Представления древних кыргызов о Космосе и Вселенной




 

Астрономия в Кыргызстане не только наблюдения за небесными телами, но и изучение древних следов работ звездочётов на территории республики. Например, в местности Саймалуу-Таш, южнее села Казарман Джалал-Абадской области, находятся петроглифы, описывающие знания о небе людей, живших там сотни лет назад. Но помимо петроглифов, там находятся небольшие каменные “обсерватории”, появившиеся на той территории в 1000 году нашей эры. До этого поселенцы наблюдали за перемещением Солнца, звёзд и могли предсказать время сельскохозяйственных работ, а также, когда стоит уходить в более тёплые места перед холодами. На основании этих знаний, передаваемых из поколения в поколение на протяжении сотен лет, появились сооружения. Эти “обсерватории” состоят из аккуратно выложенных на земле восьми камней, одного большого камня. Таких сооружений несколько на территории Саймалуу-Таш. Большой камень служил для определения равноденствия, солнцестояния, а маленькие камни – своего рода “астрономического” календаря.

 

Первые представления людей о природе складывались в глубокой древности. Как отмечали основоположники марксизма, «производство идей, представлений, сознания первоначально непосредственно вплетено в материальную деятельность и в материальное общение людей, в язык реальной жизни». Благодаря частому повторению процесса овладения теми или иными предметами внешнего мира в сознании древних людей запечатлевались предметы, служившие удовлетворению их жизненных потребностей. Сознание древних людей формировалось как результат осмысления ими окружающей их среды, а в этой среде — тех предметов, полезность которых была установлена на практике; затем они начинали осознавать и свое отношение к природе. «Сознание, конечно, есть вначале осознание ближайшей чувственно-воспринимаемой среды... — сознание природы, которая первоначально противостоит людям как совершенно чуждая, всемогущая и непреступная сила, к которой люди относятся совершенно по-животному и власти которой они подчиняются, как... чисто животное осознание природы (обожествление природы)».

 

История человеческой культуры неразрывно связана с историей развития взглядов на устройство окружающего мира, постепенного раскрытия и понимания объективных законов природы; в первую очередь формировались те области знания, которые служили важнейшим потребностям людей.

 

Ф. Энгельс, подчеркивая, что возникновение и развитие науки было обусловлено практическими нуждами человечества, и указывая на последовательность появления различных ее отраслей, писал, что появляется «сперва астрономия, которая уже из-за времен года абсолютно необходима для пастушеских и земледельческих народов».

 

Круг интересов, круг знаний киргизов определялся прежде всего уровнем их общественного развития и основными хозяйственными знаниями. На примере астрономических представлений киргизов можно проанализировать, как взаимодействуют рациональное и иллюзорное в их обыденных представлениях о природе, показать тесную связь их знаний с повседневной практической жизнью, судить об уровне этих знаний.

 

Первоначальные сведения о небесных явлениях киргизы получили в процессе систематических наблюдений за ними. Постепенно развиваясь и накапливаясь в ходе многовековой истории народа, передаваясь из поколения в поколение, данные, результаты этих наблюдений не только удовлетворяли возрастающие запросы жизненной практики, но и являлись тем фундаментом, на котором складывались и развивались космологические представления киргизов.

 

Уже в древности люди, следя за движением звезд, умели находить Алтын казык (букв. Золотой кол) — Полярную звезду, называемую также Темир казык (Железный кол), а иногда Кут жылдыз — Северная звезда. Люди знали, что эта звезда неподвижна по отношению к остальным и всегда указывает на север. (Кут тарап; Кут жак — север, откуда дуют холодные ветра).

 

В путешествиях по долинам и горным местам пастухи, табунщики, путешественники всегда ориентировались по этой звезде. «Держись все время на Алтын казык или езжай так, чтобы Алтын казык все время находилась у тебя на левой щеке» — так указывали дорогу путнику.

 

Киргизы, наблюдая за звездой Вегой (альфа, в маленьком созвездии Лиры), яркой звездой на северном полушарии ночного неба, носящей название Ак-Жылдыз — Белая звезда, Жарык Жылдыз — Яркая звезда, — по характеру ее появления под утро определяли время сева на полях. Киргизам были известны звезды под названием Достара Кундуз — едва различимые даже звездочетами с острым зрением. Их появление на небе считалось плохим признаком, предвещающим несчастье, особенно под этими звездами имели в виду наиболее крупные спутники Юпитера (Эшек кырган— Истребитель ослов, а иногда Кара куч — Нечистая сила) — Ганимед и Каллисто.

 

Блеск, яркость этих естественных спутников Юпитера изменяется в зависимости от их положений на орбитах. Находясь в перигелии, Ганимед может приближаться к земле значительно ближе, чем даже планета Марс.

Если раньше астрономы считали, что только Сатурн имеет кольцо, то американские космические аппараты, «Вояджер—1» и «Вояджер—2» дали ученым возможность убедиться в том, что все планеты-гиганты окружены кольцами в отличие от планет земной группы, у которых их нет. Кроме этого, открыто еще 2 новых спутника Юпитера. Поверхность Ганимеда впечатляет громадными котловинами и следами мощной древней тектонической активности.

Большой квадрат, относящийся к двум созвездиям — созвездию Пегас и созвездию Андромеды, киргизы называли Керген саба (букв, натянутый кожаный бурдюк, в котором приготавливают кумыс). По их наблюдениям, эти четыре звезды — весной не видны, осенью видны в зените, а зимой появляются на западной стороне неба.

 

 

Издавна киргизы красивую девушку сравнивали с Луной и лучезарной утренней звездой Венерой.

Вполне вероятно, что некоторые звездочеты, любующиеся небесными светилами, были и акынами-импровизаторами, виртуозами комузистами или кыл кыякчы — скрипачами. Суть эстетических потребностей человека в его постоянной неудовлетворенности: он никогда не останавливается на уже существующих эстетических ценностях, постоянно стремясь выразить себя.

Красота Солнца вдохновляла поэтов и воспевалась ими. Видные народные акыны (Токтогул, Тоголок Молдо, Барпы, Женижок и др.) воспевали красоту Светила глубоко реалистично.

В «Манасе» есть строки, где побежденных в сражениях врагов сравнивают с падающими звездами:

 


Капырлардын бу кундо,

Башынан качып сыймыгы

Жерге тушту жылдызы'

 

В эти дни гордость

Врагов попрана,

И звезды их пали.


 

Известно, что культура и астрономические знания древних вавилонцев и египтян распространились среди арабов, греков и других народов мира, а через них эти знания дошли и до населения Средней Азии. Эта гипотеза подтверждается археологическими раскопками на территории Таджикистана, проведенными в 1982 году. Кочевникам-киргизам эти сведения стали известны отчасти через соседние оседлые народы — таджиков, узбеков, азербайджанцев и др; в IX—XIII веках в культурных и научных центрах Средней Азии (Хорезме, Самарканде, Хиве и др.) и Азербайджана (Марате и др.) проживали известные поэты-мыслители и ученые-энциклопедисты (Ал-Хорезми, Абу-Наср-Мохаммед Фараби, Абу-Рей- хан-Бируни, Абу-Али-Хусейн ибн Сина, Насир ал-дин ат-Туси, Улугбек и др.). В то время торговые караванные пути, например, в Китай, Афганистан, Ирак, Иран, Индию проходили через киргизские земли, что способствовало влиянию этих народов на мировоззрение киргизов; вскользь об этом упоминается в эпосе.

Представления киргизов о красоте неба, определяющейся особым расположением звезд, влияющих на судьбы и души людей, в какой-то степени перекликаются с натурфилософским учением Платона (IV век до н. э.).

И хотя правильное толкование процессов, происходящих во Вселенной, сложившийся в то время уровень знаний киргизов исключал, тем не менее их донаучные взгляды представляют несомненный интерес как часть духовного наследия народа, как начальный этап формирования представления об окружающей действительности, как источник эстетического ее освоения.

Обсерватория Улугбека

 

Обсерватория Улугбека — одна из наиболее значительных обсерваторий средневековья, построенная Улугбеком на холме Кухак в окрестностях Самарканда в 1424—1428 гг.

 

Самарканд. 1929 год. Внешний вид остатков обсерватории Улугбека

Остатки обсерватории были найдены и исследованы археологом В. Л. Вяткиным в 1908 году. Обнаружить точное описание места расположения обсерватории помогло изучение одного из документов XVII века: дарственной на земли для дервишской обители.

В 1948 г. экспедиция Института истории и археологии Академии наук Узбекской ССР, руководимая археологом В. А. Шишкиным (1893—1966), завершила последний этап раскопок, обнажив фундаменты обсерватории и фрагменты здания вплоть до их осн. на природной скале.

Согласно сделанной реконструкции, обсерватория имела вид трёхэтажной цилиндрической постройки высотой 30,4 м и диаметром 46,40 м, и вмещала ориентированный с севера на юг грандиозный угломер — секстант (или квадрант) радиусом 40,21 м, на котором производились измерения высоты небесных светил над горизонтом при прохождении их через небесный меридиан. Прибор открыт раскопками и хорошо сохранился в подземной части. Предполагается, что его дуга составляла шестую часть окружности с рабочей частью от (Схема визирования южной звезды 20° до 80°.

 

Дуга инструмента ограничена двумя барьерами, облицованными мрамором. На каждом градусе круга по мрамору вырезаны деления и цифры. Каждому градусу соответствует интервал в 70 см. Вдоль барьеров идут кирпичные лестницы.

Азимутальные наблюдения могли производиться на горизонтальном круге на крыше здания. В обсерватории имелись и другие инструменты, которые не сохранились.

В обсерватории Улугбека работали такие крупные астрономы, как Кази-заде ар-Руми, ал-Каши, ал-Кушчи. Здесь к 1437 году был составлен Гурганский зидж — каталог звёздного неба, в котором были описаны 1018 звёзд. Там же была определена длина звёздного года: 365 дней, 6 часов, 10 минут, 8 секунд (с погрешностью + 58 секунд).

Создатель обсерватории Мухаммад Тарагай Улугбек, внук Тимура (Тамерлана), родился в 1394 году

Учителями царевича были писатель и философ Ариф Азари и крупный математик Казы-заде Руми, который впоследствии много сделал для обсерватории. Став правителем Самарканда, Улугбек приступил к осуществлению своей давней мечты — созданию обсерватории. Главным своим консультантом в этом большом деле Улугбек называет Руми.

«При помощи и содействии учителя, — пишет он, — великого учёного, несущего знамя науки, указывающего пути истины и исследования, Казы-заде Руми приступили к созданию обсерватории».

 

 

Обсерватория — постройка особого рода, и тут главная роль принадлежала не архитектору, а учёным, определявшим размещение и размеры встроенных в здание инструментов, то есть Улугбеку и Руми. Надо сказать, что принятые ими решения были смелыми и оригинальными. Строительство заняло около трёх лет.

К осени 1420 года (по другим данным — к 1428—1429 годам) здание обсерватории было готово. Началась установка и выверка приборов. Этим по просьбе Улугбека занимался астроном и блестящий математик из Кашана Джемшид ал-Каши (1373—1430 годы).

Научная программа обсерватории была рассчитана, как минимум, на 30 лет (период обращения Сатурна). Первые десять лет существования обсерватории ею руководил Джемшид ал-Каши. После его смерти этот пост занял семидесятилетний Казы-заде Руми.

Но через шесть лет, в 1436 году, Руми тоже умер. Для обсерватории наступило критическое время. Улугбек даже думал прекратить наблюдения и издать таблицы в незаконченном виде, но молодой астроном самаркандец Али Кушчи (1402—1474) сумел наладить работу и убедил Улугбека продолжить наблюдения.

Иногда пишут о том, что после убийства Улугбека в 1449 году обсерватория прекратила существование, а здание её было разрушено религиозными фанатиками. Исследования последних лет показали, что это не так.

После Улугбека обсерватория ещё продолжала работать 20 лет. Только в 1469 году, после убийства правителя Самарканда Абу Сайда его сыном Мирзой Султаном Ахмадом, положение учёных настолько ухудшилось, что Али Кушчи с учениками вынужден был покинуть обсерваторию и переехать в Герат, где первым министром государства был выдающийся поэт Востока и государственный деятель тимуридского Хорасана Алишер Навои. Вскоре самаркандского астронома пригласили в Стамбул. Там он закончил и издал труды обсерватории. Астрономические таблицы, составленные в обсерватории Улугбека, пользовались заслуженной славой на Востоке и очень долго оставались непревзойдёнными по точности. В Европе они были впервые изданы в 1650 году.

Опустевшее здание обсерватории стояло ещё много лет и лишь в начале XVI века было разобрано на кирпичи.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-02-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: