Основные темы творчества.




Большое место в многогранном поэтическом творчестве Маяковского занимает сатира. Маяковский едко высмеивает общественный строй России, хотя местом действия названа далекая страна Перу. Страной этой правят унылые судьи, враждебные всему живому:

Глаза у судьи — пара жестянокмерцает в помойной яме.

Особенно ненавистен Маяковскому буржуазный мир — мир «жирных»: «Я жирных с детства привык ненавидеть, всегда себя за обед продавая», — вспоминает поэт свое голодное отрочество и юность в Москве, куда семья переехала после смерти отца. В «Гимне обеду» он создает гротескный образ буржуа — это «желудок в панаме».

Грубыми словами клеймит Маяковский и буржуазию, развязавшую мировую бойню и наживающуюся на ней, равнодушную к смертям и увечьям жертв войны, в стихотворении «Вам». В «Гимне ученому» ученый — «двуногое бессилие» «с головой, откусанной начисто», у которого «ни одного человеческого качества».

Поэт с поразительной психологической точностью передает ощущение человека, который становится предметом строгого запрета он делается приниженным, уже не смеется, а "подхихикивает, ища покровительства". Лирический герой этого произведения — не оратор, не борец, а прежде всего человек с его естественным настроением, неуместным там, где все подчинено строгому регламенту. Сатирические стихи В. Маяковского современно звучат и сегодня.

В стихотворении «Столп» поэт яростно выступает против тех, кто под различными предлогами зажимает критику и гласность. Именно таков товарищ Попов, считающий критику «подрывом, подкопом». Этот парти­ец перепуган тем, что в газете критикуют, «не щадя авторитета, ни чина, ни стаяса, ни должности», он страш­но боится быть «осрамленным». Обычную критику он воспринима­ет как «критиканство» и с тревогой думает о том, что если и дальше пойдет таким образом, могут добраться до Иванова, затем — до него, а после и до Совнаркома!

Совершенно с противоположной точки зрения смот­рит на проблему сам Маяковский: Мы всех зовем, чтоб в лоб, а не пятясь, критика дрянь косила. И это лучшее из доказательств нашей чистоты, и силы.

Придерживаясь такой позиции, Маяковский прина­родно бичевал и высмеивал все то, что порочило и дис­кредитировало завоевания революции и идеи социализ­ма. Он верил в них и служил им своим творчеством, и не вина поэта, что новая власть и новый строй не оп­равдали возложенных на них надежд.

Сказка о Пете толстом ребёнке и о Симе, который тонкий (1925г.)

Это первое произведение поэта, написанное специально для детей, но содержащееся в нем обличение отвратительной сущности мещанства, обывательщины, с одной стороны, и утверждение новых человеческих отношений, рожденных Октябрем,- с другой, сближают его с рядом стихотворений о нэпе, классовой борьбе, обращенных непосредственно к взрослому читателю. Сюжет сказки о Пете и Симе движется не просто к наказанию порока и торжеству добродетели. Очень умело вводит Маяковский ребенка в сложный для него мир классовых отношений. Эту политическую сказку Маяковский приводит к этическому лозунгу, определяющему нормы поведения советских детей.

Гуляем (1925г.)

Тематически близко к «Сказке о Пете, толстом ребенке...», хотя рядом этических проблем, затронутых в нем, поэт продолжает разговор о том, «что такое хорошо и что такое плохо». Здесь поэт стремится расширить и углубить круг моральных вопросов, поставленных в предыдущем стихотворении.

Но стихотворение «Гуляем» имеет отчетливую образовательную направленность. И здесь Маяковский опять выступает как замечательный знаток детской психологии — где как не на совместной прогулке взрослый сможет раздвинуть рамки жизненного кругозора ребенка, на целом ряде примеров из окружающей жизни ответить на многочисленные детские вопросы: «Что это?», «Зачем?», «Для чего?» и т. д.

Поэт так и делает: он ведет своего читателя по улицам города, показывает дома, прохожих и одновременно сообщает массу очень ценных для ребенка сведений. Причем Маяковский разъясняет все очень просто, он умеет привлечь внимание дошкольника к существенным сторонам того или иного явления, с которым тот столкнулся на прогулке. Но главное для поэта — это показать то новое, что родилось в жизни после революции, расширить представление ребенка о людях, особенно о людях труда.

Таким образом, это небольшое стихотворение превращается в своего рода детский справочник о жизни, о людях.

Прочти и катай в Париж и Китай (1927г.)

Из двенадцати главок, на которые разделено стихотворение, только четыре несут ясный политический акцент. Остальные — изображение стран, городов и народов, описания путешествий на самолёте, пароходе или в поезде — тоже лаконичны, но выполнены не в плакатной манере, как политические строфы. Стихотворение, в котором говорится об очень серьёзных вещах, — весёлое, в нём много шуток. Иногда поэт пользуется шуткой, чтобы поддержать тон непринуждённой беседы с ребятами.

некоторые предметы описания не характеризованы, а только названы, некоторые изображены слишком лаконично. Но это недостаток мнимый: во всех своих детских стихах Маяковский имел в виду сотрудничество с художником, и там, где как будто не хватает деталей изображения, оставлено место для рисунка, названа его тема.

Кроме того, лаконичность описания капиталистических стран имеет значение смысловое и композиционное. Как глава об Америке катится к слову «богатые», так первые девять глав рассказа катятся к завершающим путешествие главам о Китае. Это единственная страна, которой посвящены две главки (точнее — полторы). Здесь намеченное как бы пунктиром в главах о Париже, о Нью-Йорке противоречие между бедными и богатыми развёрнуто. Бедные и богатые уже не просто существуют рядом — «английский купец на китайца кидается».

Для разговора с детьми о силах империализма Маяковский выбрал Китай, потому что там шла напряжённая борьба народа за независимость. Это было предвидение назревавших тогда (1927) военных и революционных событий.

В свободном и весело написанном стихотворении Маяковский дал детям представление о капиталистическом мире, показал расстановку сил, показал, на чьей стороне место читателя, с кем и за кого предстоит ему борьба.

Кем быть? (1928г.)

В стихотворении творческое отношение человека к своему долгу, гуманистическая направленность туда, активное приближение будущего составляют единое звено проблем. В любом мастерстве поэт находил то, что может показаться привлекательным и заманчивым деятельному человеку на шестом - седьмом году жизни.

Данным произведением Маяковский стремится воспитать у детей дошкольного возраста активное отношение к труду, к жизни. Он отлично понимал, что в своих играх дети учатся жить, чувствовать, думать и действовать. Эту возможность поиграть в различные профессии, когда одно дело непрерывно сменяется другим, получает ребенок, читая стихотворение. В каждой профессии поэт находит черты, привлекательные для ребенка и в тоже время раскрывающие ее специфику.

Что такое хорошо и что такое и что такое плохо (1925)

Стихотворение носит ярко выраженный дидактический характер. Автор хочет помочь ребенку научиться правильно себя вести, определить свое отношение к окружающей действительности. Эта задача крайне трудна для детского писателя, ибо ему необходимо добиться того, чтобы открыто высказанная мораль дошла до слушателя, не оттолкнув его. Маяковскому удается блестяще решить эту задачу.

Поэт сопоставляет нравственные понятия: мальчику-грязнуле противопоставляется мальчик, любящий чистоту, драчуну – мальчик, защищающий слабых. Маяковский стремится к тому, чтобы предельно сблизить отвлеченные понятия морали с конкретными явлениями и предметами, взятыми из имеющегося у детей жизненного опыта. Все художественные детали в стихотворении- это о вещи, игрушки детей: «книжица и мячик», валенки и галоши и т. д. Вот эта постоянная ориентация читателя на то, что все, о чем говорится в стихотворении, в «жизни пригодится», делает его заключительную часть убедительной и доступной пониманию дошкольника.

Материал к уроку

«Сказка о Пете толстом ребёнке и о Симе, который тонкий»

Заполни таблицу. Расскажи о Пете – герое сказки.

    Как его называет автор? С кем сравнивает? Что говорит о его действиях?
Злюка, жадоба, буржуй, пузан, чадо, разиня, жадности образчик. Плоский как рубли; не шар, а блин; весь налился как ранет; как мяч футбольный; Петя мечет; льет варенье по губе; всю прикончил карамель; запустил горсть конфет в рот; сожрал всю колбасу; слопал гири и весы; вгрызся в железный шкаф

 

- Отметь слова, придуманные В. Маяковским. Какой Петя? Грубый, ненасытный, жадный,

- Это герой или антигерой?

Антигерой.

- Что обличает В. Маяковский?

Жадность, злость, обжорство, глупость, тупость.

- Что хотел донести Маяковский этой сказкой до каждого читателя?

(Вывод: Маяковский высмеивает жадность, злость, зависть, неряшливость)

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: