На проталинках лесных,
Видим цветики весны:
Беленькие, нежные
Первые... (подснежники).
Жёлтый, белый, голубой;
На земле растут пустой.
У весны есть фокусы:
Распустились... (крокусы).
Он спешит весне навстречу,
Я везде его замечу:
Жёлтенький кафтанчик,
Носит... (одуванчик).
В палисадниках растут,
разноцветные,
Летом были бы они
незаметными,
А весною так желанны
Нам нарциссы и... (тюльпаны).
Под забором, у калитки,
Вот, смотри и не дыши:
Как горошины на нитке
Беленькие... (ландыши).
Конкурс «Покажи знания»
1. Какие первоцветы занесены в Красную книгу? (Подснежник, цикламен, ландыш, пролески)
2. Благодаря чему мать-и-мачеха получила своё название? (Благодаря своим листкам, один бок которых гладенький и холодный как мачеха, а другой – тёплый и мягкий как мать)
3. Какой из первоцветов используют в парфюмерной промышленности? (Ландыш, фиалка)
4. Какой период цветения ранневесенних растений? (Очень короткий)
5. Какой первоцвет называют «золотым ключом весны»? (Первоцвет весенний)
6. Какому ранневесеннему растению П.И.Чайковский посвятил одно из своих музыкальных произведений? (Подснежнику – пьеса «Подснежник»)
7.Какое травянистое растение без листьев цветет? За что его так прозвали? (Мать-и-мачеха)
8.Растение – символ весны, из фарфоровых чашечек которого образуются красные бусинки (Ландыш).
Конкурс «Спасём первоцветы»
Дети предлагают меры по охране первоцветов(Записывают на доске).
1. Не рвите большие букеты!
2. Не губите места произрастания первоцветов!
3. Не вырывайте первоцветы с корнем!
4. Посадите первоцветы в саду и ухаживайте за ними!
5. Расскажите друзьям и близким об охране первоцветов!
Учитель:
Ребята! Наше мероприятие подошло к концу.
|
Сохранилось ли у вас хорошее настроение к концу занятия?
На доске вы видите 3 растения, но цветков у них пока нет, они не расцвели. Но когда они расцветут, то будут такими, какое настроение, у вас на данный момент. А теперь закройте глаза, какое настроение у вас в данный момент. А теперь закройте глаза и представьте, какого цвета цветок расцвел у вас в душе. Откройте глаза и посмотрите на парту. У каждого лежит по 3 лепестка. Выберите один, соответствующий вашему настроению. Вот какой радостный и яркий наш урок.
Сегодня мы с вами познакомились с первоцветами, узнали, что они нуждаются в охране. Собирая первоцветы, мы губим их, а покупая — поощряем браконьеров. К природе надо относиться с исключительной бережливостью! Мы с вами выяснили, что редкие весенние цветы лучше не трогать: они красивее в естественной среде. Не стоит рвать их на букеты, лучше любоваться ими в природе, этим мы сохраним красоту для будущего поколения. Охрана первоцветов - дело каждого из нас!
12 учащийся:
Вот букет: он брошен вместе с сором.
Умирают, сжавшись, лепестки...
Это мы срывали без разбора
Беззащитные тугие стебельки,
Для чего мы рвали их? Не знаю!
Быстро вянет нежный первоцвет
Пусто, скучно стало на поляне.
Вестников весны там больше нет!
Очень просто погубить живое,
Ведь подснежники не могут нам сказать
"Наслаждайтесь нашей красотою –
Только очень просим нас не рвать!"
13 учащийся:
Берегите цветы, не губите!
Творенье природы не рвите!
Заботясь о своей Земле, мы продлеваем её век.
Береги первоцветы – если ты ЧЕЛОВЕК!
|
Список использованной литературы
1.Ресурсы интернета.
2.Шевченко С. В. В помощь классному руководителю / Под ред. С. В. Шевченко. – М.: Просвещение, 2012.- 358 с.
3.Рожкова М. И. Учебно-методическое пособие классному руководителю / Под ред. М. И. Рожкова - М.: Просвещение, 2010
4.Белоусова Л. С., Денисова Л. В., Редкие и исчезающие растения СССР, М., 1974.
Журналы «Педсовет» №4, №5, №8; 2007г.
5.Красная Книга Российской Федерации, Том 2 «Растения»/под рук. Ботанического института им. В. Л. Комарова АН СССР, 1988 г.
6.Легенды и сказания Древней Греции и Древнего Рима – Москва. Издательство «Правда»,1987г. -576с.
7.М.Аксенова, Г.Вильчек «Энциклопедия для детей» том 2 Биология Издательство Мир энциклопедий Аванта +, 2007г.- 672 с.
8.Растительный мир нашей Родины: Кн. Для учителя – 2-е изд., доп. – М.; Просвещение, 1991. – 207с.
Анализ мероприятия.
Внеклассное занятие «Сохраним первоцветы» проводилось в преддверии весенних праздников. Ведь в это время проблема сохранения первоцветов, становится особенно актуальной. Именно в данный период учащаются случаи сбора и торговли редкими растениями.
Первоцветы - первые представители растительного мира, появляющиеся после долгой зимы. Они - символы весны, просыпающейся жизни!
Ежегодно в период весенних праздников уничтожаются сотни тысяч растений-первоцветов. Это редкие и исчезающие виды подснежников, цикламенов, морозника, крокусов и другие. Все они занесены в Красные книги Российской Федерации и Республики Адыгея.
Работа по привлечению внимания к проблеме защиты первоцветов с ребятами 3»Б» класса, была начата мною с февраля 2016 года.
|
На классном часе мною была проведена беседа с детьми, по результатам которой я сделала выводы о степени владения ими информацией о первоцветах.
На основании выявленных сведений, дети получили индивидуальные задания, для следующего классного часа. Они должны были выполнить проекты, выучить стихи, легенды, сделать фотографии и рисунки первоцветов.
На родительском собрании я обратилась с просьбой к родителям, помочь детям в оформлении проектов.
Дети, под моим руководством разучивали стихи, формулировали правила поведения в природе, подбирали фотографии и иллюстрации, готовили рисунки, с помощью родителей делали проекты.
Занятие было проведено 11 марта во время классного часа.
Время проведения 45 минут.
Читая стихи о прекрасном времени года, слушая музыкальные отрывки из произведений, дети рассматривали красоту первоцветов на фотографиях и картинках. Они невольно обращались к прекрасному, и стремились выразить свои ощущения в рисунках, добрых высказываниях, желании немедленно пойти на улицу и сказать окружающим людям о том, чтобы они не срывали раннецветущие растения, не уничтожали их, а старались защищать, оберегать и рассаживать на тех территориях, где это возможно.