РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
По учебной, производственной и преддипломной практике
для специальности 080502 «Экономика и управление на предприятии
(железнодорожный транспорт)»
(очная, заочная, очно-заочная формы обучения)
Екатеринбург
Программа курса составлена на основании Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и требований к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки специалиста по специальности 080502 – «Экономика и управление на предприятии (железнодорожный транспорт)», квалификация «экономист-менеджер».
Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры «Экономика транспорта» «06 » октября 2011 года, протокол №2.
Заведующий кафедрой,
профессор, д.э.н. ____________ (С. В. Рачек)
(подпись) (расшифровка подписи)
Разработчик:
доцент кафедры «Экономика транспорта» __________ (Н.А. Афанасьева)
(подпись) (расшифровка подписи)
Председатель научно-методической
Комиссии ФЭУ ___________ (О. Ю. Морозова)
(подпись) (расшифровка подписи)
Рецензенты:
Доцент, к.э.н.
кафедры «Экономика транспорта» ____________ (Л.М. Алексеева)
(подпись) (расшифровка подписи)
Начальник экономической службы
Свердловской железной дороги _____________ (И.Н. Колесников)
(подпись) (расшифровка подписи)
Форма Виды работ | Очная | Заочная | Очно-заочная |
Общее количество недель, в том числе: | |||
учебная | |||
производственная | |||
преддипломная |
СОДЕРЖАНИЕ
Стр.
1. Виды, цели и содержание практик.................................................... 4
2. Организация практики........................................................................ 15
3. Обязанности сторон по организации и проведению практики...... 16
4. Требования к составлению отчета по практике............................... 19
5. Формы и методы контроля практики. Подведение итогов............. 20
6. Материальное обеспечение.................................................................21
7. Учебно-методическое и информационное обеспечение практики. 22
8. Лист дополнений и изменений.......................................................... 24
ВИДЫИ ЦЕЛИ ПРАКТИК
Производственное обучение студентов специальности «Экономика и управление на предприятии (железнодорожный транспорт)» является составной частью основной образовательной программы высшего профессионального образования.
В соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования для специальности «Экономика и управление на предприятии (железнодорожный транспорт)» определены следующие виды практик:
- практика для получения первичных профессиональных умений и навыков (учебная);
- практика по профилю специальности (производственная);
- практика преддипломная (квалификационная).
Учебная практика
Целью учебной практики является практическая подготовка студентов к осознанному и углубленному изучению общепрофессиональных и специальных дисциплин, получение студентом первичных профессиональных умений и навыков по избранной специальности.
Содержание практики должно обеспечить получение представления о: современном предприятии отрасли и о роли инженера-экономиста в управлении предприятием; о государственных требованиях к содержанию и уровню профессиональной подготовленности инженера-экономиста по специальности.
На время практики студент прикрепляется к конкретному отделу, в котором он находится в качестве практиканта, либо работает непосредственно на рабочем месте в качестве секретаря, референта, бухгалтера.
Знакомство студента с другими отделами (цехами) осуществляется в ходе экскурсий, а также на лекциях. Они проводятся специалистами пред-
приятия в соответствии с планом, разработанным руководителем практики от университета, или руководителем практики от производства.
Предпочтительно проведение первой экскурсии в музей железнодорожного транспорта. Здесь следует обратить внимание студентов на историю развития железных дорог, роль отечественных ученых, этапы развития, задачи и перспективы развития железнодорожного транспорта в России и ближнем зарубежье.
Экскурсии по предприятию имеют целью ознакомление с технологией и организацией производства. Студенты должны ознакомиться с технологией производства, современным оборудованием, современными информационными технологиями.
Во время лекций, а также бесед с руководителями практики студент получает информацию об истории возникновения и развития предприятия, о его специализации, объеме производства, о современных проблемах и перспективах его развития.
Студент знакомится со схемой управления предприятия и его структурой.
Предлагается следующий возможный перечень тем лекций специалистов предприятия для студентов:
- История предприятия (организации).
- Стратегия развития предприятия (организации).
- Организационно-функциональная структура предприятия.
- Организация производства и труда на предприятии.
- Основные технологические процессы и информационные технологии
на предприятии.
- Кадровая политика предприятия.
- Место и роль экономических служб.
Для ознакомления студентов с экономическими и другими подразделениями железной дороги для них должны проводиться производственные экскурсии.
Предлагаются следующие экскурсии.
- Обзорная экскурсия по предприятию (организации).
- Музей предприятия (организации).
- Организационная структура предприятия (организации).
- Экономические службы (отделы) предприятия.
В ходе практики студент составляет письменный отчет, который является основным документам, оцениваемым при сдаче зачета. Отчет составляется индивидуально каждым студентом, руководствуясь программой практики.
Рекомендуемая структура отчета.
1. Введение.
Указываются сроки и место прохождения учебной практики, выполняемая работа (в качестве практиканта или на рабочем месте), перечень лекций и экскурсий и т.д.
2 Краткая характеристика предприятия (организации).
Раскрываются вопросы:
- о производственной структуре предприятия (указав основные цехи и
подразделения);
- об основных видах деятельности, единицах измерения продукции,
услуг или работ;
- о примерных объемах выполняемых работ (порядок величины, а не
конкретные отчетные данные предприятия, например, для вагонного депо
программа деповского ремонта вагонов 3-4 тыс. физических вагонов в год;
объем работы на ПТО (пунктах технического осмотра вагонов) 25-30 поездов
в смену и т.д.);
- о ведущих профессиях рабочих, средней численности работников
предприятия, профессионально-квалификационной структуре работников
(соотношение рабочих, специалистов и служащих, руководителей в общей
численности предприятия);
- об основных видах оборудования, используемого в производственном
процессе по цехам и т.д.
3. Заключение.
Оценивается полнота решения задач учебной практики. Примерный объем отчета составляет 15-20 страниц напечатанного текста.
Производственная практика
Основной целью производственной практики студентов является закрепление и углубление теоретических знаний, полученных ими при изучении специальных экономических дисциплин, приобретение профессионального практического опыта, необходимого для будущей работы, выработка и развитие навыков самостоятельного решения отдельных вопросов при планировании и проведении экономического анализа производственно-хозяйственной деятельности предприятий.
Во время прохождения технологической практики (3 курс) студент изучает:
- характер работы предприятия;
- принципы и особенности организации производства на со
временном этапе развития;
- организационно-управленческую модель структуры предприятия;
- особенности и направления совершенствования структуры
управления в современных условиях хозяйствования;
- технологию производства (работы), техническую вооруженность
предприятия;
- использование техники новых поколений и передовой
технологии на предприятии;
- экономико-правовые взаимоотношения данного предприятия с другими предприятиями;
- стандартизацию и управление качеством продукции;
- показатели объема и качества работы предприятия, их структуру и
динамику;
- использование основных и оборотных средств на предприятии, показатели эффективности их использования;
- затраты на производство продукции предприятия, их структуру, методику определения;
- планирование текущих расходов, себестоимости
продукции;
- влияние технико-экономических факторов на себестоимость продукции;
- организацию, формы и системы оплаты труда, его стимулирование;
- кадровую и социальную политику предприятия;
- определение экономической эффективности организационно-
технических мероприятий;
- методику определения эффективности инвестиций;
- организацию подсобно-вспомогательной и коммерческой деятельности предприятия;
- действующие приказы, инструкции, нормативно-справочную ин
формацию, формы отчетности, последовательность и сроки их разработки.
Содержание практики на каждом объекте уточняются руководителем практики от университета.
Отчет по результатам прохождения экономической практики (4 курс) должен содержать следующие основные разделы.
1 Технико-экономическая характеристика предприятия
В этом разделе студенты дают характеристику производственной структуры предприятия, описывают: производственный процесс и принципы его организации; производственные ресурсы предприятия; приводят перечень важнейших структурных подразделений и схему их территориального размещения, показывают структуру основных и оборотных средств предприятия.
Отражают законодательные нормативные правовые акты, регламентирующие деятельность предприятия, основные направления реорганизации хозяйства в условиях реформирования транспорта.
Источник информации: Положение о предприятии, технологический процесс предприятия.
2 Экономическая оценка производственно-хозяйственной деятельности предприятия
2.1 Анализ производственной программы
В этом разделе студенты проводят анализ основных объемных показателей работы предприятия по основной деятельности за определенный период. Определяют - какие из них являются регламентирующими вышестоящей организацией, какие - предприятие рассчитывает самостоятельно.
На основе данного анализа с учетом общих тенденций экономического развития и изменений, происходящих в отрасли, прогнозируют величину показателей на заданный период.
Источник информации: указания отраслевых и функциональных служб, первичные документы, пояснительные записки к отчету о производственно-финансовой деятельности и данные, содержащиеся в информационно-управленческой системе предприятия.
2.2 Анализ качественных показателей
Проводится анализ качественных показателей работы предприятия за ряд предшествующих периодов. На основе анализа дается расчет (прогноз) величины этих показателей на планируемый период.
Источник информации: указания отраслевых и функциональных служб, первичные документы, пояснительные записки к отчету о производственно-финансовой деятельности и данные, содержащиеся в информационно-управленческой системе предприятия.
2.3 Анализ показателей по труду и заработной плате
Наибольшее внимание на предприятии уделяется разработке показателей плана по труду.
Студенту необходимо изучить: нормативные правовые акты по труду, современные формы организации труда на предприятии, категории персонала, профессиональные и квалификационные характеристики. Студент рассматривает соответствие нормативов изменяющимся условиям труда. На основе данного изучения необходимо спрогнозировать численность работников по статьям расходов и по основным профессиям.
Для расчета фонда оплаты труда студенту необходимо ознакомиться с действующими на предприятии формами и системами оплаты труда, особенностями оплаты труда различных категорий персонала, структурой заработной платы, ролью надбавок и доплат в стимулировании труда, системой премирования, разработанной на предприятии.
Изучается методика расчета производительности труда, приводится динамика производительности труда за определенный период времени. Дается анализ влияния на величину производительности труда численности работников и объема работы.
Приводится величина средней заработной платы за ряд периодов, предшествующих планируемому, в текущих ценах и скорректированная на индекс потребительских цен.
Источник информации: техническая характеристика предприятия, спрогнозированные показатели объема работы, нормативы затрат труда, штатное расписание предприятия, положение о премировании, пояснительные записки к отчету о производственно-финансовой деятельности; данные, содержащиеся в информационно-управленческой системе предприятия.
2.4 Анализ бюджета затрат
В этом разделе анализируются и прогнозируются расходы предприятия по статьям и элементам затрат.
Затраты по статьям основных расходов по видам деятельности рассчитываются на основе нормативов на соответствующие измерители, скорректированные на индекс инфляции с учетом мероприятий раздела 3.8.
Изучается состав основных, общепроизводственных и общехозяйственных расходов и методы их планирования.
Источник информации: Номенклатура доходов и расходов по видам деятельности ОАО «РЖД», указания отраслевых и функциональных служб, нормативы материальных затрат, нормы амортизационных отчислений, структура основных фондов, нормативы отчисления в бюджетные и внебюджетные фонды, спрогнозированные показатели объема работы, разработанный план по труду, пояснительные записки к отчету о производственно-финансовой деятельности и форма 7у за предшествующий период, данные, содержащиеся в информационно-управленческой системе предприятия.
2.5 Анализ себестоимости измерителей работы предприятия
Студент должен проанализировать перечень измерителей работы, изучить существующую на предприятии методику определения себестоимости измерителей, и методики, предлагаемые в учебной литературе, отраслевых указаниях.
По данным плана (прогноза) расходов рассчитать себестоимость измерителей работы по существующей на предприятии и типовой отраслевой методике.
Источник информации: распоряжения, приказы, нормативная документация по организации внутрихозяйственного расчета, методические указания отраслевых и функциональных служб, спрогнозированные показатели объема работы, разработанный бюджет расходов.
2.6 Анализ финансового результата
В этом разделе отчета приводится анализ величины и структуры основных и оборотных средств предприятия и источников их формирования. Дается расчет потребности в оборотных средствах.
Определяется размер доходов, расходов и прибыли по всем видам подсобно-вспомогательной деятельности предприятия, использование прибыли.
Источник информации: баланс доходов и расходов предприятия; отчет о производственно-хозяйственной деятельности предприятия.
3 План повышения эффективности производства и внедрения новой техники
В этом разделе приводится перечень основных мероприятий, направленных на сокращение издержек производства, приведение контингента в соответствие с прогнозируемым объемом работы, повышение безопасности перевозок, улучшение условий труда и техники безопасности.
По каждому из названных мероприятий должны быть определены: затраты на внедрение, срок и место внедрения, источник финансирования, экономическая или социальная эффективность.
Источник информации: мероприятия по повышению эффективности работы предприятия за предшествующий период.
Преддипломная практика
Преддипломная практика является завершающим этапом теоретической подготовки студентов к профессиональной деятельности в экономических структурах железнодорожного транспорта. Целью практики является закрепление теоретических знаний, полученных в процессе обучения и сбор практических данных, необходимых для выполнения дипломного проекта.
В период преддипломной практики перед студентами ставятся следующие задачи:
- подробно изучить работу предприятия на базе теоретических знаний, полученных в ходе обучения в вузе;
- ознакомиться с новой техникой, прогрессивными технологическими процессами;
- собрать данные для написания дипломного проекта.
Преддипломная практика проводится на наиболее крупных предприятиях филиалов ОАО «РЖД», в структурных подразделениях и дочерних зависимых обществах ОАО «РЖД», оснащенных передовой техникой и технологиями, выполняющих большой и разнообразный перечень работ, располагающих достаточной информацией для написания дипломного проекта.
Базу для преддипломной практики для каждого студента определяет руководитель дипломного проекта с учетом закрепления предприятий - баз практики за специальностью.
В период практики студент не только знакомится с документацией предприятия, необходимой для написания дипломного проекта, но и изучает нововведения, последние достижения предприятия в области техники и организации производства.
В период практики студенты могут работать дублерами экономиста, бухгалтера по учету материалов, бухгалтера по учету основных фондов, бухгалтера по расчету заработной платы, нормировщика.
В период прохождения преддипломной практики студентам необходимо собрать информацию по следующим основным разделам за определенный период времени (2-3 года):
1) технико-экономическая характеристика предприятия;
2) объемные и качественные показатели работы предприятия;
3) показатели по труду и заработной плате;
4) эксплуатационные расходы и себестоимость основных видов продукции;
5) основные фонды и оборотные средства предприятия;
6) финансовые результаты работы предприятия,
7) мероприятия по повышению эффективности работы предприятия.
В первом разделе должно быть указано название и местонахождение рассматриваемого предприятия, его организационно-правовая форма, описание организационной структуры, цели, виды деятельности, техническая оснащенность предприятия.
Во втором разделе необходимо представить объемные показатели и показатели качества работы предприятия.
К показателям по труду и заработной плате относятся следующие показатели:
- численность работников (нормативная и фактическая численность, численный состав работников по категориям, уровень образования работников, показатели движения работников, текучесть кадров);
- среднемесячная заработная плата;
- годовой фонд оплаты труда;
- производительность труда.
В четвертом разделе необходимо рассмотреть эксплуатационные расходы в разрезе статей Номенклатуры доходов и расходов по видам деятельности ОАО «РЖД» и элементов затрат, а также себестоимость основных видов продукции (работ, услуг).
При изучении основных фондов и оборотных средств предприятия необходимо обратить внимание на показатели их использования и состояния.
В финансовых результатах должны быть рассмотрены такие показатели как доходы, прибыль (убытки), рентабельность предприятия.
В последнем разделе необходимо указать мероприятия по улучшению работы предприятия: внедрение новой техники и ресурсосберегающих технологий, позволяющих обеспечить экономию расходов, снизить себестоимость продукции (работ, услуг), повысить производительность труда и в целом эффективность работы предприятия.
В зависимости от темы дипломного проекта предложенная структура сбора информации может изменяться.
Также студенты должны изучить вопросы охраны труда на предприятии.
Все студенты в период практики должны ознакомиться со стандартами для выполнения текстовой и графической частей дипломного проекта.
В результате прохождения преддипломной практики каждый студент вне зависимости от темы дипломного проекта должен уметь работать с нормативной документацией предприятия, производить ее анализ, а также уметь работать с литературными источниками.
ОРГАНИЗАЦИЯ ПРАКТИКИ
Производственной и преддипломная практика студентов проводится в экономических службах дорог и отделах отделений, в локомотивных и вагонных депо, на станциях и других линейных предприятиях.
Направление студентов на практику производится в соответствии с договорами об организации и проведении производственной практики студентов. Не позднее, чем за месяц до начала практики, оформляется приказ по университету, в котором указываются объекты практики, ее продолжительность и руководители от университета.
Направление студентов на практику может осуществляться в форме
самостоятельного практикума: студент самостоятельно находит предприятие в качестве базы практики и информирует выпускающую кафедру о месте ее прохождения, предоставляя гарантийное письмо от предприятия.
Зачисление студентов на практику на предприятии также оформляется приказом по предприятию. В нем указываются рабочие места, главные и цеховые руководители от предприятия.
Перед началом практики кафедра «Экономика транспорта» проводит организационное собрание студентов-практикантов и преподавателей-руководителей практики для разъяснения ее цели, содержания и порядка проведения. До выезда на объект студент получает на кафедре выписку из приказа о направлении на практику и программу.
Перед началом практики на предприятии руководители от университета и производства по каждому объекту уточняют программу, разрабатывают календарный график работы студентов с указанием рабочих мест, видов работ, сроков и последовательности выполнения, а студенты проходят инструктаж по технике безопасности, режиму работы и правилам внутреннего распорядка.
В период практики студенты могут работать дублерами или на штатных должностях инженеров-экономистов, техников в управлении и отделении дороги, на линейных предприятиях.
Во время производственной и преддипломной практики студент ведет научно-исследовательскую работу, выполняет индивидуальное задание.
Научно-исследовательская часть практики и индивидуальное задание должны способствовать расширению и углублению теоретических знаний студента. Они могут выдаваться как руководителем от производства, так и от института.
Индивидуальные задания и задания по научно-исследовательской работе могут состоять в расчете технико-экономической эффективности различных мероприятий, проводимых на производстве, в разработке методики расчета отдельных показателей работы подвижного состава, в анализе этих показателей, а также в анализе работы предприятия и его подразделений в условиях бюджетного управления.
Студенты, работающие в научном кружке, могут получить задание по теме, разрабатываемой в кружке СНО. Задания могут также состоять в сборе и обработке материалов по научно-исследовательской работе кафедры, по тематике практических заданий учебных дисциплин и курсового проектирования. В случае большого объема задания по научно-исследовательской работе его выполнение может быть поручено нескольким студентам.