Все психические функции развиваются в онтогенезе в указанной последовательности:
(0—1 мес.)
Срцспрнмв реакции. Тактильные, на боль. Начало зрительного и звукового сосредоточения.
Двигателинме. Флексорная мышечная гипертония.
Речь. Звуки, связанные с криком, сосанием, кашлем.
Психика. Фрагментарность прослеживания и кратковременность фиксирования предмета. Выражено ротовое внимание. Преобладают отрицательные эмоции в виде крика, усиления двигательной активности при голоде или дискомфорте.
(1—3 мес.)
Сенсорные реакции. Зрительная фиксация становится четкой и длительной, слежение за предметом в горизонтальной плоскости. Ребенок узнает лицо матери, реагирует на грубые звуки. Вкус — сладкое, горькое, соленое. Дифференцирована реакция на болевые раздражители. Развивается зрительно-моторная координация.
Слежение за игрой рук, вздрагивание при громком звуке. На основе зрительного и слухового сосредоточения возникает и закрепляется мимико-соматический комплекс оживления.
Безусловные рефлексы со второго месяца угасают.
Двигательные функции. Снижение флексорной гипертонии, нарастает объем движений, разведение рук, недлительное удерживание игрушки, задевание, толкание ее. На спине ребенок сгибает голову, тянется вперед — эта реакция особенно выражена перед кормлением. При виде яркой игрушки вначале происходит зрительное сосредоточение, затем оживление и вскидывание рук.
Речь. Гуление, единичные гласные звуки, цепи звуков. В момент гуления общие движения ребенка притормаживаются.
Психика. Комплекс оживления. Положительные эмоциональные реакции. Улыбка. Беспокойство при появлении нового. Фиксация взора на неподвижном предмете, на движении в разных направлениях. К 3-м мес. ребенок поворачивает глаза и голову к источнику звука.
|
(3-6 мес.)
Сенсорные реакции. Активная, длительная фиксация взгляда на предмете, возвращение к нему, прослеживание его во всех направлениях. Начало бинокулярного зрения, ориентировочные реакции (зрительная и слуховая ориентация в пространстве). Появляются любимые игрушки. Развиваются зрительно-моторная координация, манипулирование предметами, дифференцированный вкус. Характерен короткий латентный болевой период, определение локализации тактильного раздражителя.
Безусловные рефлексы заторможены, за исключением сосательного рефлекса.
Двигательные функции. Нормальный мышечный тонус, активные руки, переворачивание со спины на живот, на бок. Ребенок очень хорошо держит голову, сидит. Активизация тактильного анализатора (ощупывание), заменяется зрительным — рассматривание собственных рук. Развивается произвольное захватывание предметов, совершенствуется и закрепляется зрительно-моторная координация.
Речь. Гуление, согласный звук "М", тональность, лепет. Начинает варьировать тон голоса.
Психика, Активный комплекс оживления, лежа на спине, ребенок дотягивается до игрушки, где бы она ни была. Дифференцированы эмоциональные реакции, жесты, появляется избирательная улыбка. Игры становятся более длительными и постоянными (тянется за кубиком, находит упавшую игрушку).
(6—9 мес.)
Сентрные реакции. Преобладает бинокулярное зрение. Дифференцируется локализация слуховых, зрительных, тактильных раздражителей. Ребенок узнает лица и голоса знакомых.
|
Двигательные функции. Полное развитие выпрямляющих рефлексов туловища — удержание равновесия, выпрямление, вращение. Ребенок хорошо сидит, ползает, стоит у барьера. Развиваются тонкие движения руки и пальцев, повторные подражательные движения. Движения рук контролируются зрением. Развивается не только захват, но и умение разжать кисть, захватить двумя пальцами мелкий предмет, сложить пирамидку.
Pечь. Активное развитие лепета, ба-да-ма. Интонации удовольствия, неудовольствия. Ребенок повторяет звуки окружающих, копирует их интонацию. Лепет и жест являются средствами общения.
Психика. Подражание жестам. Находит глазами названных членов семьи, отчетливо реагирует на появление чужих, тянется к людям. Характерно активное манипулирование предметами (стучит ложкой), требует внимания. Реагирует на обращенную речь (где часики?).
Патология. Безразличие к общению со взрослыми, чрезмерная выраженность и длительность реакций страха, общий комплекс оживления и отражательная улыбка (при задержке).
(9—12 мес.)
Сенсорные реакции. Развито бинокулярное зрение. Ребенок дифференцирует голос, лица, музыку, реагирует на запахи, локализует боль (дотрагивается рукой до места укола), различает пишу по виду. Начинает распознавать все большее число объектов, геометрические формы.
Двигательные функции. Совершенствование ползания на четвереньках, стояния, ходьбы, совершение реципрокных действий. Продолжается совершенствование функции руки — захват предметов полным противопоставлением большого пальца, активация движений одной рукой, чаще правой.
|
Речь. Эхолалия слогов, понимает интонации чужих, копирует их. Голосом выражает просьбу, эмоциональные реакции удовлетворения. Произносит 5-6 лепетных слов. Понимает обращенную к нему речь, отвечает действием на словесные просьбы.
Психика. Различает окружающих. Выражено речевое оживление, игровая ма-нипулятивная и предметная деятельность. Подражает действиям "ладушки — сорока", пьет из чашки, может есть ложкой, понимает обращенную речь. У ребенка дифференцированы эмоциональные реакции и мимическая активность.
Отличительные черты этого периода — интенсивное развитие понимания обращенной речи, дифференцированность сенсорных и эмоциональных реакций, развитие манипулятивной и предметной деятельности. Формируются первые представления, предопределяющие категорию наглядно-действенного, а затем и образного мышления.
Формирование психических функций в значительной степени зависит от условий среды и воспитания. Для развития восприятия предметов окружающего мира большое значение имеет согласованность движений руки и глаза и ассоциированности с двигательными реакциями — кинестетическими, проприоцептивными.
(12—24 мес.)
Сенсорные реакции. Развивается дифференциация формы и пространства. Безусловных рефлексов нет.
Двигательные функции. Развиваются статическое равновесие, устойчивая походка. Ребенок ходит по лестнице, ударяет по мячу, строит башни, листает книги. Отмечается правильная последовательность действий (играет в песочнице и т. д.) помогает при одевании.
Речь. Объем 50—70 слов. Понимает имена, названия лиц и предметов, личные местоимения, "здесь и сейчас". Появляются 2—3 сложных предложения, преобладают восклицания.
Психика. Ребенок понимает обиходную речь. Характерны активные игры (строит башни из 2—3 кубиков). Дифференцированно относится к окружающим. Проявляет интерес к детям. Воспроизводит форму круга, треугольника, квадрата, имитирует круговые линии, может показать 4—5 частей тела (схема тела).
(24—36 мес.)
Сенсорные реакции. Доминирует правый глаз. Правильно распознаются симметричные одновременные изображения и раздражители, дифференцируются масса, форма, цвет, величина предметов. Происходит дальнейшее формирование схемы тела и восприятия пространства, ребенок складывает картинки из 2—3 частей.
Двигательные функции. Ходит с предметом в руке, самостоятельно ходит по лестнице. Бросает мяч и ловит его. Сохраняет равновесие. Разворачивает конфеты. Рисует вертикальные и горизонтальные черточки, круги. Начинает самостоятельно есть, используя ложку и вилку.
Речь. Развернутая, фразовая. Запоминает стихи и короткие сказки.
Психика. Понимание обиходной речи, содержания сказок. Начало формирования причинно-следственных связей — объединяет предметы по форме, величине, цвету. Ребенок активно общается с окружающими при помощи речи. Появляется чувство "я". Это период становления регулирующей функции речи. С появлением речи весь предшествующий сенсомоторный этап психического развития ребенка поднимается на новый уровень. Объектом мысли ребенка становится не только конкретное восприятие, но и возникает возможность оперировать представлениями. Поведение ребенка активно и целесообразно. Он постоянно чем-то занят, появляются сюжетные игры и игры с перевоплощением. Действия ребенка начинают подчиняться определенной цели, формируются волевой акт и функция активного внимания. Уже в этот период формируются особенности поведения девочек и мальчиков, чувство половой принадлежности. Эмоции адекватны, ярки и дифференцированы. Характерны разные оттенки эмоциональных переживаний.
Все психопатологические и нозологические особенности различаются в зависимости от возраста. Хотя в МКБ 10 детскому и подростковому возрасту посвящены отдельные разделы, тем не менее многие нозологические единицы могут наблюдаться в любом возрасте. Например, при шизофрении детского возраста трудно выделить отдельные типы болезни, аффективные расстройства у подростков часто протекают с агрессией, за которой скрывается депрессия, существуют значительные различия в органических нарушениях в детстве, среднем и позднем возрасте. Возрастная периодизация должна учитываться не только при диагностике, но и при терапии: так, детям и старикам следует назначать более низкие дозы психоактивных веществ, поскольку они вызывают у них синдром "загруженности" с минимальными расстройствами сознания.
Для детского возраста относительно специфичными являются синдром детского аутизма, синдромы патологических страхов и фантазий, синдром олигофрении, синдром психического инфантилизма и гипердинамический синдром, синдром привычных действий. Для подросткового возраста более типичны синдромы дис-морфомании, анорексии, гебоидности. Все синдромы детского и подросткового возраста могут рассматриваться как дизонтогенетические, и они указывают на три основных механизма патогенеза:
- Задержка развития.
- Асинхрония развития.
- Регресс.
Для позднего возраста, как возраста инволюции, относительно специфичны хронические формы бреда "малого размаха", когнитивные и эмоциональные расстройства, в том числе депрессии, в результате сосудистой и атрофической патологии мозга, собственно симптомы когнитивного дефицита. До сих пор неясно, существуют ли болезни специфичные для конкретного возраста или это возрастные фазы одного заболевания, например аффективного расстройства, шизофрении итак далее, окрашенные возрастной физиологией и психологией. Психический и морфологический онтогенез состоит из критических и литических периодов. В критические периоды человек более чувствителен к стрессам и к запечатлению (обучению), поэтому психические расстройства, особенно отчетливо пограничные, имеют тропность к конкретному "возрастному окну", вне которого они протекают иначе.