Устав ООН допускает существование региональных соглашений или органов для разрешения таких вопросов, относящихся к поддержанию международного мира и безопасности, которые являются подходящими для региональных действий, оговаривая при этом, что их деятельность должна, быть совместимой с целями и принципами ООН.
Для признания организации региональной необходимо:
1) пространственное единство государств-членов, их размещение в пределах более или менее целостного региона;
2) пространственное ограничение целей, задач и действий государств-членов, т.е. соответствующая субъектному составу функциональная ориентация без притязаний на вмешательство в дела, выходящие за регионально-координационные рамки.
Именно таковы СНГ, Совет Европы, Европейский союз, Организация Черноморского экономического сотрудничества, Совет государств Балтийского моря, ОАЕ, ОАГ, Ассоциация государств Юго-Восточной Азии.
Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ)
В Хельсинки в 1975 г. главы государств и правительств подписали Заключительный акт, включающий преамбулу и пять разделов: «Вопросы, относящиеся к безопасности в Европе», «Сотрудничество в области экономики, науки и техники и окружающей среды», «Вопросы, относящиеся к безопасности и сотрудничеству в Средиземноморье», «Сотрудничество в гуманитарных и других областях», «Дальнейшие шаги после Совещания».
Важнейшей частью первого раздела стала «Декларация принципов, которыми государства-участники будут руководствоваться во взаимных отношениях», в которой воспроизведены и конкретизированы известные принципы Устава ООН; вместе с тем в ранг принципов возведены нормы о нерушимости границ, о территориальной целостности государств, об уважении прав человека и основных свобод, сформулированы положения, определяющие их содержание.
|
В других разделах даны рекомендации относительно согласованных действий в различных сферах сотрудничества, в том числе юридически значимые положения, регламентирующие контакты между людьми, включая воссоединение семей и браки между гражданами различных государств, порядок распространения и обмена информацией, сотрудничество и обмены в области культуры, образования.
СБСЕ – это официальный наблюдатель при ООН.
Структура ОБСЕ:
Совет министров характеризуется как центральный руководящий орган, ответственный за принятие решений. Он собирается на уровне министров иностранных дел и назначает страну, представитель которой в течение года исполняет обязанности действующего председателя ОБСЕ.
Руководящий совет заменил существовавший в течение нескольких лет Комитет старших должностных лиц, который выполнял такие обязанности, как подготовка заседаний Совета, выполнение его решений, координация деятельности вспомогательных органов. В его компетенцию входило также рассмотрение вопросов в случае возникновения критических ситуаций и использование механизма мирного урегулирования, а в случае необходимости - принятие решений о проведении операций СБСЕ по поддержанию мира. Заседание этого Совета на уровне ответственных сотрудников министерств иностранных дел проводятся в Праге, как минимум, два раза в год.
Постоянный совет определяется как основной орган для ведения политических консультаций и принятия текущих решений, а также для рассмотрения чрезвычайных ситуаций. В его состав входят постоянные представители государств-участников. Заседания проводятся в Вене.
|
Секретариат обеспечивает организационно-техническое обслуживание заседаний указанных основных органов, ведает документацией и архивом, публикует документы.
Европейский союз
Такое название эта организация западных стран обрела в 1993 г.
Европейские сообщества объединяют две международные организации: Европейское сообщество по атомной энергии (Евратом) и Европейское сообщество (ранее - Европейское экономическое сообщество (ЕЭС)).
Первоначальными членами сообществ были шесть государств - Франция, Италия, ФРГ, Бельгия, Нидерланды, Люксембург, в последующие годы вошли Дания, Ирландия, Великобритания, Греция, Португалия, Испания, Австрия, Финляндия, Швеция.
Вначале основная компетенция Сообществ распространялась на сферу торговли, сельского хозяйства и регулирования конкуренции. Существенный пересмотр первоначального Римского договора был предпринят в 1986 г. с принятием Единого европейского акта, стимулировавшего два важных процесса:
· развитие наряду с экономической интеграцией политического сотрудничества и общей внешней политики
· введение принципа квалифицированного большинства (а не единогласия) при принятии актов Сообществ.
Постепенно сложилось как самостоятельная правовая система право Европейских сообществ.
Длительный процесс совершенствования Европейских сообществ продолжился подписанием в 1992 г. Договора о Европейском союзе (г. Маастрихт, Нидерланды). К октябрю 1993 г. все страны-члены его ратифицировали 1 ноября 1993 г.
|
Договор вступил в силу, Европейский союз обрел юридический статус. Вместе с тем Сообщества, ставшие основой создания Союза, сохранили свое положение как самостоятельные международные организации.
Дальнейшему развитию интеграции и упрочению Союза призван способствовать Амстердамский договор, принятый в 1997 г. (вступил в силу в 1999 г.). Он предусматривает расширение компетенции Европейского союза в сфере социальной политики, сотрудничества национальных полицейских и таможенных ведомств, органов правосудия, укрепления совместной внешней политики и политики безопасности, регулирования международных кризисов, реформы структур Союза.
Целями Европейского союза:
1. содействие экономическому и социальному прогрессу путем создания пространства без внутренних границ,
2. содействие экономического и валютного союза
3. введения единой валюты,
4. осуществление общей внешней политики и политики безопасности,
5. усиление защиты прав и интересов граждан путем введения гражданства Союза,
6. сохранение и развитие Союза как пространства свободы, безопасности и законности, в котором свободное передвижение лиц обеспечивается мерами контроля на внешних границах;
7. предотвращения и борьбы с преступностью.
Договором предусматривается введение единого гражданства Европейского союза, что также неизвестно ни одной международной организации.
В Союзе действует единая институционная структура:
1. Европейский парламент,
2. Совет,
3. Комиссия,
4. Суд
5. Счетная палата.
Европарламент состоит из представителей народов государств-членов, избираемых прямым всеобщим голосованием на пять лет. Договором установлено точное число представителей от каждого государства. Парламент участвует в процессе принятия актов Сообщества, может предложить Комиссии представить предложения по осуществлению Договора, образовать временную следственную комиссию по заявлениям о нарушении права Сообщества, назначает Уполномоченного по правам человека, вправе вынести резолюцию порицания в отношении Комиссии, в результате чего члены Комиссии должны коллективно уйти в отставку.
Совет включает по одному представителю от каждого государства-члена на уровне министров в той или иной области - иностранных дел, экономики, финансов, здравоохранения и т.д. Это межправительственный орган, призванный обеспечить согласование интересов государств-членов и Союза. Он координирует общую экономическую политику Союза, имеет право принятия нормативно-правовых актов, обязательных к исполнению всеми субъектами европейского права. Решения принимаются простым или квалифицированным большинством.
Комиссия состоит из 20 членов, утверждаемых Европарламентом и затем назначаемых правительствами государств-членов на пять лет. Комиссия обеспечивает применение Договора, формулирует рекомендации и дает заключения по вопросам предмета Договора, принимает собственные решения и участвует в подготовке актов Совета и Европарламента, осуществляет полномочия, которыми ее наделяет Совет во исполнение его постановлений.
Суд обеспечивает применение права Сообщества посредством единообразного толкования и применения Договора.
Счетнаяпалата состоит из 15 членов, назначаемых на шестилетний срок Советом из числа лиц, работающих в независимых аудиторских учреждениях и обладающих высокой квалификацией. Их независимость должна быть вне всяких сомнений. Палата обеспечивает ревизионную проверку счетов обо всех доходах и расходах Сообщества.
Совет Европы
Совет Европы как региональная международная организация существует с 1949 г. Он был учрежден десятью западноевропейскими государствами, а в настоящее время охватывает почти все европейское пространство. Членами Совета Европы являются 45 государств, включая с 28 февраля 1996 г. и Российскую Федерацию.
Учредительными документами этой организации являются Устав Совета Европы от 5 мая 1949 г. и Генеральное соглашение о привилегиях и иммунитетах Совета Европы от 2 сентября 1949 г.
Согласно Уставу целью Совета Европы является достижение большего единства между его членами во имя защиты и осуществления идеалов и принципов, являющихся их общим достоянием, и содействие их экономическому и социальному прогрессу.
Сотрудничество ради достижения этой цели включает заключение и реализацию конвенций, протоколов и соглашений, число которых достигло 170. Традиционно они именуются европейскими конвенциями, которые посвящены правам человека, вопросам образования, культуры, здравоохранения, социального обеспечения, спорта, развития гражданского, экологического, административного права, уголовного права и процесса. В их числе
Конвенция о защите прав человека и основных свобод (1950 г.) вместе с протоколами;
1. Европейская социальная хартия (1961 г., пересмотрена в 1996 г.),
2. Европейская конвенция о гражданстве (1998 г.),
3. Европейская конвенция о предупреждении пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания (1987 г.),
4. Рамочная конвенция о защите национальных меньшинств (1995 г.),
5. Европейская хартия местного самоуправления (1985 г.),
6. ряд актов уголовно-правового и процессуального характера - о выдаче (1957 г.), о взаимной правовой помощи по уголовным делам (1959 г.), о передаче производства по уголовным делам (1972 г.), о передаче осужденных лиц (1983 г.), о компенсации жертв насильственных преступлений (1983 г.), об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности (1990 г.).
Органы Совета Европы: Комитет Министров, состоящий из министров иностранных дел государств-членов или других членов правительств. Комитет принимает заключения по рассматриваемым вопросам в форме рекомендаций правительствам. По определенным вопросам его решения имеют обязательный характер.
Парламентская Ассамблея, включающая в себя представителей каждого государства-члена, избираемых из состава его парламента. Предусмотрено различное представительство от Германии, Великобритании, Франции, Италии, России - по 18, от Испании, Турции, Украины - по 12, от Греции, Бельгии и др. - по 7, от Австрии, Болгарии и др. - по 6, от остальных - по 5, 4, 3, 2 представителя. Ассамблея является совещательным органом, дающим рекомендации Комитету Министров.
Конгресс местных и региональных властей Европы, представляющий соответствующие органы государств-членов и включающий делегации от территориальных образований (по квотам, установленным для Парламентской Ассамблеи). Его работа проходит в палате местных органов власти и палате регионов.
Секретариат, являющийся административным органом Совета Европы и возглавляемый Генеральным секретарем (избирается Парламентской Ассамблеей на 5 лет).
Штаб-квартира Совета Европы расположена в г. Страсбурге, (Франция). При штаб-квартире аккредитовано Постоянное представительство РФ. Официальные языки - английский и французский. Перевод конвенции или иного документа на язык, не признанный официальным, именуется версией (например, перевод на русский язык - русской версией).