внеурочных занятий по туризму в 8-х классах




Пояснительная записка

Программа для внеурочных занятий по туризму составлена путем модификации программы внеурочной туристко-краеведческой деятельности («Туризм и краеведение для учащихся 5-8 классов), авторы: П.В. Степанов, С.В. Сизяев, Т.Н. Сафронов.

Модифицированная программа внеурочной туристско-краеведческой деятельнос­ти учащихся (общий объём — 35 ч) ориентирована на учащихся 8 классов. Туристско-краеведческая деятельность позволяет решать как возрастные задачи, которые встают перед учеником младшего школьного и подросткового возраста, так и собственно педа­гогические задачи, связанные с воспитанием учащихся. Эта осо­бенность туристско-краеведческой деятельности и положена в основу данной образовательной программы.

Программа внеурочных занятий по туризму рассчитана на 1 год, исходя из 1 ч в неделю.

Цель программы: создание условий для формирования у обучающихся ключевых компетенций: ценностно–смысловых, учебно-познавательных, социокультурных, коммуникативных через включение их в учебную и практико–ориентированную двигательную деятельность.

 

Задачи программы:

· сформировать у обучающихся основы коммуникативной и социальной компетентностей;

· привить обучающимся потребность в ведении здорового и безопасного образа жизни;

· создать условия для творческой самореализации обучающихся;

· способствовать профессиональной ориентации обучающихся через использование в обучении смежных учебных дисциплин;

· способствовать адаптации к условиям социальной среды через коллективную деятельность;

· воспитание у обучающихся волевых качеств: целеустремленности, настойчивости и инициативы, ответственности, товарищества и взаимовыручки;

 

Для полноценной реализации программы необходимо учитывать принципы организации самодеятельности кружка:

· насыщение деятельности детей элементами творчества и инициативы, основой которых становится последовательное переключение с воспроизводящих на активные творческие, поисковые виды деятельности;

· дифференциация и индивидуализация учебно-тренировочного процесса, что помогает подросткам выступать в наиболее благоприятной для него роли, находить наилучшее применение своим способностям, полнее раскрывать и выражать индивидуальность;

· организацию работы таким образом, чтобы она стала источником положительных эмоций, доставляла детям удовлетворение и радость.

 

Особое внимание необходимо уделять вопросам обеспечения безопасности и предупреждения травматизма при изучении каждой темы, проведении каждого занятия, тренировки, старта, мероприятия.

 


Планируемые результаты реализации программы

Ожидаемым результатом реализации программы является формирование у обучающихся в области:

ценностно-смысловых компетенций:

· умение владеть способами самоопределения в ситуациях выбора на основе собственных представлений, умений и навыков;

· умение принимать решения, брать на себя ответственность за их последствия, осуществлять самостоятельные действия и поступки на основе выбранных целевых и смысловых установок;

· умение осуществлять индивидуальную образовательную деятельность (траекторию) с учетом общих требований и норм;

учебно-познавательных компетенций:

· умение ставить цель и организовывать процесс еѐ достижения;

· уметь организовывать планирование, анализ, рефлексию, самооценку своей учебно-познавательной деятельности;

· умение выступать устно и письменно о результатах своей деятельности с использованием компьютерных средств и технологий (текстовые и графические редакторы, презентации);

социокультурных компетенций:

· уметь определять свое место и роль, систему взаимоотношения в окружающем мире: в семье, в классе;

· иметь представление о системах социальных норм и ценностей в России и других странах;

· иметь осознанный опыт жизни в многонациональном, многокультурном, многоконфессиональном обществе;

коммуникативных компетенций:

· владеть способами совместной деятельности в группе, приемами действий в ситуациях общения; умениями искать и находить компромиссы;

· владеть способами взаимодействия с окружающими, выступать с устным сообщением, уметь задать вопрос, корректно вести диалог;

информационных компетенций:

· владеть навыками работы с различными источниками информации: книгами, учебниками, справочниками, атласами, картами, определителями, энциклопедиями, каталогами, словарями, Интернетом;

· самостоятельно искать, систематизировать, анализировать и отбирать необходимую для решения учебных задач информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать еѐ;

· применять для решения учебных задач информационные и телекоммуникационные технологии: аудио и видеозапись, электронную почту, Интернет;

здоровьесберегающих компетенций:

· знать и применять правила личной гигиены, уметь заботиться о собственном здоровье, личной безопасности; владеть способами оказания первой помощи;

· иметь физическую и техническую подготовку, и умение использовать их в повседневной жизни и на соревнованиях.

Содержание

 

1. Вводное занятие (1 ч). Анонс будущих занятий, форм и направлений деятельности. Закрепление норм поведения в туристском коллективе и правила личной безопасности.

2. Безопасность юного туриста (2 ч). Повторение правил поведения в лесу, у водоёмов, на болоте, в горах; правила передвижения по дорогам; правила обращения с огнём; правила обращения с опасными инструментами и спецснаряжением; правила об­щения с местными жителями; правила гигиены туриста.

3. Быт юного туриста (1ч). Туристское снаряжение: групповое и личное. Распределение группового снаряжения в походе между мальчиками и девочками. Туристская одежда и обувь. Рюкзак. Укладка рюкзаков разного типа. Палатка, уста­новка палаток разного типа. Походный лагерь. Место для кост­ра. Топливо, правила хранения. Трудовая этика туриста. Тиму­ровская работа на маршруте. Отношение к памятникам исто­рии и культуры. Отношение к природе.

4. Кухня юного туриста (1ч). Повторение пройденного материала: Продукты в походе. Ка­лорийность. Походное меню. Упаковка и транспортировка про­дуктов. Сублимированные продукты. Сушка овощей, фруктов, хлеба в домашних условиях. Туристская посуда. Уход за котла­ми. Приготовление пищи на костре. Выход группы на пикники с целью отработки навыков приготовления пищи.

5. Ориентирование на местности (9 ч). Повторение пройденного материала: Что нужно де­лать, если заблудился в лесу, и что нужно знать, чтобы не за­блудиться. Север, юг, запад, восток. Компас и его назначение. Нахождение сторон света без компаса. Ориентиры на мест­ности. Карты. Масштаб. Легенда карты. Чтение карт. Обраще­ние с компасом и картой. Азимут. Азимутальный ход. Спор­тивное ориентирование: обучение и тренировки.

6. Топография (4ч). Топографическая карта. Топографи­ческие знаки. Топографические игры. Топографический диктант.

7. Туристские узлы и их назначение (8ч). Повторение и закрепление пройденного материала: узлы, их назначение и применение в походе. Узлы: прямой, проводник, двойной проводник, восьмёрка, стремя, прусик, удавка, булинь, ткацкий, академический, схватывающий, грейпвайн и т. п. Отработка навыков завязывания туристских узлов. Конкурс «Узелок завяжется — узелок развяжется».

8. Преодоление препятствий (9ч).Совершенствование: Виды препятствий. Лесные завалы, овраги, крутые склоны, гари, болота, ручьи и реки, горные перевалы и т. п. Страховка и самостраховка. Стра­ховочные обвязки. Правила преодоления лесных завалов. Пере­права по кочкам и гатям. Спуск с крутого склона при помощи верёвки. Подъём по крутому склону при помощи верёвки. Переправа по бревну. Переправа по параллельно натянутым верёвкам. Пере­права при помощи вертикального маятника. Переправа при по­мощи горизонтального маятника. Навесная переправа. Перепра­ва рюкзаков. Отработка навыков преодоления препятствий.


Учебно-тематический план внеурочных занятий по туризму в 8-х классах

Количество часов –35.

Тема Общее кол-во часов Количество занятий
теория практика
  Вводное занятие      
  Безопасность юного ту­риста.      
  Быт юного туриста      
  Кухня юного туриста      
  Ориентирование на мест­ности      
  Топография      
  Туристские узлы и их на­значение      
  Преодоление препятст­вий      
Итого      

 

 

Календарно – тематическое планирование занятий

внеурочных занятий по туризму в 8-х классах

Тема занятий Дата проведения Количество занятий
план факт теория практика
  Вводное занятие. Техника безопасности и правила поведения юного туриста.        
2-3 Безопасность юного туриста.        
  Быт юного туриста.        
  Кухня юного туриста        
  Спортивное ориентирование. Карта. Масштаб. Легенда карты.        
  Топографическая карта. Топографи­ческие знаки.        
  Совершенствование работы с компасом.          
  Нахождение сторон света без компаса. Ориентиры на мест­ности.        
  Спортивное ориентирование – тренировка        
  Туристские узлы и их назначение.        
  Навесная переправа.        
  Узлы: прямой, проводник, двойной проводник, восьмёрка, стремя, булинь и т.д.        
  Виды препятствий. Лесные завалы, овраги, крутые склоны, гари, болота и т. д.        
  Маятники. Их виды и способы переправления с их помощью        
  Страховка и самостраховка. Стра­ховочные обвязки.        
  Азимут. Азимутальный ход.        
  Топографические знаки. Карты.        
  Спортивное ориентирование        
  Отработка навыков завязывания туристических узлов.        
  Совершенствование техники преодоления полосы препятствий. Правила преодоления лесных завалов. Пере­права по кочкам и гатям.        
  Отработка навыков завязывания туристических узлов.        
  Топографические знаки. Карты.        
  Совершенствование подъёма и спуска по склону с самостраховкой.        
  Параллельные верёвки.        
  Топография: топографический диктант.        
  Отработка навыков завязывания туристических узлов.        
  Спортивное ориентирование        
  Переправа по бревну.        
  Отработка навыков завязывания туристических узлов.        
  Спуск с крутого склона при помощи верёвки. Подъём по крутому склону при помощи верёвки.        
  Спортивное ориентирование – тренировка        
  Отработка навыков завязывания туристических узлов.        
34-35 Спортивное ориентирование – тренировка        
Итого: 35 часов    

 

 

Список использованной литературы.

1. Программы внеурочной деятельности. Туристско-краеведческая деятельность. Спортивно-оздоровительная деятельность / П.В. Степанов, С.В. Сизяев, Т.Н. Сафронов. – М.: Просвещение, 2014 г.

2.Научно-методические журналы «Физкультура в школе».

3. Программа для общеобразовательных учреждений «Физическая культура» 5-11 классы / Матвеев А. П. М.: Просвещение 2016 г.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: