Условно рефлекторную деятельность коры больших полушарий Павлов назвал сигнальной деятельностью мозга, так как раздражители внешней среды дают организму сигналы о том, что имеет для него значение в окружающем мире.Поступающие в мозг сигналы, которые вызываются предметами и явлениями, действующими на органы чувств (в результате чего возникают ощущения, восприятия, представления), Павлов назвал первой сигнальной системой; она имеется у человека и у животных.Но у человека произошла, как пишет Павлов, чрезвычайная прибавка к механизмам нервной деятельности. Эта прибавка — человеческая речь. «...Слово составило вторую, специально нашу, сигнальную систему действительности, будучи сигналом первых сигналов».Поясним это простым примером. В конце перемены раздается звонок, и дети идут в класс. Звук звонка для них — первая сигнальная система. Но на большой перемене дети могут играть около школы, где звонок не слышен. Какой-то ученик прибежал и сказал: «Звенит звонок!» В данном случае речь заменила звук звонка. Слова ученика — это уже вторая сигнальная система.Или, например, педагог рассказывает детям, что растение состоит из стебля, листьев и корней. Затем он показывает рисунок, на котором дети видят все части растения. В этом случае в процессе познания использована не только вторая, но и первая сигнальная система (зрительное восприятие рисунка).Обе сигнальные системы находятся в постоянном взаимодействии. Если сигналы второй сигнальной системы (слова) не имеют опоры в первой сигнальной системе (не отражают того, что было получено через нее), то они становятся непонятными.Так, слово на иностранном языке, которого мы не знаем, ничего нам не говорит, так как за этим словом нет для нас конкретного содержания.Но и одни первые сигналы не дают глубоких и полных знаний о мире. Лишь при посредстве второй сигнальной системы (речи) человек научился расширять свои сведения, обобщая отдельные факты, устанавливая важные для себя закономерности.Благодаря второй сигнальной системе люди углубляют и сохраняют свои знания. 19. Физиологические основы речи. Развитие речи у детей и подростков На протяжении тысячелетий эволюции развитие органов звуковой речи проходило одновременно с общим физическим и психическим развитием человека как вида.Одной из биологических предпосылок развития способности произнесения членораздельных звуков стало наличие у человекоподобных предков людей гораздо большей, чем у других животных, подвижности губ и языка, которая в дальнейшем все более увеличивалась. Увеличение подвижности губ и языка было обусловлено целым рядом анатомических изменений:
|
- укорачиванием и расширением нижней челюсти, так что форма ее постепенно превращалась из остроугольной в подковообразную,
- развитием подбородочного выступа (являющегося местом прикрепления некоторых
мышц, задействованных в речевых движениях),
- уменьшением клыков,
- увеличением свободной полости рта.
Последнее обеспечило увеличение подвижности языка и возможность более совершенного резонирования звука, производимого вибрацией голосовых связок гортани, от чего прежде всего зависят различные звуковые гласные.Следует сказать, что системы, обеспечивающие речь у современного человека, могут быть разделены на две группы:
|
- периферические (голосовой аппарат и органы слуха),
- центральные (определенные структуры головного мозга).
К центральным относятся определенные структуры головного мозга, к периферическим — голосовой аппарат и органы слуха.
Голосовой аппарат состоит из:
- органов дыхания,
- гортани,
- полости рта,
- полости носа.
Органы дыхания обеспечивают ток воздуха, заставляющий вибрировать голосовые связки гортани, колебание которых и создает звуковую волну. К органам дыхания относятся легкие и мышцы, приводящие их в движение. Прежде всего, давайте поймем, что развитие речи у детей — длительный процесс, начинающийся с рождения ребенка и продолжающийся вплоть до 10-12 лет. Маленькие дети не способны различать языки, речевые обороты и слова, и воспринимают речь инстинктивно. Правильно понимать речь взрослых детям помогает интонация сказанных предложений. Сам ребенок на первых порах выражается только звуками, лепетом и гулением. Чаще всего при общении с младенцем родители используют вопросительную форму речи, при этом как задавая вопрос, так и отвечая на него. Таким образом у ребенка складываются первые понятия о диалоговой форме общения. Новорожденные дети очень быстро понимают, что криком можно привлечь к себе внимание взрослых, чтобы они в свою очередь устранили причины дискомфорта ребенка, поэтому в возрасте одного-двух месяцев единственным позывным у них является крик. Тем не менее, по прошествию времени в памяти ребенка упрочняются определенные словосочетания, на которые он реагирует и понимает, что за ними последует то или иное действие, запоминает своё имя, простые обращения к родителям — папа, мама, баба, деда и т.д.