Половое созревание детей и подростков.




Половое созревание начинается у всех в разное время. Как правило, у девочек оно происходит в период с 10 до 14 лет, а у мальчиков – с 12 до 16.

В наше время девочки-подростки развиваются быстрее юношей. Так, средний возраст появления первой менструации в 1900 году составлял 15 лет. В 1990 году – уже 12,5 лет.

Ученые считают, что раннее половое созревание у девочек вызывают такие факторы, как избыточное питание и ожирение.

По данным некоторых исследований, слишком раннее начало гормональных изменений в организме ребенка может увеличить риск онкологических заболеваний в старшем возрасте. Период полового созревания характеризуется ростом и повышением плотности костной массы у подростков. У девочек и мальчиков этот процесс достигает пика сразу после скачка роста.

Важно! Кости сначала растут в длину, и только потом увеличивается плотность костной массы. Из-за этого подростки подвержены высокому риску переломов. Половое созревание у обоих полов обычно сопровождается быстрым ростом тела в высоту. За этот период он увеличивается в среднем на 17–18 процентов.

У девочек скачок роста начинается в среднем на два года раньше – примерно за полгода до первой менструации. В период полового созревания у девочек начинается активное формирование жировой ткани в организме, преимущественно на бедрах и ягодицах.

У мальчиков тоже начинает откладываться жир, но внешне это не так заметно, поскольку параллельно происходит усиленный рост мышечной ткани. Ее масса к концу полового созревания у подростка мужского пола становится в полтора раз больше, чем у девочки такого же роста и веса.

Вместе с половым созреванием у подростков происходит окончательное формирование сердечно-сосудистой системы и легких. Это приводит к увеличению работоспособности этих органов. Особенно эффективно этот процесс проходит, если подросток занимается спортом.

32.Физиология и гигиена сна детей и подростков.

Все исследователи сходятся в одном — сон у взрослых и малышей состоит из нескольких фаз. Начиная примерно с 4—5 лет сон ребенка, так же как и сон взрослого человека, имеет определенную устойчивую структуру, напоминая больше всего расписание электричек или партитуру. Фазы сна последовательно сменяют друг друга и длятся определенное время. То есть в норме сон «придерживается» строгого сценария, раз и навсегда установленного природой.

Выделяют несколько стадий сна. Каждая из них отличается специфическими изменениями в работе мозга и всего организма. Зафиксировать все эти изменения удается при помощи точных медицинских приборов, таких как электроэнцефалограф (ЭЭГ), тонометр, фонендоскоп и электрокардиограф. На ЭЭГ, например, сон и все его нюансы отражаются в виде графических волн.

Засыпание, переходящее в медленный (ортодоксальный) сон, длится до 90 минут и характеризуется странными образами, абсурдными мыслями, путаницей в сознании. На стадии наиболее глубокого сна могут проявляться лунатизм, ночные кошмары, сноговорение и энурез. Человек не помнит ничего из того, что делал во сне и что ему привиделось. Во время этого сна температура тела, давление и биение сердца имеют минимальные показатели.

Быстрый сон (парадоксальный) длится 5—10 минут. Во время этой фазы электроэнцефалограмма мозга человека становится такой же, как и во время бодрствования. Дыхание учащается, ускоряется сердечный ритм. Кроме того, поднимаются температура тела и давление. Но все мышцы, за исключением тех, с помощью которых человек двигает глазами и дышит, полностью расслаблены. В этом и заключается парадоксальность. На данной стадии спящий видит наиболее яркие и эмоциональные сны, которые часто запоминает и может рассказать, особенно если его быстро разбудить.

За ночь фазы сна сменяют друг друга 5—7 раз, то есть столько же раз возникает вероятность проснуться, а потом вновь заснуть и досмотреть продолжение сна. Циклы сна у малышей имеют совершенно иную картину, чем у их родителей: смена фаз происходит очень часто и гораздо чаще возникает пограничное состояние между сном и бодрствованием. Из-за этого и наблюдается нестойкий ночной сон с постоянными просыпаниями и капризами.

33.Физическая работоспособность. Утомление, его физиологические основы и профилактика переутомления.

Физическая работоспособность – способность человека выполнять заданную работу с наименьшими физиологическими затратами с наивысшими результатами. Работоспособность подразделяют на общую и специальную.

Общая физическая работоспособность это – уровень развития всех систем организма (МПК, пищеварительной и выделительной систем), всех физических качеств. Чем быстрее спортсмен выходит на необходимый уровень подготовленности, тем легче ему удержать уровень работоспособности.

Специальная физическая работоспособность – это уровень развития физических качеств и тех функциональных систем, которые непосредственно влияют на результат в избранном виде спорта. Единицы измерения, нормы и факторы в каждом виде спорта индивидуальны.

Утомление – это временное снижение работоспособности, которое сопровождается субъективным ощущением усталости и является защитной реакцией организма, спасая его от истощения и переутомления. Утомление центральной нервной системы возникает, когда ускоряются или учащаются импульсы. Периферическое утомление работающих мышц происходит по трем причинам:

1) недостаток кислорода;

2) засорение продуктами распада;

3) истощение энергетических ресурсов.

Теоретическое и практическое значение проблемы утомления опреде­ляется тем, что ее закономерности являются физиологической основой ра­ботоспособности человека и научной организации труда. Это, прежде всего предполагает приведение условий труда человека в соответствие с его пси­хофизиологическими возможностями. Утомление является важнейшей проблемой физиологии спорта и одним из наиболее актуальных вопросов медико-биологической оценки трениро­вочной и соревновательной деятельности спортсменов. Знание механизмов утомления и стадий его развития позволяет правильно оценить функцио­нальное состояние и работоспособность спортсменов и должно учитывать­ся при разработке мероприятий, направленных на сохранение здоровья и достижение высоких спортивных результатов. главным и объективным признаком утомления чело­века является снижение его работоспособности. Однако понижение ра­ботоспособности не всегда является симптомом утомления. Работоспособ­ность может снизиться вследствие пребывания человека в неблагоприят­ных условиях (высокая температура и влажность воздуха, пониженное пар­циальное давление кислорода во вдыхаемом воздухе и др.). С другой сто­роны, длительная работа с умеренным напряжением может протекать на фоне выраженного утомления, но без снижения производительности. Сле­довательно, снижение работоспособности является признаком утомления только тогда, когда известно, что оно наступило вследствие конкретно вы­полненной физической или умственной работы. При утомлении работо­способность снижается временно, она быстро восстанавливается при ежедневном обычном отдыхе. Состояние утомления имеет свою динамику - усиливается во время работы и уменьшается в процессе отдыха (активного, пассивного и сна). Утомление можно рассматривать как естественное нор­мальное функциональное состояние организма в процессе труда.

Переутомление – это проблема нашего столетия, вызванная в первую очередь тяжелой и напряженной умственной и физической работой. К основным причинам истощения организма можно отнести недосыпание, недостаточно сбалансированное питание, авитаминоз и даже порой ежедневная суета. Также переутомление может возникнуть вследствие перенесения организмом какой-либо вирусной инфекции. Иногда после нескольких дней спокойного отдыха и здорового сна признаки переутомления исчезают. Но если все же симптомы имеют ярко выраженный характер, стоит незамедлительно обратиться к терапевту, возможно, имеет место какое-то иное, более серьезное заболевание.

 

 

Вопрос

Умственный труд.

 

Когда нам приходится думать, читать, считать, решать задачи, писать, рисовать, работать на компьютере и выполнять другие умственные действия, то это – умственный труд. Для осуществления умственного труда очень важны внимание, память, хорошая работоспособность и низкая степень утомления.

Внимание нельзя наблюдать само по себе. Внимание – это внутренняя готовность, настроенность человека на какую-либо деятельность, в том числе физическую или умственную. У человека есть замечательная способность запоминать то, что он ощущает и воспринимает в окружающем мире. Мозг человека получает различную информацию, перерабатывает и сохраняет её.

Память – это способность человека сохранять свои знания и опыт и использовать их в своей жизни. Конечно, не все, что с нами происходит, полностью запоминается. Предположим, что в памяти сохранялось бы все, что человек видит, слышит, делает. Тогда мозг человека был бы очень перегружен и не мог бы работать быстро и точно. Поэтому наряду с процессами запоминания существует и процесс забывания. Это важно для обеспечения нормальной жизни человека.

Внимание и память обеспечивают человеку его работоспособность. Работоспособность – это характеристика имеющихся возможностей человека выполнять работу эффективно и в течение определенного времени. В процессе умственной и физической деятельности всегда происходит изменение уровня работоспособности. Специалисты выделили следующие уровни или стадии работоспособности: врабатывание (человек постепенно набирает темп работы), оптимальная работоспособность, утомление, конечный порыв (когда человек знает, что работа уже завершается, он увеличивает темп работы, у него появляются дополнительные силы для завершения работы).

Утомление – временное снижение работоспособности под влиянием длительного воздействия физической или умственной нагрузки. Снижается производительность труда, скорость и качество работы, нарушается внимание и память, человек начинает делать больше ошибок, устают глаза, ощущение боли в мышцах и другие проявления утомления.Чтобы избежать или уменьшить утомление, для этого необходима рациональная организация трудового процесса, режима труда и отдыха, специальная тренировка или обучение.


Гигена умственого труда школьника.

Правильно организованный и проводимый режим учащихся в школе, или, иначе говоря, распорядок школьных занятий, является обязательным условием каждой нормально функционирующей школы. Такой режим является одним из основных условий успешной учебно-воспитательной работы и сохранения сил и здоровья учащихся. Неправильная организация школьного режима или нарушения в его проведении могут повлечь за собою ухудшение работоспособности детей и подростков и вызвать значительное утомление их.

Правильно организованный режим в школе создаёт благоприятные условия для повышения качества учебно-воспитательной работы, усиления сознательной дисциплины и укрепления здоровья школьников.

Основными элементами школьного режима являются:

а) продолжительность учебного года и перерывы (каникулы) в течение календарного года;
б) правильная организация приёма детей в школу;
в) продолжительность учебного дня;
г) продолжительность урока и правильное его построение не только в педагогическом, но и в гигиеническом отношениях;
д) нормальное распределение предметов в зависимости от степени их трудности, чередование лёгких и трудных уроков и занятий;
е) рациональная организация перемен менаду занятиями с максимальным использованием свежего воздуха;
ж) своевременный приём пищи в течение учебного дня и правильная организация этого процесса;
з) обеспечение в помещениях школы образцовой чистоты, внешнего порядка и соблюдения всех требований школьной гигиены;
и) правильная организация и нормирование во времени внеклассной работы детей и подростков; к) нормирование задаваемых на дом уроков в отношении времени, количества предметов, по которым задаются уроки, и характера заданий (недопустимы одни устные, одни письменные уроки);
л) органическая связь школьного режима с круглосуточным режимом учащихся.

При построении режима школы необходимо учитывать режим дня учащихся вне школы, устанавливая единый круглосуточный режим школьника того или иного возраста.

Местные коррективы, вносимые в школьный и суточный режим учащихся различных возрастов, не должны нарушать основных норм продолжительности отдельных режимных элементов, как-то: четырёхразового питания, необходимой для детей и подростков того или иного возраста продолжительности сна, пребывания на свежем воздухе, времени для приготовления заданных на дом уроков и т. п.

Вопрос

Близорукость.

Близорукость (миопия) — нарушение зрения, при котором человек хорошо видит предметы, расположенные на близком расстоянии, и плохо — предметы, удаленные от него. Встречается близорукость чрезвычайно часто: по статистике, ею страдает каждый третий житель Земли. Обычно болезнь начинает развиваться в возрасте от 7 до 15 лет, а затем либо усугубляется, либо сохраняется на прежнем уровне.

 

Причины

Развитию близорукости способствуют:

- наследственная предрасположенность;

- чрезмерная нагрузка на глаза: чтение в движущемся транспорте или в темноте, долгое сидение за компьютером и у телевизора;

- ослабление или перенапряжение глазных мышц;

- родовые травмы и травмы головного мозга.


Для профилактики нарушений зрения у детей можно рекомендовать соблюдение нескольких простых правил:

-глазам нужно давать отдых, игру на компьютере, просмотр телевизора и чтение нужно прерывать через 20-40 минут в зависимости от состояния зрения;

-не забывайте о правильном освещении рабочего места школьника. Самым лучшим освещением для приготовления домашних заданий и профилактики нарушений зрения у детей является дневной свет, падающий из окна;

-для сохранения зрения абсолютно необходим свежий воздух, который ребенок должен получать постоянно. 1,5-2 часа в день минимум ребенок должен проводить на улице. Причем все это время он должен не сидеть на скамейке с книжкой, а больше гулять, бегать, двигаться;

-берегите глаза от травм и повреждений;

-для нормального зрения важно разнообразное, полноценное, богатое белками и витаминами питание. В дестком меню обязательно должны быть мясо, рыба, яйца, сливочное масло, орехи и много простой воды;

-по согласованию с врачом давайте ребенку витамины и препараты для укрепления зрения: витамины А, С, витамины группы В, препарат с экстрактом черники или клюквы.

 


38 вопрос

Нарушения деятельности сердечно-сосудистой системы ребенка может возникнуть по разным причинам. Это могут быть функциональные отклонения: расстройства сердечного ритма, повышение или снижение АД. Все эти явления в основном временные и не свидетельствуют о тех или иных нарушениях или поражениях системы кровообращения. Причиной их возникновения могут быть возрастные изменения функционирования желез внутренней секреции, неустойчивость нервной системы, отступления от правильного режима дня, недостаточное пребывание на свежем воздухе, малоподвижный образ жизни (гиподинамия): курение, употребление алкогольных напитков, наркотиков и т.п..

Табачный дым содержит много веществ, которые наносят организму вреда. В состав табачного дыма входят никотин, аммиак, синильная кислота, смолистые вещества и др.. Особенно чувствителен к этим веществам детский организм. Никотин - очень сильный «нервный яд». При выкуривании десяти сигарет в день в организм поступает до 90 мг никотина. Обычно дети, которые начали курить, отстают в росте от своих сверстников, у них развивается малокровие, кружится голова, усиливается сердцебиение. Никотин действует на сосуды, особенно венечные, вызывая их сужение.

Другй ядом, от которого надо особенно оберегать школьников, является алкоголь. Даже однократное принятие алкоголя может привести к тяжелым последствиям. Алкоголь расшатывает и отравляет

несформированную кровеносную систему ребенка, снижает иммунные свойства организма.

Вопрос

. Кожа — наружный покров тела, площадь которого у взрослого человека составляет 1,5—2 м2. Кожа представляет собой огромную рецепторную поверхность, которая обеспечивает осязательную, температурную и болевую чувствительность, препятствует проникновению микробов и ядовитых веществ в организм, предохраняет от механических повреждений лежащие под ней ткани и органы, выполняет функцию теплорегуляции, выделяет вредные вещества. В коже различают два слоя: тонкий поверхностный — эпидермис и собственно кожу — внутренний более толстый слой.

 

 

40 вопрос:

Гигиена детей и подростков ~ профилактическая медицина, изучающая условия среды обитания и деятельности детей, а также влияние этих условий на здоровье. С первых минут жизни ребенок постоянно соприкасается с вещами окружающего его нового мира. Это одежда, начиная с пеленок, подгузников, постельного белья, обувь. Одежда детей по своей конструкции и физико-гигиеническим показателям материалов должна соответствовать возрастным анатомо-физиологическим особенностям,метеорологическим условиям; не препятствовать быстрому и легкому надеванию и снятию, способствовать воспитанию эстетического вкуса ребенка. Бельевые ткани прилегают непосредственно к коже и покрывают около 80% ее. Важно, чтобы белье было чистым, выглаженным и подобранным по размеру. Одежда должна быть чистой - это важный вопрос гигиенического и эстетического воспитания ребенка. Домашнюю одежду необходимо менять по мере загрязнения. С гигиенических позиций обувь должна:* охранять организм ребенка от неблагоприятных воздействий и повреждений;* соответствовать анатомо-физиологическим особенностям организма ребенка, в первую очередь его стопы; Высота обуви нормируется в зависимости от ее вида и рода. Основными элементами обуви являются верх (носочная часть, задник, союзка, берца и голенище) и низ (подошва, стелька, каблук).

41 вопрос:

Микроклиматические условия в производственных помещениях - важнейший санитарно-гигиенический фактор, от которого зависит состояние здоровья и работоспособность человека. Микроклимат на рабочем месте зависит от ряда многих факторов, например теплофизические особенности технологического процесса и вида используемого оборудования, климат, сезон или период года, число работников, а также условий отопления и вентиляции, размеров и состояния производственного помещения и др. Микроклимат, особенно температура воздуха и тепловое излучение, может меняться на протяжении рабочей смены, быть различным на отдельных участках одного и того же цеха. Важная роль для поддержания условий теплового комфорта принадлежит одежде. Основные параметры микроклимата -температура воздуха,относительная влажность, скорость движения воздуха, тепловое излучение, а также температура окружающих нагретых поверхностей. Оптимальные микроклиматические условия установлены по критериям оптимального теплового и функционального состояния человека. Они обеспечивают общее и локальное ощущение теплового комфорта в течение 8-часовой рабочей смены при минимальном напряжении механизмов терморегуляции, не вызывают отклонений в состоянии здоровья, создают предпосылки для высокого уровня работоспособности и являются предпочтительными на рабочих местах.. Для ряда производств и технологических процессов необходимо выполнение довольно жестких требований к соблюдению параметров микроклимата.

42 вопрос:

Малокровие. профилактика малокровия у детей и подростков.

Это заболевание представляет собой особое состояние организма, при котором происходят изменения в крови, главным образом за счёт разрушения красных кровяных телец (эритроцитов) и уменьшения процентного содержания гемоглобина, либо нарушения процесса образования новых красных кровяных телец. Указанные изменения резко отрицательно отражаются на состоянии общего здоровья ребёнка или подростка.Явления малокровия у детей и подростков обычно выражаются следующим образом: они жалуются на головные боли, головокружение, шум в ушах, сердцебиение, отсутствие аппетита, бессонницу или плохой сон, вялость. У школьников одним из условий, содействующих развитию малокровия, является продолжительная сидячая работа. В качестве самостоятельной болезни следует рассматривать ту форму малокровия, которая известна под именем хлороза. Хлороз ещё довольно часто наблюдался преимущественно у девушек в возрасте от 14 до 20 лет, следовательно, во время полового развития. При хлорозе появляются жалобы на слабость, лёгкую утомляемость, сердцебиении. Профилактика малокровия, в том числе и хлороза, состоит в своевременном удалении всех вредных моментов, её вызывающих. Дети и подростки, предрасположенные к анемии, должны быть взяты школьным врачом на учёт и находиться под его систематическим наблюдением. Крайне желательно таких детей в первую очередь направлять на детские площадки, в пионерские лагери и санатории.
Школа, в лице учителей и школьного врача, должна озаботиться о создании для малокровных детей благоприятных условий и в семье.

Вопрос

Рациональное питание детей школьного возраста

ОСНОВЫРАЦИОНАЛЬНОГО ПИТАНИЯ

Рациональное питание – одно из основных средств обеспечения нормального физического и умственного развития детей. Оно повышает их устойчивость к болезням и успеваемость.

Значение рационального питания возрастает в условиях большой учебной нагрузки. Современные учебные программы очень насыщены. Для их выполнения требуются значительные усилия и большая затрата времени детей не только в школе, но и дома. Роль питания в современных условиях повышается в связи с ускорением физического развития и ранним половым созреванием.

Огромная информация, которая систематически поступает детям в школе и по другим каналам (телевидение, радио, кино, компьютер и др.), создает большую нагрузку на нервную систему. Снять эту нагрузку помогает правильно организованное питание. В современных условиях к здоровью школьников предъявляются повышенные требования, и обеспечить высокий его уровень является важной и ответственной задачей. В решении этой задачи одну из главных ролей играет рациональное питание.

Большое значение имеет правильный режим питания. По современным научным данным наиболее обоснованным и полезным для детей школьного возраста является режим четырех– или пятиразового питания. Наилучшие показатели физического состояния, развития и работоспособности отмечаются, когда дети школьного возраста получают пищу 4–5 раз в день. Режим питания школьника строится с учетом приемов пищи дома и в школе и определяет не только время приема пищи, но и калорийный объем каждого приема пищи. Режим питания будет разным для детей, которые обучаются в первую и вторую смены. В качестве примерных, можно привести следующие режимы питания (в % от калорийности суточного рациона):

Для школьников, занимающихся в первую смену:

1-й завтрак (8 часов) – 20;

2-й завтрак (11 часов) – 20;

Обед (15 часов) – 35;

Ужин (20 часов) – 25.

Для школьников, занимающихся во вторую смену:

Завтрак (8 часов 30 мин.) – 20;

Обед (12 часов 30 мин.) – 35;

Полдник (16 часов 30 мин.) – 20;

Ужин (20 часов 30 мин.) – 25.

Промежутки между отдельными приемами пищи не должны превышать 4–5 часов. Таким образом, обеспечивается лучшее переваривание и усвоение пищи, а также исключается чувство голода. Промежуток между ужином и завтраком следующего дня (ночной промежуток) не должен превышать 12 часов. При обычном распорядке дня дети в школе получают завтрак, а при продленном дне – завтрак и обед.

Домашнее питание должно дополнять школьное, что обеспечивает полноценность всего суточного пищевого рациона. Регулярный прием пищи ежедневно в одно и то же время в более или менее равномерных количествах является основой рационального детского питания.

Не следует допускать, особенно детьми младшего возраста, обильных приемов пищи, превышающих 1/3 калорийности суточного рациона (35 %). Не могут быть рекомендованы и малые (менее 20 % суточной калорийности) приемы пищи, так как при этом возникает необходимость увеличить остальные приемы пищи или принимать ее 5–6 раз в день. Более частое питание с уменьшением объема порций может применяться по рекомендации врача в отношении детей, имеющих отклонения в состоянии здоровья.

Питание детей должно наиболее полно удовлетворять как энергетические, так и ростовые нужды. Потребность в калориях детей младшего школьного возраста (7 – 10 лет) составляет 2400 ккал, такая же, как потребность в калориях пожилых людей (60–70 лет). Дети в возрасте 11–13 лет должны получать 2850 ккал в сутки, т. е. столько же, сколько и взрослые, занятые трудом, требующим несущественных физических усилий. У подростков (14–17 лет) потребность в калориях большая, чем у взрослых. Так, потребность в калориях юношей (14–17 лет) составляет 3150 ккал, что соответствует потребности мужчин – рабочих в возрасте 18–40 лет, занятых трудом, который требует значительных физических усилий. Таким образом, питание школьника должно быть калорийным. Этого можно достигнуть включением в суточный рацион достаточного количества пищевых веществ: белков, жиров, углеводов.

Потребность в белке детей в связи с интенсивными процессами их роста и развития большая, чем у взрослых, у которых она составляет 1,3–1,5 г на 1 кг веса тела. У школьников младшего возраста потребность в белке – 2,5–3 г на 1 кг веса, старшего возраста (14–17 лет) – не менее 2 г на 1 кг веса тела. В количественном выражении дети в возрасте 7 – 10 лет должны получать 80 г белка в сутки, в возрасте 11–13 лет – 93 г, юноши (14–17 лет) – 106 г и девушки (14–17 лет) – 96 г. С развитием полового созревания отмечается разница в потребности в белке и других пищевых веществ у юношей и девушек. По некоторым данным при одном и том же виде деятельности мальчики затрачивают энергии больше, чем девочки.

Удовлетворение потребности в белке производится за счет как животных, так и растительных белков. Основные источники животного белка – молоко и молочные продукты, мясо, рыба и яйца. Источниками растительного белка являются многие пищевые продукты, но главное значение имеют хлебобулочные изделия, крупяные и макаронные изделия, а также картофель. Все эти продукты должны рассматриваться как обязательные и притом незаменимые составные части детского пищевого рациона. Известно, что удовлетворение ростовых потребностей детского организма происходит при высоком уровне в рационе животного белка. По современным данным, удельный вес животного белка в суточном рационе школьника должен составлять 60 % общего количества белка. Для выполнения этого требования и обеспечения белковой полноценности питания необходимо ежедневно включать в пищевой рацион школьника: молоко – 500 г, одно яйцо, творог – 40–50 г, сыр – 10–15 г, рыба – 40–60 г, мясо школьникам младшего возраста (7 – 10 лет) – 140 г, среднего возраста (11–13 лет) – 175 г и подросткам (14–17 лет) – 220 г. Таким набором животных продуктов можно полностью удовлетворить потребность растущего организма в белке при условии поступления достаточного количества растительного белка.

Примерный суточный набор продуктов – источников растительного белка: хлеб ржаной – 100 г (для школьников младшего возраста – 75 г); пшеничные хлебобулочные изделия – 200 г (для младшего возраста – 165 г, для юношей – 250 г); крупы – 35 г; макаронные изделия – 15 г; бобовые – 10 г (для школьников младшего возраста – 5 г). Продукты, которые рекомендуются в количествах не позволяющих приготовить самостоятельное блюдо (например, бобовые), используются не ежедневно, а через день или 2 раза в неделю.

Значение жиров в питании детей многообразно: они используются для целей роста, для построения нервной ткани и тканей мозга. Жиры являются растворителями витаминов А и Д, обеспечивая наиболее полное их усвоение. Некоторые жиры сами являются источниками витаминов А и Д, а также необходимых в детском возрасте фосфатидов и полиненасыщенных жирных кислот.

Отсутствие жира в питании детей отрицательно сказывается на их здоровье, особенно на иммунобиологических свойствах. При недостаточном поступлении жира ослабляются защитные свойства организма и он становится более чувствительнвм к воздействию неблагоприятных факторов внешней среды, особенно к холоду. Дети становятся более восприимчивы к различным заболеваниям, особенно к острым респираторным заболеваниям, гриппу и др. При длительном недостаточном содержании жиров в питании детей отмечаются замедление роста и расстройства функции нервной системы.

Отрицательное влияние оказывает и избыток жира. При этом нарушается обмен веществ, ухудшается использование белка, расстраивается пищеварение. Потребность в жире школьников такая же, как и потребность в белке. Наиболее полезным в детском питании является сливочное масло, в котором находятся витамины А и Д и фосфатиды, необходимые растущему организму. В детском питании надо использовать и растительное масло (10–15 % от общего содержания жира). Большие количества растительного масла не могут быть рекомендованы в детском питании в связи с трудностью его переваривания и усвоения, а также созданием избыточных количеств полиненасыщенных жирных кислот – сверх установленных величин потребностей, что является нежелательным и не безразличным для детского организма.

В питании школьников важное значение имеют углеводы, которые являются основным источником энергии для мышечной деятельности. В связи с высокой подвижностью школьников их энергозатраты значительны. Количество углеводов в питании школьников должно быть в 4 раза больше, чем белков и жиров, т. е. 320–420 г в сутки. Нужно использовать легко усвояемые углеводы (сахар, мед, варенье, кондитерские изделия и др.). Количество легко усвояемых углеводов в пищевом рационе школьника должно составлять 20 % от общего содержания углеводов, т. е. 70 – 100 г в сутки. Основная потребность в углеводах покрывается за счет крахмала, который содержится в большом количестве в хлебных и крупяных продуктах. Поэтому в детском питании предусматривается довольно большое количество хлебобулочных изделий (300–400 г) и круп (35 г) в день. Однако преимущественно углеводное питание при недостаточности в рационе белка и жира наносит большой ущерб здоровью детей. При этом отмечается нарушение обмена, оставание в росте и общем развитии, ожирение, склонность к частым заболеваниям. Таким образом, питание школьника должно быть сбалансированным, т. е. включающим все пищевые вещества в оптимальных соотношениях. На каждый грамм белка должно приходиться 1 г жира и 4 г углеводов.

В поддержании здоровья детей важную роль играют витамины пищи. У школьников, в связи с интенсивным ростом и большой учебной нагрузкой, потребность в витаминах повышена, особенно в витаминах А, Д и С. Удовлетворение потребности в этих витаминах достигается путем ежедневного использования молока, сыра, творога, сметаны, сливочного масла, яиц, мяса, рыбы, т. е. продуктов животного происхождения. Однако в обеспечении витамином А большую роль могут сыграть и некоторые растительные продукты – зеленые овощи и морковь, содержащие каротин, вещество, которое превращается в организме в витамин А.

Вопрос

Современными научными исследованиями установлено, что биоритмологический оптимум умственной работоспособности у детей школьного возраста приходится на интервал 10-12 часов. В эти часы отмечается наибольшая эффективность усвоения материала при наименьших психофизиологических затратах организма. Поэтому в расписании уроков для младших школьников основные предметы должны проводиться на 2-3-х уроках, а для учащихся среднего и старшего возраста - на 2, 3, 4 уроках. Неодинакова умственная работоспособность учащихся и в разные дни учебной недели. Ее уровень нарастает к середине недели и остается низким в начале (понедельник) и в конце (пятница) недели. Поэтому распределение учебной нагрузки в течение недели должно строиться таким образом, чтобы наибольший ее объем приходился на вторник и (или) среду. На эти дни в школьное расписание должны включаться либо наиболее трудные предметы, либо средние и легкие по трудности предметы, но в большем количестве, чем в остальные дни недели. Изложение нового материала, контрольные работы следует проводить на 2-4 уроках в середине учебной недели. Предметы, требующие больших затрат времени на домашнюю подготовку, не должны группироваться в один день школьного расписания.

Деление предметов на легкие и трудные - очень относительно, трудность их зависит от индивидуальных способностей учащихся, от постановки преподавания данного предмета в школе и пр. Поэтому единого критерия трудности школьных предметов нет ни у педагогов, ни у гигиенистов, ни даже у самих учащихся. Условно предметы в порядке убывания их трудности можно распределить следующим образом: математика, физика, химия, иностранный язык, родной язык и литература, география, биология, физкультура, технология, черчение, ИЗО, музыка.

Для учащихся младших классов наиболее трудны математика и чтение. В 5 - 8-х классах предметами первой степени трудности являются матема­тика, русский и иностранный языки. Для старшеклассников наибольшую трудность представляют математика, физика, обществоведение, иностран­ный язык.

Наблюдения, проведенные НИИ гигиены детей и подростков Российской Федерации показали, что предметы, с которыми учащиеся впервые встреча­ются при обучении, оказывают наиболее выраженное утомляющее действие. В младших классах наиболее утомительными предметами являются литературное чтение (1- 2-е кл.), окружающий мир (в 4-м), история (в 5-м), в средних классах - география, физика (в 7-м), химия (в 8-м), в старших классах - физика, химия, математика, география, литература.

Правильное распределение уроков достигается различными путями, прежде всего правильным чередованием предметов: трудные уроки сменять более легкими, а уроки, требующие большого умственного напряжения, участия второй сигнальной системы, уроками, построенными, в основном, на использовании сигналов первой сигнальной системы.

Предметы, требующие значительного умственного напряжения, необхо­димо ставить на 2-е - 3-й уроки, легкие - на последние. На понедельник и субботу следует планировать меньшее количество учебных часов и отво­дить их преимущественно предметам, не требующим особого умственного напряжения. Такие дни, как вторник и среда, могут быть наиболее нагру­женными.

При составлении расписания уроков следует избегать сдваивания уроков, расположения в расписании друг за другом уроков, сходных по характеру рабочих операций на них, таких как физика и математика, история и география, русский и иностранный языки и т. п. Нецелесообразно сдваивание уроков по труду, так как длительное действие однообразных раздражителей при этом приводит к более выраженному утомлению и небла­гоприятно скажется на последующих занятиях.

Рационально чередование предметов естественно-математического и гуманитарного циклов с уроками физкультуры, технологии, ИЗО, музыки, что создает благоприятные условия для переключения учащихся с умствен­ной деятельности на физическую. Такое переключение служит активным от­дыхом и создает условия для восстановления функциональной активности клеток коры головного мозга и обеспечивает более высокую работоспособ­ность, как в течение учебного дня, так и в течение всей учебной неде­ли.

По той же причине следует избегать сдвоенных уроков. Сдвоенные уроки утомляют школьников, делают второй урок малоэффективным, п



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: