Тема: «Сценические средства и их роль в создании спектакля»
1. Познакомить со сценическими средствами и их ролью в создании спектакля. Повторить термины театрального словаря.
2. Развивать интонационную выразительность речи. Развивать навыки импровизации.
Ход занятия.
Орг. Момент.
Теория. А) Беседа по теме
Чтоб состоялась в театре премьера,
Долго готовят её костюмеры,
И осветители, и декораторы,
И драматург, и звукооператоры,
Главный художник, кассир, бутафоры,
Много хороших актрис и актёров,
Плотник, рабочие, токарь, гримёр,
А отвечает за всё - режиссёр.
- Прежде чем спектакль смогут увидеть зрители, его долго готовят люди разных профессий. Давайте их перечислим, постараемся никого не забыть! (Театральные профессии - Приложение 1)
- Многие спектакли в театрах сопровождаются музыкой. Как вы думаете, где сидят музыканты, неужели на сцене? Оркестровая яма – специальное помещение для оркестра в театре, находящееся перед сценой.
- Декорации для спектакля изготавливаются в живописно-декорационном цехе по эскизам художников-декораторов.
- Бутафория – поддельные, специально изготовляемые предметы скульптуры, мебели, посуды, употребляемые в театральных спектаклях взамен настоящих вещей. Работник театра, изготовляющий предметы бутафории, называется бутафором.
- Звук к спектаклю - фонограмму - готовит звукооператор. Во время спектакля он может включить любую фонограмму: шум дождя или рокот волн, гул толпы или свист ветра.
- Актерам для спектакля могут понадобиться самые разные костюмы: старинные и современные, сказочные и обычные. Профессия человека, который шьет и изготавливает костюмы, называется "костюмер".
- Как мы сможем поблагодарить актеров за их замечательную игру? Правильно, аплодисментами! Аплодисменты – форма выражения благодарности артистам. Если вам понравилась игра актеров – поаплодируйте! Вы также можете подарить им цветы.
Б) Игра «Подбери слово к картинке» (Приложение 1)
Артикуляционная гимнастика.
А) Упражнения для губ, языка
(Каждое упражнение выполнять по 3 раза)
«Обрадовались - обиделись», «Почистите зубки», «Мама шинкует капусту», «Колечко», «Иголочка - лопаточка», «Белочка – мышка», «Слоник – лягушка», «Футбол», «Хомячок», «Маляр», «Грибок», «Лошадка».
Б) Дыхательная гимнастика
- Сядьте ровно, выпрямите спину, положите руки на живот.
1. Вдохнули носом и медленно выдыхаем через рот. (2 раза.)
2. Вдохнули носом, а выдыхаем со звуком с-с-с-с-с. (Так свисти ветер.)
3. Вдохнули носом, а выдыхаем со звуком ш-ш-ш-ш. (Так шумят деревья.)
В) Упражнение на развитие дикции:
Проверка Д/З, скороговорка: Кровельщик Кирилл
Криво крышу крыл.
Перекрыть крышу
Пригласил Гришу.
Новая скороговорка: Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет.
Г) Упражнение на интонационную выразительность:
- Произнесите фразу «Приходите завтра» с разной интонацией: грустно, весело, спокойно, важно, грубо, злобно, нежно.
Сценические движения
А) Упражнение «Зеркало».
Два актера становятся друг против друга. Один как бы смотрится в зеркало, другой является «отражением» и повторяет все движения первого. Это упражнение имеет ту особенность, что «зеркало» проделывает движения левой рукой в ответ на движение правой руки смотрящегося (как в настоящем зеркале). В этом упражнении важна одновременность, поэтому первый должен начинать движения медленно, чтобы «зеркало» вовремя улавливало каждое движение. У «зеркала» движения должны точно совпадать с движениями смотрящегося.
Б) Упражнение «Тень».
Актер ходит по комнате, за ним идет партнер. Задача партнера — повторять все движения актера, стать его «тенью». После окончания упражнения поменяться ролями.
Работа над выразительным исполнением стихов, упражнений, этюдов.
6. Д/З - Выучить наизусть скороговорку: Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет.
- Выполнять упражнения «Зеркало», «Тень».
- Игра «Подбери слово к картинке» (Приложение 2)
(Приложение 1)
Игра «Подбери слово к картинке» (Приложение 2)
|