В зависимости от назначения и условий работы смазочных материалов (смазок), они бывают:
ü твёрдыми (графит, дисульфид молибдена, иодид кадмия, диселенид вольфрама, и т. д.),
ü полутвёрдыми, полужидкими (расплавленные металлы, солидолы, консталины и др.),
ü жидкими (автомобильные и другие машинные масла),
ü газообразными (углекислый газ, азот, инертные газы).
В зависимости от характеристик материалов кинематической пары, для смазки могут быть использованы:
жидкие (например, минеральные, синтетические и полусинтетические масла)
твёрдые (графит, дисульфид молибдена, иодид кадмия,
диселенид вольфрама, и т. д.)
Полутвёрдыми, полужидкими
(расплавленные металлы, солидолы,
консталины и др.),
газообразными (углекислый газ, азот, инертные газы).
По материалу основы смазки делятся на
минеральные — в их основе лежат углеводороды, продукты переработки нефти
синтетически е — получаются путём синтеза из органического и неорганического сырья (например, силиконовые смазки)
органические — имеют растительное происхождение (например: касторовое масло, пальмовое масло
Трансмиссионные масла
Трансмиссионные масла используются для смазки зубчатых передач (цилиндрических, конических и др.) в коробках передач, ведущих мостах, механизмах рулевого управления, бортовых передачах, а также в гидравлических приводах машин и механизмов.
Индустриальные масла
Индустриальные масла предназначены для смазывания подшипников и пар трения металлообрабатывающих станков и промышленного оборудования, контрольно-измерительной аппаратуры. Они используются в качестве рабочей и закалочной жидкости, а также для изготовления консистентных смазок.
Моторные масла
Моторные масла предназначены для уменьшения износа деталей
двигателя, снижения потерь на трение. Они выполняют функции
теплоотводящей среды и уплотнителя. В зависимости от типа
двигателя моторные масла подразделяются на авиационные,
автомобильные (карбюраторные и дизельные), автотранспортные и
реактивные
Моторные масла состоят из базового масла (80 — 90 %) и пакета присадок (10 — 20%), от природы и соотношения которых зависят их ассортимент и набор потребительских свойств
По составу базовое масло может быть:
• минеральным — сложная смесь углеводородов, полученных из нефти;
• синтетическим — органические соединения, полученные в результате целенаправленных химических реакций. Это углеводородные жидкости (полиальфаолефины, алкилбензолы) и эфиры;
• полусинтетическим — смесь высококачественного минерального базового масла и синтетических базовых компонентов.
Присадки
Пакет присадок, как правило, составляют:
• загущающие — стабилизируют вязкость масла в условиях изменения температуры;
• моющие (детергенты) — уменьшают и предотвращают образование высокотемпературных отложений;
• диспергирующие (дисперсанты) — поддерживают загрязнения, проникшие в масло, в мелкодисперсном взвешенном состоянии;
• антиокислительные и антикоррозионные — снижают скорость окисления и образования в масле нерастворимых, а также коррозионно-активных продуктов;
• противозадирные и противоизносные — предотвращают разрушение контактирующих поверхностей при граничном трении за счет образования защитных пленок;
• депрессорные — понижают температуру застывания масла;
• ингибиторы коррозии — предотвращают коррозию деталей из черных металлов;
• антифрикционные — уменьшают трение;
• противопенные — предотвращают вспенивание