Типология межличностного взаимодействия Г.А. Ковалёва




ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Манипулятивная стратегия межличностного влияния – скрытый, замаскированный способ влияния, при котором партнёр воспринимается как объект воздействия, но сложный и непредсказуемый.

Используются приёмы подсознательного стимулирования, действующие в обход психологического контроля и блокирующие систему психологических защит.

Основная цель: изменить поведение другого ради получения собственной выгоды, но сделать это столь искусно, чтобы партнёр был уверен, что он сам управляет своим поведением. Манипулятор руководствуется принципом: «Мой выигрыш – проигрыш другого».

Вместе с тем, как считает Г.А. Ковалёв, такая позиция довольно распространена в западном человекознании; она составляет идеологию большинства современных служб психологической помощи людям, она лежит в основе технологии и многих методов психотерапевтической и психокоррекционной работы. «В этом случае человек (возможно, даже из лучших побуждений) все же подгоняется под некий эталон «хорошего» пациента, зачастую посредством довольно изощренных приемов, который существует в профессиональной когнитивной карте «всемогущего» и «всезнающего» психотерапевта; сам же пациент лишается права на какую-либо самостоятельность в видении ситуации и принятии решений» [7, с. 44]. На Западе иногда признают, что человек в буржуазном обществе является объектом и продуктом постоянной и целенаправленной психологической манипуляции и давления и что возможности этого манипулирования практически безграничны.

3. Пессимистическому, одномерному подходу к человеку в истории человекознания противопоставлялась оптимистическая традиция. Она основана на вере в конструктивное, активное, созидающее и творческое начало человеческой природы, в изначальную моральность и доброту человека, его альтруистическую и коллективистическую направленность, которые выступают в качестве предпосылок и условий совместного существования и выживания людей. В западной психологии наиболее последовательную разработку данная концепция получила прежде всего в теории гуманистической психологии, начало которой заложили А. Маслоу, Р. Мэй, К. Роджерс, Э. Фромм и др. Главным в данной доктрине являются признание неповторимости и уникальности каждого человека, вера в его позитивное и творческое начало, его социальную обращенность. В отличие от объектного подхода к человеку данное направление Г.А. Ковалёв обозначает как личностный, или субъект-субъектный, подход. Традиции этого научно-практического направления в отечественной психологии были заложены в трудах таких выдающихся отечественных ученых, как Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, М.М. Бахтин, А.А. Ухтомский, В.Н. Мясищев и другие. Современное научное обоснование субъект-субъектный подход к изучению человека получил в трудах психологов: А.А. Бодалева, Б.Ф. Ломова, А.М. Матюшкина и др. Стратегию воздействия, которая наиболее соответствует субъект-субъектному подходу, Г.А. Ковалёв называет развивающей.

Развивающая стратегия влияния – способ влияния, при котором люди воспринимают друг друга как равноправных субъектов общения, поэтому актуализируется потенциал саморазвития обоих партнёров. Основным психологическим условием реализации такой стратегии воздействия, по мнению Г.А. Ковалёва, является диалог.

Основными нормативами и принципами организации диалога, считает автор, являются: эмоциональная и личностная открытость партнеров по общению, психологический настрой на актуальные состояния друг друга, безоценочность, доверительность и искренность выражения чувств и состояний. В диалоге «две личности начинают образовывать некое общее психологическое пространство и временную протяженность, создавать единое эмоциональное «со-бытие», в котором воздействие (в обычном, объектном, монологическом смысле этого понятия) перестает существовать, уступая место психологическому единству субъектов, в котором разворачивается творческий процесс взаимораскрытия и взаиморазвития, создаются условия для самовоздействия и саморазвития» [Кан-Калик, Ковалёв, 1985, с. 46].

Авторы теоретического подхода о многокомпонентной структуре коммуникации между людьми (В.Н. Мясищев, А.А. Бодалев) считают, что психологической сущностью диалога как высшего уровня организации общения является адекватное (когнитивно сложное) отражение людьми друг друга, положительное (личностное) отношение их друг к другу и «открытое» обращение, поведение относительно друг друга [Бодалёв, 1983]. Центральным звеном этой функциональной структуры общения является система субъективных отношений [Мясищев, 1998]. Традиции изучения диалогического общения в отечественной психологии предусматривают несколько плоскостей интерпретации для описания этого понятия. Диалог — это: а) первичная, родовая форма человеческого общения, определяющая здоровое психическое развитие личности; б) ведущая детерминанта этого развития, обеспечивающая функционирование механизма интериоризации, посредством которого внешнее изначальное взаимодействие в системе «ребенок — взрослый» переходит «вовнутрь» ребенка, определяя тем самым его индивидуальное (интерсубъектное по содержанию) психологическое своеобразие; в) принцип и метод изучения человека, реализующегося посредством реконструкции содержания экстериоризируемых внутренних смысловых полей субъектов, разворачивающихся в ситуации диалога между ними; г) процесс (трудно формализуемый в позитивистской традиции), развивающийся по своим (еще неизвестным) законам и по своей внутренней динамике; д) определенное психофизическое состояние, разворачивающееся в межличностном пространстве общающихся между собой людей, которое сродни инфантильному переживанию состояния эмоционального комфорта при физическом контакте матери и ребенка; е) высший уровень организации отношений и общения между людьми, наиболее органичный изначальной межсубъектной природе человеческой психики, а потому наиболее оптимальный для нормального психического функционирования и личностного развития людей, реализации их потребностей; ж) наиболее эффективный метод педагогических, психокоррекционных воздействий; з) творческий процесс.

Г.А. Ковалёв определяет дальнейший путь развития теории отечественной психологии влияния. По его мнению, логика анализа требует углубления в психологическую суть объективных факторов и субъективных детерминант, при посредстве которых разворачивается психологическое влияние.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: