Практическое занятие № 5
«Современный экологический кризис и стратегии выживания человечества»
Цель урока:
§ Выявление сущности современного экологического кризиса;
§ поиск путей решения экологических проблем разного уровня.
ПИРАМИДА ПОТРЕБНОСТЕЙ А. МАСЛОУ
Теория иерархии фундаментальных потребностей, выстраивающихся в своеобразную пи-рамиду, в которой вышестоящий уровень потребности может возникнуть исключительно после реа-лизации нижестоящего.
В 60-е годы прошлого столетия большую популярность имела классификация, предложенная А. Маслоу:
Задание 1. Ответьте на вопросы анкеты.
1.1. Если бы вам предложили в пяти словах изложить свое понимание личного счастья, то какие из приведенных ниже ответов вы используете? (смотрите список пункта 4.2. анкеты).
1.2. Укажите цифрой 1 свое самое важное для вас, цифрой 2 – чуть менее важное и т. д. А как бы на этот же вопрос вы ответили 10 лет назад (укажите 3–5 значимых для вас факторов счастья 10 лет назад).
• активная деятельная жизнь
• интересная работа
• материально обеспеченная жизнь
• наличие верных друзей
• счастливая семейная жизнь
• жизнь, полная удовольствий, развлечений
• свобода, независимость
• расширение своего образования, кругозора
• мирная обстановка в стране
• чистая совесть, честная жизнь
• общественная активность
• комфорт, покой
• здоровье
• любовь
• наличие детей
• достижение власти
• уважение окружающих
• творчество
• равенство для всех
• искусство
• деньги любыми способами
• успех в карьере
• общение с людьми
• вера
• что-то другое____________________________________________________________
|
|
ПРИНЦИПЫСОЦИАЛЬНОЙ ЭКОЛОГИИИ
• Человечество, как и любая популяция, не может расти беспредельно;
• общество в своём развитии должно учитывать меру биосферных явлений;
• устойчивое развитие общества зависит от своевременности перехода к альтернативным ре-сурсам и технологиям;
• любая преобразующая деятельность общества должна основываться на экологическом прогнозе;
• освоение природы не должно уменьшать разнообразия биосферы и ухудшать качество жиз-ни людей;
• устойчивое развитие цивилизации зависит от нравственных качеств людей;
• каждый несет ответственность за свои действия перед будущим;
• надо мыслить глобально, действовать локально;
• единство природы обязывает человечество к сотрудничеству.
Задание 2. Составьте таблицу-схему,характеризующую современныеэкологические проблемы разного масштаба.
Задание 3. Ответьте на вопросы.
1. Как, по вашему мнению, должен развиваться научно-технический прогресс:
а) должен развиваться с учетом законов природы
б) должен устанавливать новые законы развития природы
в) не должен учитывать законы природы
г) должен развиваться вне зависимости от законов природы?
2. Какие из формулировок не относятся к так называемому «венку законов» Б. Коммонера:
а) все связано со всем
б) вредное для одних – опасно и для других
в) за все надо платить
г) все нужно куда-то девать
д) на всех не хватит
е) как аукнется, так и откликнется (закон экологического бумеранга) ж) природа знает лучше?
|
|
3. Выделите среди причин экологического кризиса наиболее существенные:
а) рост природных аномалий
б) рост потребления энергии в производственной и бытовой сфере
в) загрязнение отходами воды, атмосферного воздуха, почвы
г) рост численности населения
д) психология природопотребления и природопокорения
е) все вышеперечисленное.
4. К глобальным экологическим проблемам биосферы относятся:
а) рост содержания углекислого газа в атмосфере
б) вырубка Химкинского леса для строительства автомагистрали в Подмосковье в) утоньшение и перфорация озонового экрана
г) загрязнение побережий морей вблизи больших городов
д) обезлесивание (в результате вырубки лесов и пожаров)
е) браконьерство
ж) исчезновение видов растений, животных и экосистем в целом.
5. Стадия развития биосферы, когда разумная человеческая деятельность становится главным фактором развития на нашей планете – это:
а) техносфера; б) антропосфера; в) ноосфера; г) социосфера.
6. Укажите верное утверждение:
а) безотходное производство невозможно, т.к. отходы производства многие отходы невозможно утилизировать, их только можно перевести из одной формы в другую и захоронить;
б) при достаточно высоком уровне развития техники и технологий основная часть отходов мо-жет быть переработана с получением полезных продуктов и энергии;
в) «безотходное производство» – терминологическая ошибка: вместо термина «безотходное» нужно говорить «малоотходное» производство.