Задание «Письменное описание случая».
Создание текста по результатам анализа случая является самостоятельной задачей. С точки зрения Л. С. Выготского, «мысль не только выражается, но и формируется в слове». Необходимость создать текст ставит студента перед проблемой последовательного и связного выражения результатов своей аналитической работы.
Важно определиться с жанром этого текста: это не заключение по результатам психодиагностики, которое составляет психолог, но профессиональное размышление, поиск ответа на возникший вопрос. Создание письменного текста заставляет структурировать свои наблюдения, а значит, наметить возможные направления поиска ответа.
Описание может заканчиваться как выводом и предположением о возможном педагогическом действии, так и постановкой вопроса для другого специалиста (например, психолога или врача).
Хорошо, если в ходе выполнения задания несколько студентов будут создавать описание одного случая: это позволит сопоставить способы описания и понимания ситуации.
РОЛЬ «ЧУЖОГО» СООБЩЕНИЯ
Задачи.
1. Отрефлексировать способы передачи «чужого слова», построения высказывания о «чужом слове».
2. Научиться описывать случай с учетом информации, полученной от другого человека.
3. Научиться описывать случай с учетом собственных наблюдений за ребенком и информации, полученной от другого человека.
Задание 1. «Чужое слово».
В своей работе учитель часто получает информацию о ребенке не только непосредственно, из опыта взаимодействия с ребенком, но и от других лиц: коллег, родителей и т. д. В таких ситуациях профессионализм проявляется в способности отнестись к чужому мнению именно как к мнению, проанализировать не только содержание чужого сообщения, но и позицию его автора. Выражается такая способность в особом, диалогическом способе передачи чужой речи: в построении высказывания об авторе. В таком высказывании человек не только передает содержании чужого слова, но и высказывает свое отношение к нему: согласие, несогласие, иронию и т.д.
|
Задание 2. «Рассказчик».
Для того чтобы показать, что передавать чужое слово можно разными способами, стоит организовать специальную игру. Для этого выбирается пятеро водящих, которые выходят за дверь и заходят в аудиторию по очереди. Перед каждым из них ведущий разыгрывает одну и ту же маленькую сценку, которая включает проблемно-речевую ситуацию. Суть проблемно-речевой ситуации заключается в том, что ведущий, обращаясь к водящему, сообщает очевидно ложную информацию, например, рисуя на доске квадрат, говорит, что нарисовал круг (для усиления игровой составляющей ведущий может воспользоваться, например, игрушкой и говорить исходя из этой роли). После этого водящему предлагается рассказать присутствующим о том, что происходило.
Студентам предлагается сравнить разные способы передачи чужого слова, разные тексты об одной и той же ситуации. Интересно предложить самим студентам зафиксировать различия между текстами. В частности, можно ответить на вопросы: передается ли только содержание чужой фразы или появляются комментарии по поводу говорящего? Появляются ли попытки интерпретировать его реплику, как-то объяснить его позицию?
|
Задание 3. «Рассказчик и автор».
Кто-нибудь из студентов предлагает вниманию группы рассказ о ребенке от лица матери ребенка или другого учителя. При этом рассказчик не просто передает чужие слова, а именно играет роль другого человека.
После этого студенты разбиваются по группам и составляют описание чужого рассказа.
Затем они сравнивают получившиеся тексты, определяют наиболее и наименее удачные фрагменты, анализируют, различаются ли в тексте позиция автора (того, кто передает чужую речь) и позиция рассказчика (того, кто рассказывал о случае).
Задание 4. «Описание случая».
После выполнения этого задания можно предложить студентам сделать описание ребенка на основании своих наблюдений и рассказа коллеги или родителя. Это задание сложнее предыдущих, поскольку требует совмещения собственных наблюдений, мнения рассказчиков, комментариев по поводу этих мнений и обобщающих суждений самого автора описания.
Жанр текста — размышление, диалог с самим собой, который завершается либо постановкой вопроса для психолога, либо выводом о возможном направлении действия.
Предметом обсуждения становится то, насколько различимы в тексте «голоса» разных участников,, насколько удалось автору не только представить все точки зрения, но и обосновать собственные аналитические выводы, сделанные после их обобщения.
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ПОЗИЦИЯ ПЕДАГОГА
Задача.
Научиться выдвигать гипотезы о возможных способах изменения ситуации.