Научная разработанность темы




Актуальность темы исследования

В настоящее время не существует большого количество литературы о Сийской обители. В них история монастыря рассматривается в основном в двух аспектах: 1) старчество и его влияние на внутреннюю жизнь обители и внешнюю социальную среду; 2) издательская деятельность ее насельников. Между тем – это многоплановый сложный архитектурный и хозяйственный комплекс общероссийской культурной значимости со своей длительной и интересной историей развития.

Монастырский комплекс в период его расцвета – с середины ХVII века, производил впечатление четко слаженного ансамбля, взаимоувязанного во всех составляющих живого организма, искусно вписанного в природно-ландшафтную среду, являясь органичной оправой для главной жемчужины монастыря – духовной жизни и старчества.

После постепенного возвращения монастыря Русской Православной Церкви начинается бурное восстановление как единого архитектурно-хозяйственного комплекса. Эта работа продолжается и в настоящее время.

В связи с этим, видится актуальным исследовать историю строительства рассматриваемого монастырского комплекса, для аутентичного восстановления, сохранения и развития Антониево-Сийской обители как культурно-исторического и мемориально-памятного места. Настоящая работа призвана, в определенной мере, решить поставленную задачу.

 

Объект исследования

Объектом данного исследования является Святотроицкий Антониево-Сийский мужской монастырь как целостный архитектурно-хозяйственный комплекс.

 

Предмет исследования – история строительства и реставрация обители.

Цель и задачи исследования

Целью настоящей работы является комплексный анализ и историческая характеристика строительства монастыря в период становления основы архитектурно-пространственной и функционально-хозяйственной системы монастырского комплекса.

Для достижения этой цели необходимо решить ряд задач:

1. провести анализ источников по истории строительства монастыря с учетом, как известных ранее, так и выявленных в ходе исследования;

2. на основе собранного историко-архивного материала реконструировать историю строительства обители в период зарождения, развития и расцвета ее архитектурно-хозяйственного комплекса;

3. проследить динамику, выделить и проанализировать основные этапы строительства монастыря;

4. установить причины и предпосылки развития хозяйственной деятельности на каждом этапе;

5. выявить и исследовать особенности строительства на каждом этапе;


Методология исследования

Методологической и теоретической основой данного исследования являются принципы историзма и научной объективности, а также системный и сравнительно-аналитический подход при анализе строительной деятельности монастыря и изучении данных архивных документов. Принцип историзма позволил рассмотреть деятельность монастыря с учетом конкретных исторических условий, в хронологической последовательности событий, выявить совокупность составляющих его элементов и степень влияния на дальнейшее развитие. Использование системного и сравнительно-аналитического подходов позволит рассмотреть монастырь как единую структуру, взаимосвязанных элементов, то есть как систему.

 

Научная разработанность темы

Историографический комплекс монастыря огромен. Однако в целом, значительная его часть, носит характер популярных изданий и может быть полезна лишь для общего знакомства с монастырем. Авторы не ставили себе исследовательских целей, поэтому для большинства работ характерно поверхностное, описательное изложение событий истории обители.

По представленной темы дипломной работы можно найти довольно разрозненный материал от литературы справочного и статистического характера, охватывающих поздние периоды в истории монастыря, однако заметим, что, специального научного исследования по этой теме ранее не проводилось.

Нет смысла упоминать краткие обобщающие очерки истории обители, увидевшие свет с конца 1990-х гг., так как они не дают практически никакого нового исторического материала и являются переработкой ранее проведенных исследований.

В современный период интерес к монастырю еще более возрастает. Не говоря о многочисленных докладах на различных исторических и краеведческих конференциях в Козельске и Калуге, непосредственно Сийскому монастырю был посвящен ряд научных форумов.


Источниковая база

Источниковую базу исследования составляют достаточно многочисленные, разнообразные по своему характеру, содержанию и значимости, опубликованные и неопубликованные документы, и архивные материалы.

Научная новизна

Научная новизна данного исследования заключается в том, что оно является первой работой, в которой история строительства стало объектом специального исследования.

Отдельные аспекты истории строительства обители освещались и ранее, в предшествующей историографии. Однако в данной работе впервые, на основе собранного обширного фактического материала, проводится систематическое описание истории строительства ансамбля от начала ее возобновления до расцвета, как целостного, историко-архитектурного феномена. Этот процесс рассматривается как особое историческое явление, со своей внутренней структурой, особенностями и закономерностями.

Научно-практическая значимость.

Собранные в данной работе сведения могут помочь при разработке концептуальной проектной основы для сохранения, реставрации, планомерного, поэтапного восстановления и развития монастырского комплекса как культурно-исторического и мемориально-памятного места, духовного центра России, как памятника истории и культуры, архитектуры и градостроительства.

Материалы исследования могут быть использованы при написании обобщающих работ по истории Антониево Сийского монастыря.

 

1 – основание монастыря/предпосылки

 

Основатель Сийской обители - преподобный Антоний (в миру Андрей). Родился в 1478 году в селе Кехта Двинской волости. Уже в детстве в нем проявились склонность к духовному созерцанию, любовь к книгам и иконописанию. В 25 лет, после смерти родителей, прп. Антоний уехал к род-ственникам в Великий Новгород. Там он женился, но через год супруга умерла, и прп.Антоний решил удалиться в пустыню. Свое иноческое посвящение он получил в Спасо-Преображенской обители у реки Кены на Каргопольской земле. Спустя некоторое время преподобный Антоний уходит еще в более отдаленное место, поселяется вначале около речки Шелексы, а затем у Михайлова озера, на котором расположен большой полуостров далеко уходящий в озеро на целый километр и на его носу будет срублена первая келья и возведен первый деревянный храм во имя Живоначальной Троицы.

Монастырь был основан в 1520 году с разрешения великого князя Василия III.

Слух о новой обители скоро разнесся по окрестным местам. Число братии стало увеличиваться, расширились земельные владения. Были построены три деревянные церкви – Троицкая, Благовещенская и церковь в честь святого Сергия Радонежского. Преподобный Антоний составил строгий устав иноческой жизни. Сам он ревностно нёс монашеское послушание, умерщвлял плоть изнурительными испытаниями; дважды удалялся в уединенные места на длительное безмолвие. Господь за духовные труды наделил святого Антония даром прозорливости и чудотворения.

Преставился Антоний в возрасте 79 лет 7 декабря (по новому стилю – 20 декабря) 1556 года. Мощи его доныне находятся в Троицком соборе близ алтаря.

А с южной стороны собора в усыпальнице покоятся останки преподобных Никанора и Исайи – святых, подвизавшихся в XVII веке в деревне Ручьи на берегу Белого моря, а также игумена монастыря в XVII веке преподобного Феодосия Сийского и благотворителя обители, патриаршего казначей Паисия.

Уже при жизни святого Антония монастырь стал превращаться во влиятельный церковно-административный центр Подвинья, хорошо известный в Москве. В 1579 году царевич Иван Иванович (сын Ивана IV) написал одну из редакций «Жития Антония Сийского» («Служба чудотворцу Антонию»).

 

2 – возведение основных построек/в чем их уникальность/особенность/современное состояние

 

Основан в 1520 году преподобным Антонием Сийским и играл заметную роль в русской истории и культуре XVI—XVII веках.

Архитектурный ансамбль, окончательно сложившийся до конца XVII века включает:

2.2 Благовещенская церковь

Шатровая Благовещенская церковь вместе с трапезной и келарской палатами заложена в 1638 году и построена за пять лет на месте ранее существовавшего деревянного храма. Что существующая постройка повторяет архитектурное решение старой церкви, свидетельствуют высокий шатёр (в своде которого ныне располагается храм (св. Михаила Малеина) на некрупном низком восьмерике. Сам храм имеет каменные лестницы в своих стенах и сводах позволяющие подниматься на клирос (ныне утрачен) и в храм Михаила Малеина (закрыт для паломников). Храм тоже никогда не имел росписей и оставался выкрашенные белой известью как и Троицкий собор. Примечательной его чертой является глухая алтарная стена и двуабсидное помещение алтаря в одном из которых находится жертвенник, а во втором престол. Исходя из этого вход в алтарь осуществляется только через Царские и северные врата.

Благовещенский храм вместе с палатами является самым большим и высоким строением монастыря, определяющим его внешний вид.

Вплоть до революции шатер храма был обит широким осиновым лемехом, который сняли при реставрации и сейчас шатер остается лишь с кирпичными стенами.

По контуру внешние стены храма украшают пять малых закомар по каждой стороне заведенные под крышу, при осмотре фаса сразу бросается в глаза что строение со временем подвергалось перестройкам и в него были добавлены несколько окон для большего освещения храма, но декоративное убранство они не получили.

Уникальная особенность этих двух храмов так же заключается в их акустике, в стены храма специально встроены резонаторы, позволяющие звуку лучше разноситься по помещению и усиливать слышимость богослужения.

На месте утраченного балкона для клироса выстроены большие хоры которые могу вместить около двадцати человек. Но ее конструкторская и архитектурная композиция не соответствует убранству храма и предшествующего клироса

Под сводами храма в подвальных помещениях расположена крипта, построенная в наше время(захоронений нет).

 

2.3 Трапезная палата

 

Трапезная палата по своим размерам уступала лишь Соловецкому монастырю и Кремлевским палатам, вмещает в себя более 800 человек.

Это второе каменное здание монастыря после Троицкого собора.
Строительство каменной теплой церкви началось в 1638 году и завершилось в 1643 году, ее освятили в 1644 году.

Внешний вид ее представляет из себя трехэтажное большое кирпичное строение с двускатной крышей, с западной стороны к нему примыкает большое высокое крыльцо, с лестницей которое ведет с улицы на второй этаж в трапезную и ризницу, откуда смотрят три больших высоких окна каждое из которых разделено широкими лопатками и так же этажи визуально разделены продольными поясами.

на восточной же стороне находится помещение Благовещенского храма, к которому примыкают трапезные палаты.

Сама трапезная палата представляет из себя внушительное квадратное помещение с круглой колонной по середине и низкими сводами, плозадь которого равна 1000 кв.м., оттуда братия монастыря попадала в Благовещенскую церковь через центральные двери и с права в стене был проход на лестницу ведущую на клирос и верхний храм, примечательно то что лестница имеет очень высокие и крутые ступени, высота некоторых из них достигает 50 см.

Со времени строительства каменного комплекса зданий именно отсюда происходило отопление всего монастырского комплекса, с XVI века в монастыре была построена центральная отопительная система, которая обогревала все помещения обители и была сделана не только из керамических труб но и медных больших воздуховодов, проходившими между храмовыми порталами. К сожалению после революции вся инженерная система была утрачена, переходы между храмами были разрушены, нынешние объекты лишь имитируют эти порталы между Трапезной палатой, Троицким собором и колокольней.

До пожара 2001 года трапезная была расписана фресками на библейские темы от сотворения мира до страшного суда, на данный момент все росписи утрачены.

В нижних этажах палаты сейчас действует монастырская пекарня и складские помещения

В 2006 году с западной стороны, справа от крыльца была пристроено одноэтажное небольшое помещение с двускатной крышей, имитирующее внешний вид трапезной, предназначение которой должно было стать реликварием обители.

 

2.1 Троицкий собор

Троицкий собор расположен в самом центре монастыря. Это первый каменный храм в этом комплексе. Собор построен ввзамен сгоревшего деревянного.

Не смотря на то, что были привлечены большие силы и были установлены значительные льготы для обители, строительство было завершено только 30 июля 1606 года. Долгие годы соборный храм оставался единственной каменной постройкой на территории монастыря.

В плане постройка имеет прямоугольную форму (23,5 х 20,8 метра), толщина стен достигает 2 метров.

Четырёхстолпный, трехапсидный, пятиглавый Троицкий собор заложен в 1589 г. по грамоте царя Фёдора Иоанновича от 8 ноября 1587 г. Храм сочетает приёмы зодчества новгородского (конструкция сводов на невысоких подпружных арках) и московского (аркатурные звенья в пряслах западной стены, широкий антаблемент ниже закомар). Средняя глава визуально доминирует над малыми благодаря размерам и декоративному оформлению (аркатурно-колончатый пояс).

Крыльцо западной паперти устроено из пяти каменных платформ, которые ведут к большим обитым железом вратам.

Собор доминирует среди окружающих его строений и выделяется своим величавым обликом. Монументальный кубический объем его, поставленный на малый фундамент, выглядит еще более внушительным. С трех сторон собор окружен другими строениями. Венчают здание пять широко расставленных мощных глав, придающих большую устойчивость его облику, увенчаный пятью главами и центральным шлемовидным куполом, расположенными на круглых барабанах, все купола обиты медью со времени своего возведения, что может говорить о высоком уровне жизни этого монастыря. расположенными на круглых барабанах. У основания глав, на барабанах – карниз и все барабаны имеют четыре продолговатых прямоугольных окна, выходящих на четыре стороны света. Каждая стена храма разделена широкими плоскими лопатками на три прясла. Над стенами возвышаются два яруса крупных полуциркульных закомар с небольшим килем посередине.

В архитектуре собора ощутимо влияние столицы, но в отличие от московских церквей храм исполнен той подчеркнутой скромности, которая присуща северному зодчеству. Декоративное решение фасадов чрезвычайно просто. Небольшим разнообразием отличается убранство барабанов, состоящее из поясков бегунца, нишек, арочек и поребрика.

Этот храм никогда не был расписан и никогда не отапливался, в нем служили лишь летом а зимой только на большие праздники. В основании его нет фундамента, он держится лишь за счет своего собственного веса. У храма имелись три тайных лестницы, в настоящее время заложенные и клирос, тоже ныне утраченный.

 

 

2.4 Храм-колокольня Трех Святителей Московских

Колокольня была построена одновременно с трапезной в 1593 годах. Каменный шатровый храм "иже под колоколы". По монастырскому канону патриарх Никон освящал начало строительства храма. Точную дату её сооружения установить затруднительно: грамоту на начало работ выдал в 1593 г. ещё Фёдор Иоаннович, а освящение состоялось только в 1661 году, в правление царя Алексея Михайловича Романова.

Примыкает, она к северной стороне Троицкого собора. В советское время храм был наполовину разрушен и использовался под ледник. С 2000 года началась реставрация и после двух лет восстановительных работ храм был освящен 23 июля 2002 года.

До разорения монастыря храм-колокольня имел вид типичной северной колокольни с трехуровневым видом и благодаря переходам примыкал к соседнему Троицкому собору и игуменским палатам.

Современный его вид представляет собой реконструированный по старым архивным фотографиям объект схожий с изначальным кирпичным храмом, но без восстановленных переходов.

Первый этаж на широком постаменте с низкими сводами отведен под хозяйтсвенные нужны, ко второму этажу с западной стороны ведет широкое крыльцо с лестницей ведущей к гульбищу, которое обрамляет храм находящийся внутри и имеющий широкие стены,

От старых отлитых колоколов ничего не осталось и сейчас в ней установлены новые.

Имеет многофункциональное значение: на первом этаже расположился мини-музей монастыря рассказывающий его историю(не действует), на втором этаже галерея и храм с двумя потайными лестница ведущими в хранилища и на клирос, а так же на колокольню.

2.6 Игуменский корпус

Крытыми переходами Троицкий собор связан с комплексом построек, одной из которых является игуменский корпус. Время постройки точно неизвестно: в монастырской описи 1623 года она значится уже каменной. В нижнем этаже прежде был храм, который ныне не существует.

Сразу же можно отметить, что своим завершением в виде трех ярусов и декором она созвучна Трапезной палате и надвратной Сергиевской церкви.

 

2.5 Надвартный храм с архиерейскими палатами

1686 год, 19 авг.: Разрешение архиепископа Афанасия на освящение церкви во имя преподобного Сергия Радонежского над святыми вратами

Главные ворота Антониево-Сийского монастыря, двухэтажными архиерейскими кельями (законсервированы) выстроены между 1661 и 1687 годами. Окончательно все работы были завершены только в 1699 году. Сохранилась запись, что позднее этот архитектурный комплекс был перестроен «лучшею архитектурою, с пристроенными гостиными покоями (не сохранились)

Они оформляют въезд в монастырь со стороны дороги на Архангельск. Надвратная церковь была освящена во имя Сергия Радонежского.

По монастырским описям 17 века значится, что подле надвратной церкви была приделана каменная палата с окнами. На часовне были установлены часы колесные, с боем. Возможно, что их перенесли на колокольню.

2.7 Братский корпус

 

3 – Реконструкция позитивные/негативные изменения в ансамбле

 

Возрождение Антониево-Сийского монастыря началось с передачи его Русской Православной Церкви (1992), при настоятеле архимандрите Трифоне (Плотникове).

В настоящее время в обители 20 человек братии, постоянно проживают около 30 трудников.

По древней традиции в Антониево-Сийском монастыре вновь созданы монастырская библиотека (свыше 40 тысяч единиц хранения), иконописная мастерская.

В хозяйстве имеются животноводческая ферма, конюшня, теплицы, пекарня, механическая, столярная мастерские. Ведется реставрация храмов. Антониево-Сийский монастырь осуществляет окормление нескольких приходов епархии, не имеющих священников.

На данный момент на исторической территории монастыря возведены два новых храма: Успенский (криптовый храм, внутри трапезной палаты) и храм во имя Царственных мучеников (не доступен для паломников)

4 – в чем заключается особенность положения монастыря в РПЦ на Русском севере (эту главу не написал – весь смысл сводится к богатству и соперничеству с Соловками, его исорические события и влияние на ход истории)

Здесь отбывал ссылку (1599-1605) Федор Никитич Романов, отец Михаила Федоровича, основателя династии Романовых, насильно постриженный в монахи с именем Филарет, впоследствии Патриарх Московский и Всея Руси (с 1619).

В 1920 году монахи организовали трудовую коммуну; в Благовещенской церкви советская власть открыла детскую колонию. Монастырь был закрыт постановлением Емецкого уисполкома (12.06.1923) и решением президиума Архангельского губисполкома (11.07.1923). В последние годы монастырские постройки использовались для нужд сельской трудовой коммуны, колхоза; здесь размещались также дом отдыха работников лесной промышленности, дом для детей-инвалидов, дом-интернат для престарелых.

Многие здания в разные годы были разобраны или разрушились по ветхости (например, 2-х этажный каменный настоятельский корпус, больничная келья с деревянной церковью Николая Чудотворца, хлебные амбары, верхние ярусы храма-колокольни (взорваны), каменная палатка с курантами и др.). С 1970-х по 1992 год здесь находился летний пионерский лагерь для детей работников автотранспортного предприятия, одновременно часть территории и монашеский корпус занимала дача Архангельского облисполкома(дача губернатора).

1588-1589 гг.: игуменом монастыря был Никандр. При нем было принято решение о постройке каменной церкви в обители.
1589-1606: Возведение каменного пятикупольного соборного храма во имя Святой Живоначальной Троицы, одного из самых больших каменных сооружений в то время в Двинском крае. Исцеление больного игумена Питирима.
1593 год, 15 июля: пожар в обители, монастырь выгорел почти до основания. Были уничтожены огнем церкви, образа, книги, монастырское украшение, жалованные грамоты. Игумен Питирим с братией начинают заново отстраивать монастырь.
1595 год: Государь Федор Иоаннович утвердил заново все уничтоженные огнем жалованные грамоты и снял пошлины всякого рода со всех монастырских угодий.
1595 год, 19 сент.: грамота Государя Федора Иоанновича о праве монастыря участвовать в судопроизводстве в отношении монастырских крестьян.
1597 год, 20 февр.: грамота Государя Федора Иоанновича о невозможности суда над игуменом с братией Сийского монастыря, слугами и крестьянами монастырскими в иных приказах, кроме приказа Большого Дворца.
1597 год, 6 марта: после смерти Питирима игуменом Сийского монастыря был избран иеродиакон Иона, управлявший монастырем 37 лет.
1601-1606 гг.: в обители отбывает ссылку боярин Федор Никитич Романов – отец Михаила Федоровича, основателя царской династии Романовых. В монастыре Федор Никитич по воле царя Бориса Годунова принимает монашеский постриг с именем Филарет. Позднее (в 1619 г.) Филарет становится Патриархом Московским и всея Руси.
1606 год: Грамотой царя Дмитрия Ивановича (самозванца) были пожалованы в монастырь пустоши Каргагинская и Лемутанская со всеми угодьями.

5 – Сравнение с другими монастырями основанными в то же время в Архангельской (тогда Холмогорской земле) губернии – Соловки/Валаам/Белозерский/Ферапонтов

 

 

6 – вывод

В данной работе была предпринята попытка исследования истории строительства Антониево-Сийского монастыря в и первой половине ХIХ века.

Изучение ранней истории обители - с момента возникновения до рубежа ХV - ХIХ вв. - позволяет рассматривать ее как один из рядовых общежительных монастырей местного значения. По основным показателям: численность братии, земельная собственность, значимость архитектурного комплекса - являясь единственным мужским монастырем Емецкого уезда, не выделялась из общей совокупности мелких провинциальных обителей.

Перелом в судьбе монастыря происходит в конце ХVII века и связан с изменившимся ее административным положением и деятельностью выдающегося иерарха – патриарха Филарета. При нем совершается возрождение бурной строительной деятельности обители. В этот закладывается основа пространственной, структурно-функциональной и хозяйственной системы монастырского комплекса. В течение первых же десяти лет в монастыре возникли сразу два каменных храма и колокольня. Широко развернувшееся строительство обеспечило жилыми и хозяйственными помещениями растущее монастырское братство.

Антониев монастырь во второй половине ХVI века превратился в богатый, благоустроенный монастырь, экономика которого находилась в цветущем состоянии.

Таким образом, архитектурный ансамбль представляет собой целый конгломерат памятников конца ХVII – середины ХIХ веков, среди которых Трапезная палата представляет несомненный художественный интерес. Определенного внимания заслуживают хорошо сохранившиеся церковные комплексы: жилой внутри монастыря и гостиничный за его пределами.

Добавим, что Сийская обитель сохранила и сейчас удивительную роль в Емецком пейзаже. Она вписывается в него очень весомо, хотя и стоит в стороне от селений среди лесов. Ее открытый с одной стороны край становится виден с большого расстояния всем проезжающим по дороге со стороны озера. Стоящий на возвышенном берегу, монастырь возникает как центр большого пространства, связанного им и одухотворенного.

Представленная работа не претендует на всеобъемлемость. Она представляет собой лишь первую попытку на основе собранного обширного архивного материала провести систематическое описание истории строительства монастыря в период его расцвета, как целостного, историко-экономического феномена. Этот процесс рассматривался как особое историческое явление, со своей внутренней структурой, особенностями и закономерностями.

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

https://сийскиймонастырь.рф/

· Рыжова, Е. А. Антониево-Сийский монастырь. Житие Антония Сийского: Книжные центры Русского Севера. Сыктывкар, 2000.

· Белова, Л. Б. Новые материалы для истории русской библиографии в библиотеке Антониево-Сийского монастыря

· Сойкин П. П. Сийский Антониев монастырь в Холмогорском уезде: Полное иллюстрированное описание православных русских монастырей в Российской Империи и на Афоне

· А. А. Куратов, архим. Трифон (Плотников). Антониев Сийский во имя Святой Троицы мужской монастырь: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия»

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-02-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: