Когда и как учить ребенка грамоте.




 

(Советы родителям)

 

Сегодня мы поговорим о том, как учить дошкольника грамоте, не вступая в противоречия с задачами и методами школьного обучения. Какими знаниями, умениями и навыками должны владеть родители, для того, чтобы обучение в школе не вызывало затруднений как у детей так и у родителей. Грамота – это овладение умением читать и писать тексты. Излагать свои мысли в письменной форме, понимать при чтении не только значение отдельных слов и предложений, но и смысл текста, то есть овладение письменной речью. Большинство родителей полагают, что достаточно выучить с ребенком буквы и он станет грамотно читать и писать. Однако, как показывает практика, знание букв не исключает серьезных затруднений у дошкольников при обучении грамоте. В чем же их причины?
Но основные причины подобного явления — нарушение фонематического восприятия, дефекты произношения, а также не сформированность навыков звукового анализа и синтеза.
Для того чтобы грамотно писать, ребенку необходимо представлять, что предложения состоят из слов, слова из слогов и звуков, а звуки в слове расположены в определенной последовательности.
Навык чтения формируется у ребенка только после овладения слиянием звуков речи в слоги и слова. То есть, если мы хотим, чтобы ребенок усвоил письменную речь (чтение и письмо) быстро, легко, а также избежал многих ошибок, следует обучить его звуковому
анализу и синтезу.
В свою очередь звуковой анализ и синтез должны базироваться на устойчивом
фонематическом восприятии каждого звука родного языка. Фонематическим восприятием или фонематическим слухом, принято называть способность воспринимать и различать звуки речи (фонемы).
В большинстве своем дети в 5 и даже в 6 лет заменяют сходные звуки (Ш на С, Р на Л, Ч на ТЬ, Щ на СЬ и наоборот), не замечают своего неправильного произношения, путают близкие по звучанию слова, искажают слоговую структуру многосложных слов, с трудом воспроизводят скороговорки т д. Итак, несовершенное фонематическое восприятие, с одной стороны, отрицательно влияет на становление детского звукопроизношения, с другой — тормозит, усложняет формирование навыков звукового анализа, без которых полноценное чтение и письмо невозможны. Что же такое звуковой анализ? Под звуковым анализом понимается: 1) определение порядка слогов и звуков в слове, 2) установление различительной роли звука, 3)выделение основных, качественных характеристик звука.
В основе обучения чтению – не буква, а ЗВУК. На протяжении всего периода обучения дома следует называть и звуки, и соответствующие им буквы ОДИНАКОВО – т.е. так, как звучит ЗВУК.
Возьмем, к примеру, звук [м]. Мы произносим его отрывисто: М! Ибукву М необходимо называть также: М! Ни в коем случае не ЭМ! Говоря ЭМ, мы произносим два звука – [э] и [м]. Данное обстоятельство только дезориентирует детей.
Первый шаг в подготовке ребёнка к обучению грамоте – он научился громко, чётко и протяжно произносить гласные звуки русского языка, их шесть – А, О,У, И, Э, Ы; дети знают, что гласные поются, тянутся, воздух свободно идёт через рот, нет препятствий, обозначаем гласные красным кружочком.
Второй шаг - деление слов на слоги, что для ребёнка естественно, т. к. слог –основная единица речи.
Попросите ребёнка хлопать в ладоши по мере прослушивания каждого слога: «мышонок», и тут же спросите: «Сколько раз ты хлопнул?». Ответ: «Три». Цель упражнения научить детей протягивать гласные звуки и делить слово на слоги.
На этом этапе хорошо провести игру «Телеграф». Сначала произнесите слово по слогам. Чтобы принять телеграмму, нужно ее «записать»: взять карандаш и под схемой слова нарисовать соответствующее количество слогов, можно выложить сначала каждый слог пуговицами (наглядные средства позволят образно представить протяженность слов, научиться их измерять и сравнивать).
Итак, вы научили детей измерять слова, т. е. обследовать их звуковую оболочку.
Третий шаг - научить ребёнка выделять отдельные согласные звуки. Согласные, которые не поддаются протяжному произнесению, труднее выделить голосом (например: кит, дом). Старайтесь подчеркнуто произнести эти звуки, не отрывая от всего слова.
Одна из таких игр называется «Мечталка-сочинялка». Эту игру очень любят дети. Она развивает не только фонематический слух, но и творческое воображение.
Играть можно на лавочке и на прогулке в парке. В игре шесть вопросов. Отвечая на вопросы, нужно обязательно употреблять слова на определенный звук: 1. Кем (или каким) вы хотите быть? 2. Какое имя вы себе выбрали? 3. Каких животных вы завели бы себе дома? 4. Что бы вы ели? 5. Куда бы вы ездили отдыхать летом? 6. Чтобы вы делали? (чтобы с вами происходило в жизни)?
Например: слова со звуком «С».
1. Я хочу быть снежной королевой.
2. По имени Снежана.
3. У меня дома жил бы слон.
4. Я ела бы соски и сочни.
5. Летом я ездила бы на Северный полюс.
6. И всю жизнь бы смеялась

Характеристика русских фонем.
В русском языке принято выделять 42 основные фонемы.
I. Гласные фонемы: а, о, у, э, и, ы (тянутся, поются, голос свободно идёт через рот); - гласный.
II. Согласные фонемы. К ним относятся все те звуки, при произнесении которых шум преобладает над голосом или голос отсутствует вовсе: п, к, г, х, ш, с, з и др.
По твердости и мягкости большинство звуков русского языка могут быть как твердыми, так и мягкими, например: п—п', б — б',,т — т', д — д' и т. д. За исключением нескольких звуков, которые бывают только твердыми, например ц — ж, или только мягкими — ч.

Обучение грамоте - ответственный период в жизни ребенка. И то, насколько благополучно он будет проходить, во многом зависит от вас, вашего терпения, доброжелательности. Успешность обучения в школе зависит от знаний, которые получил ребёнок в саду, а так же от той практической помощи, которую могут оказать родители.


Логопед: Неустроева Н.В.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-12-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: