и их назначение. | |||||
Навесная переправа. | |||||
Узлы: прямой, проводник, двойной проводник, восьмёрка, стремя, булинь и т.д. | |||||
Виды препятствий. Лесные завалы, овраги, крутые склоны, гари, болота и т. д. | |||||
Маятники. Их виды и способы переправления с их помощью | |||||
Страховка и самостраховка. Страховочные обвязки. | |||||
Азимут. Азимутальный ход. | |||||
Топографические знаки. Карты. | |||||
Спортивное ориентирование | |||||
Отработка навыков завязывания туристических узлов. | |||||
Совершенствование техники преодоления полосы препятствий. Правила преодоления лесных завалов. Переправа по кочкам и гатям. | |||||
Отработка навыков завязывания туристических узлов. | |||||
Топографические знаки. Карты. | |||||
Совершенствование подъёма и спуска по склону с самостраховкой. | |||||
Параллельные верёвки. | |||||
Топография: топографический диктант. | |||||
Отработка навыков завязывания туристических узлов. | |||||
Спортивное ориентирование | |||||
Переправа по бревну. | |||||
Отработка навыков завязывания туристических узлов. | |||||
Спуск с крутого склона при помощи верёвки. Подъём по крутому склону при помощи верёвки. | |||||
Спортивное ориентирование – тренировка | |||||
Отработка навыков завязывания туристических узлов. | |||||
34-35 | Спортивное ориентирование – тренировка | ||||
Итого: 35 часов |
Список использованной литературы.
1. Программы внеурочной деятельности. Туристско-краеведческая деятельность. Спортивно-оздоровительная деятельность / П.В. Степанов, С.В. Сизяев, Т.Н. Сафронов. – М.: Просвещение, 2014 г.
2.Научно-методические журналы «Физкультура в школе».
3. Программа для общеобразовательных учреждений «Физическая культура» 5-11 классы / Матвеев А. П. М.: Просвещение 2016 г.