Примерный перечень вопросов для зачета




Раздел 1. Теоретические основы психолого-педагогического тренинга

Тема 1.1 Введение в предмет, история психологического тренинга. Понятие «тренинг». Основные особенности тренинга. Сходство и различие тренинга от обучения и воспитания. Цели и задачи тренинга. Общие принципы тренинга.Функции тренинга.

Специфика тренинговой формы работы. История психологического тренинга. Основные направления развития групповых методов психологической работы.

Тема 1.2 Структурные характеристики социально-психологического тренинга. Групповая динамика в тренинговой группе. Понятие «тренинговая группа». Роль и функции ведущего в группе. Стиль ведения группы. Совместное проведение.

Факторы, обеспечивающие возможность изменения участников в тренинговой группе. Фазы развития тренинговой группы. Сплоченность и напряженность в тренинговой группе. Проблема лидерства в тренинговой группе.

Раздел 2. Методические основы психолого-педагогического тренинга, организация и проведение тренинга

Тема 2.1 Тренинговые программы, основные требования к составлению тренинговых программ. Планирование программы тренинга. Тренинговые программы и требования к их составлению. Основные составляющие тренинговой программы (анализ потребностей в тренинге, подбор методов и техник, соответствующих целям тренинга, оценка тренинговой программы, измерение ее результативности).

Тема 2.2 Организация и проведение психолого-педагогического тренинга. Основные этапы тренинга. Подготовка тренинга. Формы организации тренинговых занятий. Основные этапы тренинга. Проведение процедуры знакомства. Работа с ожиданиями. Формирование норм и правил в группе. Инструкции в упражнениях. Завершение процедур. Обсуждение. Проведение дебрифинга. Организация опроса группы. Проведение дискуссии в группе. Обратная связь в тренинговой группе. Ритуалы в группе. Завершение тренинга.

Тема 2.3 Оценка эффективности тренинга (показатели и критерии оценки результативности). Оценка эффективности тренинга. Критерии оценки результативности тренинга. Внешние критерии. Внутренние критерии. Послетренинговая и долгосрочная оценки эффективности тренинговых программ, их особенности. Экспертиза тренинга.

Раздел 3. Групповые методы и техники, используемые в тренинге

Тема 3.1 Тренинговые методы и техники. Тренинговые техники, основные виды тренинговых техник: ннформационные техники, симуляционные (имитационные упражнения, упражнения по развитию профессиональных навыков, групподинамические упражнения). Характеристика тренинговых техник (достоинства и недостатки).Диагностические процедуры. Информирование. Психогимнастические упражнения. Ролевые игры. Психодраматические приемы. Метод фиксированных ролей. Дебрифинг. Групповая дискуссия. Мозговой штурм. Анализ ситуаций. Проективное рисование. Элементы музыкотерапии. Приемы активизации и управления вниманием. Обращение к актуальным проблемам и событиям. Обращение к авторитетным источникам. Использование юмора.

Практика использования вопросов. Закрытые вопросы. Открытые вопросы. Наводящие вопросы. Двойные направляющие вопросы. Возвратные вопросы. Контрольные вопросы. Вопросы, направленные на проверку компетентности и демонстрацию своих знаний. Сбивающие вопросы. Провокационные вопросы. Техники активного слушания.

Тема 3.2 Упражнения и игры в психолого-педагогическом тренинге. Упражнения, ориентированные на знакомство участников и создание работоспособности в группе («Самопрезентация», «Имена», «Автопортрет», «Представление партнера», «Презентация товарища», «Вам послание», «На льдине», «Ужасный секрет», «Луноход»).Упражнения, направленные на работу с самовосприятием и организацию личностной обратной связи («Кто я», «Какой я», «Каким меня видят», «Вы меня узнаете?», «Автопортрет», «Волшебная чайка»).Упражнения на развитие межличностной чувствительности и взаимопонимания («Описание – интерпретация», «Узнай по рукам», «Экскурсия», «Общее дыхание», «Слепые странники», «Слепые и поводырь», «Сиамские близнецы», «Танец с листком»).

Упражнения, направленные на развитие внутригруппового взаимодействия («Синхронизация», «Взаимопонимание», «Шеренга», «Растяжка», Блиндаж». «Просьба», «Интонация»).

Упражнения, направленные на развитие психических процессов.

Упражнения для развития памяти и наблюдательности («Словесный ком», «Скульптура», «Фоторобот», «Опиши партнера», «Где я», «Ты его узнаешь?», «Признаки отличия», «Сыщики»).

Упражнения для развития мышления («Ситуация», «Признаки», «Составь предложение»).

Упражнения – головоломки («Адам и Ева», «Крепостные ворота», «Принцесса и крестьянин», «Командированный», «Человек и толпа»).

Упражнения для развития внимания («Муха», «Считалки», «Чужие коленки»).

Упражнения, направленные на организацию групповой дискуссии («Потерпевшие кораблекрушение», «Катастрофа в пустыне», «Полет на Луну», «Справедливость», «Собака Гарри», «Шериф и убийца»).

Медитационно – релаксационные упражнения («Храм тишины», «Заросший сад», «Маяк». «Дом моей души», «В гостях у Морфея»).

Процедуры (техники) для завершения занятия («Бюрократ», «Покажи пальцем», «Горячий стул», «Пожелание», «Подарок», «Аплодисменты»).

 

4. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ

Самостоятельная работа студентов включает:

- индивидуальные консультации студентов с преподавателем в течение семестра, собеседование по текущим практическим и реферативным работам;

- подготовку к семинарским и практическим занятиям, выполнение тестовых заданий для самопроверки, углубленное изучение отдельных тем и вопросов курса, подготовку к семестровому контролю и зачету.

 

Темы рефератов

1. Специфика тренинговой формы работы.

2. История психологического тренинга.

3. Основные направления развития групповых методов психологической работы.

4. Тренинговые программы, основные требования к составлению тренинговых программ.

5. Организация и проведение психолого-педагогического тренинга.

6. Основные этапы тренинга.

7. Оценка эффективности тренинга (показатели и критерии оценки.

8. Групповые методы и техники, используемые в тренинге.

9. Тренинговые техники, основные виды тренинговых техник.

10. Упражнения и игры в психолого-педагогическом тренинге.

 

5. ФОРМЫКОНТРОЛЯ ПО КУРСУ «ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ»

Примерный перечень вопросов для зачета

1. Понятие «тренинг». Основные особенности тренинга.

2. Различие тренинга от обучения и воспитания.

3. Цели и задачи тренинга.

4. Общие принципы тренинга.

5. Функции тренинга.

6. Специфика тренинговой формы работы.

7. История тренинга.

8. Основные направления развития групповых методов психологической работы.

9. Понятие «тренинговая группа».

10. Факторы, обеспечивающие возможность изменения участников в тренинговой группе.

11. Роль и функции ведущего в группе.

12. Стили ведения группы. Совместное проведение.

13. Тренинговые программы и требования к их составлению.

14. Оценка тренинговой программы, измерение ее результативности.

15. Основные этапы тренинга.

16. Подготовка тренинга.

17. Формы организации тренинговых занятий.

18. Основные этапы тренинга.

19. Экспертиза тренинга.

20. Тренинговые методы.

21. Тренинговые техники, виды тренинговых техник.

22. Упражнения и игры в тренинге.

 

 

6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Рекомендуемая литература

Основная

1. Большаков В.Ю. Психотренинг: Социодинамика, упражнения, игры.- СПб., 1996.

2. Вачков И. Основы группового тренинга. – М.: «Ось – 89», 2000.

3. Евтиев О.В. Практика психологического тренинга. – СПб.: Издательство «Речь», 2007.

4. Зайцева Т.В. Теория психологического тренинга. Психологический тренинг как инструментальное действие. – СПб.: Речь; М.: Смысл, 2002. Дзен Н.В., Пахомов Ю. В. Психотехнические игры в спорте. – М., 1988.

5. Захаров В.П., Хрящев Н.Ю. Социально-психологический тренинг. – Л., 1989.

6. Ли Дэвид. Практика группового тренинга. – СПб: Питер, 2001.

7. Лидерс А.Г. Психологический тренинг с подростками. – М.: Издательский центр «Академия», 2001.

8. Марасанов Г.И. Социально – психологический тренинг.- М.: Совершенство, 1998.

Дополнительная

1. Бурнард Ф. Тренинг межличностного взаимодействия. – СПб.: Питер, 2001.

2. Психогимнастика в тренинге / Под редакцией Н.Ю. Хрящевой. – СПб.: Речь, Институт тренинга, 2000.

3. Рейнуотер Джанет. Это в ваших силах. – М.: Прогресс, 1993.

4. Рудестам К. Групповая психотерапия. – М.: Прогресс, 1993.

5. Хрящева Н.Ю., Макшанов С. И., Сидоренко Е.В. Психогимнастика в тренинге. – СПб.: Речь, Институт Тренинга, 2001.

6. Цзен Н. В. И Пахомов Ю.В. Психотехнические игры в спорте. – М., 1988.

7. Эллис А. Психотренинг по методу Альберта Эллиса. – СПб.: Питер Ком, 1999.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: