Мониторинг успеваемости и качества знаний по предметам,




Технологические этапы

I фаза Вызов (пробуждение имеющихся знаний интереса к получению новой информации) II фаза Осмысление содержания (получение новой информации) III фаза Рефлексия (осмысление, рождение нового знания)

Изучив технологию ТРКМ, я применила приёмы стадий «Вызов», «Осмысление», «Рефлексия» на уроках. Приведу, как пример, несколько приёмов стадии «Осмысление»: 1) Инсерт 2). Чтение с остановками 3). «Рыбий скелет» или «Фишбоун». 4. Приёмы, работающие с таблицами: таблица ПМИ («Плюс», «Минус», «Интересно»), таблица ЗХУ («Знаю», «Хочу узнать», «Узнал»), «Концептуальная таблица», «Таблица – синтез».

Приём «Концептуальная таблица»

Помогает учащимся увидеть не только отличительные признаки объектов, но и позволяет быстрее и прочнее запомнить информацию.

Приём применён мной на уроках окружающего мира по учебнику «Мир вокруг нас.2класс». Например, по теме «Дикие и домашние животные»

Линии сравнения Дикие животные Домашние животные
Сами добывают пищу + _
Сами устраивают себе жильё   +   _
Выводят потомство и ухаживают за ним   +   _ +
Защищаются от врагов + _

 

Тема: Поверхность нашего края. (Стадия осмысления)

Линии сравнения Равнины Возвышенности Плоскогорья
Цвет на карте зелёный жёлтый Светло – коричневый
Высота 0 – 200м 200 – 500м 500 – 800м

 

Концептуальная таблица

Линии сравнения Холм Гора
подошва + +
склон + +
вершина + +
высота невысокий +

 

Синквейн – быстрый, но мощный инструмент для рефлексии (резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких не так – то просто). Безусловно, интересно использование синкейнов и в качестве средства творческой выразительности.

Приведу пример из опыта работы. Синквейн (на стадии Рефлексия ): - задание в группах (предмет «Мир вокруг нас»)

Гора Холм

Каменная крутая Невысокий, пологий

Стоит, белеет, возвышается. Зеленеет, цветёт, уменьшается С подошвой, склонами, вершиной. Склоны губит овраг –

Высота! Земля…

 

Учащиеся 2 класса, работая в группах, составили следующие синквейны по теме «Дикие животные»:

1 группа: (по картинке): 2 группа:

Утка Лиса

Красивая, водоплавающая Рыжая, хитрая

Гнездится, выводит и учит. Охотится, кормит, заботится

Насекомыми, водорослями питается. Роет нору для лисят

Дичь! Хищница.

3 группа: Тигр

Амурский, полосатый

Украшает, властвует, исчезает.

Обитает в Дальневосточной тайге.

«Красная книга». (Зверь)

Синквейны составлены учащимися 2 класса на уроке русского языка – на слово «Ученик»

Д. Люды: Ученик

Любознательный, старательный

Читает, пишет, считает

Учится, умеет петь и рисовать.

Школьник.

В. Матвей: Ученик

Терпеливый, внимательный

Читает, изучает, запоминает, развивается.

Он хочет стать учителем.

Отличник.

 

Р. Валентина: Ученик

Красивый, умный

Учится, рисует, пишет, соревнуется.

Он старается хорошо трудиться.

Друг.

Приём «Шесть шляп мышления» использован мной на уроке литературного чтения во 2 классе по произведению В.Драгунского «Тайное становится явным». Учащиеся справились с заданиями, соответствующими «Шляпе» в своих группах. Вот что получилось: «Белая шляпа» (факты): (выдержка из текста) «Если кто – то поступает нечестно, всё равно про него это узнают, ему будет ему стыдно, и он понесёт наказание»,- сказала мама мне.

«Жёлтая шляпа» (позитивное): Надо съесть нелюбимую манную кашу до дна, потому что, выполнив это условие, можно пойти в Кремль, ведь я не знаю ничего красивее Кремля!

«Чёрная шляпа» (противоположное, негативное): Ужасно трудно есть густую невкусную кашу. Даже после того, как я добавил сахар, кипятку, хрен. Лучше выплеснуть кашу в окно, на улицу. Но она попала в прохожего, пришёл милиционер. Я сразу понял, что в Кремль не пойду.

«Красная шляпа» (эмоции): Приход милиционера с пострадавшим, у которого была каша на шляпе, вызвал у меня чувство вины и наказания.

«Зелёная шляпа» (творческая): Если бы я съел эту кашу сразу, маме не пришлось бы краснеть перед чужими людьми и я пошёл бы в Кремль.

«Синяя шляпа» (вывод, обобщение всего сказанного): «Действительно, тайное становится явным. Мальчик очень хотел ещё раз увидеть красивую Грановитую и Оружейную палаты, Царь – пушку. Но для этого надо было съесть нелюбимую манную кашу. Выбросив её в окно, мальчик попал ею в прохожего. Поэтому пострадавший, вместе с милиционером, сказал много неприятного маме. Мальчик понял, что не пойдёт в Кремль. Он запомнит это на всю жизнь.

Учащиеся были увлечены заданием и смогли представить свою работу в группе всему классу.

Нужно установить правила работы группы и критерии оценки ее достижений. А в качестве критериев оценки работы использовать выступления групп перед классом, сценки и другие виды активности, которые дети любят.

На уроках литературного чтения во 2 классе совершенствовался приём «Шесть шляп мышления», например, при изучении текстов В.И.Белова «Малька провинилась», «Ещё раз про Мальку», В.Бианки «Мышонок Пик» и др..

В 3 классе проведён открытый урок литературного чтения по теме: Обобщение. А.П.Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре Гвидоне Салтановиче, о прекрасной Царевне Лебеди».

Цель урока: Создать условия для творческого самовыражения учащихся на основе анализа сказки А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане…»

2.Развивать речь на основе приёма ТРКМ «Шесть шляп мышления» и приёма «Синквейн».

3. Воспитывать нравственные качества - «добро побеждает зло»

Воспитывать эстетические чувства на основе музыки Римского – Корсакова, иллюстраций художников И. Билибина, Врубеля. Оборудование: презентация к уроку, шесть разноцветных шляп, короны царя и царевны.

Специфика урока в том, что на уроке были применены приёмы ТРКМ: «Шесть шляп мышления», «Синквейн», фазы урока «Рефлексия» и «Вызов».

Применение приёма ТРКМ «Шесть шляп мышления» способствовало творческому самовыражению личности ребёнка при анализе сказки. Найдены ответы: Что позитивного было в сказке? Что можно было бы изменить, почему что – то нельзя было изменить - иначе сказки бы не получилось? Учтены факты, связаны изменения собственного эмоционального состояния с теми или иными моментами рассматриваемого явления.

В творческих группах учащиеся составили синквейны по темам «Салтан», «Гвидон».

1 группа: Салтан 2 группа: Гвидон

Добрый, смелый. Добрый, внимательный

Воюет, прощает, правит. Путешествует, правит, заботится

Салтан правит своим царством. Гвидон правит на острове.

Царь. Князь

 

Анализ произведения А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане» на основе приёма ТРКМ «Шесть шляп мышления» в 3 классе, открытый урок

«Чёрная шляпа»- Матвей: В сказке нарушены права человека: мать и сына посадили в бочку, засмолили и бросили в море – океан. Мне не понравилось, что повариха, ткачиха и сватья баба Бабариха были завистливыми, глупыми и причинили столько горя родным. Не очень хорошим был поступок Гвидона, когда он, превращаясь, то в комара, то в муху, то в шмеля кусал - жалил своих тётушек - но он больше никак не мог защититься.

«Красная шляпа» - Катя: Я была рада и удивлена, что лебедь стала Царевной Лебедью и именно она стала женой князя Гвидона. Я радовалась, когда Гвидон, сумел, пользуясь своим новым образом, наказать ткачиху, повариху, сватью бабу Бабариху. Как хорошо, что остров князя Гвидона был лучше, чем царство царя Салтана - это тоже, как наказание злым сестрицам. Хорошо, что семья царя Салтана была гуманнее других: добро победило зло.

«Зелёная шляпа» - Валя: Если бы я могла, то с самого начала подружила сестёр, посоветовала бы им жить дружно, одной семьёй, заботиться друг о друге, растить вместе маленького Гвидона, ведь царь Салтан уезжал на войну.

«Синяя шляпа »- Даниил: Сказка учит нас добру. Тяжёлые испытания пришлось вынести князю Гвидону и его матери – они были разлучены с отцом – мужем. На их право на жизнь посягнули близкие люди. Но князь Гвидон был честным, добрым человеком и был вознаграждён царевной Лебедью. Семья воссоединилась.

На уроках литературного чтения в 4 классе, так же были применены приёмы: «Шесть шляп мышления», «Синкейн», «Эссе» и др.

Задание по вариантам- приём «Синквейн» (по теме: А.И.Куприн «Барбос и Жулька»)

(К.К.) Барбос (Аф. Д.) Барбос

широкогруд приземист мохнатый, неаккуратный

дерётся, бегает, скулит нападал, бегал, дружил

Свой двор от врага защитит Барбос – лучший друг Жульки

Пёс. Пёс.

 

(Л.Д.) Жулька

лицемерная, умная

улыбалась, ползала, не попрошайничала

Жулька – самый верный друг.

Собака.

 

Приём «Эссе» по произведению М.М.Пришвина «Выскочка»

1) Меня зовут Екатерина, я учусь в 4 классе. Рассказ «Выскочка» М.М.Пришвина мне он очень понравился. В нём много полезной информации. Больше всего мне понравилась собака Вьюшка, ведь она была с берегов сибирской реки Бии и была названа сначала Бией, потом Бьюшкой и, наконец, Вьюшкой.

Я видела подобную историю, в которой тоже участвовала сорока. У моего пёсика Бобика сорока унесла из миски кусочек хлеба. Бобик рассердился и начал отчаянно лаять. Но сорока улетела, со своей добычей, наверное, полетела делиться со своими сородичами.

А я дала Бобику новый хлеб.

2) Меня зовут Даниил, мне десять лет. Я учусь в четвёртом классе. В рассказе М.М.Пришвина «Выскочка» меня удивило, что собаке часто меняли кличку, что она была охотничьей и хорошим сторожем.

Я наблюдал за своей собакой и видел часто: когда мимо неё на улице проходили коровы, она лаяла на них, а они не обращали на неё внимания, поэтому её поведение было смешным. Однажды, в жаркий день, наша собака Мира даже вырвалась из будки за стаей сорок и бегала за ними, как будто играла с ними в «догонялки». Было и такое, когда сороки окружили Миру и хотели отобрать у неё косточку, но собака убежала от них вместе с косточкой.

Прием «Зигзаг» относится к группе приемов развития критического мышления и требует организации работы учащихся вместе: в парах или небольших группах над одной и той же проблемой, в процессе которой выдвигаются новые идеи. Эти идеи и мнения обсуждаются, дискутируются. Процесс обучения сообща в большей степени приближен к реальной действительности.
 
Целью данного приема является изучение и систематизация большого по объему материала. Для этого предстоит сначала разбить текст на смысловые отрывки для взаимообучения. Количество отрывков должно совпадать с количеством членов групп. 1.В данной стратегии может не быть фазы вызова как таковой, так как само задание - организация работы с текстом большого объема - само по себе служит вызовом. 2.Смысловая стадия. Класс делится на группы. Группе выдаются тексты различного содержания. Каждый учащийся работает со своим текстом: выделяя главное, либо составляет опорный конспект, либо использует одну из графических форм (например "кластер"). По окончании работы учащиеся переходят в другие группы - группы экспертов. 3.Стадия размышления: работа в группе "экспертов". Новые группы составляются так, чтобы в каждой оказались «специалисты» по одной теме. В процессе обмена результатами своей работы, составляется общая презентационная схема рассказа по теме. Решается вопрос о том, кто будет проводить итоговую презентацию. Затем учащиеся пересаживаются в свои первоначальные группы. Вернувшись в свою рабочую группу, эксперт знакомит других членов группы со своей темой, пользуясь общей презентационной схемой. В группе происходит обмен информацией всех участников рабочей группы. Таким образом, в каждой рабочей группе, благодаря работе экспертов, складывается общее представление по изучаемой теме. 4. Следующим этапом станет презентация сведений по отдельным темам, которую проводит один из экспертов, другие вносят дополнения, отвечают на вопросы. Таким образом, идет "второе слушание" темы. Итогом урока может стать исследовательское или творческое задание по изученной теме.
 
Этот прием применялся мной на уроке «Мир вокруг нас. 4 класс» по теме «Михаил Васильевич Ломоносов», как итог: обобщённый сжатый рассказ о М.В.Ломоносове с привлечением заданий творческой тетради и презентации, выполненной учеником. Пример личного задания по карточкам: Аспект: групповая коммуникация – дискуссия. Работая в группе, добиться поставленных целей, задач. Характеристика задания: Название: Коммуникативная компетентность. Предмет: Мир вокруг нас. Класс:2 Уровень владения компетенцией: 1 Уровень сложности источника: 1 [текст на карточках, энциклопедия «Что такое? Кто такой?» М.: Педагогика- Пресс, 1993г] Задание: (в группах – 5человек, по абзацам): Внимательно прочитайте текст. В течение многих лет вам необходимы будут знания об удивительном животном. Сообща ответьте на вопрос: хобот у слона – это нос? Придумайте своё, уточняющее название хоботу слона. Это интересно! 1. Самое удивительное у слона на «лице» - хобот. Некоторые думают, что хобот – это такой необычный нос. На самом деле, это нос, сросшийся с верхней губой. Хоботом слон дышит и нюхает, добывает пищу и пьёт: наберёт в него несколько литров воды и выпустит, как из шланга. Хоботом он защищается от врага: захватывает цепким концом, обвивает и душит или бросает под ноги и топчет. Хоботом может вывернуть с корнями мощное дерево и поднять с земли маленькую монетку. 2.Самые крупные из слонов – африканские слоны. Рост их достигает 4м, а вес -7тонн. Питаются слоны листьями, травами, плодами. Живут они в лесах, вблизи воды. Путешествуют стадами или семейными парами, в которых около 10 -15 слонов, слоних, подростков и малышей. Правда, слово «малыш», к слонёнку можно применить лишь с натяжкой. Ведь даже новорождённый весит около 90 кг. Рождаются слоны раз в три – четыре года. 3. Обычно возглавляет стадо сарая опытная слониха. Ей подчиняются все. Порядок и взаимопонимание в стаде поддерживается с помощью особого «языка»: звуков, выразительных движений ушей, хобота, хвоста, всего тела. Слон – очень умное животное. Индийский слон легко приручается и поддаётся дрессировке. Он может ходить под седлом, перевозить грузы, выполнять тяжёлые для человека работы, например, корчевать лес, выволакивать сквозь чащу брёвна и т.д. А может быть и превосходной нянькой. 4. Бивни у слона – это сильно разросшиеся верхние зубы. Они дают очень ценный материал – слоновую кость, из- за которой слонов нещадно истребляли.   Инструмент проверки: Бланк для ответа группы: Подчеркните правильный ответ, объясните вслух своё решение 1. Хобот – нос – «да» 2. Хобот – нос – «нет» 3. Другие ответы:_____________________   Ключ: 1. хобот – нос – «да» - 1 балл 2.хобот – нос – «нет» - 0 баллов 3.хобот - носогуб – 2 балла длинноносогуб – 2 балла рукогубонос – 2 балла.  

Выводы: учащиеся легко справляются с различными видами информации, увлечённо работают в группах, проявляют свои творческие способности, вступают в диалог; умеют составлять выборочные, сжатые, от лица литературного персонажа пересказы; уроки имеют позитивный характер; все учащиеся имеют технику чтения выше нормы.

 

Критический мыслитель (ученик): Формирует собственное мнение, совершает обдуманный выбор между различными мнениями, решает проблемы, аргументировано спорит, ценит совместную работу, в которой

возникает общее решение, умеет ценить чужую точку зрения и осознаёт, что восприятие человека и его отношение к любому вопросу формируется под влиянием многих факторов.

Работая по системе «Перспектива» ФГОС в 1 классе, на уроках обучения грамоте в послебукварный период применяла приёмы ТРКМ (Технологии развития критического мышления) «Плюс- Минус- Интересно» и «Шесть шляп мышления». На уроках математики, окружающего мира и русского языка табличный приём «ЗХУ» («Знаю». «Хочу узнать». «Узнал»)

 

З (Знаю) Х (Хочу узнать) У (Узнал)
1.   1.
2. 2. 2.
3. 3. 3.
4. 4. 4.

 

 

Результативность применения приёмов Технологии развития критического мышления:

1. Обучающиеся 4 класса, затем 5 класса и, в данное время, 6 класса умеют ориентироваться в источниках информации, находить, перерабатывать, передавать и принимать требуемую информацию, пользоваться разными приёмами, стратегиями при ее обработке; отделять главное от несущественного в тексте или речи и уметь акцентироваться на главном.

2. Мониторинг успеваемости и качества знаний по предметам,

с использованием приёмов ТРКМ. Учитель: Бугаёва М.В.

Предмет 2009 – 2010уч. г. 2 класс 2010- 2011уч.г. 3 класс 2011- 2012 уч.г. 4 класс
Литературное чтение 100% / 75% 87% / 75% 100% / 85%
Мир вокруг нас 100% / 75% 100% / 75% 100% / 85%

3. Мои выпускники 4 класса выполняли нормы чтения и, из них, 85% читают выше нормы чтения.

4. В первом триместре, 2012 – 2013 учебного года пятиклассники имели успеваемость 100%, общее качество знаний 71%: по литературе – качество знаний 85%, русскому языку, природоведению, истории, математике – качество знаний -71%. В данное время, обучаясь в 6 (шестом) классе имеют успеваемость 100% и качество знаний- 85%.

5. В 2010 – 2011 году моя ученица 3 класса Дейнеко Людмила в районной научно – практической исследовательской конференции заняла 2 место, в районном конкурсе «Лучший ученик начальной школы»- 1 место. Обучающиеся в течение ряда лет успешно принимают участие во всероссийских конкурсах «Эрудит- Марафон» ЦРМ г. Екатеринбурга.

6. Я, Бугаёва М.В., имею Грамоту за победу в номинации «Педагогические инновации в образовании» в 2010году за выступление по теме: «Приёмы технологии развития критического мышления» (из опыта работы, с презентацией) на Зональных педчтениях в Мазановском районе Амурской области «Пути реализации компетентностного подхода в учебном процессе».

7. Я, Бугаёва М.В., награждена в 2010 году Почётной Грамотой Министерства образования и науки Российской Федерации за значительные успехи в организации и совершенствовании учебного и воспитательного процессов, формирование интеллектуального, культурного и нравственного развития личности, большой личный вклад в практическую подготовку учащихся и воспитанников.

8. Приняла участие 27.03.2012 г в региональной научно – практической конференции «Пути и средства модернизации начального образования»

в ФГБОУ ВПО «Благовещенском государственном педагогическом университете», на секции «Методический аспект проблемы модернизации начального образования» с выступлением по теме: «Приёмы технологии развития критического мышления» (из опыта работы)

(Публикация, Сборник «Пути и средства модернизации начального образования», Изд. БГПУ г. Благовещенск, 2012 г)

 

 

Источники:

1.Волков Е.Н. Критическое мышление: принципы и признаки. – https://www.evolkov.net/critic.think/articles/Volkov.E.Critical.think.principles.introduction.html

2.Г. Линдсей, К. Халл, Р. Томпсон. Творческое и критическое мышление. – https://nkozlov.ru/library/samorazvit/d4031/

3.Татьяна Ноэль-Цигульская. О критическом мышлении. – https://noelrt.com/?p=266

4.Анна Веретенникова. Американский опыт – толчок к критическому мышлению. – https://www.prof.msu.ru/publ/book6/c62_03.htm#p1

5.В.А.Болотов, Спиро, Джоди. Критическое мышление – ключ к преобразованиям российской школы. // Директор школы. 1995. № 1. С. 67-73. – https://www.ecsocman.edu.ru/direktor/msg/171918.html

 

Литература:

1.Лекторий. «Предметные компетентности в Стандарте второго поколения» Методической Мастерской ЦРМ г. Екатеринбурга – cerm.ru

 

2. Лекторий. Современные образовательные технологии: технология развития критического мышления. Методическая Мастерская ЦРМ г. Екатеринбург,2010г - cerm.ru

 

 

4. https://window.edu.ru/window/glossary?p_gl_id=643

4. https://www.alleng.ru/d/psy/psy026.htm

5. https://rus.1september.ru/article.php?ID=200202902

6. https://lib.1september.ru/2004/17/15.htm

 

Мониторинг успеваемости и качества знаний по предметам,



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: