ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ЗЕМЕЛЬ ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОГО НАЗНАЧЕНИЯ




Н.М. Михаленя, А.А. Есипович, Т.М. Пилипчук

Научный руководитель – Н.С. Головач

Барановичский государственный университет,

г. Барановичи, Республика Беларусь

ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ЗЕМЕЛЬ ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОГО НАЗНАЧЕНИЯ

Конституция Республики Беларусь закрепляет, что государство ответственно за сохранение историко-культурного и духовного наследия[5]. Бережное отношение к историко-культурным, духовному наследию и другим национальным ценностям является долгом каждого гражданина.

На законодательном уровне закреплено, что запрещена деятельность, создающая угрозу ухудшения состояния земель историко-культурного назначения [3].

Данные конституционные положения выступают гарантиями реализации права каждого на участие в культурной жизни, а также обеспечения общедоступности ценностей отечественной и мировой культуры, находящихся в государственных и общественных фондах.

В международно-правовых актах, в том числе конвенциях Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры «Об охране всемирного культурного и природного наследия», «Об охране нематериального культурного наследия», вопросы охраны культурных ценностей регулируются с учетом того, что все культурные ценности – часть общего культурного наследия человечества и что каждое государство признает обязательства по выявлению, охране, популяризации и передаче будущим поколениям культурного и природного наследия, расположенного на его территории [9].

Актуальность данной темы состоиит в том, что, несмотря на принятые нормативные правовые акты, возникла необходимость в решении такой проблемы, как не только сохранности, но и с использования земель историко-культурного назначения. Ведь, не редки случаи, когда земли историко-культурного назначения используются не по назначению.

В соответствии с законодательством, к землям историко-культурного назначения относятся земельные участки, предоставленные для размещения недвижимых материальных историко-культурных ценностей и археологических объектов.

Кодекс о земле закрепляет перечень земель историко-культурного назначения. К таким землям относятся земли историко-культурных заповедников, мемориальных парков, мест погребений и кладбищ, археологических памятников, а также археологический культурный слой в исторических центрах городов и других населенных пунктов.

Закон «Об охране историко-культурного наследия» определяет понятие историко-культурного наследия как совокупности отличительных итогов и свидетельств исторического и духовного развития народа Беларуси, воплощенных в историко-культурных ценностях.

Среди историко-культурных ценностей — материальные объекты, которые имеют выдающиеся духовные, эстетические достоинства и взяты под охрану государства. Все эти объекты и земли, на которых они расположены, составляют собственность государства и не могут находиться в собственности частных лиц.

Земли историко-культурного назначения подлежат охране и относятся категории особо охраняемых территорий.

Правовой режим данной категории земель оговаривается в Законе Республики Беларусь «Об охране историко-культурного наследия». Правовой режим данной категории земель характеризуется тем, что он направлен на поддержание первозданного, неизменного состояния культурно-исторических ценностей и природного окружения [7].

Рассматривая вопрос о правовом режиме историко-культурных ценностей, необходимо сказать, что он представляет собой всю совокупность правоотношений, возникающих между субъектами права по поводу регулирования и условий выявлений, сохранения, использования, международной и государственной охраны, а также изучение и популяризация культурных ценностей.

Правовой режим земель, рассматриваемой категории, имеет свои особенности, которые обусловлены целевым назначением этих земель, а также ограничениями в использовании и охраной расположенных на них объектов [1]. Режим использования и охраны этих земель зависит от масштаба объектов культурного наследия и достопримечательных мест.

Следует отметить, что изменение целевого назначения земель историко-культурного назначения, а также не соответствующая их целевому назначению деятельность не допускаются. Из этого вытекает запрет изъятия земель данного целевого назначения.

На законодательном уровне закреплено, что земли данной категории исключены для активного хозяйственного использования, а также запрещена любая деятельность, противоречащая их целевому использованию.

Правовой режим земель историко-культурного назначения характеризуется специальной целью их использования, определяется их ролью и значением в жизни страны. Эта цель, установленная законом, другими нормативными актами, является важным отграничителем данных земель от земель других категорий.

Порядок использования земель историко-культурного назначения, определение их границ, изъятие из хозяйственного использования, особенности распоряжения, установление форм и видов охраны объектов историко-культурного назначения определяются Законом «Об охране и использовании памятников истории и культуры», а также решениями компетентных органов об объявлении объектов памятниками истории и культуры [7].

Следует иметь в виду, что иные виды деятельности могут осуществляться только при условии, что они не будут противоречить целевому назначению земель историко-культурного назначения.

Законодательство Республики Беларусь закрепляет положение о том, что историко-культурные ценности могут находиться в собственности Республики Беларусь, юридических и физических лиц. Земельные участки, находящиеся на землях историко-культурного назначения, у собственников, землепользователей, землевладельцев и арендаторов не изымаются.

Нахождение земельного участка на землях историко-культурного назначения возлагает на его собственников, землепользователей, землевладельцев и арендаторов обязанность соблюдать режим земель особо охраняемых территорий и объектов. Земельные участки, занятые объектами культурного наследия, не ограниченные в обороте, могут находиться в частной собственности [8].

В связи с этим возникает необходимость различать правовые режимы объектов культурного наследия и земельных участков, в пределах которых они располагаются. Они могут принадлежать разным собственникам и находиться в гражданском обороте раздельно.

Среди основных нормативных правовых актов, регулирующих в Республике Беларусь отношения в области охраны нематериального культурного наследия, можно выделить следующие законы Республики Беларусь: «Об охране историко-культурного наследия в Республике Беларусь»; «О музеях и Музейном фонде Республики Беларусь»; «О культуре в Республике Беларусь»; «О Национальном архивном фонде и архивах в Республике Беларусь»; «О народном искусстве, народных промыслах (ремеслах) в Республике Беларусь». Конвенция ЮНЕСКО об охране нематериального культурного наследия.

В виду того, что земли историко-культурного назначения являются материально-недвижимыми, то в целях обеспечения охраны среды вокруг них устанавливаются определенные зоны: охранные; регулируемой застройки; охраны природных окрестностей; охраны культурного слоя. Намерением создания таких зон является охрана земель от неблагоприятных антропогенных воздействий, создание условий для охраны объектов истории и культуры и т.д. Режимы содержания и использования объектов, установленные в зонах охраны, обеспечивают мероприятия по недопущению негативного воздействия на историко-культурную ценность, т.к. являются обязательными для исполнения всеми юридическими и физическими лицами без исключения [10].Правовой режим распространяется не только на сами земли, но и на смежные участки, где устанавливаются перечисленные зоны.

Правовым режимом этих зон оговариваются определенные ограничения или полное запрещение деятельности, которая вредит сохранению и условиям существования ценностей.

В том случае, если земли объектов историко-культурного назначения выделяются в пределах границ населенных пунктов, относящиеся к зонам особо охраняемых территорий, то такие земельные участки обладают особым правовым режимом, на который не распространяется действие регламента градостроительных положений.

В то же время земельные участки, на которых находятся объекты, не являющиеся памятниками истории и культуры, но расположенные в границах таких зон, используются в соответствии с градостроительными регламентами, установленными в соответствии с требованиями охраны памятников истории и культуры.

Особое внимание следует уделить тому, что правовой режим земель историко-культурного назначения распространяется на смежных субъектов (например, на собственников, владельцев, пользователей) даже в том случае, когда такие зоны не установлены.

Законодательство Республики Беларусь предусматривает, что собственники земли, землевладельцы и землепользователи, на землях которых устанавливаются зоны с особенными условиями землепользования, имеют право на возмещение всех убытков, связанных с ограничением их прав, включая упущенную выгоду.

На первое место в урегулировании правового режима земель историко-культурного назначения выдвигаются требования охраны исторических и культурных объектов. Владение, пользование и распоряжение объектами и землями историко-культурного назначения осуществляется в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.

Главным необходимым условием обеспечения сохранности объектов культурного наследия в настоящее время является совершенствование государственной политики на основе всестороннего учета состава и состояния объектов культурного наследия, современных социально-экономических условий развития общества, реальных возможностей органов власти, местного самоуправления, общественных и религиозных организаций, иных лиц, особенностей национально-культурных традиций белорусского народа и множества других факторов.

Регламентация прав собственников со стороны государства, выработка оптимальных отношений сторон — один из важнейших вопросов сегодняшней памятникоохранительной политики.

Многие города Беларуси меняют свой облик — строятся новые дома, оформляются площади, воздвигаются монументы, воссоздаются когда-то утраченными памятники. При этом надо обратить внимание на то, что нередко игнорируются особенности архитектурно-исторический среды: строятся дома новой архитектуры, которые противоречат белорусским традициям, искажаются и разрушаются подлинные уникальные объекты и возводятся бесчисленные новоделы.

Современные отечественные исследования разрабатывают новые методические подходы к охране культурного и природного наследия, которые соответствуют международному уровню. В перспективе охраны наследия Беларуси — сохранение уникальных территорий с комплексной регенерацией памятников истории и культуры, традиционных форм хозяйствования и природопользования.

Мы предлагаем: земли историко-культурного наследия необходимо выделить в отдельную категорию земель, которые должны регулироваться новым законодательством Республики Беларусь [11].

 

 

1. Мартыненко

2. https://www.dissercat.com/content/grazhdansko-pravovoi-rezhim-kulturnykh-tsennostei-v-rossiiskoi-federatsii

3. https://lib.icr.su/node/859

4. Чернов

5. Конституция

6. Закон

7. https://mega-e.su/info/zemelnyie-uchastki/pravovoj-rezhim-zemel-istoriko-kulturnogo-naznacheniya-2/ Правовой режим земель историко-культурного назначения Автор: Михаил Стариков

8. https://all-books.biz/agrarnoe-pravo-uchebnik/pravovoy-rejim-zemel-istoriko-kulturnogo.html

9. https://www.kc.gov.by/print.aspx?guid=27373

10. https://minsk.gov.by/ru/org/8645/attach/22f61f8/pamyatka_po_oxrane.shtml

11. https://sklad.diplomtime.ru/work/371/10736/

12.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-03-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: