ОСОБЕННОСТИ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ СИТУАЦИИ СОВРЕМЕННЫХ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА




Е. С. Сеглюк

Республика Беларусь, г. Брест

УО «Брестский государственный университет имени А.С. Пушкина»

ekaterina.czebruk@mail.ru

В статье представлены результаты опроса, касающегося изучения некоторых ас-пектов современной социокультурной ситуации детей раннего возраста. Более под-робно рассмотрены представления общества о том, какие интересы и увлечения у современных детей раннего возраста, чем они отличатся от своих сверстников предыдущих поколений.

Внимание к раннему развитию детей в последнее время велико. Очевидно, что современные дети развиваются немного иным путём, чем их ровесники 10-20 лет назад. Социокультурные изменения, происходящие сегодня в обществе, оказывают влияние на развитие детей. Этому способствует много факторов, одни из которых: информационные технологии, ускоренный темп жизни, увеличение количества раз-водов, стремление к высокому материальному статусу и карьере и т. д.

В нашей исследовании мы предприняли попытку выявить психологическое со-держание интересов современного ребенка, то есть выяснение совокупности житей-ских и научных представлений о ребенке, формирующихся в сознании представите-лей современного общества. Так же нами были проанализированы отличия совре-менных детей раннего возраста от предыдущих поколений.

Для изучения представления о интересах детей раннего возраста, была разра-ботана анкета «Представления о интересах современного ребенка (в возрасте от 1 года до 3 лет). В ходе исследования было проведено анкетирование, где были оп-рошены 100 человек, в возрасте от 18 до 58 лет. По отношению к детям раннего возраста они выступали в разных категориях: близкий родственник (мама, папа, ба-бушка, дедушка, сестра, брат), медицинский работник и работник учреждения обра-зования, а так же сосед, друг семьи.

В результате анализа представлений о интересах современных детей раннего возраста преобладающими пунктами были выделены следующие: гаджеты, интер-нет, мультфильмы и игрушки.

Ребенок в раннем возрасте активно использует различные гаджеты: телефон, планшет, компьютер (43 % респондентов). Ребенок еще не умеет говорить и ходить, но уже узнает, на какую кнопку нажать, чтобы включить игру или нужный мульт-фильм. Как отмечают и подтверждают данный факт исследователи (М.В. Белоусо-ва, А.М. Карпов, М.А. Уткузова, 2014; Е.И. Медведская, 2016), современная социо-культурная ситуация характеризуется неконтролируемым использованием гаджетов детьми. В результате исследований было выявлено, что с каждым годом современ-ные родители всё раньше начинают знакомить детей и телефонами и планшетами

 

в силу определённых причин: занять ребёнка в дороге, у врача, сопровождение раннего развития ребёнка; заняться своими личными делами: поговорить по теле-фон, уединиться и другое. Это приводит к тому, что реальное общение между ре-бёнком и взрослым снижается и утрачивает ту силу развивающего эффекта, кото-рым оно обладает.

Одним из преобладающих интересов среди детей от 1 до 3 лет респондентами был отмечен интернет (18%). С раннего возраста ребенок начинает осваивать ин-тернет. Он для них удобен, это и средство развлечения, и средство доступа к миру информации. Уже в два года малыш может играть в простые игры. До 3 лет у детей ведущими является зрительное, слуховое и кинестетическое восприятие. Детей привлекают звуки клавиш, меняющиеся разноцветные картинки и сопутствующие звуки, изменяющие содержание, которые и являются игровым результатом. Таким образом, у детей закрепляется стереотипные речевые и двигательные программы вместо диалога и ролевой игры.

Просмотр мультфильмов как отдельный вид времяпрепровождения детей ран-него возраста отметили 17% респондентов. Мультфильмы являются одними из са-мых интересных занятий для детей. Однако, влияние мультфильмов противоречи-вое. С одной стороны, отмечается, что просмотр мультфильмов способствует раз-витию ребёнка (если речь идёт о развивающих мультфильмах, с содержанием от-носительно возраста). Ответы на вопросы взрослого после просмотра мультфиль-ма развивают память, мышление, воображение. С другой стороны, ребёнок, смотря телевизор, не разговаривает, а только слушает, у него развивается примитивность и бедность речи, истощение словарного запаса. Постоянный просмотр различных телепередач, игры на телефоне и планшете также способствуют тому, что у детей перестает развиваться образно-логическое мышление. Они перестают фантазиро-вать, выдумывать, а предпочитают нажимать бездумно на кнопки (телевизоров, со-тового телефона) для получения результата. Истинный влияние на развитие детей от просмотра мультфильмов зависит от действий взрослого: насколько правильно он сможет организовать деятельность; продолжительность; фильтр содержания; учет возраста ребёнка; мотивация взрослого.

Активное использование игрушек в раннем возрасте назвали 9 % респондентов. При всём многообразии игрушек, влияние на развитие детей не однозначное. Неоп-равданное обилие игрушек вокруг малыша лишь не добавляет гармонии, а лишь усу-губляет количество раздражителей сенсорной системы ребенка. Внешняя привлека-тельность игрушки-товара становится важнее игрового применения, отсюда – новые формы, материалы, не свойственные традиционной игрушке. Детская игрушка сегод-ня как часть современной массовой культуры способствует построению ребенком весьма мрачной и безрадостной картины мира, о чем свидетельствуют детские рисун-ки. Она предназначена для организации прежде всего имитационных, конкурентных, а не креативных (творческих) игр (Абраменкова В.В., 2010, Смирнова Е.О., 2009).

Среди других представлений о интересах детей от 1 года до 3 лет были отме-чены: развивающие кружки, сладости, подвижные и сюжетно-ролевые игры, прогул-

ки на свежем воздухе, книги, познание мира. Лишь 2 % респондентов отметили, что интересы современных детей зависят от примера родителей.

Отличия современных детей раннего возраста от предыдущих поколений по мнению респондентов имеет положительные и отрицательные моменты. Положи-тельными отличиями служат: обилие и возможность быстро усваивать информа-цию; наличие больших способностей. Навык использования гаджетов был рассмот-рен с двух сторон: как способ найти информацию и занять себя, до зависимости от игр, мультфильмов и др. Отрицательными аспектами являются: невозможность долго удерживать внимание; жесткость; гиперактивность и возбудимость; не при-способленность к бытовым вещам; малоподвижность; меньше проводят времени на улице, а больше за гаджетами.

В условиях кризисной социокультурной ситуации родителям необходимо кон-тролировать информацию, которую получает ребёнок и заниматься самосовершен-ствованием. Так как именно с родителей ребёнок копирует нравственные и мораль-ные эталоны, которые в дальнейшем использует при взаимодействии с людьми.

Список литературы

 

1. Влияние гаджетов на развитие коммуникации, социализации и речи детей раннего воз-раста [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru. – Дата доступа: 12.02.2019.

2. Медведская, Е.И. Человек как продукт медиакультуры: монография / Е.И. Медвед-ская. – Брест: БрГУ, 2016. – 193 с.

3. Абраменкова, В.В. Во что играют наши дети? Игрушка и АнтиИгрушка / В.В. Абраменко-ва. – М.: Яуза, Эксмо: Лепта Книга, 2006. – 640 с.

4. Смирнова Е.О. и др. Во что играют наши дети? Игры и игрушки в зеркале психологии. М.: Ломоносов, 2009. – 344 с.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: