Так называемая «реставрационная надпись» на стеле, установленной в Карнаке, была начертана при фараоне XVIII-й династии Тутанхамоне (ок. 1354 – 1345 до н.э.) – преемнике фараона-реформатора Эхнатона (Аменхотепа IV).
[Вступление]. [... год царствования], 4~й месяц Половодья, 19-го числа при его величестве Горе[1], крепком Тельце, совершенным рождением, «Обеими Владычицами»[2], прекрасном [законами, умиротворившем] Обе Земли[3], Горе золота, возведшем венцы, делающим довольными богов, царе Верхнего и Нижнего Египта, [владыке Обеих Земель, Небхепрура[4]] сыне Ра[5], [Тутанхамоне[6], властителе Южного Она[7]], одаренном жизнью, подобно Ра, вечно [вековечно], любимым Амоном-Ра[8], владыкой престолов Обеих Земель, находящимся во главе Ипетсут[9], Атумом[10], [владыкой Обеих Земель] и Гелиополя[11], Ра-Горахти[12], Птахом[13] «Юга его стены», владыкой «Жизни Обеих Земель»[14], Тотом[15] – владыкой «божественной речи». Да является он [на престоле Гора] живых подобно отцу своему Ра ежедневно!
Благой бог, сын Амона, отпрыск «Тельца своей матери»[16], семя доброе, святой отпрыск, зачатый самим Амоном. Соединились «Души Гелиополя»[17], чтобы породить его, чтобы создать царя вековечного, Гора долговечного.
Властитель добрый, делающий полезное для отцов [предков] и всех богов. Укрепил он то, что пришло в упадок среди памятников вековечности. Истребил он неправду по Обеим Землям. Правда стала пребывать [в ее месте]. Дал он, чтобы было зло предметом омерзения. Страна [стала] как при своем первобытном состоянии[18].
[О положении в Египте до Тутапхамона]. И вот же воссиял его величество в виде царя.
Были храмы богов и богинь, начиная от Элефантины[19] вплоть до топей Дельты..., преданными забвению, не знающими своих домов, впавшими в состояние разрушения, превратившимися в развалины, поросшими травой. Их [богов] покои были подобны тому, что не существует. Их дворы были проходным двором[20].
Была страна в упадке. Отвернулись боги от этой страны.
Если посылали войско в Палестину, чтобы расширить границы Египта, то не выпадал ему на долю какой-либо успех.
Если молили бога, чтобы испросить у него совета, то он не приходил совсем. Если равным образом молили какую-либо богиню, то она не приходила совсем. Их сердца стали слабы сами собою (?) с тем, чтобы истребить содеянное.
[Изменение положения при Тутанхамоне]. После же того как миновали дни за этим, воссиял [его величество] на престоле своих отцов, вступил он во владение берегами Гора [Египтом].
Египет и чужеземные страны под надзором его. Вся страна склонилась пред мощью его.
Вот [был] его величество во дворце своем, находящемся в доме его «Аахеперкара»[21], как Ра в небе. И его величество заботился oб этой стране и о повседневных потребностях Обоих Берегов [Египта]
И его величество обдумывал замыслы вместе с сердцем своим, изыскивая всякое превосходное дело, ища полезное для отца его Амона, образуя образ его драгоценный из настоящего электра[22].
Он приумножил сделанное прежде. Образовал он [статую] отца своего Амона на 13 шестах[23], а образ его святой – из электра, лазурита, бирюзы и всяких ценных камней, тогда как прежде величество этого бога отменного было на 11 шестах. Образовал он [статую] Птаха – «Юга его стены», владыки «Жизни Обеих Земель», [и] образ его драгоценный – из электра на 11 столбах, образ его святой из электра, лазурита, бирюзы и всяких ценных камней, тогда как прежде величество этого бога отменного было на 7 шестах.
И его величество сделал памятники богам, образуя их идолы из настоящего электра, из лучшего, что имеется в чужеземных странах, строя их покои заново в виде памятников вековечных, благоустроенных на потребу вечности, принося им жертвы в виде ежедневных жертвоприношений, поставляя их жертвенные хлеба на земле.
Он приумножил то, что было прежде. Подражал он тому, что было сделано во времена предков. Ввел он [в должности] жрецов «чистителей»[24] и жрецов «рабов бога»[25] из детей вельмож их городов в виде сына мужа известного, имя которого знают[26]. Сделал он многочисленными их жертвенники (?) из золота, серебра, бронзы, меди, и не было предела [во всем].
Он наполнил их службы рабами и рабынями в виде дара от добычи его величества. [Были увеличены подати] всякие для храмов; причем они были умножены втрое и вчетверо в серебре, золоте, лазурите, бирюзе, всяких ценных камнях, «царском» полотне, белой ткани, тонком полотне, оливковом масле, смоле, жире... ладане, благовониях Ихмет и Антиу [мирры]. Не было предела в вещах всяких прекрасных.
Построил его величество, – да будет он жив, невредим, здоров! – их ладьи для бытия на реке [Ниле] из настоящего кедра из лучшего, что имеется в Ливанских горах, из избраннейшего из Негау[27]; причем они [ладьи] были отделаны золотом из лучшего, что имеется в чужеземных странах, с тем, чтобы освещали они реку.
Посвятил его величество, – да будет он жив, невредим, здоров! – рабов и рабынь, певиц и танцовщиц, бывших [ранее] в виде челяди во дворце, когда их работа исчислялась во дворец в... Обеих Земель
Я дал, чтобы они были «охранены и защищены»[28] ради отцов [предков] и богов всех, из желания, чтобы удовлетворить их [богов] в выполнении того, что желает их Ка[29], чтобы они хранили Египет
Заключение. Боги и богини, находящиеся в этой стране! Их сердца в радости. Владыки святилищ в ликовании. Берега ликуют и радуются. Веселье по всей земле. Свершились добрые замыслы. Девятка богов[30], находящаяся в «Большом дворе»[31]. Их руки [воздеты] в хвале. Их длани наполнены Празднествами Сед[32] на (?) вековечность и вечность. Всякая жизнь и благополучие [исходят] от них к носу крепкого царя, Гора, повторяющего рождения, сына, любимого [отцом его Амоном, царем] богов. Породил он его, чтобы породить его царя Верхнего и Нижнего Египта [Небхепрура], любимого Амоном, сына его старшего, истинного, любимого им, поборника отца, породившего его, царствование которого – это царствование отца его Осириса[33], сына Ра [Тутанхамона, властителя Южного Она], сына превосходного для породившего его, богатого памятниками, обильного дивными свершениями, делающего памятники в виде задуманного им для отца своего Амона, совершенного рождением, государя, [основавшего] Египет.
В сей день были[34] во дворце прекрасном, находящимся в доме «Аахеперкара, правогласный». А [был] его величество молод, но [уже] овладевшим «той, что спешит сама по себе»[35]. Создал, его Хнум[36]. Он сильный рукой, большой силой в каждой победе (?), великий силой как сын [богини] Нут[37]... Сильный как Гор.
Не случалось подобного ему среди доблестных всех стран вкупе. Знающий, как Ра, [умелый, как] Птах, постигающий как Тот, определяющий законы, превосходный [указами?]... отменный изречением, царь Верхнего и Нижнего Египта, владыка Обеих Земель, владыка правящий жертвы, владыка силы [Небхепрура], умиротворивший [Обе Земли], родной сын Ра, любимый его, владыка всякой чужеземной страны, владыка венцов [Тутанхамон, властитель Южного Она], одаренный жизнью, долговечностью, счастьем подобно Ра вечно, вековечно.
[1] Гор – божество Солнца, сын Осириса и Исиды, олицетворялся в облике сокола. Фараоны считались живыми богами, унаследовавшими трон Гора, который считался покровителем их власти.
[2] Обе владычицы – богини Нехбет и Уаджит, покровители Верхнего и Нижнего Египта и власти фараона.
[3] Обе Земли – то есть Верхний и Нижний Египет.
[4] Небхепрура – тронное имя фараона Тутанхамона.
[5] Ра – древнеегип. бог Солнца, центром культа которого был город Гелиополь (Он). Впоследствии культ бога Ра слился с культом фиванского бога Амона.
[6] Тутанхамон – фараон XVIII-й династии. Имена Тутанхамона (престольное – Небхепрура и личное – Тутанхамон) при реакции против Эхнатона и его преемников были уничтожены и заменены именами фараона Хоремхеба.
[7] Южный Он – древнее название Ермопта, города в Фиванском номе, южнее Фив. В эпоху Нового царства это название часто относили к Фивам.
[8] Амон-Ра – синкретичное божество, сочетавшее черты фиванского бога Амона с чертами общеегипетского бога Солнца Ра. В эпоху Нового царства Амон-Ра стал общеегипетским верховным богом, почитавшимся как покровитель и божественный отец фараонов.
[9] Ипетсут – букв. избранное место; название Карнакского храма в Фивах.
[10] Атум – божество Солнца, почитавшееся в городе Гелиополе.
[11] Гелиополь – древнеегип. Он; город в Нижнем Египте, центр культа бога Солнца Ра.
[12] Ра-Горахти – одно из употребительных имен бога Солнца; букв.: «Ра-Гор на небосклоне».
[13] Птах – бог-покровитель Мемфиса, почитавшийся как творец Вселенной, покровитель ремесел и искусства.
[14] «Жизнь Обеих Земель» – одно из названий города Мемфиса.
[15] Тот – древнеегип. бог Луны, покровитель мудрости и письменности; почитался в образе ибиса и павиана.
[16] «Телец своей матери» – эпитет бога Амона.
[17] «Души Гелиополя» – боги, почитавшиеся в Гелиополе.
[18] To есть Египет вернулся к «золотому веку», когда страной правили боги.
[19] Элефантина – город, столица I-го нома Верхнего Египта; букв. «Слоновый».
[20] Букв.: их дворы были в виде протоптанного пути.
[21] Дом Аахеперкара – наименование царского владения, видимо, в Мемфисе.
[22] Электр (букв.: белое золото) – сплав золота и серебра.
[23] Имеются в виду шесты для переноски статуй.
[24] Жрецы «чистители» (уэбы) – низший разряд жречества.
[25] Жрецы «рабы бога» (хонты) – более высокий разряд жречества.
[26] То есть в должности жрецов были введены сыновья именитых людей.
[27] Негау – область в Южной Сирии.
[28] «Охранены и защищены» – обычная формула при освобождении от работ и податей в пользу царского хозяйства.
[29] Ка – по представлениям древних египтян душа-двойник, дух-хранитель, подобный человеку и продолжающий существовать и после его смерти.
[30] Девятка богов (Эннеада) – 9 богов, почитавшихся в Гелиополе: Ра-Атум, Шу, Тефнут, Геб, Нут, Осирис, Исида, Сет и Нефтида.
[31] «Большой двор» – название храма в Гелиополе.
[32] Празднество Сед. Хеб-Сед – 30-тилетие царствования фараона; букв. «праздник хвоста».
[33] Осирис – древнеегип. божество умирающей и воскресающей природы, царь и судья загробного мира. Почитался в городах Бусирисе и Абидосе.
[34] Безличное обращение относится к фараону.
[35] «Та, что спешит сама по себе» – образное название урея, змеи – охранительницы царя.
[36] Хнум – древнеегип. бог плодородия и производительной силы; почитался в образе барана. Центром его культа был I-й (Элефантинский) ном Верхнего Египта.
[37] Нут – древнеегип. богиня неба.