Степень разработанности проблемы




Тема: «Совершенствование системы развития учебно-вспомогательного персонала вуза»

 

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………  
Глава 1. Теоретические аспекты управления человеческими ресурсами университета в условиях трансформации образовательной организации на примере управления учебно-вспомогательным персоналом университета...    
1.1. Современное состояние проблемы управления учебно-вспомогательным персоналом университета…………………………………  
1.2. Содержание и функции профессиональной деятельности учебно-вспомогательного персонала университета…………………………………...  
1.3. Основные направления развития системы управления учебно-вспомогательным персоналом университета ………………………………...  
Глава 2. Анализ системы управления человеческими ресурсами университета на примере управления учебно-вспомогательным персоналом………..  
2.1Краткая характеристика организационнойструктуры Самарского университета ………………………………………………………………………..  
2.2. Анализ состояния социально-технологической мобильности учебно-вспомогательного персонала Самарского университета……………………  
2.3. Средства развития социально-технологической мобильности учебно-вспомогательного персонала Самарского университета…………………….  
Глава 3. Практические рекомендации по развитию системы управления человеческими ресурсами в университете на примере учебно-вспомогательного персонала в условиях трансформации образовательной организации……………………………………………………………………..  
3.1. Апробация системы управления учебно-вспомогательным персоналом Самарского университета………………………………………………………  
3.2. Социально-экономическая эффективность внедрения системы управления учебно-вспомогательным персоналом Самарского университета…..  
3.3. Методические рекомендации по развитию системы управления учебно-вспомогательным персоналом в университете……………………………  
Заключение……………………………………………………………………… 83
Библиографический список…………………………………………………….  
Приложения 1 - Анкета опроса работников из числа учебно-вспомогательного персонала университета…………………………………...  
Приложения 2 – Пример должностной инструкции………………………….  
Приложения 3 - Положение о наставничестве………………………………..  
Приложения 4 - Положение об аттестации учебно-вспомогательного персонала………………………………………………………………………… …  

Введение

Актуальность исследования. В условиях рационального использования человеческих ресурсов в условиях трансформации образовательной организации, когда руководство университета сталкивается с новой ситуацией, требующей мыслить и действовать в категориях эффективности. Вместе с тем, специфика трансформаций в образовательных организациях высшего образования в последние десятилетие имеет революционный, а не эволюционный характер: особую значимость приобретает вопрос обеспечения продуктивности научной деятельности в высшей школе, что нашло отражение в «Концепции долгосрочного социально-экономического развития России до 2020 года ». Как известно, научные достижения образовательной организации во многом зависят от потенциала ее кадрового состава. Традиционно в образовательных организациях высшего образования принята следующая классификация персонала: научно-педагогический (профессорско-преподавательский состав, научные работники), инженерно-технический, административно-хозяйственный, производственный, учебно-вспомогательный и иной персонал. Возрастание роли целенаправленной кадровой политики университета в области управления человеческими ресурсами университета, в том числе с целью развития учебно-вспомогательного персонала диктуется инновационным характером деятельности университетов.

Для совершенствования системы управления человеческими ресурсами и деятельности университета требуется достоверная информация об основных аспектах работы сотрудников, а персонал получает возможность донести до руководства мнение трудового коллектива об условиях своей работы и действиях, необходимых для повышения ее эффективности. Обеспечение подобного взаимодействия предполагает системный характер изучения мнения персонала и создание системы его управления.

В современной образовательной системе приоритетным направлением развития университета является инновационная деятельность, в рамках которой наиболее востребованы инновации в организации научно-исследовательской и образовательной деятельности. При этом не только от профессорско-преподавательского состава, но и от всех структурных подразделений университета, от каждого сотрудника требуется посильное и конструктивное участие в развитии университетской науки. Соответственно, для раскрытия научного потенциала всех структурных подразделений университета и сопровождения их инновационной деятельности необходимо грамотное построение работы человеческих ресурсов из числа учебно-вспомогательного персонала. Процесс управления учебно-вспомогательным персоналом университета достаточно сложный, так как деятельность таких специалистов многозадачна: организатор, аналитик, консультант, методист, информатор, технолог [94] (Соловова Н.В.). В своей деятельности учебно-вспомогательный персонал сталкивается с выбором верного решения из множества альтернатив. Помощь руководителям структурных подразделений университета в организации управления учебно-вспомогательным персоналом на научных основах является ключевым направлением кадрового развития персонала. Основной задачей развития учебно-вспомогательного персонала университета становится формирование у них социально-технологической мобильности для эффективного выполнения своих профессиональных обязанностей.

Основное противоречие нашего исследования состоит, в том, что, с одной стороны, существует необходимость включения учебно-вспомогательный персонал в образовательную и научно-исследовательскую деятельность структурных подразделений национального исследовательского университета, а с другой стороны, отсутствуют эффективные кадровые и социальные технологии для развития социально-технологической мобильности данной категории сотрудников университета. Повышение уровня социально-технологической мобильности учебно-вспомогательного персонала является одним из важных средств повышения эффективности образовательной и научно-исследовательской деятельности университета в целом. Таким образом, перед руководителями национального исследовательского университета встает важная задача – сформировать кадровую политику, которая должна включать в себя технологию развития социально-технологической мобильности учебно-вспомогательного персонала университета. Особенно проблема социально-технологической мобильности персонала актуальна сегодня, когда высшая школа функционирует в напряженной и постоянно изменяющейся экономической, политической, социальной, духовно-нравственной обстановке, и рассматривать её необходимо в контексте управленческой деятельности.

Степень разработанности проблемы

В публикациях И.В. Абанкиной, Н.К. Алимовой, В.Н. Белова, А.В. Белокопытова, А.И. Владимирова, Л.Н. Глебовой, В.И. Звонникова, В.Ш. Каганова, К.А. Кирсанова, А.А. Коваленко, А.И. Коваленко, Э.М. Короткова, М.Д. Кузнецовой, В.А. Леднева, В.Г. Лобова, М.А. Лукашенко, Н.А. Новокрещеновой, Е.И. Осиповой, В.Н. Пугача, С.Д. Резника, Ю.Б. Рубина, В.А. Самойлова, Н.А. Селезнёвой, Т.А. Семкиной, В.С. Сенашенко, И.Я. Скаткина, Э.Ю. Соболевой, С.А. Степанова, В.Г. Халина, В.Д. Шадрикова, Т.И. Шамовой рассматриваются вопросы управления персоналом университетов как одной из ключевых гарантий качества образования и иные, сопредельные вопросы. В экономической литературе исследованы проблемы образовательного и кадрового потенциала образовательной организации высшего образования (В.А. Гвинашева, Г.Б. Фомин), причинно-следственной связи между образованием и экономическим ростом (Э. Денисон, Т. Шульц). Проблемы управления человеческими ресурсами современной организации стали предметом исследования таких отечественных ученых, как О.С. Виханский, Л.С. Бабынина, Г.П. Гагаринская, Т.И. Заславская, О.Ю. Калмыкова, А.Я. Кибанов, С.А. Карташов, Л.В. Карташова, М.Н. Кулапов, И.Н. Махмудова, А.И. Наумов, Ю.Г. Одегов, В.С. Половинко, Г.Г. Руденко, Т.О. Соломанидина, О.В.Тарабан, В.В. Травин, А. А. Федченко и др.

Вопросы совершенствования организации системы управления учебно-вспомогательным персоналом университета в условиях трансформации образовательной организации на сегодняшний день недостаточно исследованы и требую т системного подхода в нахождении эффективных организационных решений. Исходя из этого, актуальной научной задачей в современных условиях является изучение научного статуса теории управления учебно-вспомогательным персоналом в национальном исследовательском университете.

Цель исследования заключается в теоретическом обосновании и разработке организационно-методических рекомендаций по развитию системы управления учебно-вспомогательным персоналом университета путем формирования у них социально-технологической мобильности. Указанная цель достигнута решением следующих задач:

1. Выявить закономерности в области стратегии управления человеческими ресурсами университета в условиях трансформации образовательной организации на примере развития учебно-вспомогательного персонала университета.

2. Проанализировать содержание и функции деятельности учебно-вспомогательного персонала университета в современных условиях с целью целесообразности совершенствования системы управления персоналом.

3. Обосновать направления кадровой работы с данной категорией сотрудников в университете.

4. Проанализировать способы принятия управленческих решений по управлению учебно-вспомогательным персоналом с целью повышения их социально-технологической мобильности.

5. Сформировать и апробировать систему управления учебно-вспомогательного персонала университета.

6. Разработать практические рекомендации по развитию системы управления учебно-вспомогательного персонала университета с целью включения таких работников в научно-исследовательскую и образовательную деятельность структурных подразделений национального исследовательского университета.

Актуальность исследуемой проблемы позволила сформулировать рабочую гипотезу, согласно которой формирование и апробация системы управления учебно-вспомогательного персонала университета способствуют повышению социально-технологической мобильности таких работников, что позволит повысить продуктивность научно-исследовательской и образовательной деятельности структурных подразделений национального исследовательского университета.

В числе наиболее существенных ожидаемых результатов внедрения системы управления учебно-вспомогательного персонала университета можно назвать:

улучшение качества образовательных услуг и технического сопровождения научных исследований университета;

повышение результативности и эффективности научно-исследовательской и образовательной деятельности университета при сокращении затрат на техническое сопровождение документов;

– увеличение заинтересованности учебно-вспомогательного персонала в проведении научных исследований структурных подразделений университета, а также создание условий для профессионального развития сотрудников из числа учебно-вспомогательного персонала в долгосрочной перспективе.

Объектом исследования являются социально-экономические отношения, возникающие в процессе трудовой деятельности учебно-вспомогательного персонала университета в условиях трансформации образовательной организации.

Предметом исследования являются процессы и методы исследования, формирования и развития системы управления учебно-вспомогательным персоналом, обеспечивающие эффективность образовательной и научной деятельности Самарского университета.

Теоретической и методологической основой исследования являются труды отечественных и зарубежных ученых, разрабатывающих проблемы трудовых отношений, обеспечения их стабильности; положения теории устойчивого развития; концепция социального государства; концепция управления человеческими ресурсами и кадрового контроллинга, целевой подход к анализу развития персонала; концептуальные подходы, реализованные в законодательных и нормативных актах РФ. Методологическая основа исследования представлена целевым и стратегическим подходами к изучению проблем развития учебно-вспомогательного персонала в университете.

Информационная база исследования включает законодательные и нормативно-правовые акты органов государственной власти в области социально-трудовой сферы, представленные в информационной системе «Консультант Плюс»; организационная структура управления университетом; штатное расписание; показатели учета рабочего времени; годовой отчет по труду в университете; методические положения и рекомендации по определению затрат времени на выполнение отдельных видов работ; материалы научных конференций. При проведении исследования во внимание принимались материалы правительственных сайтов и сайтов научно-исследовательских институтов и центров; мониторинги ВЦИОМ и RLMS; сведения, опубликованные в периодической печати, а также представленные в сети Интернет.

Методы исследования. Для проверки указанной рабочей гипотезы и решения поставленных задач использовались следующие методы:

1) методы теоретического исследования: изучение и анализ литературы по тематике исследования, системный анализ, логическое моделирование социальных процессов, на основе чего определены исходные теоретические положения исследования, его основные понятия, направления;

2) эмпирические методы: наблюдение, опрос и анкетирование, изучение документации; анализ полученных результатов.

Научная новизна результатов исследования представлена совокупностью следующих положений:

1. Разработано понятие «социально-технологическая мобильность учебно-вспомогательного персонала университета».

2. Предложена авторская система управления учебно-вспомогательным персоналом университета, ориентированная на повышение социально-технологической мобильности учебно-вспомогательного персонала университета и на снижение потерь на затраты по техническому сопровождению научно-исследовательской и образовательной деятельности университета, что в результате должно привести к улучшению качества образовательных услуг и научных исследований, проводимых структурными подразделениями университета, и повышению конкурентоспособности национального исследовательского университета.

3. Предложены критерии оценки деятельности учебно-вспомогательного персонала университета при аттестации, разработанные на основе профессиональных стандартов.

Обоснованность результатов исследования подтверждается практическим внедрением результатов работы в учебном процессе образовательных организаций; обсуждением результатов исследования на Международных научных конференциях; публикациями результатов исследования в научных изданиях, в том числе журналах включенных в перечень ВАК.

Достоверность результатов подтверждается применением научных методов исследования, полнотой анализа теоретических и практических разработок отечественных ученых по проблеме, а также непосредственным участием автора в проведении анкетирования учебно-вспомогательного персонала университетов г. Самары.

Теоретическая значимость данного исследования заключается в разработке методологических основ по формированию системы управления учебно-вспомогательным персоналом университета.

Практическая значимость работы заключается в возможности использования основных положений выпускной квалификационной работы в качестве методической базы для принятия управленческих решений по управлению учебно-вспомогательным персоналом в университете. Внедрение разработанной системы управления учебно-вспомогательным персоналом университета позволяет повысить качество образовательных услуг и продуктивность образовательной и научно-исследовательской деятельности структурных подразделений университета в условиях трансформации образовательной организации.

Апробация. Результаты исследования обсуждались на заседаниях научно-методического семинара «Актуальные вопросы кадрового менеджмента», заседаниях кафедры «Управление человеческими ресурсами» Самарского университета и заседаниях кафедры «Экономика и управление организацией» Самарского государственного технического университета.

Основные положения исследования докладывались и обсуждались на международных и всероссийских научно-практических конференциях: Духовно-нравственное воспитание детей и молодежи (Самара, 2016 г.); Образование в современном мире: инновационные стратегии (Самара, 2016 г.); Образование в современном мире: стратегические инициативы (Самара, 2017 г.); Модернизация культуры: от человека традиции к креативному субъекту (Самара, 2017 г.)

Внедрение результатов исследования. Авторские материалы исследования (Механизм адаптации новых сотрудников из числа учебно-вспомогательного персонала университета, Положение о наставничестве, Положение об аттестации учебно-вспомогательного персонала, Программа повышения квалификации «Управление социально-технологической мобильностью учебно-вспомогательного персонала университета»), монография «Управление образовательным учреждением в инновационных условиях» используются в учебном процессе Самарского университета.

Публикации. Основные результаты исследования нашли отражение в 8 опубликованных работах общим объемом 15,0 п.л. (лично автором 5,5 п.л.), в том числе в 2 статьях в журналах рекомендованных ВАК, объемом 1,2 п.л.

Структура и объем работы. Работа объемом 120 страниц состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка, включающего 90 наименований; содержит 16 таблиц, 7 рисунков и 4 приложений.

Во введении обосновывается актуальность темы исследования, раскрывается научный аппарат исследования: цель, объект, предмет, гипотеза, задачи, методы, научная новизна, теоретическая и практическая значимость, указано, где апробированы результаты исследования.

В первой главе исследованы теоретические аспекты проблемы управления человеческими ресурсами на примере развития учебно-вспомогательного персонала университета. Последовательно раскрыты понятия «учебно-вспомогательный персонал университета», «развитие персонала», показана специфика деятельности национального исследовательского университета в условиях трансформации.

Во второй главе дана краткая характеристика объекта исследования; проведен анализ организационной структуры, кадрового состава (коллектив ФГАОУ ВО «Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева». Проведенысоциологические исследования удовлетворенности учебно-вспомогательного персонала в университетах; определено содержание деятельности учебно-вспомогательного персонала университета с учетом принципов научности, системности и объективности; приведено обоснование необходимости повышения социально-технологической мобильности учебно-вспомогательного персонала университета для эффективности образовательной и научно-исследовательской деятельности национального исследовательского университета.

В третьей главе разработана система управления учебно-вспомогательным персоналом на основе принципов стратегического подхода; осуществлена оценка значимости социально-технологической мобильности учебно-вспомогательного персонала университета для повышения продуктивности образовательной и научно-исследовательской деятельности структурных подразделений университета.

В заключении сформулированы основные выводы и рекомендации теоретического и прикладного характера по развитию учебно-вспомогательного персонала университета.

В приложениях представлено документационное обеспечение системы развития учебно-вспомогательного персонала университета, методическое обеспечение повышения квалификации, а также справки о внедрении результатов исследования в Самарском университете.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-09-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: