Задание 4. «Описание случая».




Задание «Письменное описание случая».

Создание текста по результатам анализа случая является са­мостоятельной задачей. С точки зрения Л. С. Выготского, «мысль не только выражается, но и формируется в слове». Необходи­мость создать текст ставит студента перед проблемой последовательного и связного выражения результатов своей аналитичес­кой работы.

Важно определиться с жанром этого текста: это не заключение по результатам психодиагностики, которое составляет психолог, но профессиональное размышление, поиск ответа на возникший вопрос. Создание письменного текста заставляет структурировать свои наблюдения, а значит, наметить возможные направления поиска ответа.

Описание может заканчиваться как выводом и предположе­нием о возможном педагогическом действии, так и постанов­кой вопроса для другого специалиста (например, психолога или врача).

Хорошо, если в ходе выполнения задания несколько студентов будут создавать описание одного случая: это позволит сопоставить способы описания и понимания ситуации.

РОЛЬ «ЧУЖОГО» СООБЩЕНИЯ

Задачи.

1. Отрефлексировать способы передачи «чужого слова», пост­роения высказывания о «чужом слове».

2. Научиться описывать случай с учетом информации, полу­ченной от другого человека.

3. Научиться описывать случай с учетом собственных наблюде­ний за ребенком и информации, полученной от другого человека.

Задание 1. «Чужое слово».

В своей работе учитель часто получает информацию о ребенке не только непосредственно, из опыта взаимодействия с ребен­ком, но и от других лиц: коллег, родителей и т. д. В таких ситуаци­ях профессионализм проявляется в способности отнестись к чу­жому мнению именно как к мнению, проанализировать не толь­ко содержание чужого сообщения, но и позицию его автора. Выражается такая способность в особом, диалогическом способе передачи чужой речи: в построении высказывания об авторе. В та­ком высказывании человек не только передает содержании чужо­го слова, но и высказывает свое отношение к нему: согласие, несогласие, иронию и т.д.

Задание 2. «Рассказчик».

Для того чтобы показать, что передавать чужое слово можно разными способами, стоит организовать специальную игру. Для этого выбирается пятеро водящих, которые выходят за дверь и заходят в аудиторию по очереди. Перед каждым из них ведущий разыгрывает одну и ту же маленькую сценку, которая включает проблемно-речевую ситуацию. Суть проблемно-речевой ситуации заключается в том, что ведущий, обращаясь к водящему, сообща­ет очевидно ложную информацию, например, рисуя на доске квад­рат, говорит, что нарисовал круг (для усиления игровой состав­ляющей ведущий может воспользоваться, например, игрушкой и говорить исходя из этой роли). После этого водящему предлагает­ся рассказать присутствующим о том, что происходило.

Студентам предлагается сравнить разные способы передачи чужого слова, разные тексты об одной и той же ситуации. Инте­ресно предложить самим студентам зафиксировать различия меж­ду текстами. В частности, можно ответить на вопросы: передается ли только содержание чужой фразы или появляются коммента­рии по поводу говорящего? Появляются ли попытки интерпрети­ровать его реплику, как-то объяснить его позицию?

Задание 3. «Рассказчик и автор».

Кто-нибудь из студентов предлагает вниманию группы рассказ о ребенке от лица матери ребенка или другого учителя. При этом рассказчик не просто передает чужие слова, а именно играет роль другого человека.

После этого студенты разбиваются по группам и составляют описание чужого рассказа.

Затем они сравнивают получившиеся тексты, определяют наи­более и наименее удачные фрагменты, анализируют, различают­ся ли в тексте позиция автора (того, кто передает чужую речь) и позиция рассказчика (того, кто рассказывал о случае).

Задание 4. «Описание случая».

После выполнения этого задания можно предложить студен­там сделать описание ребенка на основании своих наблюдений и рассказа коллеги или родителя. Это задание сложнее предыдущих, поскольку требует совмещения собственных наблюдений, мне­ния рассказчиков, комментариев по поводу этих мнений и обоб­щающих суждений самого автора описания.

Жанр текста — размышление, диалог с самим собой, который завершается либо постановкой вопроса для психолога, либо вы­водом о возможном направлении действия.

Предметом обсуждения становится то, насколько различимы в тексте «голоса» разных участников,, насколько удалось автору не только представить все точки зрения, но и обосновать собствен­ные аналитические выводы, сделанные после их обобщения.

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ПОЗИЦИЯ ПЕДАГОГА

Задача.

Научиться выдвигать гипотезы о возможных способах измене­ния ситуации.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: