Земская реформа 1864 года.




Александр II (1855-1881)

 

I. Факторы внутренней политики.

1. Технико-экономическое отставание России от западноевропейских стран.

2. Рост социальной напряженности в 1850-90-е гг.:

А) крестьянские волнения; б) деятельность подпольных революционных организаций (самая известная – «Народная воля»); в) формирование либеральной оппозиции; г) наличие консервативной оппозиции курсу реформ;

3. Осознание Александром II и его ближайшим окружением необходимости реформ.

4. Рост общественного сознания в 1850-90-е гг.

5. Социально-политический кризис, вызванный реформами и отставанием социально-политической сферы от экономической (1870-е – 1880-е годы); «теневая» сторона реформ.

6. Экономический кризис, поразивший, прежде всего, сельское хозяйство.

7. Личные качества Александра II и Александра III.

II. Причины, предпосылки и задачи реформ:

1. Тяжелое внутренне и внешнеполитическое положение России

2. Курс на решение крестьянского вопроса (начиная с Павла I)

3. Необходимость укрепления самодержавия государственности и обороноспособности страны

4. Необходимость развития экономики

5. Проведение реформ сверху

III. Начало царствования Александра II. Подготовка реформ (март 1855 – январь 1861)

IV. Реформы:

1. Крестьянская реформа; 2. Земская и городская реформы; 3) Судебная реформа; 4) Военная реформа; 5) Финансовые реформы;

6. Реформы в области образования и печати (новый университетский устав 1863 г., школьная реформа 1864 г., реформа печати 1865 г.);

7. Значение, результаты и последствия реформ; 8.Политика Александра II в 1870-е годы. Деятельность Лорис-Меликова («диктатура сердца»). 9. Убийство Александра II.

V. Коррекция реформ в интересах самодержавия («реакция», «контрреформа»):

1. Манифест Александра III о незыблемости самодержавия (29 апреля 1881)

2. «Положение об усиленной и чрезвычайной охране государственного порядка и общественного спокойствия»; создание «охранных отделений» (август 1881)

3. «Положение о земских участковых начальниках» (1889)

4. Изменения в положении земств, городов и судов; новое положение губернских и земских учреждениях (1890)

5. Национальная политика. Русификаторские тенденции.

VI. Социально-экономическая политика 1880-1890-х гг.:

1. Противоречивый характер социально-экономической политики: стремление сохранить традиционный сословный уклад при курсе на развитие рыночных отношений; возвращение правительства к патерналистской политике (это система отношений, при которой власти обеспечивают потребности граждан, которые в обмен на это позволяют диктовать им модели поведения, как публичного, так и частного) по отношению к крестьянству, стремление оградить его от разлагающего влияния рыночных отношений, стремление спасти дворянство от разложения путем обеспечения его дешевой рабочей силой.

2. Крестьянский вопрос:

А) создание крестьянского банка (1882); б) сокращение суммы выкупных платежей, отмена подушной подати; в) ограничение права общины на передел земли одним разом в 12 лет (1893); г) ограничение переселения крестьян из центральных районов на свободные земли окраин; д) укрепление общины за счет ограничения семейных разделов; е) запрет заклада надельной земли (1893); ж) функционирование в качестве собственника выкупленного надела общины, а не отдельного крестьянина, вопреки направленности реформ 1861 года; з) усиление контроля над крестьянами со стороны представителей помещиков – земских начальников;

3. Рабочий вопрос:

А) борьба с забастовками; б) законы, облегчающие положение рабочих (1882 – закон, запрещающий труд детей до 12-летнего возраста; введение в 1882 году усилиями министра финансов Бунге фабричной инспекции, контролирующей исполнение закона и соблюдение охраны труда; 1885 – закон, запрещающий ночной труд детей и женщин;)

4. Политика в отношении дворянства:

А) создание Дворянского земельного банка (1885); б) льготные условия для дворянского предпринимательства; в) введение института земских начальников;

5. Политика в области образования и печати:

А) новый университетский устав 1884 – лишение университетов автономии; стремление ограничить доступ низших сословий к среднему образованию; б) введение «Временных правил о печати» (1882) – усиление цензуры. Закрытие «Отечественных записок»

VII. Итоги и характеристика внутренней политики 1860-1890-х гг.:

1. Непоследовательность и незавершенность «реформ» и «контрреформ» сверху

2. Модернизация экономики

3. Возникновение противоречия между новыми социально-экономическими формами и самодержавным строем

4. Укрепление общины: консервация патриархальной общины в 1880 - 1890-е годы

5. Тщетные попытки остановить процесс разложения дворянства

6. Постепенный процесс нарастания изоляции самодержавия обществе, рост социальных противоречий

7. Более быстрые темпы разложения старого, чем формирование нового, нарастание социальной дезорганизации

Требование о ликвидации крепостного права было поставлено русской общественной мыслью в конце 18 века (впервые вопрос поставил Радищев). Однако до середины 19 века не было сделано. Александр II в апреле 1855 года сказал знаменитую фразу: «Лучше отменить крепостное право сверху, чем это произойдёт снизу». Подготовка к реформе началась с создания в январе 1857 года «Секретного Комитета для обсуждения мер по устройству быта помещичьих крестьян». В начале 1858 года начали создаваться губернские комитеты проведения реформы и Секретный комитет был переименован в Главный комитет. Сначала Главный комитет склонялся к безземельному освобождению крестьян. Однако в конце 1858 года в Эстляндии вспыхнуло восстание безземельных крестьян и правительство решило освободить крестьян с землёй. Этот поворот в крестьянском вопросе был связан с деятельностью Ростовцева. Главный комитет выступил против точки зрения Ростовцева освобождать крестьян с землёй – однако Александр поддержал именно Ростовцева. В феврале 1859 года был создан совершенно невиданный в России орган – «Редакционные комиссии» (этот орган был внесистемный и неофициальный). Туда вошли 17 представителей министерств и 21 эксперт по крестьянскому вопросу. В октябре 1860 года комиссии закончили свой проект. Суть их проекта сводилась к следующему: освобождение крестьян; сохранение в собственности дворян земель, находившихся в барской запашке; сохранение за крестьянином сначала в пользовании (за повинности), а затем в собственности (за выкуп) дореформенного надела;

Для того, чтобы крестьяне могли выкупить землю, государство обеспечивало им ссуду, которую они должны были вернуть в течение 49 лет. Кроме того, государство выплачивало часть денег помещикам.

Важное место в реформе имел аграрный вопрос. При определении норм наделов закон учитывал особенности природных и экономических условий. Территория России была разделена на три полосы: не черноземную, черноземную и степную. В первых двух устанавливались высшие и низшие нормы наделов в зависимости от плодородия, а в степи указная (власть сама указывала размер выделяемой земли). Земли крестьянам продавали не по рыночной цене, а по завышенной (в зависимости от нормы оброка отдельного крестьянина). В результате реформы средний крестьянский надел равнялся 3,6 га.

В 1861 году Александр II подписал Манифест об отмене крепостного права. В 1863 году манифест было распространено на царских крестьян.

В 1861 году произошло 1860 крестьянских волнений, так как крестьяне были недовольны маленькими размерами наделов и выплатой выкупа.

Несмотря на грабительский характер, освобождение крестьян подтолкнуло их к экономической активности (в краткосрочной перспективе). Также стоит сказать, что крестьянская реформа повлекла за собой другие реформы.

Земская реформа 1864 года.

Реформа заключалась во введении органов местного самоуправления. Вводились уездные земские собрания. Выборы в уездные земские собрания проводились на трёх избирательных съездах по куриям: уездные землевладельцы (помещики и богатые крестьяне), городские избиратели (торговая и промышленная буржуазия), сельские общества (крестьяне). Но представительство в земских собраниях было не пропорциональным от каждой курии (от помещиков конечно было больше делегатов). Земская реформа вместо сословного представительства вводила начала всесословного выборного представительства. В компетенцию земских учреждений входили хозяйственные заботы, благотворительность, медицина, начальное образование и т.д. Делами общегосударственными земства не занимались и реальной исполнительной власти не имели. Земства были введены в 33 губерниях европейской части России (на окраинах земств не было).

Городская реформа 1870 года. В 509 городах России вводились новые всесословные органы управления – городские думы, избираемые на 4 года. Сфера компетенции была та же, что и у земских органов. Право избирать и быть избранными имели обладатели определенного имущественного ценза. Все жители, платившие налоги, делились на три класса в соответствии с суммой уплачиваемых налогов. Голоса небольшой группы богатых людей равнялись голосам нескольких сот представителей средних налогоплательщиков и нескольким тысячам мелких налогоплательщиков. Т.е. это была социально несправедливая система.

Судебная реформа 1864 года. В 1864 году были опубликованы судебные уставы. Вводился новый суд – бессословный и гласный. Он вводил равенство всех перед законом и был открытым и состязательным. Мировые судьи утверждались Сенатом и после этого они не могли быть уволены или отстранены от должности (только в случае уголовного обвинения в их адрес). Венцом судебной реформы стало введение суда присяжных. Состав суда присяжных был выборным от различных сословий с небольшим имущественным цензом. В результате в суде присяжных оказалось больше всего крестьян и мещан, а не дворян. Присяжные определяли виновность или не виновность. Особо важные дела вел окружной суд. Апелляционная инстанция – судебная палата.

В результате земской и судебной реформ в России возникли относительно автономные структуры – земства, суды, адвокатуры.

Финансовая реформа. Финансы страны были расстроены Крымской войной и в 1860 году Александр II распорядился отменить с 1 января 1863 года отменить откупную систему, при которой отдавался на откуп частным лицам сбор косвенных налогов с населения (на соль, табак, вино и т.д.). Вместо этих откупов, которые кишели злоупотреблениями, была введена акцизная система, которая регулировала поступления косвенных налогов в казну, а не в карман откупщиков. В 1860 году был учрежден Единый Государственный Банк России и впервые в стране стала публиковаться роспись доходов и расходов. Однако мещане и ремесленники продолжали выплачивать подушную подать, а дворянство, купечество и духовенство были освобождены от этой подати.

Реформы в области образования. В 1863 году был введен новый университетский устав, по которому профессора получили широкое самоуправление. В 1864 году был введен новый устал гимназий. По нему купцы, крестьяне и мещане получили право учиться в гимназиях. Была ослаблена цензура. Были введены временные правила о цензуре.

Военная реформа. Военная реформа проводилась по трех причинам: власть решила, что прежняя рекрутская система набора является устаревшей и не работает – следовательно нужна другая система; нужно было укрепить армию как опору самодержавия; нужно было упорядочить расходы на армию – у государства не было денег после Крымской войны и её нужно было сократить на 1,5 млн. человек. Заслуга проведения военной реформы принадлежит военному министру Дмитрию Милютину. Борьба за реформу продолжалась 12 лет и в 1874 году был издан указ о введении всеобщей воинской повинности. Служба была без различия сословий. Служили с 20 лет. Срок службы – 6 лет и 9 лет в запасе, на флоте – 7 лет и 3 года в запасе. После окончания службы люди получали некоторые льготы. Люди с образованием служили меньше: те, кто окончил ВУЗ, служили 6 месяцев. Призыву не подлежали единственный сын в семье и человек, у которого в армии служит брат. Из армии изгонялись телесные наказания.

На рубеже 70-80-х годов в России возникла революционная ситуация. В конце 70-х годов социально-политическая ситуация в стране обострилась, начались крестьянские волнения. Причиной послужили тяжесть платежей и безземелье. Помимо крестьянских волнений росло число выступлений рабочих: в 1879 году было 59 выступлений рабочих. Начинают возникать первые рабочие организации: южно-российский союз рабочих 1875 г.; северный союз русских рабочих 1878 г. Главной революционной организацией конца 1870-х годов, впоследствии убившей Александра II, была «Народная воля». Участились покушения на представителей власти - в 1866 году было совершено покушение некто Каракозова на Александра II. В 1879 году на императора покушался Соловьев. Это стало очень серьезно волновать власть и с конца 1879 года она попыталась примириться с обществом – т.е. использовать не только репрессивные меры, но и мирные. В начале 1880 года создается «Верховная распорядительная комиссия», которая должна была обсуждать вопросы вывода России из сложного положения. Комиссию возглавил генерал-губернатор Морис-Меликов. Он издал указ, гласивший о твердом курсе по отношению к преступникам, но в то же время он рассчитывал на поддержку общества. Морис-Меликов укрепил репрессивную власть, реорганизовав 3 отделение канцелярии Николая I и присоединив его к министерству внутренних дел. Эта комиссия просуществовала 6 месяцев.

1 марта 1881 года Александр I был убит.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: