Понятие и значение общих условий предварительного расследования




Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего образования

«ВЯТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

 

РЕФЕРАТ

По дисциплине «Правоохранительные органы и судоустройство на территории Кировской области»

ТЕМА: «Предварительное следствие: понятие, задачи.»

 

      Выполнила студентка_1_курса, группы Юрб-1901-01-00 Лянгузова Виктория Дмитриевна (фамилия, имя, отчество)    

 

Киров 2020

Понятие и значение общих условий предварительного расследования

Законность, всесторонность, полнота и объективность предварительного расследования во многом зависит от соблюдения ряда общих условий его производства.

Они представляют собой установленные законом и обусловленные принципами уголовного процесса правила, выражающие специфические особенности данного вида уголовно-процессуальной деятельности, наиболее существенные требования, предъявляемые к ней.

Они обеспечивают установление обстоятельств преступления в максимально короткий срок и с наименьшими затратами сил и средств. Одновременно они гарантируют соблюдение прав и свобод личности и гражданина, предотвращают возможные ошибки.

Виды общих условий предварительного расследования в учебной литературе иногда подразделяют согласно порядку, в котором они изложены в статьях УПК (глава 21 УПК называется "Общие условия предварительного расследования" и содержит 13 статей - 13 видов общих условий):

- формы предварительного расследования;

- подследственность;

- место производства предварительного расследования;

- соединение уголовных дел;

- выделение уголовного дела;

- выделение в отдельное производство материалов уголовного дела;

- начало производства предварительного расследования;

- производство неотложных следственных действий;

- окончание предварительного расследования;

- восстановление уголовных дел;

- обязательность рассмотрения ходатайства;

- меры попечения о детях, об иждивенцах подозреваемого или обвиняемого и меры по обеспечению сохранности его имущества;

- недопустимость разглашения данных предварительного расследования.

С учетом сложившихся традиций условно можно выделить три крупные группы общих условий предварительного расследования, связанные:

I. С выбором надлежащего субъекта расследования и его процессуальным положением (подследственность, принятие дела к производству, взаимодействие органов расследования).

Взаимодействие органов расследования означает их согласованную деятельность для выполнения задач стадии предварительного расследования.

Взаимодействие органов расследования происходит в процессуальных и организационных формах, в зависимости от закрепления их в УПК или ведомственных нормативных актах. По степени согласованности действий взаимодействие осуществляется на трех уровнях: а) обмен информацией, б) совместное планирование и в) совместные действия.

II. С обеспечением всесторонности (исследования дела со всех сторон, с позиций версий как обвинения, так и защиты), полноты(достаточности собранных доказательств и установленных фактов), объективности (непредвзятости действий и решений, точного отражения в них действительности)и быстроты расследования.

Эти требования обеспечиваются такими общими условиями предварительного расследования, как:

· соединение и выделение уголовных дел,

· незамедлительное начало, установление сроков предварительного расследования,

· недопустимость разглашения данных предварительного расследования (тайна предварительного расследования),

· общие правила производства следственных действий,

· установление обстоятельств, способствовавших совершению преступления,

· восстановление утраченных уголовных дел.

III. C обеспечением прав и законных интересов участников расследования (обязательность рассмотрения ходатайства, меры по защите участников процесса, меры попечения о детях и иждивенцах обвиняемого, судебный порядок получения разрешения на следственное действие, участие переводчика).2

Форма предварительного расследования - это совокупность процедур, условий и гарантий этой стадии. Форма предварительного расследования может усложняться или упрощаться в зависимости от степени тяжести преступлений и сложности их расследования. Действующий уголовно-процессуальный закон предусматривает две формы предварительного расследования: предварительное следствие и дознание.

Дознание и предварительное следствие решают общие задачи уголовного судопроизводства, установленные в результате их процессуальной деятельности фактические данные имеют равное доказательственное значение. Закон установил единый порядок производства следственных действий для всех, органов дознания и предварительного следствия. Компетенция органов дознания и предварительного следствия по расследованию конкретного преступления определяется с учетом подследственности уголовного дела.

Предварительное следствие - это, прежде всего уголовно-процессуаль-ный институт, т.е. совокупность норм законодательства об уголовном судопроизводстве, определяющих порядок производства предварительного расследования, осуществляемого следователем (ст.5, 38, 39, 150-171 и др. УПК).

Предварительное следствие - это в то же время расследование преступления, производимое следователями прокуратуры, органов федеральной службы безопасности, органов внутренних дел. Оно может быть проведено также начальником следственного отдела (ст.39 ч.2), прокурором (п.2 ч.2 ст.37 УПК).

Поскольку предварительное следствие производится по подавляющему большинству преступлений, постольку оно является основной формой предварительного расследования. Форма предварительного следствия - установленный законом порядок его производства.

Дознание - предварительное расследование, осуществляемое дознавателем по уголовному делу, по которому производство предварительного следствия необязательно (п.8 ст.5 УПК). Оно может производиться органом дознания (п.1 ч.2 ст.40 УПК), а также следователем (п.7 ч.3 ст.151 УПК).

Четко разграничивая подследственность и компетенцию органов дознания и предварительного следствия как самостоятельных и независимых друг от друга органов предварительного расследования, закон вместе с тем исходит из необходимости объединения усилий этих органов в борьбе с преступностью путем организации взаимодействия между ними, определяет общие условия, формы и порядок, такого взаимодействия. Необходимость взаимодействия диктуется потребностями практики, поскольку органы предварительного следствия и дознания используют в своей деятельности разные средства и методы.

Деятельность следователя заключается главным образом в выполнении процессуальных действий по расследованию преступлений.

Компетенция органов дознания гораздо шире. Помимо процессуальных полномочий, они наделены правом осуществлять административную и иную деятельность, проводить оперативно-розыскные мероприятия, направленные на обнаружение, пресечение и раскрытие преступлений. Многие органы дознания имеют хорошее техническое обеспечение и кадровые ресурсы.

Использование всех возможностей этих органов позволяет обеспечить успешное раскрытие преступлений и повысить качество расследования уголовных дел. Если орган дознания возбудил уголовное дело о преступлении, по которому предварительное следствие обязательно, следователь вправе в любой момент принять это дело к производству, не дожидаясь выполнения всех неотложных действий и окончания установленного законом десятидневного срока дознания.

 


2. Общие условия, определяющие порядок производства по уголовного делу (подследственность, следственная группа, применение технических средств, судебный порядок получения разрешения на производство следственного действия, составление процессуальных документов)

Подследственность - это совокупность признаков уголовного дела, которые позволяют установить определенный орган, управомоченный его расследовать. Подследственность обозначает также компетенцию органов предварительного следствия и дознания, следователей различных ведомств, органов дознания и дознавателей по расследованию преступлений. Ею устанавливается, какой из органов предварительного следствия и органов дознания расследует то или иное преступление, кто в силу закона, какой орган предварительного расследования уполномочен расследовать то или иное преступление.

Уголовно-процессуальное законодательство предусматривает два вида подследственности: предметную (родовую) - ст. 151 УПК и территориальную (местную) - ст. 152 УПК. Остальные признаки подследственности являются исключениями (или дополнениями) для предметного признака.

Предметная (родовая) подследственность определяется категорией (родом, видом) преступления и разграничивает компетенцию органов расследования различных ведомств или их уровней в пределах одного и того же ведомства. Предметный признак подследственности выражается в квалификации преступления по статьям Особенной части УК РФ. Он дает возможность определить, нужно ли проводить в данном, конкретном случае предварительное расследование; если нужно, то в какой форме; если в форме предварительного следствия, то следователем какого ведомства; если в форме дознания, то какому из органов дознания, дознавателей какого органа дознания.

Территориальная (местная) подследственность призвана разграничить компетенцию органов расследования одного уровня и ведомства в зависимости от места совершения предполагаемого преступного деяния. В целях обеспечения полноты, объективности и быстроты расследования прокурор вправе передать дело в другой территориальный орган расследования по месту совершения наиболее тяжкого из преступлений, по месту нахождения обвиняемого или большинства свидетелей.

Персональная (личная) подследственность уголовного дела устанавливает изъятия из правил предметной подследственности в зависимости от признаков обвиняемого или потерпевшего. Например, дела о невменяемых должны расследоваться в форме предварительного следствия.

Альтернативная подследственность, или подследственность по связи дел допускает изъятия из предметной подследственности дела в пользу того органа предварительного следствия, который выявил соответствующее преступление и возбудил уголовное дело (ч. 5-6 ст. 151 УПК).

Универсальная подследственность - это такое исключение из предметной подследственности, когда родовой признак (квалификация преступления) вообще не имеет значения. Универсальная подследственность возникает когда прокурор принимает любое уголовное дело к своему производству вне зависимости от квалификации преступления.

При определении подследственности учитывается субъект преступления.

Если деяние совершено военнослужащим, то независимо от квалификации и территориального признака дело подлежит расследованию следователем военной прокуратуры или соответствующим военачальником - органом дознания.

Подследственность определяют сам следователь, дознаватель, а также прокурор.

Вопрос о подследственности решается на разных стадиях уголовного процесса. Впервые он возникает при рассмотрении заявления, сообщения о преступлении.

В случае возбуждения уголовного дела прокурором он поручает его расследование дознавателю или следователю и направляет затем дело "по подследственности".

Если преступление подследственно органу предварительного расследования, которому поступила предусмотренная законом информация о преступлении, он обязан при наличии к тому основания возбудить уголовное дело и принять его к своему производству.

Возбуждая уголовное дело и решая вопрос о принятии дела к своему производству, указанные субъекты уголовного процесса тем самым констатируют, что именно они полномочны произвести предварительное следствие или дознание.

Следователь, дознаватель могут возбудить уголовное дело и по преступлению, которое им неподследственно. Но в таком случае они обязаны произвести лишь неотложные следственные действия. Выполнив эту обязанность, они передают дело прокурору для направления его по подследственности в надлежащий орган предварительного расследования.

При конкуренции различных признаков подследственности решение о ее выборе принимает прокурор.

Правильный выбор лица, производящего расследование, обусловлен помимо всего прочего тем, что, в соответствии с постановлением N 8 Пленума Верховного Суда Российской Федерации " О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия" от 31 октября 1995 г. "доказательства должны признаваться полученными с нарушением закона, если собирание и закрепление их осуществлено ненадлежащим лицом или органом".

Общим правилом предварительного расследования является производство предварительного следствия по уголовному делу одним следователем. В ряде случаев, однако, предварительное следствие может быть поручено следственной группе.

Под следственной группой (бригадой) понимается организация, состоящая из определенного числа следователей, проводящих одновременно расследование одного и того же дела.

Производство предварительного следствия следственной группой обусловлено, прежде всего, сложностью дела: наличием большого количества преступлений, эпизодов преступления, деяний, совершенных в различных районах, областях, республиках, множества обвиняемых. Сложность дела предопределяет и большой его объем. Объем дела увеличивается при соединении уголовных дел в одно производство.

Создание следственной группы целесообразно по делам смешанной подследственности.

В отдельных случаях расследование преступления группой следователей диктуется необходимостью раскрытия его в максимально короткий срок.

По времени функционирования группы делятся на единовременные и постоянно действующие.3

Единовременная группа создается для раскрытия и расследования одного или серии взаимосвязанных преступлений. Предварительное следствие по конкретному делу поручается "нескольким следователям", т.е. группе, создаваемой на время расследования одного конкретного дела любого характера (убийство, хищение, взяточничество и т.п.).4

Постоянно действующая группа создается в конкретных подразделениях на длительный период совместной работы одних и тех же следователей для расследования не одного, а ряда преступлений, не находящихся по своему содержанию в логический связи. Как правило, такие формирования специализируются на расследовании преступлений определенной категории.

На практике постоянно действующие следственные группы встречаются достаточно редко и эффективность их деятельности невысока. Другое дело, что если в данном случае речь идет о специализации, то такой моделью служат специализированные отделы, существующие по штатному расписанию в различных структурах правоохранительных органов. Тем более, что законодательство не упоминает о постоянно действующих группах, а расследование поручается группе следователей в каждом отдельном случае, т.е. группа создается вновь.

Инициатива расследования преступления несколькими следователями может исходить от следователя, начальника следственного отдела и прокурора.

Решение о производстве предварительного следствия следственной группой принимает прокурор по ходатайству начальника следственного отдела. Закон допускает принятие данного решения прокурором и по собственной инициативе, но лишь по делам, расследуемым следователем прокуратуры.

Решение прокурора облекается в форму отдельного постановления о производстве предварительного следствия следственной группой или указывается в постановлении о возбуждении уголовного дела

В настоящее время в МВД и Генеральной прокуратуре созданы и функционируют совместные следственные группы, занимающиеся расследованием уголовных дел о коррупции и взяточничестве. В их состав входят десятки следователей. Здесь следует сказать, что "несколько следователей" и "следственная группа" по своему объему понятия разные. Несколькими могут быть 2-5 следователей, но это понятие неприемлемо к группе из 40 следователей.

В последние годы практика значительно обогатилась опытом работы следственно-оперативных групп (СОГ). Образование таких групп создает ряд преимуществ по сравнению с другими формами взаимодействия следователей и оперативных работников. В частности, появляется больше возможностей привлекать к расследованию убийств наиболее квалифицированных работников, что не всегда удается при организации "разового" взаимодействия следователя и оперативных служб; создавать лучшие условия при взаимопонимании между членами группы. Это способствует более активному и умелому использованию научно-технических средств, оперативной проверке нескольких версий, а при необходимости - концентрации усилий группы на решающем участке.

Правовой основой создания СОГ в современный период являются: уголовно-процессуальное законодательство Российской Федерации, приказы и указания Генерального прокурора РФ, нормативные акты МВД РФ, совместные акты ведомств например, Приказ Генеральной прокуратуры РФ, МВД РФ, ФСБ РФ, ДНП РФ от 22 мая 1995 г. N 32/199/73/278 "Об утверждении Положения о совместных следственно-оперативных группах (бригадах) органов прокуратуры, внутренних дел, безопасности и налоговой полиции для пресечения и расследования деятельности организованных преступных групп" и Приказ МВД РФ от 20 июня 1996 г. N 334 "Об утверждении Инструкции по организации взаимодействия подразделений и служб внутренних дел в расследовании и раскрытии преступлений" (с изменениями от 13 февраля 1997 г.),5 в котором регламентируются основы взаимодействия и создания оперативно-следственных групп и закреплены задачи взаимодействия:

- обеспечение неотложных следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий при совершении преступлений;

- всестороннее и объективное расследование преступлений, своевременное изобличение и привлечение к уголовной ответственности лиц, их совершивших, а также розыск скрывшихся преступников;

- осуществление мероприятий, направленных на возмещение материального ущерба, причиненного гражданам и организациям вне зависимости от форм собственности преступными действиями виновных лиц,

Успешное расследование преступлений невозможно без применения научно-технических средств. Применение этих средств должно быть законным и этичным и не нарушающим гарантированные законом права и интересы граждан.

При производстве следственных действий могут применяться технические средства обнаружения, фиксации и изъятия следов преступления и вещественных доказательств.

К техническим средствам относятся различного рода приборы обнаружения следов преступления - от лупы до сложнейшей аппаратуры, позволяющей обнаруживать тайники, аудио - и видео "жучки", специальные порошки, инфракрасные и иного цвета излучатели, металлоискатели и т.п.

Техническими средствами фиксации следов преступления являются: фото-, кино-, видео - и аудиоаппаратура, пластилин, гипс, следокопировальная пленка, а техническими средствами их описания пишущая машинка, компьютер и т.д.

Способами фиксации следов преступления и вещественных доказательств служат их описание, фотографирование, киносъемка, аудиозапись, видеозапись, перенос пальцевого отпечатка на дактопленку и др.

Технические средства изъятия следов преступления и вещественных доказательств зависят от вида следов, вещественного доказательства и от ряда других факторов.

Если в ходе следственного действия производится скрытая аудиозапись, осуществляемая, кем-либо из участников следственного действия, то аудиокассета не может быть признана приложением к протоколу следственного действия, поскольку ее может осуществлять только специалист.

В таком случае следователь может либо включить в протокол лицо, осуществляющее запись как специалиста, либо после следственного действия назначить фоноскопическую экспертизу, на разрешение которой поставить вопросы о принадлежности голоса, записанного на пленке, конкретному человеку, а также о том, производилась ли в ходе записи остановка ленты, склейка, редактирование записи, и т.п.

 

Одним из спорных вопросов в современной правоприменительной практике является вопрос о возможности использования при следственных действиях цифровой фотографии и видеосъемки. Согласно части 2 статьи 166 УПК, к протоколу следственного действия должны быть приложены сделанные в его ходе фотоснимки и их негативы. В случае, когда негатив отсутствует, облегчается подделка фотографии, поскольку по напечатанному снимку невозможно провести экспертизу.

Одним из способов, которым можно обеспечить правильное с точки зрения процессуального закона использование цифровых фотографий при расследовании уголовного дела, является использование при изготовлении фототаблицы подписей понятых, участвовавших в проведении следственного действия, которые с помощью своих подписей удостоверяют правильность сделанных фотографий. На фототаблице целесообразно сделать также надпись о правильности сделанных снимков и отметку о том, что именно эту правильность удостоверяют своими подписями понятые.

Иными словами, для того, чтобы корректно быть использованной в уголовном деле, цифровая информация должна быть переведена в аналоговую форму, с последующим удостоверением правильности фиксации окружающей обстановки с помощью обычных подписей участников следственного действия. Также для удостоверения правильности может быть использована цифровая подпись понятых, следователя и других участников, но в настоящее время порядок использования ЭЦП в уголовном процессе еще не сложился

Что же касается цифровой видеосъемки, то с ней можно поступить сходным образом: в ходе следственного действия информация может быть переписана с цифрового носителя на аналоговый, который заверяется подписями участников следственного действия и приобщается к делу. Разумеется, к делу можно приобщить также и компьютерный носитель информации, который, однако, необходимо при этом опечатать, чтобы исключить подделку.

Судебный порядок получения разрешения на производство следственного действия предусмотрен Конституцией Российской Федерации.

Частью 2 ст.23 Конституции РФ устанавливается, что ограничение права на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений допускается только на основании судебного решения.

Статья 25 Конституции Российской Федерации гласит: "Жилище неприкосновенно. Никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения". В части 3 ст.35 Конституции РФ говорится "Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда".

В УПК судебный порядок получения разрешения на производство следственного действия предусмотрен в случаях, указанных п.4-9 и 11 части второй ст.29.

В их число входят:

- производство осмотра жилища при отсутствии согласия проживающих в нем лиц;

- производство обыска и (или) выемки в жилище;

- производство личного обыска;

- производство выемки предметов и документов, содержащих информацию о вкладах и счетах в банках и иных кредитных организациях;

- наложение ареста на корреспонденцию и выемки ее в учреждениях связи;

- наложение ареста на имущество, включая денежные средства физических и юридических лиц, находящиеся на счетах и во вкладах или на хранении в банках и иных кредитных организациях;

- контроль и запись телефонных и иных переговоров.

Судебному порядку получения разрешения на производство следственного действия предшествует вынесение следователем, дознавателем постановления о возбуждении перед судом ходатайства о проведении следственного действия.

В постановлении - ходатайстве должно быть указано следственное действие, а также когда, где, у кого оно проводится и в связи с чем. Затем следователь, дознаватель должен получить согласие прокурора о возбуждении перед судом ходатайства о проведении следственного действия

Если прокурор не возражает против этого, он накладывает на постановлении резолюцию "Согласен", ставит свою подпись и дату.

В случае, если прокурор не поддерживает ходатайство, он на постановлении пишет "Не согласен", расписывается и указывает дату. В силу п.10 ч.2 ст.37) УПК прокурор вправе отменить постановление следователя или дознавателя.

Ходатайство о производстве следственного действия подлежит рассмотрению единолично судьей районного суда или военного суда соответствующего уровня.

Ходатайство рассматривается судьей по месту производства предварительного следствия. Ходатайство может рассматриваться судьей и по месту производства следственного действия.

Срок рассмотрения ходатайства - не позднее 24 часов с момента его поступления.

Кодексом установлен следующий порядок рассмотрения ходатайства. Участие прокурора, следователя и дознавателя в судебном заседании не обязательно. Но они (отдельно друг от друга или вместе) вправе прибыть в суд и принять участие в судебном заседании с тем, чтобы убедить судью в необходимости производства следственного действия.

Рассмотрев указанное ходатайство, судья выносит постановление о разрешении производства следственного действия или об отказе в его производстве с указанием мотивов отказа.

Вынесенное постановление направляется лицу, заявившему ходатайство.

Получив постановление судьи о разрешении производства следственного действия, следователь, дознаватель составляет соответствующее постановление о производстве требуемого следственного действия и приступает к его реализации.

Кодекс, однако, допускает производство осмотра жилища, обыска и выемки в жилище, а также личного обыска без получения судебного решения.

Подобное возможно лишь в исключительных случаях, когда это не терпит отлагательства. Как в случае, например, личного обыска задержанного, или когда в ходе выемки появились основания для производства обыска.

Произведя осмотр, обыск или выемку, следователь обязан уведомить об этом судью и прокурора. На выполнение этого действия отводится 24 часа с момента начала производства следственного действия. Уведомление носит письменный характер.

Цель данного уведомления - "проверка законности решения о его производстве".

Получив указанное уведомление, судья проверяет законность произведенного следственного действия. По окончании проверки он выносит постановление либо о его законности, либо о его незаконности. В случае, если судья признает произведенное следственное действие незаконным, все доказательства, полученные в ходе такого следственного действия, признаются недопустимыми в соответствии со ст.75 УПК.

Каждое действие следователя выполняется в установленном законом порядке и надлежащим образом оформляется. Это достигается посредством составления постановлений и протоколов.

Протокол - документ с записью всего происходящего при производстве следственного действия.

Протокол следственного действия служит документом, удостоверяющим факт проведения следственного действия. Он является наиболее универсальным и надежным средством закрепления хода и результатов следственного действия, способом фиксации выполнения того или иного требования закона (например, обязательного допроса подозреваемого, обвиняемого).

Протоколы удостоверяют обстоятельства и факты, установленные при осмотре, освидетельствовании, выемке, обыске, задержании, предъявлении для опознания, следственном эксперименте. Протоколы составляются также при производстве допросов, очных ставок.

При составлении протокола следственного действия следователь излагает само действие в том порядке, в каком оно имело место, выявленные при его производстве существенные для дела обстоятельства, а также заявления лиц, участвовавших при производстве этого действия.

Протоколы позволяют контролировать соблюдение процессуальных правил. По этим документам прокурор, судья и суд могут судить о законности и качестве проведенного предварительного следствия и дознания.

Протокол следственного действия составляется следователем, дознавателем. В целях более детального и объективного отражения хода и результатов следственного действия могут применяться стенографирование, фотографирование, киносъемка, аудио - и видео запись.

По общему правилу протокол составляется в ходе следственного действия. Но он может быть изготовлен и непосредственно после его окончания по памяти, черновым записям, стенограмме.

Протокол следственного действия составляется на месте его производства - в кабинете следователя, дознавателя, на месте происшествия, в месте производства обыска, выемки и т.д.

Постановление - решение следователя по наиболее важным вопросам, возникающим в процессе производства предварительного следствия и при его окончании. Такими постановлениями могут быть постановления о принятии дела к производству, о привлечении в качестве обвиняемого, о признаниях участников процесса, о производстве действий по собиранию доказательств (производство экспертизы, обыска, выемки, освидетельствования и др.), о применении мер пресечения и иных мер уголовно-процессуального принуждения, о приостановлении или прекращении производства по делу и т. д.

Итоговым решением следователя при направлении дела в суд является обвинительное заключение.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-12-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: