Потребностно-мотивационный подход к изучению высшей нервной деятельности человека. Особенности мотивационного возбуждения.




В основе жизненного опыта лежит опр. биологич. и социальная потребность. Вызвав избират активацию опр мозговых аппаратов, она приводит к созданию доминирующей мотивации. В каждый момент времени доминантной становится та биол мотивация, в основе которой лежит наиболее важная потребность. Доминирующая мотивация как первичный системообразующий фактор определяет все последующие этапы мозговой деятельности. Специфика мотивации определяет характер и химический статус внутрицентральной интеграции и набор вовлекаемых мозговых аппаратов. Навыки, готовые функциональные элементы, всё это - фундамент для построения сложных поведенческих реакций.

МОТИВАЦИЯ.

Можно выделить 2 фазы: 1.Фаза мотивационного возбуждения. Состояние, возникающее при дефиците чего-либо в организме. 2. Фаза целенаправленного поведения - запуск и реализация поведения, направленного на удовлетворение доминирующей потребности. 1 фазу изучал Анохин. М имеет специфичность: в зависимости от вида М по-разному проявляется ЭЭГ; М можно устранить, применяя фармакологические препараты. 2 фаза - это фаза функциональной системы поведения. Тоже Анохин. Она реализуется через: афферентный синтез->аппарат принятия решений->программа действия->реализация программы (+корректировка, если надо). Анохин выделил основные свойства М:

1.активация моторной системы - повышается общая двигательная активность, реактивность организма.

2.Повышение тонуса симпатической системы (частоты сердечных сокращений, дыхания, давления).

3.Рост активации афферентных систем (анализаторы становятся более чувствительны).

4.Повышение поисковой активности.

5.Актуализация потребности - для удовлетворения потребности извлекается инфа из памяти. 6.Изменения в энцефалограмме.

7.Возникновение субъективных эмоцион переживаний. Т. обр., М трактуется с разных т. з., в физиологии как состояние и поведение, целенаправленное на удовлетворение доминирующих потребностей. Мотивационное возбуждение появляется вследствие той или другой витальной, социальной или идеальной потребности. Специфика мотивационного возбуждения определяется особенностями, типом вызвавшей его потребности. Важность мотивационного возбуждения для афферентного синтеза вытекает уже из того, что усл-й сигнал теряет способность вызывать ранее выработанное пищедобывательное поведение (например, побежку собаки к кормушке для получения пищи), если животное уже хорошо накормлено и, следовательно, у него отсутствует мотвцн. пищевое возбуждение. Роль мотвцн возбуждения в формировании афферентного синтеза определяется тем, что любая поступающая информация соотносится с доминирующим в данный момент мотивцн возбуждением, которое действует как фильтр, отбирающий наиболее нужное для данной мотвцн установки. Нейрофизиол основой мотивационного возбуждения является избирательная активация различных нервных структур. создаваемая прежде всего лимбической и ретикулярной системами мозга. М возбуждение - доминирующее состояние, которое возникает при удовлетворении потребности. МВ или доминирующая Мотивация имеет свойства доминанты (подчиняет себе деятельность организма, подавляет другие виды деятельности, притягивает к себе более слабое возбуждение).

Особенности:

1.Инертность. Сохраняется до тех пор, пока потребность не будет удовлетворена.

2Повышение возбудимости определённых структур мозга (гипоталамус, кора ГМ, миндалина, ретикулярная формация).

3.Возникает синхронизация активности нейронов в этих структурах.

4.На МВ могут оказывать влияние факторы среды.

ПОНЯТИЕ О МОТИВ-ПОТРЕБНОСТ СФЕРЕ. Классификация потребностей. Каждая поведенческая реакция мотивируется или побуждается потребностью организма, следовательно, мотивации и потребности - единая сфера, которая определяет функциональное состояние организма и осуществление психической деятельности и поведения. Потребность - основной двигатель поведения, направленного на достижение определённой цели. Потребность - нужда, которую испытывает организм и стремится удовлетворить через своё поведение. Мотивация - то, что вызывает движение. В физиологии активное состояние в структурах ЦНС, направленное на удовлетворение потребности путём организации целенаправленного поведения (изменение ЭЭГ мозга, биохимических процессов в нём, появление субъектных переживаний). М (Леонтьев) - самоцеленаправленное поведение.

Классификация потребностей:

1. Биологические/витальные. А) В поддержании постоянства внуренней среды. Б) В сохранении вида.

2. Социальные. Направлены на обеспечение взаимодействие индивида с особями того же вида. А) Принадлежность к группе. Б) Занимать определённое место в группе. В) Следовать принятым в группе или обществе образцам поведения и т. д. Не являются врождёнными, формируются в процессе жизнедеятельности, социализации.

3. Духовные или идеальные - являются основой самовосприятия индивида: потребность в свободе, познании, получении новой инфы, преодолении преград и т. д. Симанов выделяет потребности сохранения и развития.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: