РИТМОПЛАСТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ




МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

КОМБИНИРОВАННОГО ТИПА

ЯСЛИ – САД № 53 «РУСАЛОЧКА»

СИМФЕРОПОЛЬСКОГО ГОРОДСКОГО СОВЕТА

РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

ТРЕНИНГ

«Развитие ритмопластики у детей с ОВЗ»

Музыкальный руководитель

Позняк Е.Ю.

Г. Симферополь 2018г.

 

 

Воспитание детей с проблемами в развитии на сегодняшний день - актуальная общечеловеческая проблема. Состояние психофизического развития ребѐнка - важный фактор интеграции его в общество, адекватного реагирования на окружающее, оптимального статуса коммуникативной и когнитивной деятельности.

Основной задачей данного метода является поиск инновационных эффективных средств охраны и укрепления здоровья детей, совершенствования развития двигательной сферы детей дошкольного возраста на основе формирования у них потребности в движении, правильной организации профилактики и оздоровления, своевременной коррекции отклонений в состоянии здоровья.

Современные дети испытывают "двигательный дефицит", так как даже дошкольники большую часть времени проводят в статическом положении (за столами, телевизорами, компьютерами). Это вызывает утомление определенных мышечных групп, что влечет за собой нарушение осанки, искривление позвоночника, плоскостопие, задержку возрастного развития основных физических качеств: быстроты, ловкости, координации движений. Каждый родитель хочет видеть своего малыша здоровым, веселым, гармонично развитым.

Необходимо удовлетворить потребность ребенка в движении. Главным мотивом маленьких детей в освоении и совершенствовании двигательного опыта является интерес.

В педагогике с давних пор известно, какие огромные возможности для воспитания души и тела заложены в синтезе музыки и пластики. Это не только возможность для ребенка хорошо провести время и выплеснуть накопившуюся энергию, но и освоение жизненно необходимых умений и навыков, закладка фундамента будущего физического и психического здоровья, а также создание предпосылок сознательного ведения здорового образа жизни.

Всем известно, что музыка используется как лечебный фактор. Музыкально – ритмические упражнения помогают вовлекать, активизировать и пробуждать интерес к деятельности вообще, активизируют мышление. Организация движений с помощью музыкального ритма развивает у детей внимание, память, внутреннюю собранность, способствует формированию целенаправленной деятельности.

Многие исследователи (С.М. Миловский, И.В. Евтушенко, Е.А. Медведева, Е.М. Мастюкова и др.) в своих работах показали, занятия ритмопластикой имеют большое значение для детей с нарушениями опорно - двигательного аппарата. Это связано с тем, что характерные для них особенности двигательной и психической сферы хорошо поддаются коррекции специфическими средствами воздействия на ребѐнка. Специфической особенностью данной методики является органическая связь языка движений с языком музыки, соотнесение пластических средств выразительности с музыкальными.

Музыка задаѐт не только темповые, ритмические, динамические характеристики движений, но и может стать основой образного содержания. Это связано с еѐ природой: высокой эмоциональностью, абстрактностью языка, позволяющей широко толковать музыкальный образ. Воздействие музыки на развитие воображения происходит, прежде всего, в процессе еѐ восприятия, которому присущ творческий характер. В связи с этим становится очевидным творческий характер данного вида деятельности. Сложности формирования эмоционально-личностных и социально-адаптивных процессов, затрудняющих социализацию детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, определяют необходимость оказания им своевременной коррекционной помощи с использованием эффективных технологий.

Современная специальная педагогика в значительной степени ориентированы на использование в коррекционной работе искусства как важного средства в воспитании гармоничной личности ребенка с проблемами, его культурного развития.

В основе ритмопластики лежит изучение тех элементов музыкальной выразительности, которые наиболее естественно и логично могут быть отражены в движении. Важная задача - научить детей с ОВЗ, двигаться в характере музыки, передавая еѐ темповые, динамические, метроритмические особенности. Точной, выразительной передачей посредством движений характера музыки достигается воплощение образного содержания музыкального произведения.

Использование ритмопластики в специальном коррекционном детском саду обусловлено необходимостью осуществления коррекции недостатков психического и физического развития детей с особыми образовательными потребностями здоровья средствами музыкально-ритмической деятельности.

Ритмопластика – это специальное комплексное упражнение, в котором средствами музыки и специальных двигательных и коррекционных упражнений происходит коррекция и развитие двигательных функций, улучшаются качественные характеристики движения, развиваются личностные качества, саморегуляция и произвольность движений и поведения.

Ритмопластика – это пластичные движения, которые носят оздоровительный характер, они выполняются под музыку в спокойном, медленном темпе, с максимальной амплитудой и растяжением мышц. Методика обучения дошкольников языку ритмопластических движений во многом зависит от выбора «единиц» этого языка, с которыми предполагается познакомить детей. Необходимо подбирать достаточно простые, доступные движения. Эти движения составили некоторую систему выразительных средств, позволяющую создать разнообразные хореографические композиции.

 

Главная цель ритмопластики – развитие двигательной активности ребѐнка, привитие основных навыков, необходимых для дальнейшей, взрослой жизни.

Ритмопластика является одной из своеобразных форм активной терапии, средством специально подобранных методов и методик, направленных на преодоление недостатков двигательной, познавательной и эмоционально – волевой сферы детей, средствами музыкально – ритмической деятельности, построенных на сочетании движений, музыки и слова. Основными еѐ целями являются профилактика, лечение и коррекция имеющихся отклонений в развитии ребѐнка.

В применении элементов ритмопластики, можно выделить четыре основных направления работы с детьми: оздоровительное, образовательное, воспитательное и коррекционно-развивающее. Занятия ритмопластикой способствуют укреплению у детей мышечного корсета, формированию правильного дыхания, развитию моторных функций, выработки правильной осанки, походки, грации движений, что способствует оздоровлению всего детского организма в целом.

В проведении, НОД «Музыка» - воспитывается способность восприятия музыкальных образов и умение выразительно двигаться в соответствии с заданным или придуманным образом. Это способствует развитию творческих способностей детей. Ритмопластика помогает усвоить основные музыкально-теоретические понятия, развивает музыкальный слух, моторику, координацию движений, память, чувство ритма, активизируют восприятие музыки.

Музыкально - ритмические движения и ритмопластические упражнения служат задачам музыкального воспитания. Профессор Крестовников в своей книге «Очерки о физиологии физических упражнений» писал, что движения, совершаемые под музыку, выполняются легче, дыхательный аппарат работает более энергично, увеличивается глубина дыхания, повышается поглощение кислорода.

К таким недостаткам относятся общая ослабленность организма, сниженный иммунитет: индекс здоровья у «проблемных» детей, как правило, ниже по сравнению со здоровыми сверстниками. Развитие ритмопластических способностей осуществляется в процессе совершенствования слуха и умения согласовывать свои движения с музыкой. Необходимо возможно раньше начать развивать эти умения в доступной форме: ритмических упражнениях, музыкальных играх, танцах, хороводах. В НОД, большое внимание уделяется упражнениям на координацию движений, ориентирование в пространстве и развитию общей и мелкой моторики, так как они не только физически развивают и оздоравливают детей, но и используются, как одно из средств, закрепляющих музыкальную компетентность ребенка. Различные музыкальные произведения вызывают у детей эмоциональные переживания, рождают определенные настроения, под влиянием которых и движения приобретают соответствующий характер.

Связь между музыкой и движением не ограничивается только согласованностью общего характера. Развитие музыкального образа, сопоставление контрастных и сходных музыкальных построений, ладовая окрашенность, особенности ритмического рисунка, динамических оттенков, темпа – все это может отражаться в движении. Разработка инновационного метода в работе с детьми с ОВЗ: - Обеспечивать активную двигательную деятельность для детей. - Обеспечивать необходимую коррекцию имеющегося дефекта в развитии. - Создавать положительный психоэмоциональный комфорт ребѐнка.

 

Основные условия для выполнения поставленных задач:

- Воспитание у детей осознанного отношения к выполнению двигательных действий;

- Развитие воображения в процессе освоения двигательных действий;

- Создание условий для творчества и преобладания положительных эмоций на занятиях детским фитнессом.

- Создание оптимальных условий для каждого ребѐнка в процессе освоения двигательного опыта. Основные концептуальные положения в инновационной методической разработке «Ритмопластика».

- Строго дифференцированный подход с учетом характера и тяжести заболевания.

- Построение новых комплексных программ.

- Строгое соблюдение дидактических принципов обучения.

- Соблюдение принципов оздоровительно-развивающей направленности.

 

При работе с детьми ритмопластикой у детей;

- улучшается память,

- совершенствуются координация движений,

- вырабатывается навык - выполнять движения с контролем их сознания.

 

В упражнениях ритмопластикой детям предлагается различное малое оборудование:

Веточки цветов

Снежинки

Снежки

Детские музыкальные инструменты

Платочки

Ленточки и т.д.

 

На занятиях очень важно заинтересовать детей, вызвать у них желание заниматься. Для этого необходимо продумать методические приѐмы, которые помогут решить поставленные задачи.

 

Одним из важнейших принципов является:

- научность, которая предполагает построение занятий в соответствии с психическим и физическим развитием ребѐнка.

- принцип систематичности обусловливает необходимость последовательности, преемственности и регулярности при формировании у детей знаний. Двигательных умений, навыков.

- принцип постепенности определяет необходимость построения в соответствии с правилами: «от известного к неизвестному».

- принцип индивидуально, при котором осуществляется индивидуальный подход к детям разного возраста и двигательной подготовки. При индивидуальном подходе обязательно учитывается ортопедический диагноз ребѐнка.

- принцип доступности означает, что изучаемый материал должен быть лѐгким и одновременно трудным, чтобы стимулировать мобилизацию сил детей.

- принцип чередования нагрузки важен для предупреждения утомления детей и для оздоровительного эффекта от выполнения физических упражнений.

-принцип наглядности - один из главных методических принципов при работе с детьми дошкольного возраста.

- принцип плавности выполнения движений – без пауз и остановок является существенным моментом в ритмопластике. Спокойный темп выполнения, плавный, без перерывов на отдых переход от одного движения к другому заменяет быстрые, судорожные движения.

- «Постановка правильного дыхания – один из важнейших принципов.

 

 

- для занятий у детей должна быть форма, которая не стесняла бы их движения, отвечала бы эстетическим требованиям. Для девочек – короткие юбочки, футболки или гимнастические купальники, белые носочки. Для мальчиков шорты, футболки. - педагог продумывает форму своей одежды таким образом, чтобы дети могли наблюдать его эталонную пластику.

 

 

1. Задачи:

 

- Развитие и коррекция осанки ребѐнка, формирование правильных движений, серии движений.

- Развитие и коррекция психических функций.

- Развитие способности ориентироваться в пространстве.

- Развитие Эмоционально-волевой сферы и личностных качеств.

 

Игры и упражнения, используемые для развития и коррекции основных видов движений, направленные на:

- нормализацию мышечного тонуса, позиционная постановка рук и ног;

- выработку правильной осанки, чувства равновесия;

- развитие точности, координации, плавности;

- преодоление двигательного автоматизма движений.

 

Игры и упражнения, используемые для развития и коррекции психических функций, направленные на:

- развитие быстроты, точности реакции на звуковые или вербальные сигналы;

- развитие различных качеств внимания;

- развитие всех видов памяти.

 

Игры и упражнения, используемые для развития способности ориентироваться в пространстве, направленные на:

- ориентировки в собственном теле, пространственной организации движений;

- зрительную ориентировку в пространстве;

- способность к словесному выражению пространственных отношений (вправо, влево…)

 

Игры и упражнения, используемые для развития эмоционально-волевой сферы и личностных качеств, направленные на:

- формирование способности пониманию различных эмоциональных состояний на основе восприятия невербальных стимулов (мимика, пластика);

- развитие способности к созданию выразительного образа с помощью невербальных средств;

- развитие умения выполнять совместные действия, а также на развитие коммуникативных навыков.

 

2. Развитие и коррекция ритмопластических движений, серии движений.

- Нормализация мышечного тонуса, позиционная постановка рук и ног.

- Выработка правильной осанки, чувства равновесия.

- Развитие точности, координации, плавности движений.

- Преодоление двигательного автоматизма движений.

- Формирование музыкального темпа, размера.

- Изменение характера движений, в соответствии с изменением контрастов звучания (громко, тихо.)

- Согласование движений с пением.

- Развитие имитационно- подражательных движений под музыку.

- Развитие имитационно - подражательных движений без музыки.

 

3. Развитие и коррекция психических функций.

- Развитие быстроты и точности реакции на звуковые или вербальные сигналы.

- Развитие различных качеств

- Развитие умения реализовывать запрограммированные действия по условному сигналу.

 

4. Развитие способности ориентироваться в пространстве.

- Развитие пространственной организации собственных движений, зрительной ориентировки в пространстве.

- Развитие пространственных представлений.

 

5. Развитие Эмоционально-волевой сферы и личностных качеств.

- Формирование способности к понимаю различных эмоциональных состояний на основе восприятия невербальных стимулов.

- Развитие способности к созданию выразительного образа с помощью невербальных средств.

- Развитие умения выполнять совместные действия, а также на развитие коммуникативных навыков.

- Развитие произвольности при выполнении движений и действий.

 

6. Творческие задания, направленные на развитие воображения, детской фантазии.

 

Танцевальные ритмопластические этюды танцевальные композиции на празднике - один из элементов выражения эмоциональной настроенности, веселья, патриотических проявлений, лиричности, силы, здорового духа (например, на спортивно-музыкальных праздниках во время упражнений с мячами, флажками) и т.д. Озорные, зажигательные, хороводные и другие музыкально ритмические движения делают праздник выразительным и привлекательно задорными.

 

Музыкальность - способность воспринимать и передавать в движении образ и основные средства выразительности, изменять движения в соответствии с музыкальными фразами, темпом и ритмом. Оценивается соответствие исполнения движений музыке (в процессе самостоятельного исполнения – без показа педагога).

Творческие проявления – умение импровизировать под знакомую музыку и незнакомую музыку на основе освоенных движений, а также придумывать собственные, оригинальные «Па».

Координация движений - точность, ловкость движений, координация рук и ног при выполнений упражнений.

Правильное сочетание движений рук и ног при ходьбе, при выполнении различных упражнений.

Пластичность, гибкость – мягкость, плавность движений рук, подвижность суставов.

Гибкость позвоночника, позволяющие выполнять несложные гимнастические упражнения.

 

 

Используемая литература:

1. Барышникова Т «Азбука хореографии» 1999 г.

2. Буренина А.И. «Ритмическая мозаика» - Программа по ритмике для детей. - 2 изд., испр и доп.- СПб.:ЛОИРО,2000.

3. В.Н. Малышева, Л.Ф. Меренкова «Коррекционно – развивающая среда для детей дошкольного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата» - М.: Школьная пресса, 2003.

4. Голицына Н.С. «Нетрадиционные занятия физкультурой в дошкльном образовательном учреждении» -М.: изд-во Срипторий 2003, 2005

5. Горшкова Е.В. «Учимся танцевать, путь к творчеству» - Научно- практическое объединение «Психотехника»

6. ЕфименкоН Е. «Театр физическог

5. Горшкова Е.В. «Учимся танцевать, путь к творчеству» - Научно- практическое объединение «Психотехника»

6. ЕфименкоН Е. «Театр физического развития и оздоровления». – М.: изд-во «Линка-Пресс», 1999 г.

7. Коренева Т.Ф. Программа «Музыка, движение, здоровье»

ПРАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ

РИТМОПЛАСТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ

БАБУШКА МАЛАНЬЯ

Цель. Развивать внимание, воображение, находчивость, умение создавать образы с помощью мимики, жеста, пластики.

 

Ход игры. Дети берутся за руки и идут по кругу, в центре которого – водящий; дети поют потешку и выполняют движения.

У Маланьи, у старушки, (Идут по кругу и поют.)

Жили в маленькой избушке

Семь дочерей,

Семь сыновей,

Все без бровей! (Останавливаются и с помощью

С такими глазами, мимики и жестов изображают то,

С такими ушами, о чем говорится в тексте.)

С такими носами,

С такими усами,

С такой головой,

С такой бородой…

Ничего не ели, (Присаживаются на корточки и

Целый день сидели. одной рукой подпирают подбородок.)

На него (нее) глядели, (Повторяют за ведущим любой жест.)

Делали вот так…

 

 

ШЕЯ ЕСТЬ, ШЕИ НЕТ

Цель. Развивать подвижность мышц плечевого пояса.

Ход игры. Дети стоят в основной стойке и в соответствии со словами педагога выполняют движения.

Шея есть – стоять прямо, показывая длинную шею.

Шеи нет – поднять плечи вверх, как бы «втянуть» шею (уродцы). Повторить несколько раз.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: