Развитие воображения и фантазии у детей с задержкой психического развития




Воображение - особая форма человеческой психики, стоящая отдельно от остальных психических процессов и вместе с тем занимающая промежуточное положение между восприятием, мышлением и памятью. Специфика этой формы психического процесса состоит в том, что воображение, вероятно, характерно только для человека и странным образом связано с деятельностью организм.

Игра является ведущей деятельностью ребенка дошкольного возраста. Как и в ведущей деятельности любого периода психического развития, в ней сконцентрированы наиболее существенные для данного периода проявления психической активности. В данном виде деятельности проявляются все психические процессы, основным образом воображение ребенка. Именно поэтому особенности игры детей с задержкой психического развития дают важный материал для характеристики этого состояния в плане оценки процесса воображения на фоне дефекта. Наибольший интерес представляет анализ особенностей сюжетно-ролевой игры, поскольку в ней достаточно отчетливо проявляются: знания детей об окружающем мире (в соответствующей содержанию игры области), включая знания о деятельности взрослых; понимание взаимоотношений людей и их действий; умение применить накопленные знания в условиях игры; умение строить и регулировать собственное поведение в соответствии с содержанием игры и умение взаимодействовать с партнерами по игре с учетом своей роли и их ролей. В игре проявляется также эмоциональное отношение детей к собственной деятельности и к действиям партнеров.

Если охарактеризовать игру детей с задержкой психического развития, то ей свойственны однообразие, отсутствие творчества, бедность воображения, недостаточная эмоциональность, низкая по сравнению с наблюдаемой в норме активность детей.

Сюжетная игра, которая у нормально развивающихся детей к шести годам достигает вершины своего развития, у детей рассматриваемой категории отличается отсутствием развернутого сюжета, недостаточной координированностью действий участников, нечетким разделением ролей и столь же нечетким соблюдением игровых правил. Эти особенности у нормально развивающихся детей наблюдаются в младшем дошкольном возрасте. При этом, как было показано в исследованиях Е.С. Слепович (1990) и ее сотрудников, дети описываемой категории вообще самостоятельно не начинают таких игр. Дети видели в комнате, куда их приводили, подготовленные наборы игрушек по темам: "Больница", "Магазин", "Семья", "Стройка", - но в отличие от нормально развивающихся детей они не начинали сюжетной игры. Они иногда брали игрушки, рассматривали их, совершали предметно - игровые действия. На вопрос, что они делают, следовали ответы: "Машину катаю", "Одеваю куклу". В другой части случаев ответы детей свидетельствовали о том, что они вписывают действия в определенную воображаемую ситуацию: "На стройку кирпич везу". Это давало основания оценивать такие действия как отобразительные игровые. Если экспериментатор побуждал детей к игре, не предлагая сюжета, случаи игровых действий учащались более чем в пять раз, оставаясь в большинстве своем все же на уровне предметно-игровых. Однако число попыток организовать сюжетно - отобразительные действия заметно возросло. Вместе с тем оставалось еще много детей с более выраженной задержкой психического развития, которые не предпринимали попыток начать игру и просто ходили или бегали по комнате, или занимались каким-то другим делом. Бедность игровых действий сочетается с низкой эмоциональностью игрового поведения и несформированностью действий замещения. В целом игра детей с задержкой психического развития носит стереотипный, нетворческий характер.

страх задержка психическое развитие


Заключение

 

Итак, подводя итог в данной курсовой работе, можно сделать следующие выводы, что понятие "задержка психического развития" употребляется по отношению к детям со слабо выраженной недостаточностью центральной нервной системы - органической или функциональной. У этих детей нет специфических нарушений слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, тяжелых нарушений речи, они не являются умственно отсталыми. В то же время у большинства из них наблюдается полиморфная клиническая симптоматика: незрелость сложных форм поведения, недостатки целенаправленной деятельности на фоне повышенной истощаемости, нарушенной работоспособности, энцефалопатических расстройств.

В ходе написания курсовой работы, была достигнута цель - определение способов коррекции страхов для детей дошкольного возраста задержкой психического развития, а так же были решены все поставленные задачи. Наше исследование показало, что количество страхов у детей с задержкой психического развития не зависит от уровня развития их фантазии.

В результате коррекции страхов детей с задержкой психического развития, была выявлена эффективность методик "Нарисуй свой страх". Однако выдвинутое нами предположение о том, что количество страхов детей с задержкой психического развития зависит от уровня развития фантазии не подтвердилось, что можно объяснить воздействием на страхи других факторов, например социальная обстановка.

В дальнейшем нами планируется разработка и адаптация программы, направленная на коррекцию страхов детей с задержкой психического развития по средствам изо-терапии, так как, рисуя, ребенок дает выход своим чувствам и переживаниям, желаниям и мечтам, перестраивает свои отношения в различных ситуациях и безболезненно соприкасается с некоторыми пугающими, неприятными и травмирующими образами.

Личность ребенка с задержкой психического развития специфически, своеобразно развивается и его эмоциональная сфера. Поэтому очень важно, опираясь на имеющиеся сохранные функции и возможности ребенка и зная специфику, своеобразие его эмоциональной сферы и предрасположенность к возникновению страхов, умело проводить коррекционную работу по их устранению. Это будет играть важную роль в развитии личности ребенка с задержкой психического развития в целом и в решении актуального вопроса социально трудовой адаптации в его дальнейшем.


Список использованной литературы

 

1. Абрамова, Г.С. Возрастная психология [Текст]: Учеб. пособие для студентов вузов. - 6-е изд. - М.: Альма Матер, 2006. - 702 с

2. Банщиков, В.М., Гуськов В.С., Мягков И.Ф. Медицинская психология: [Текст]. М.: Изд-во "Медицина", 2009 - 235 с.

. Власова, Т.А., Певзнер М.С. Учителю о детях с отклонениями [Текст] М.: Изд-во "Просвещение", 2009 - 205 с.

. Выготский, Л.С. Проблемы дефектологии [Текст] - М., 2010.

. Захаров, А.И. Дневные и ночные страхи у детей [Текст] - СПб.: "Издательство союз", 2010. - 448с.

. Зверева О.Л., Ганичева А.Н. Семейная педагогика и домашнее воспитание. - М.: Проспект, 2008.

. Конева, Е.В. Учителю о детях с задержкой психического развития [Текст] / У.В. Конева; Департамент образования Администрации Яросл обл., Центр психолого-медицинско-социального сопровождения "Центр помощи детям", 2010. - 133с.

. Мамайчук, И.И. Помощь психолога ребенку с задержкой психического развития [Текст]: науч. - практ рук / И.И. Мамайчук, М.Н. Ильина, 2010. - 345с.

. Мухина, В.С. Психология дошкольника [Текст]: Учеб. пособие для пед. институтов и пед. училищ / В.С. Мухина; Под. ред. Л.А. Венгера. - М.: просвещение, 2008. - 239 с.

. Немов, Р.С. Психология [Текст]: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений в 3 кн. / Р.С. Немов. - 4-е изд. - М.: ВЛАДОС, 2008. - Кн.2. - 606 с. [Текст]

. Основы специальной психологии: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Л.В. Кузнецова, Л.И. Переслени, Л.И. Солнцева и др.; под ред. Л.В. Кузнецовой, [Текст] - М.: Издательский центр "Академия", 2009. - 480 с.

12. Популярная психология для родителей / Под ред.А. А. Бодалева, А.С. Спиваковской, Н.Л. Карповой. [Текст] - М.: Флинта: Московский психолого-социальный институт, 2008 - 400 с.

. Психология детей с задержкой психического развития: изучение, социализация, психокоррекция: хрестоматия: уч. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению и специальностям психологии/ Институт спец. Педагогики и психологии, Междунад ун-т семьи и ребенка им.Р. Валленберга; сосТ.о.В. Защиринская, 2010. - 430 с. [Текст]

. Психология эмоций / Под ред. Вилюнаса, В.К., Гиппенрейтера, Ю.Б., 2 - е изд., [Текст] - М.: Изд-во Московского университета., 2008 - 302 с.

. Психологическая энциклопедия. - 2-е изд. / Под ред.Р. Корсина, А. Ауэрбаха [Текст] - СПб.: Питер, 2009 - 1096 с.

. Семиотика страха. Сборник статей. - М.: Русский институт: Европа, 2005.

. Специальная психология: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.И. Лубовского, Т.В. Розанова, Л, И. Солнцева и др.; под ред.В.И. Лубовского. - е изд., стер. [Текст] - М.: Издательский центр "Академия", 2006. - 464 с.

. Шестилетние дети: Межвузовский сборник научных трудов. [Текст] Н. Новгород: НГПУ, 2009 - 124с.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: