ИСТОРИЯ
Методические указания по выполнению реферата
для студентов, обучающихся по направлениям подготовки:
38.03.01 Экономика, профиль Учет, анализ и аудит (заочная форма обучения),
38.03.01 Экономика, профиль Государственные и муниципальные финансы (заочная ускоренная форма обучения),
38.03.02 Менеджмент, профиль Финансовый менеджмент (заочная форма обучения),
38.03.04 Государственное и муниципальное управление, профиль Государственное и муниципальное управление (заочная форма обучения).
Квалификация (степень бакалавр)
Рассмотрено и одобрено на заседании
кафедры «Общественные науки»
протокол №от_____________ 2018 г.
Зав. кафедрой ___________В.Т. Бетанов
Владикавказ 2018
Содержание
Наименование разделов | стр. |
1. Общие положения | |
2. Основные этапы выполнения реферата | |
3. Рекомендации по оформлению реферата | |
4. Критерии оценки и процедура презентации реферата | |
5. Тематика рефератов | |
6. Примерный перечень вопросов для подготовки к экзамену | |
7. Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины | |
8. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины | |
9. Приложение |
Общие положения
Реферат является важной частью самостоятельной работы студента и предполагают углубленное самостоятельное изучение конкретной научной темы и написание письменной работы по исследуемой проблематике.
1.1. Реферат (от лат. referre - докладывать, сообщать) представляет собой краткое изложение проблемы практического или теоретического характера с формулировкой определенных выводов по рассматриваемой теме. Избранная студентом проблема изучается и анализируется на основе одного или нескольких источников. В отличие от курсовой работы, представляющей собой комплексное исследование проблемы, реферат направлен на анализ одной или нескольких научных работ.
|
Целями написания реферата являются: развитие у студентов навыков поиска актуальных научных проблем современности; развитие навыков краткого изложения материала с выделением самых существенных моментов, необходимых для раскрытия сути проблемы; развитие навыков анализа изученного материала и формулирования собственных выводов по выбранному вопросу в письменной форме, научным, грамотным языком.
Задачами написания реферата являются: научить студента максимально верно передать мнения авторов, на основе работ которых студент пишет свой реферат; грамотно излагать свою позицию по анализируемой в реферате проблеме; подготовить студента к дальнейшему участию в научно–практических конференциях, семинарах и конкурсах; помочь студенту определиться с интересующей его темой, дальнейшее раскрытие которой возможно осуществить при написании курсовой работы или диплома; уяснить для себя и изложить причины своего согласия (несогласия) с мнением того или иного автора по данной проблеме.
Основные требования к содержанию реферата, как виду самостоятельной письменной работы студента, является оригинальность, самостоятельность, достоверность. Студент должен использовать только те актуальные материалы (научные статьи, монографии и т.п.), которые имеют прямое отношение к избранной им теме. Не допускаются отстраненные рассуждения, не связанные с анализируемой проблемой. Содержание реферата должно быть конкретным, исследоваться должна только одна проблема (допускается несколько, только если они взаимосвязаны). Студенту необходимо строго придерживаться логики изложения (начать с определения и анализа понятий, перейти к постановке проблемы, проанализировать пути ее решения и сделать соответствующие выводы). Реферат должен заканчиваться выведением выводов по теме.
|
Реферат – это работа, которая выполняется на основе обзора литературы. Другими словами, в реферате должны анализироваться точки зрения, факты, события, которые изложены в различных книгах, журналах, других литературных источниках. Количество таких источников не ограничивается. Но, учитывая, что реферат - это научный труд, таких источников должно быть не менее 5. Анализ литературы по теме реферата призван показать умение выделить существенное, четко и ясно изложить суть проблемы и сформулировать собственную точку зрения.
Стилистика реферата предполагает использование стандартных приемов научного языка, с типологизированными речевыми оборотами вроде «важное значение имеет», «уделяется особое внимание», «поднимается вопрос», «делаем следующие выводы», «исследуемая проблема», «освещаемый вопрос» и т.п. К языковым и стилистическим особенностям рефератов относятся слова и обороты речи, носящие обобщающий характер, словесные клише. У рефератов особая логичность подачи материала и изъяснения мысли, определенная объективность изложения материала. Все это связано не со скудостью лексики автора, а со своеобразием языка рефератов (в особенности специализированной направленности, где преобладают специфические термины и обороты).
|
В завершение работа должна получить соответствующий отзыв с оценкой. Отзыв составляется на основе следующих факторов:
· уровень эрудированности автора по изученной теме (современность и своевременность рассмотренной проблемы, степень знакомства автора работы с актуальным состоянием изучаемой проблематики, полнота цитирования источников, степень использования в работе результатов исследований и установленных научных фактов);
· личные заслуги автора реферата (дополнительные знания, использованные при написании работы, которые получены помимо предложенной образовательной программы, новизна поданного материала и рассмотренной проблемы, уровень владения тематикой и научное значение исследуемого вопроса);
· характер реферата (логичность подачи материала, грамотность автора, правильное оформление работы, должное соответствие реферата всем стандартным требованиям).
Структура реферата предполагает наличие:
1. Титульного листа;
2. Введения, где студент формулирует проблему, подлежащую анализу и исследованию;
3. Основного текста, в котором последовательно раскрывается избранная тема. В отличие от курсовой работы, основной текст реферата предполагает разделение на 2-3 параграфа без выделения глав. При необходимости текст реферата может дополняться иллюстрациями, таблицами, графиками, но ими не следует «перегружать» текст;
4. Заключения, где студент формулирует выводы, сделанные на основе основного текста;
5. Списка использованной литературы. В данном списке называются как те источники, на которые ссылается студент при подготовке реферата, так и иные, которые были изучены им при подготовке реферата.
Объем реферата составляет 10-15 страниц машинописного текста, но в любом случае не должен превышать 15 страниц.
2. Основные этапы выполнения реферата:
1. Выбор темы;
2. Выявление и анализ источников и литературы по исследуемой проблематике;
3. Разработка совместно с научным руководителем плана работы и структуры реферата.
4. Составление (написание) реферата;
5. Оформление реферата в соответствии с предъявляемыми требованиями;
6. Подготовка выступления на защите реферата;
7. Презентация реферата.
Деятельность руководителя включает в себя:
· Предложение и (или) корректировка темы самостоятельного письменного исследования;
· Обсуждение содержания плана работы;
· Рекомендации по подбору литературы;
· Контроль за работой над рефератом;
· Консультирование в подготовке к презентации реферата;
· Проверка реферата, выставление предварительной оценки;
· Прием презентации реферата, выставление оценки за проделанную работу.
Выбор темы
Тема реферата может быть предложена как преподавателем, так и студентом. Во втором случае требуется ее согласование с руководителем. В процессе работы над рефератом допускается корректировка выбранной темы.
Реферат должен быть структурирован (по разделам, параграфам). Его следует составлять из 4 частей: введение, основной части, заключения и списка использованной литературы. В зависимости от темы реферата к нему могут быть оформлены приложения, содержащие документы, иллюстрации, таблицы, схемы и т.д.
Общий объем реферата: введения, основной части и заключения должен составлять 10–15 страниц машинописного текста; введения – 10-15% от объема названных частей; заключения -10%.
Таблица выбора варианта реферата
Начальные буквы фамилий студентов | Номера тем контрольных работ |
А | 1,22,43,64 |
Б | 2,23,44,65 |
В | 3,24,45,66 |
Г | 4,25,46,67 |
Д | 5,26,47,68 |
Е | 6,27,48,69 |
Ж | 7,28,49,70 |
З | 8,29,50 |
И,К | 9,30,51 |
Л | 10,31,52 |
М | 11,32,53 |
Н | 12,33,54 |
О | 13,34,55 |
П | 14,35,56 |
Р | 15,36,57 |
С | 16,37,58 |
Т, У | 17,38,59 |
Ф, Х | 18,39,60 |
Ц, Ш | 19,40,61 |
Щ, Ч | 20,41,62 |
Э, Ю,Я | 21,42,63 |
Работа с источниками
Поиск источников – второй этап работы над рефератом. К ним относятся: библиографическая и историографическая литература, статьи из научно-исторических журналов, нормативные и законодательные документы и пр.
Работе студентов с источниками уделяется особое внимание, так как в этот период подготовки формируется основная часть будущей творческой работы. Цель руководителя на этом этапе - научить студентов анализировать и оценивать исходные данные.
В ходе работы над рефератом составляется перечень источников учебной и научно-методической литературы, на которые делаются ссылки в тексте работы. Список литературы представляется в алфавитном порядке в следующей последовательности: порядковый номер, фамилия и инициалы автора, название статьи и (или) книги, место издания, издательство, год издания, страницы.
Источники в списке использованной литературы размещаются следующим образом:
1) Нормативно-правовые акты:
а) Конституция Российской Федерации;
б) Федеральные законы Российской Федерации;
в) Законы Российской Федерации;
г) Указы Президента Российской Федерации;
д) Постановления Правительства Российской Федерации;
е) Письма, инструкции, распоряжения Министерств и ведомств Российской Федерации;
2) Книги (монографии, сборники);
3) Периодические издания;
4) Статистические сборники и справочники;
5) Печатные материалы на иностранных языках;
6) Интернет-ресурсы.
Для всех литературных источников списка сохраняется непрерывная сквозная нумерация.