Эпическое и лирическое в повести




Терентьева Екатерина 19ИПД2

Детство Тёмы

Год создания 1892

Художественное время и пространство

Это город на юге, у моря. В книге часто упоминается близость к морю. Например, Тёма и его друзья купаются в море и катаются на лодке по морю и т. д. Среди персонажей много украинцев и евреев (прислуга в доме украинская, на улицах, на рынке часто слышна украинская речь). Город этот не маленький, но и небольшой. Нам известно, что отец одного из товарищей Тёмы был "капитан порта", следовательно в городе есть порт. Мало того, этот порт является международным — когда мальчики собрались бежать в Америку, они планировали сесть на подходящий "заграничный пароход". Из всего этого можно сделать вывод, что события повести скорее всего происходили в городе Одесса. Но этот город всё же быд Севастополем. Так как Вахнов сын героя Севастополя "эту язву, Вахнова, которого мы держим из-за раненого отца, оказавшего всевастопольскую кампанию большие услуги городу."

По времени действия, то это должны быть 60-70-е годы 19-го столетия, хотя бы потому, что повесть "Детство Тёмы" была написана до 1892-го года, а в одном из примечаний автор указывает, что речь идёт о гимназии, какой она была "20 лет тому назад". В тексте, можно найти немало примет и деталей, указывающих на время описываемых событий.Например, упоминается царь, ясно, что действие происходит при монархии, т. е. до 1917-го года, повар Аким был "из бывших крепостных", т. е. после отмены крепостного права в 1861-ом году, учитель естественной истории Томылин очень напоминает представителя народничества, зарождавшегося в 1860-е годы и т. д., и т. п. Наконец, можно вспомнить, что повесть эта автобиографическая, а Гарин-Михайловский родился в 1852-ом году и восемь лет ему исполнилось в 1860-ом.

Герой в системе образов

Тёма Карташев рос активным и умным мальчишкой сорванцом, с чутким и добрым сердцем. Отец Тёмы — генерал.. Николай Семенович военный в отставке, он воспитывал сына строго, требуя дисциплины. Мама была понимающей и умной женщиной. Она понимала, что хоть тёма и непоседа, он очень ранимый и любящий. Аглаида Васильевна, как могла, смягчала и сглаживала жёсткие методы воспитания отца.

Мальчишка не любил скуку и одиночество. Тёма часто шалил, бегал и играл с детьми бедняков, лазал по мусорным свалкам, его жизнь была наполнена приключениями.

Правильные черты характера, сформировавшиеся у Тёмы, мы можем увидеть в эпизоде со спасением собаки. Мальчик плохо себя чувствовал, но всё равно пошёл спасать Жучку. После спасения Жучки мальчик слёг с тяжёлой болезнью.

Поступление в гимназию показывает, как год за годом Тёма меняется — из взбалмошного сорванца он становится более рассудительным и ответственным.

Был в классе неприятный, даже гадкий мальчик из-за которого Тёму вызывали к директору. Но он считал, что ябедничать не хорошо. Из-за случая с иголкой, воткнутой в стул учителя, Тёма не вытерпел и рассказал всё директору. Рассказал что в этом виноват хулиган Вахнов. Но Иванов не подтвердил его слова. Поэтому из гимназии исключили двоих. Вахнова за хулиганство, и Иванова за то что тот покрывал Вахнова. Тогда Тёма испытывает потрясение и стыд, он теряет своего друга.

Нашлись ребята, которые поддержали Тёму, с ними было интересно общаться. У Тёмы даже появилась мечта стать моряком.

Когда отец сильно заболел и слёг, то они всё реже стали беседовать с Тёмой. Он в основном рассказывал о своей военной молодости. После кончины отца заканчивается и детство Тёмы.

Сюжет

Отец в прошлом былвоенным, поэтому воспитывал Тёму со всей строгостью, как и его самого. Это было с целью чтобы мальчик не был слюнтяем. Мать, напротив, воспитательный процесс сына видела совсем иным, и часто спорила по этому поводу с мужем.

Однажды Тёма случайно сломал любимый отцовсткий цветок, за что был сильно выпорот. Эта порка была отмечена в памяти Тёмы, он выражала всю его обиду.

Однажды мальчик спас свою любимую собачку Жучку, которую кто-то сбросил в колодец. Душевные переживания, которые в этот момент пережил Тема, стали причиной развития болезни. Он несколько недель лежал с горячкой, но молодой организм справился с болезнью.

Одним из важных событий в жизни Тёмы было поступление в гимназию. Его другом стал умный, начитанный мальчик Иванов. Тема старался во всем подражать приятелю, в котором видел идеал.

Однажды Вахнов подложил иголку на стул учителя, и директор вызвал к себе Иванова, Тему и Вахнова. Не выдержав давления строгого директора, Тема назвал имя виновного, в то время как его одноклассники молчали до последнего. В результате из гимназии исключили Иванова и Вахнова.Тёма чувствовал стыд, так он потерял своего друга.

Тема стал так плохо учиться, что завалил выпускные экзамены. Ему было очень стыдно перед родителями, но он взял себя в руки и пересдал все экзамены на «отлично».

Отец мальчика сильно заболел и слёг. Они всё меньше времени проводили вместе. Когда жизнь отца закончилась, закончилось и детсво Тёмы.

Особенность композиции заключается в том, что детство в повести Гарина-Михайловского осмысляется как начальная пора человеческой жизни вообще, как школа познания, постижения добра и зла.

Первая часть произведения описывает первые годы детства, которые наполнены счастливыми днями.. Вокруг всё ново, ещё столько нужно узнать. Данная повесть поднимает многие вопросы. Здесь можно увидеть вопрос неравенства, бедности и отсутствия необходимого для существования количества средств. Можно увидеть многие особенности образования. Какие-то моменты можно использовать, как пособие для воспитателей.

Эпическое и лирическое в повести

Лирические черты: следуя традиции автобиографической повести, Гарин показывает процесс становления духовности своего героя через трудные эпизоды жизни. Во второй и третьей частях тетралогии нет нравственной эволюции героя. Автор изображает персонажа-ребенка главным образом внутренней характеристикой, передавая чувства, мысли, мировоззрение Темы. Напротяжении всего произведения ярко передаются и внутренние переживания мальчика. Как пример можно взять сны, через которые можно охарактериовать как переживания героя, так и его духовное составляющее. «Сон то легкий, то тяжелый, кошмарный. Он то и дело вздрагивает. Снится ему, что он лежит на песчаной отмели моря, в том месте, куда их возят купаться, лежит на берегу моря и ждет, что вот-вот накатится на него большая холодная волна. Он видит эту прозрачную зеленую волну, как она подходит к берегу, видит, как пеной закипает ее верхушка, как она вдруг точно вырастает, подымается перед ним высокой стеной; он с замиранием и наслаждением ждет ее брызг, ее холодного прикосновения, ждет привычного наслаждения, когда подхватит его она, стремительно помчит к берегу и выбросит вместе с массою мелкого колючего песку; но вместо холода, того живого холода, которого так жаждет воспаленное от начинающейся горячки тело Тёмы, волна обдает его какими-то удушливым жаром, тяжело наваливается и душит...».

Также лирическим являются и переживания ребёнка. Например, Тёма очень сильно переживал за сломанный оцовский цветок. Он действительно считал, что во всём виноваты имнно руки.

Как эпическое можно рассмотреть что даются реальные события жизни, реального мальчика. Все события, детство главного героя передаются нам через призму восприятия ребёнка.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-06-05 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: