Рабочая программа составлена с учетом требований, предъявляемых к уровню подготовки бакалавра по направлению подготовки по направлению 41.03.05 «Международные отношения» и включает необходимый материал, использование которого позволит рационально организовать работу по изучению дисциплины Б1.В.ДВ.03.01 Основы современного стратегического анализа в международной сфере (политическое управление)
Основной целью изучения дисциплины является приобретение студентами знаний, навыков и умений в области теоретического и практического владения основами стратегического анализа в области политического управления и регулирования международных процессов.
Успешное овладение дисциплиной Б1.В.ДВ.03.01 Основы современного стратегического анализа в международной сфере (политическое управление) возможно лишь при условии выполнения всех компонентов учебной программы. Приступив к изучению новой учебной дисциплины, следует внимательно ознакомиться со всеми разделами учебно-методического комплекса. Особое внимание рекомендуется обратить на следующие его разделы: «Цели и задачи дисциплины», «Учебно-тематический план», «Программа дисциплины». Их содержание позволит оценить специфику данной дисциплины и осознать поставленные при ее изучении задачи.
Раздел «Программа дисциплины», где в соответствии с учебно-тематическим планом представлены аннотации всех тем, определены основные термины, станет хорошим основанием для целостного и четкого понимания изучаемой дисциплины.
Систематизированные основы научных знаний по изучаемой дисциплине закладываются на лекционных занятиях, посещение которых учащимися обязательно. Конспектирование лекции – одна из форм активной самостоятельной работы, требующая навыков и умений кратко, системно, последовательно и логично формировать положения тем.
|
При изучении дисциплины важное внимание уделяется самостоятельной работе по подготовке к семинарам, имеющим целью углубленное изучение учебной дисциплины.
В процессе освоения изучаемой дисциплины студентам необходимо сосредоточиться на изучении базовых документов и специальных научных исследований по проблематике курса Б1.В.ДВ.03.01 Основы современного стратегического анализа в международной сфере (политическое управление), раскрывающих ее современное состояние. Важно научиться критически подходить к оценке различных теоретических школ, занимающихся разработкой моделей стратегического анализа. Это научит применять теоретические знания для анализа текущих процессов мировой политики и выработки адекватных решений проблем современности.
Для решения воспитательных и учебных задач в дисциплине Б1.В.ДВ.03.01 Основы современного стратегического анализа в международной сфере (политическое управление) в рамках практических занятий используются следующие интерактивные формы:
- открытая дискуссия по проблеме, дискуссия с элементами оппонирования;
- презентации по теме с использованием различных вспомогательных средств и последующим обсуждением;
- разработка практических заданий по освоению конкретных моделей стратегического анализа.
В ходе подготовки к семинарским занятиям и работы на семинарах привлекается несколько вариантов письменных работ: эссе по проблеме, аналитическая справка, информационный обзор и др. Для полноценного усвоения материала недостаточно только аудиторных занятий. Большое значение имеет самостоятельная работа с учебниками, научными публикациями, периодическими изданиями. При этом следует ориентироваться на списки рекомендованной литературы.
|
Изучение данной дисциплины подразумевает внимательное отслеживание учащимися текущей международной обстановки, событий в межгосударственной деятельности, что позволяет видеть в действии, на практике получаемые в ходе учебы теоретические положения, расширяет профессиональный кругозор обучающихся.
Формами контроля по данной дисциплине являются:
Оперативный текущий контроль – устный опрос, оценивание работы студента на семинаре, тестирование. Итоговый контроль по данной дисциплине – экзамен.
Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине (модулю), использование БРС
Таблица 2
8.1.Паспорт комплекта оценочных средств*
Таблица 6
Предметы оценивания(компетенция или группа компетенций) | Планируемые результаты освоения дисциплины (для данной компетенции или группы компетенций) | Оценочные средства[1] (формы текущего и промежуточного контроля) |
ОПК-4 Способность находить нестандартные интерпретации международной информации и проводить соответствующий анализ для решения задач профессиональной деятельности | Знать: основные принципы политического управления в международной сфере | Доклад |
Уметь: объяснить современные особенности политического управления в российском обществе; уметь переоценивать накопленный опыт в свете развития политической науки и изменяющейся практики, эффективно использовать свой интеллектуальный потенциал | Доклад Устный опрос | |
Владеть: навыками научного анализа современного политического управления в области международных отношений, навыками сравнительного анализа внешнеполитических управленческих стратегий в России и других странах. | Тематическое задание | |
ОК-5 Владение основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, навыками работы с компьютером как средством управления информацией; способностью работать с информацией в глобальных компьютерных сетях | Знать: теоретические основы и методологию стратегического анализа в области политического управления | Устный опрос |
Уметь: оценивать эффективность стратегий в области принятия внешнеполитических решений; формировать информационное (мотивационное) поле для реализации политического решения в области международных отношений | Доклад | |
Владеть: компьютерными технологиями имитационного моделирования стратегических процессов | Тематическое задание | |
ПК-13 Способность владеть навыками отслеживания динамики основных характеристик среды международной безопасности и пониманием их влияния на национальную безопасность России | Знать: критерии 1) эффективности деятельности политических институтов и организаций; 2) уровеня конфликтности в политических отношениях; 3) компетентности контроля за политическими процессами; 4) межличностных отношения в политических процессах; и 5) уровня и качества коммуникаций и информации в политических процессах | Устный опрос Доклад |
Уметь: осуществлять стратегический анализ и моделирование уровня политической напряженности для прогнозирования и управления ситуацией в интересах Российской Федерации | Письменный опрос | |
Владеть: навыками подготовки аналитических материалов для оценки мероприятий в области политики безопасности и принятия стратегических решений в области внешней политики | Устный опрос | |
ПК-19 Способность владеть базовыми навыками прикладного анализа международных ситуаций | Знать: основные параметры индикативного и системного анализа в области политического управления | Доклад с презентацией Устный опрос |
Уметь: использовать базовые качественные и количественные модели анализа политических процессов | Тематическое задание | |
Владеть: базовыми навыками моделирования политических процессов (ознакомительный уровень) | Тематическое задание |
|
Примерный перечень оценочных средств:
Оценочные средства (формы текущего и промежуточного контроля) | Показатели* оценки | Критерии** оценки |
Доклад | · соблюдение регламента (15 мин.); · характер источников (более трех источников); · подача материала (презентация); · ответы на вопросы (владение материалом). | Каждый критерий оценки доклада оценивается в 0,25 балла, максимум 1 балл за доклад. Допускается не более одного доклада в семестр, десяти докладов в год (всего до 10 баллов) |
Экзамен | В соответствии с балльно-рейтинговой системой на промежуточную аттестацию отводится 30 баллов. Экзамен проводится по билетам. Билет содержит 2 вопроса по 15 баллов. | 1-5 баллов за ответ, подтверждающий знания в рамках лекций и обязательной литературы, 6-10 баллов – в рамках лекций, обязательной и дополнительной литературы, 11-15 баллов – в рамках лекций, обязательной и дополнительной литературы, с элементами самостоятельного анализа. |
Устный опрос | · Корректность и полнота ответов | Сложный вопрос: полный, развернутый, обоснованный ответ – 3баллов Правильный, но не аргументированный ответ – 2 баллов Неверный ответ – 0 баллов Обычный вопрос: полный, развернутый, обоснованный ответ – 2 балла Правильный, но не аргументированный ответ – 1балла Неверный ответ – 0 баллов. Простой вопрос: Правильный ответ – 1 балл; Неправильный ответ – 0 баллов |
Тематическое задание | · Собрать необходимую информацию по проблеме · Подготовить аналитическую справку · Представить информационные модели (ситуационные, моделей и пр) | . Работа оценивается в 3 балла |
Примеры типовых заданий