По всем вопросам, возникающим в процессе подготовки контрольной работы, бакалаврам необходимо обращаться к преподавателям кафедры.




Методические указания по написанию контрольных работ

Подготовка контрольной работы по дисциплине Преступления против личности является составной частью учебного процесса, одной из основных форм самостоятельной работы бакалавра, а ее защита – эффективной формой контроля уровня знаний и профессиональной подготовки бакалавров.

При написании контрольной работы бакалавру необходимо изучить источники, указанные в рабочей программе изучения курса, и источники, указанные в вариантах контрольных работ, а также постановления Пленума Верховного Суда РФ, использование которых позволит более полно раскрыть теоретические вопросы работы.

Методические рекомендации содержат 10 вариантов работ. Каждый бакалавр выбирает вариант контрольной работы по последнему номеру зачетной книжки. Если последний номер зачётки – 0, бакалавр должен выбрать 10 вариант.

Контрольная работа включает два самостоятельных задания, преследующих определённые учебные цели.

Первое задание. Важной целью изучения дисциплины является умение правильно определить элементы и признаки состава преступления, закрепленные в уголовно-правовой норме. Бакалавром предлагается заполнить структурно-логическую схему конкретного состава преступления. Данная схема – своеобразный алгоритм, по которому в определенной последовательности устанавливаются признаки состава преступления, особенности его конструирования (например, оценочные признаки), проводится отграничение от смежных и конкурирующих составов преступлений. Перед выполнением задания необходимо ознакомиться с методическими указаниями по заполнению схемы.

Цель второго задания – сформировать навыки правильной квалификации преступлений, которая достигается путём решения предложенных задач. Задачи должны быть решены студентами самостоятельно до проведения практического занятия по соответствующей теме. Их решение требует соблюдения ряда методических правил:

– во-первых, надо внимательно прочитать задачу, чтобы ни одно предложение не осталась незамеченным, так как иногда именно оно содержит необходимые для верного решения данные;

– во-вторых, нужно помнить, что задача решается только на основании тех обстоятельств, которые в ней изложены. Их следует считать установленными и доказанными;

– в-третьих, необходимо изучить нормативный материал, который рекомендован к рассматриваемой теме. Иногда следует ознакомиться с дополнительной литературой, в которой могут быть изложены проблемные вопросы назначения наказаний;

– в-четвертых, следует изучить материалы опубликованной судебной практики по интересующей теме;

– в-пятых, решение задачи должно быть развернутым и аргументированным, содержащим ссылки на соответствующие нормы Уголовного кодекса Российской Федерации. При необходимости нужно также ссылаться на нормы международного права, пункты постановлений Пленума Верховного Суда Российской Федерации;

– в-шестых, решение задачи с точными ссылками на соответствующие правовые нормы и (или) теоретические работы следует записывать в тетрадь, которая специально предназначена для решения задач.

Ответ на каждый казус необходимо аргументировать.

Выполненная работа брошюруется, листы нумеруются. Титульный лист работы составляется в соответствии с приложением настоящих указаний.

За две недели до начала сессии выполненная работа направляется в академию.

По прибытии на сессию бакалавры получают отрецензированную контрольную работу, устраняют замечания (если они имеются). Бакалавр, не сдавший работу в срок, не допускается к сдаче зачёта).

При оформлении работы необходимо соблюдать дополнительные требования:

1. Работа выполняется в печатном виде, шрифт 14 Times New Roman, интервал – 1,5; все поля – 2 см;

2. Необходимо обратить внимание на правильное оформление сносок, при использовании цитат из литературных источников.

3. Каждое задание работы выполняется с новой страницы; информация на странице должна содержаться с одной стороны.

Титульный лист работы выполняется по форме согласно приложению № 1 настоящих указаний.

Указания по заполнению структурно-логической схемы (электронный образец схемы содержится в данной рабочей программе в Приложении № 6)

I раздел.

Покажите, в чем заключается общественная опасность деяния, какова его распространенность, можно ли бороться с этим явлением иными (не уголовно-правовыми) мерами, если нет, то почему.

II раздел.

1. Исходя из содержания статьи УК РФ определите вид диспозиции, используемой при описании состава преступления.

2. Статья может иметь простой или квалифицированный состав преступления, несколько однородных или разнородных составов преступлений. Подчеркните правильный ответ.

III раздел

1. Охарактеризуйте непосредственный объект преступления, укажите, есть ли дополнительный или факультативный объект. При наличии предмета преступления (потерпевшего) назовите его.

2. Определение содержания объективной стороны зависит от конструкции состава. В материальных составах обязательными (основными) признаками выступают: деяние, последствия и причинная связь. В формальных и усеченных – только деяние.

Обратите особое внимание на наличие в конструкции объективной стороны факультативных признаков (время, место, способ, средства, орудия, обстановка), укажите их.

3. Определите форму вины (умысел, неосторожность, либо та и другая). Укажите цели или мотив, раскройте их содержание.

4. Если субъект обладает специальными свойствами (например, должностное лицо), назовите их.

IV раздел

1. Определите вид состава в зависимости от конструкции.

2. Укажите момент окончания преступления, учитывая, что в материальных составах преступление считается оконченным с момента наступления последствий, в формальных – когда выполняется все действие, в усеченных – с момента начала выполнения действия.

3. Законодатель использует различные приемы описания сущности преступного деяния. Есть продолжаемые и длящиеся преступления. В основе деяния могут лежать неоднократность или систематичность (ст. 117 УК РФ). Некоторые деяния включают ряд действий, любое из которых образует объективную сторону преступления (ст. 222 УК РФ). Эти особенности описания деяния, если они есть, необходимо отразить.

4. При описании многих составов законодатель использует оценочные признаки, которые не имеют четких критериев, и их определение зависит от широкого круга обстоятельств. Например, при хулиганстве это явное неуважение, при хищении – значительный ущерб гражданину. Очевидно, насколько важно правильно толковать оценочные признаки, поскольку от этого зависит преступность или непреступность деяния. Бакалавры, проанализировав признаки состава и обнаружив оценочные признаки, должны определить их конкретное содержание.

V раздел

1. Здесь основное внимание следует уделить определению содержания квалифицирующих признаков, толкование которых на практике вызывает трудности (например, особая жестокость при убийстве).

2. Выделите и раскройте квалифицирующие обстоятельства, которые относятся к оценочным признакам (например, тяжкие последствия в ч. 2 ст. 201 УК РФ, что под ними понимается).

VI раздел

Основываясь на санкции статьи (виде и размере наказания), попытайтесь определить, адекватно ли законодатель отражает общественную опасность деяния. Если нет, то какое наказание (вид, размер) необходимо предусмотреть в санкции?

VII раздел

Анализ конкретного состава преступления предполагает также отграничение его от сходных (смежных составов), когда два состава имеют все общие признаки, кроме одного. Процесс разграничения включает два этапа.

1. Определение составов преступлений, с которыми конкурирует данный состав. Например, ст. 128.1 УК РФ имеет сходство со ст. 298.1 УК РФ.

2. Сопоставление признаков смежных составов преступлений с анализируемым составом и последующее выделение признаков, по которым проводится разграничение. В данном примере разграничение проводится по свойствам потерпевшего.

VIII раздел

Выполнение этого задания требует от бакалавров значительных усилий. Предложения могут касаться: конструкции состава; необходимости введения квалифицированного состава (например, ч. 2 ст. 319 УК РФ); введения новых (или исключения действующих) квалифицирующих признаков; уточнения содержания признаков объективной или субъективной стороны.

По всем вопросам, возникающим в процессе подготовки контрольной работы, бакалаврам необходимо обращаться к преподавателям кафедры.

Варианты контрольных работ

Вариант № 1

Задание 1

Заполнение структурно-логической схемы состава преступления, предусмотренногост. 117 УК РФ.

Задание 2

Хромов и Зеленин, зная о наличии в квартире у Литовской крупной суммы денег, договорились о завладении её имуществом. Проникнув в квартиру, они напали на Литовскую и нанесли ей множественные проникающие ножевые ранения брюшной полости, повлекшие смерть. После этого, Хромов и Зеленин обыскали квартиру и завладели имуществом потерпевшей, а именно деньгами в сумме 30 тысяч рублей, медалями «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», «Ветеран труда».

Квалифицируйте действия указанных лиц.

Задание 3

Пушев и Турчак на автомашине последнего похитили Гоголева. Они требовали у него 10 миллионов рублей. Гоголев позвонил домой и через два дня его сын отдал им обозначенную сумму. После этого, решив скрыть совершенные преступления, Пушев и Турчак убили отца и сына.

Квалифицируйте действия Пушева и Турчака.

 

Вопросы к зачету.

1. Иные преступления против жизни (ст.ст. 109, 110 УК РФ).

2. Убийство (ст. 105 УК РФ).

3. Умышленное убийство при смягчающих обстоятельствах (ст.ст. 106, 107, 108 УК РФ).

4. Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью (ст. 111 УК РФ).

5. Умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью и легкого вреда здоровью (ст.ст. 112, 115 УК РФ).

6. Побои (ст. 116 УК РФ). Истязание (ст. 117 УК РФ).

7. Неоказание помощи больному (ст. 124 УК РФ). Оставление в опасности (ст. 125 УК РФ).

8. Угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью (ст. 119 УК РФ).

9. Заражение венерической болезнью, ВИЧ- инфекцией (ст.ст. 121, 122 УК РФ).

10. Принуждение к изъятию органов или тканей человека для трансплантации (ст. 120 УК РФ).

11. Понятие и общая характеристика преступлений против свободы, чести, и достоинства личности (глава 17 УК РФ).

12. Похищение человека (ст. 126 УК РФ).

13. Незаконное лишение свободы (ст. 127 УК РФ). Отличие от похищения человека (ст. 206 УК РФ).

14. Торговля людьми (ст. 127-1 УК РФ). Использования рабского труда (ст. 127-2 УК РФ).

15. Клевета (ст. 128-1 УК РФ). Разграничение с заведомо ложным доносом (ст. 306 УК РФ).

16. Понятие и общая характеристика преступлений против половой неприкосновенности и половой свободы личности (глава 18 УК РФ).

17. Изнасилование (ст. 131 УК РФ).

18. Насильственные действия сексуального характера (ст. 132 УК РФ). Отличие от понуждения к действиям сексуального характера (ст. 133 УК РФ).

19. Преступления, посягающие на нормальное половое развитие несовершеннолетних (ст.ст. 134, 135 УК РФ).

20. Понятие и общая характеристика преступлений против конституционных прав и свобод человека и гражданина (глава 19 УК РФ).

21. Общая характеристика преступлений против конституционных прав и свобод человека и гражданина.

22. Понятие и общая характеристика преступлений против семьи и несовершеннолетних (глава 20 УК РФ).

23. Вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления (ст. 150 УК РФ). Вовлечение несовершеннолетнего в совершение антиобщественных действий (ст. 151 УК РФ).

24. Злостное уклонение от уплаты средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей (ст. 157 УК РФ).

25. Неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего (ст. 156 УК РФ).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-08-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: