Требования к оформлению
Материалы должны состоять из структурных элементов, расположенных в следующем порядке:
титульный лист;
содержание с указанием номеров страниц;
введение;
основная часть (главы, параграфы, пункты, подпункты);
выводы по главам;
заключение;
список использованных источников и литературы;
приложения (при необходимости).
Во введении обосновывается актуальность темы исследования, описываются объект, предмет, цель и задачи, формулируются гипотеза и положения, выносимые на защиту, раскрываются научная новизна, теоретическая и практическая значимость исследования, приводятся сведения об апробации и внедрении результатов исследования и имеющихся публикациях.
После того, как сформулированы все выше указанные пункты, формулируются тема, объект и предмет исследований.
Тема исследования должна быть актуальной, представлять научный и практический интерес. В теме должна быть отражена основная идея работы.
Объект исследования — процесс или явление. Предмет исследования — все то, что находится в границах объекта исследования. Предмет исследования по своей формулировке очень близок теме работы.
Примеры
А) Тема «Подготовка к эколого-педагогической деятельности в системе непрерывного профессионального образования».
Объект исследования – эколого-педагогическое образование в высшей школе и поствузовской подготовке.
Предмет исследования ─ подготовка специалистов эколого-педагогической деятельности в системе непрерывного профессионального образования.
Цель — это желаемый результат.
Примеры
А) Разработать концепцию подготовки к эколого-педагогической деятельности в системе непрерывного профессионального образования в новых социальных условиях, включая создание методической системы ее реализации.
Когда цель поставлена, получен ответ на вопрос «зачем?», следует поставить вопрос: «что делать?».
Гипотеза. Усвоение основ экологической безопасности у обучающихся при изучении географии будет более успешным, если:
- определить содержание экологической безопасности, потенциально заложенное в школьном курсе географии;
- подобрать методику формирования когнитивно-аксиологического блока основ экологической безопасности средствами школьного курса географии;
- выявить систему методов формирования умений экологической безопасности;
- разработать целостную систему поэтапного (последовательного) формирования основ экологической безопасности у школьников.
Задачи
Для формулирования задач исследования необходимо определиться с основными этапами исследования. На каждый этап исследования формулируется конкретная задача. Кроме того, необходимо отметить, что при постановке задач исследования формируется структура работы, так как задачи исследования обычно отражаются в названиях отдельных глав и параграфов.
База исследования – описание объектов, в рамках которых проводились наблюдения, эксперимент, собирались необходимые сведения для работы.
Этапы исследования – временные отрезки работы над проблемой, отличающиеся друг от друга целями и выполняемыми задачами.
Методы исследования. Выбор методов зависит от объекта, предмета и задач исследования.
Теоретическая значимость исследования. Пример. Обосновано и введено понятие «практико-ориентированная экологизированная образовательная деятельность», под которой следует понимать часть целостной профессиональной подготовки студентов, направленной на освоение нравственно-экологических ценностей, экологических знаний, приобретение умений и навыков по применению полученных знаний на практике, в процессе которой студенты учатся сохранять, восстанавливать мир природы и преобразовывать окружающую среду, не нарушая природных биогеоценозов.
Практическая значимость. Практическая значимость полученных в исследовании результатов раскрывается через указание организаций, предприятий, в которых могут использоваться эти результаты, а также эффектов, которые может дать их внедрение.
Структура работы. Пример
Глава 1. Теоретико-методологические аспекты формирования основ экологической безопасности в школьном курсе географии
Данная глава посвящена обзору литературных источников, научно-исследовательских работ, обоснованию научных подходов исследования, рассмотрению предпосылок исследования, констатирующему эксперименту.
Главная задача — систематизация собранных научных фактов, проведение сравнительного анализа, обобщение, выявление недостатков в существующих подходах, которые обусловливают необходимость исследования.
1.1 Анализ состояния экологического образования как показателя экологической безопасности региона
В данном параграфе необходимо провести анализ состояния проблемы исследования, проанализировав все экологические опасности региона, выделив наиболее острые. Затем провести анализ состояния экологического образования в регионе. Успехи и неудачи (если есть результаты анкетирования школьников – привести примеры, если нет – провести анкетирование школьников до изучения интересующих аспектов, чтобы эмпирически обосновать необходимость решения проблемы). Связать эти два аспекта.
1.2 Научно-педагогическая основа формирования основ экологической безопасности
Показать историю становления проблемы (если есть уже опыт у кого-то). Выявить исследователей и дать анализ их работ. Критически проанализировав исследования предшественников, необходимо выявить вопросы, решение которых позволит развить научные исследования по рассматриваемой теме.
Данный параграф включает категориально-понятийный аппарат. Он содержит категории и понятия исследования, которые расположены и соподчиняются друг с другом в логико-смысловой последовательности.
Пример: опасность, экологическая опасность, экологический риск, безопасность, экологическая безопасность. Показать между ними связь и обосновать модель экологической безопасности.
1.3 Нормативно-правовые, научно-теоретические предпосылки формирования экологической безопасности в курсе географии.
Нормативно-правовые предпосылки – наличием нормативной базы исследования.
Пример: ФЗ «Об образовании», ФЗ «Об охране окружающей среды», ФГОС и др. Подтвердить цитатами из них.
Научно-теоретические предпосылки будут включать в себя следующее: теоретико-методологическое обоснование темы исследования. Анализ фундаментальных трудов в области экологического, географического образования. Методологические подходы, которые, по Вашему мнению, позволят рассмотреть тему исследования с различных сторон.
Пример.Применение системного подхода позволит рассмотреть экологическую безопасность личности как ее систему, в которой подсистемами будут являться компоненты: аксиологический (например, ценность жизни); когнитивный (знания об экологических опасностях и о том, как их избежать); деятельностный (умения эколого-безопасного поведения в природе), еще какой-либо (например, рефлексивный).
Аналогичным образом можно рассмотреть методическую систему формирования основ экологической безопасности, в которой в качестве подсистем будут содержательно-целевой, операционально-деятельностный и результативно-рефлексивный блоки (эту систему подробно описать уже в главе 2).
Выводы по главе. Заканчивать главу необходимо выводами. Они должны быть краткими и емкими. Примеры выводов: «проведенный анализ … показал, что можно выделить следующие способы …», «в результате обобщения …», «анализ основных факторов … позволил сделать вывод, …», «в результате анализа выявлено, что существующие подходы имеют следующие недостатки: …» и др.
Глава 2. Методика формирования основ экологической безопасности в школьном курсе географии
2.1 Модель методической системы.
Рассмотреть методическую систему формирования основ экологической безопасности, в которой в качестве подсистем будут содержательно-целевой, операционально-деятельностный и результативно-рефлексивный блоки (это модель методической системы); можно изобразить в виде схемы.
2.2 Содержательно-целевой блок методической системы
Содержательно-целевой блок методической системы разработан с опорой на теоретико-методологическую обусловленность образовательных программ идеями экологической безопасности. Поэтому разработка содержания методической системы опирается на экологические опасности, ценности экологической безопасности.
Цели методической системы формулируются исходя из модели экологической безопасности:
- когнитивные цели методической системы направлены на создание условий для усвоения знаний основ экологической безопасности;
- аксиологическая цель – формирование ценности жизни (человека и природы) и ее сохранения;
- деятельностныецели обусловливают формирование у обучающихся умений эколого-безопасной деятельности и ее рефлексии.
Содержание. В этом параграфе следует описать и представить в виде схемы (таблицы) те знания, умения, ценности экологической безопасности, которые можно формировать в школьном курсе географии.
Пример:
Таблица 1 – Название
Название курса, класс | Тема | Знания экол. опасностей | Умения экобезопасной деятельности | Ценности | Примеча- ние |
Физическая география | |||||
2.3 Операционально-деятельностный блок методической системы
Описание форм, методов, методических приемов, используемых для формирования основ экологической безопасности.
Пример. Формы: формальное образование (классно-урочная система), неформальное (внеклассная, внешкольная работа, ее формы: турпоходы, слеты и т.д.) На каких формах Вы остановитесь в своей работе?
Методы. Необходимо выбрать и обосновать классификацию методов (какой будете придерживаться, автор), какие будите используете, их преимущество описать.
Диагностический аппарат результатов реализации методической системы.
Выводы по главе.
Глава 3. Результаты исследования и их обсуждение
Ваше эколого-экономическое воспитание по большому счету является одним из аспектов экологической безопасности (эколого-экономическая безопасность), поэтому, повернув результаты вашего эксперимента, может быть будет возможность их использовать.
3.1 Результаты поискового этапа эксперимента (этапа создания модели методической системы и ее апробации).
3.2 Результаты внедренческого (формирующего) этапа, в котором необходимо показать, что в методической системе проведена коррекция (в содержании, методах) и получены новые, более весомые результаты
Выводы по главе.
Заключение. В заключении формулируются ответы на задачи.
Список литературы. Литературные источники оформляются в соответствии с ГОСТом.
Приложение. В приложение могут быть помещены методики, иллюстративные материалы и др.
Требования к оформлению
Текст курсовой выполняют с использованием компьютера на одной стороне листа белой бумаги, формата А4, шрифт – TimesNewRoman 14-го размера, межстрочный интервал – 1,5. Текст следует печатать, соблюдая следующие размеры полей: правое - не менее 15 мм, верхнее и нижнее - не менее 20 мм, левое - не менее 30 мм.
Размер абзацного отступа должен быть одинаковым по всему тексту диссертации и равным 12,5 мм.
Номер страницы проставляют в центре нижней части листа, арабскими цифрами, соблюдая сквозную нумерацию по всему документу.
Титульный лист включают в общую нумерацию страниц. Номер страницы на титульном листе не проставляют.
«ВВЕДЕНИЕ», «ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ», «ЗАКЛЮЧЕНИЕ», «СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ», «ПРИЛОЖЕНИЕ» служат заголовками структурных частей. Эти заголовки, а также соответствующие заголовки структурных частей следует располагать в середине строки без точки в конце и печатать прописными буквами, не подчеркивая.
Главы должны быть пронумерованы арабскими цифрами в пределах всей ВКР и иметь абзацный отступ. После номера главы ставится точка и пишется название главы. «ВВЕДЕНИЕ», «ЗАКЛЮЧЕНИЕ» как главы не нумеруются.
Параграфы следует нумеровать арабскими цифрами в ВКР в пределах каждой главы. Номер параграфа должен состоять из номера главы и номера параграфа (или знака параграфа), разделенных точкой. Заголовки параграфов печатаются строчными буквами (кроме первой прописной).
Графики, схемы, диаграммы располагаются в непосредственно после текста, имеющего на них ссылку, и выравниваются по центру страницы. Название графиков, схем, диаграмм помещается под ними, пишется без кавычек: и содержит слово Рисунок без кавычек и указание на порядковый номер рисунка, без знака №. Например: Рисунок 1. Название рисунка. Таблицы располагают непосредственно после текста, имеющего на них ссылку, и также выравниваются по центру страницы. Таблицы нумеруются арабскими цифрами сквозной нумерацией в пределах всей работы. Название таблицы помещается над ней, содержит слово Таблица без кавычек и указание на порядковый номер таблицы, без знака №.. Например, Таблица 1. Название таблицы.
Приложения должны начинаться с новой страницы, расположенные в порядке появления ссылок на них в тексте и иметь заголовок с указанием слова Приложение, его порядкового номера и названия. Порядковые номера приложений должны соответствовать последовательности их упоминания в тексте.
Министерство науки и высшего образования Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное учреждение
высшего образования
«Курганский государственный университет»
Кафедра «География, фундаментальная экология и природопользование»
Допускаю к защите
заведующий кафедрой_______/Н.П. Несговорова/