Неценовые факторы спроса.




Ценообразование

Тема 1. Сущность и значение цены как экономической категории

Теории цен

Затратная теория – предполагает использование в качестве основы для определения цены размера затрат, связанных с созданием продукта и доведением его до потребителя.

Теория полезности – предполагает необходимость определения цены на основе полезности, заключенной в продукте.

Синтетическая теория – предполагает разнообразное комбинирование двух первых теорий.

Преимущества:

· Цена определяется с активным участием потребителя.

· Производитель получает стимул для улучшения потребительских свойств продукта.

· Распределение благ производится на более справедливых условиях.

· Повышается эффективность используемых ресурсов, т.к. полезность стремится к максимуму.

Недостатки:

· Измерение полезности субъективно.

· В процессе потребления продукта возникает неконтролируемое (спекулятивное) увеличение цены.

· Цена, установленная на основе полезности, не гарантирует производителю компенсацию его усилий.

· Цена, установленная на основе полезности, не имеет объективизированной структуры.

Два подхода к измерению полезности

1. Количественный (кардиналистский) подход. Предполагает измерение полезности в неких условных единицах.

2. Качественный (ординалистский) подход. Предполагает измерение полезности путем сравнения двух и более наборов благ.

Синтетическая теория

Первые попытки «помирить» оба подхода относятся к середине 19 века.

«О сущности реальной стоимости шел долгий спор между англичанами, считавшими издержки производства выражением реальной стоимости, и французом Сэем, утверждавшим, что эта стоимость измеряется полезностью вещи. …

Попытаемся внести ясность в эту путницу. Стоимость вещи включает в себя оба фактора, насильственно и, как мы видели, безуспешно разъединяемые спорящими сторонами»

Ф.Энгельс

 

· Сложение преимуществ не приводит к автоматическому сокращению недостатков.

· Происходит усложнение теории, что делает ее абстрактной и менее приспособленной для практического ценообразования.

· В результате разветвлений в базовых теориях процесс осмысления еще более усложняется.

· Научный поиск продолжается…

 

Цена как основная категория рынка

 

Особенности применения цены в экономике с административно-командным управлением и в рыночной экономике

Выбор базовой теории цены становится одним из ключевых вопросов при выборе между двумя вариантами функционирования национальной экономики.

Плановая экономика ó Затратная теория

Рыночная экономика ó Теория полезности

Ценовой механизм

Ценовой механизм - формирование и взаимодействие цен как свободных сигналов, которые координируют деятельность рыночных субъектов при принятии окончательных решений.

С помощью ценового механизма ликвидируется дефицит через повышение цен, что способствует росту запасов и уменьшает спрос, а также предотвращается перепроизводство благ и перерасход ресурсов.

Ценовой механизм решает три основные задачи экономики:

· распределение товаров между потребителями,

· распределение сырья между производителями,

· распределение ресурсов между продуктами.

Он дает возможность:

· каждому потребителю выбрать свою систему потребления в зависимости от располагаемых доходов;

· производителям и потребителям действовать в соответствии со своими интересами и делать то, что у них получается лучше всего и лучше всех.

Совершенствование механизма ценообразования предусматривает более полную реализацию функций цен, через которые раскрывается сущность самой экономической категории.

Функции цен:

· Распределительная;

· Стимулирующая;

· Учетно-измерительная;

· Балансирования спроса и предложения;

· Информационная.

Распределительная функция цен:

Предполагает возможность с помощью установленного уровня цен производить перераспределение чистого национального дохода, благодаря чему сохраняется оптимальный уровень благосостояния.

Благодаря ценовой политике происходит перераспределение капитала в следующих направлениях:

· Между разными отраслями экономики;

· Из одного региона страны в другой;

· От одного социального слоя к другому;

· Между разными формами собственности;

· От фонда накопления к фонду распределения.

Стимулирующая функция цен:

Выражается в том, что, определяя цену на свою продукцию, производитель закладывает в нее прибыль - стимул к дальнейшему расширению производства.

Кроме этого с помощью цен можно обеспечить:

· Повышение качества производимой продукции;

· Влияние на структуру выпуска товаров и структуру их потребления;

· Более рациональное использование ресурсов;

· Стимулирование развития определенных отраслей, особенно важных для развития национальной экономики.

Учетно-измерительная функция цен:

Заключается в том, что цена, являясь выражением стоимости в денежном эквиваленте, выступает как мера измерения затрат.

· Измерение затрат для производства единицы блага, удовлетворяющего определенную потребность, происходит на основе цены.

· С помощью цены можно сравнивать блага, не имеющие общих потребительских характеристик.

Функция балансирования спроса и предложения:

Функция заключается в том, что стоимость способна регулировать спрос и предложение на ту или иную продукцию.

· При недостатке определенного товара и высокой его стоимости, увеличивается предложение.

И, напротив, при избытке того или иного продукта, спрос со стороны покупателей падает, а цены понижаются, в дальнейшем это приводит к сокращению предложения.

Информационная функция цен:

Связана с тем, что цены несут в себе информацию о потребностях в тех или иных товарах, о дефиците или избытке ресурсов и т. д.

· Эта функция имеет чрезвычайно важное значение для координации экономической активности, но только при условии свободного рыночного ценообразования.

Принципы ценообразования

· научность обоснования цен;

· целевая направленность цен;

· непрерывность процесса ценообразования;

· единство процесса ценообразования и контроля за соблюдением цен.

Принцип научности обоснования цен состоит в необходимости познания и учета в ценообразовании объективных экономических законов развития рыночной экономики, и прежде всего закона стоимости, законов спроса и предложения.

· Для реализации научного подхода к ценообразованию необходимо выявить тенденции развития производства, спрогнозировать изменение уровня издержек, спроса, качества товаров и др.

· Научность во многом зависит от полноты информационного обеспечения процесса установления цен и требует обширной и разнообразной информации.

Принцип целевой направленности цен состоит в четком определении приоритетных экономических и социальных проблем, которые должны решаться с помощью цен, включая:

· проблему социальной защиты населения,

· необходимость внедрения прогрессивной продукции,

· задачи повышение качества.

Целевые приоритеты и целевая направленность цен изменяются на каждом этапе развития экономики.

Принцип непрерывности процесса ценообразования проявляется двояко:

· Во-первых, в своем движении от сырья до готового изделия продукция проходит ряд этапов, на каждом из которых она имеет свою цену.

· Во-вторых, в действующие цены постоянно вносятся изменения и дополнения в связи со снятием с производства устаревших товаров и освоением новых.

С развитием прогресса и усилением конкуренции эти процессы будут становиться все более динамичным.

Принцип единства процесса ценообразования и контроля за соблюдением цен состоит в том, что государственные органы обязаны их контролировать.

· контроль распространяется прежде всего на продукцию и услуги тех отраслей, по которым осуществляется государственное регулирование цен (продукция и услуги предприятий и отраслей-монополистов: газ, электроэнергия, услуги транспорта и т.д.)

· контроль осуществляется и по товарам, в отношении которых действует режим свободного ценообразования. Цель контроля – проверка правильности применения установленных законодательством общих для всех правил ценообразования.

 

Тема 2. Система и виды цен

Система цен – это совокупность отдельных цен, используемых всеми отраслями национальной экономики: промышленностью, сельским хозяйством, строительством, транспортом, связью, торговлей, здравоохранением, культурой, образованием и др.

Все действующие в экономике страны цены взаимосвязаны и образуют единую систему, которая находится в постоянном движении под воздействием множества рыночных факторов и в некоторой степени мер государственного регулирования цен.

По характеру обслуживаемого оборота различают:

· Оптовые цены – цены, по которым предприятия реализуют произведенную продукцию другим предприятиям, сбытовым организациям;

· Закупочные цены – цены, используемые в агропромышленном комплексе для расчетов с сельхозпроизводителями;

· Биржевые цены – цены, формируемые в результате биржевого торга;

· Розничные цены – цены продажи индивидуальному или мелкооптовому потребителю, преимущественно населению;

· Оптовые цены на предприятиях общественного питания – особая форма розничных цен;

· Цены (тарифы) на услуги населению – особый вид розничных цен;

Трансформация одних цен в другие происходит путем увеличения наценки – снабженческо-сбытовой или торговой.

По степени государственного воздействия, регулирования, степени конкуренции на рыке различают:

 

• Свободные (рыночные) цены – это цены, устанавливаемые производителями продукции и услуг на основе спроса и предложения на данном рынке:

- Цена спроса – цена, которая складывается на рынке покупателя;

- Цена предложения – рыночная цена, указываемая в оферте (предложении продавца) без учета индивидуальных особенностей (скидок, условий расчетов и т.д.);

- Цена производства – цена, определяемая на основе издержек производства с добавлением нормы средней прибыли.

- Регулируемые цены – это цены, определяемые с учетом требований, устанавливаемых органами власти и управления:

· Предельные цены – цены, выше (ниже) которых организации не могут устанавливать цену на свою продукцию или услуги;

· Фиксированные цены – цены, устанавливаемые на определенном уровне;

· Гарантированные цены;

· Рекомендуемые цены;

· Залоговые цены;

· Пороговые (защитные) цены и т.д.

По способу установления цены различают:

• Твердые (постоянные) цены – цены, установленные в момент подписания договора и неизменяемые в течение периода его действия;

• Подвижные цены – цены, уровень которых не зафиксирован и может изменяться в зависимости от складывающихся факторов;

• Скользящие цены – цены, изменяемые по периодам времени в соответствии с утвержденным графиком.

• По способу получения информации об уровне цены различают:

• Публикуемые цены – цены, сообщаемые в специализированных источниках информации (биржевые котировки, цены аукционов, публичных торгов и т.д.);

• Расчетные цены – цены, определяемые на создаваемый индивидуальный предмет продажи;

• Справочные цены – цены, отражаемые в СМИ (экономические журналы, каталоги и т.д.):

• Номинальные (базовые, базисные) цены – цены, устанавливаемые в качестве базы для расчета окончательных цен;

• Прейскурантные цены - цены, отражаемые в опубликованных или размещенных в сети «Интернет» прейскурантах (справочниках производителей;

• По виду рынка различают:

 

Цены товарных аукционов – цены, публичной продажи по максимально предложенному уровню на партию товаров (лот);

Биржевые котировки – цены специально организованного и постоянно действующего рынка массовых, однородных, взаимозаменяемых товаров;

Цены торгов – цены особой формы специализированной торговли, которая основана на определении поставщика в результате наилучшего (минимального) ценового предложения;

По фактору времени различают:

• Постоянные цены – цены без ограничения срока действия;

• Сезонные цены - цены с ограничением срока действия определенным периодом;

• Ступенчатые цены – последовательно изменяющиеся в зависимости от стадии освоения производства, степени наполнения рынка и т.д.

• По уровню применения различают:

• Цены открытого рынка – цены, используемые для совершения актов купли-продажи между отдельными самостоятельными участниками экономической деятельности;

• Трансфертные цены – цены, применяемые внутри отдельного участника экономической деятельности при реализации продукции между его подразделениями.

По условия поставки и продажи различают:

• Цены-нетто – цены, определяемые непосредственно в месте создания продукта;

• Цены-брутто – цены, определяемые с учетом условий купли-продажи (степени включения товарных налогов, скидок, страховки и «Франко»).

• «Франко» - обозначение географической точки, в которой расходы по сопровождению предмета купли-продажи и риски переходят от продавца к покупателю.

По масштабу рынка различают:

• Цены, определяемые в рамках отдельных национальных экономик – цены, рассмотренные выше;

• Мировые цены – цены, по которым проводятся крупные экспортные и импортные операции, достаточно полно характеризующие состояние международной торговли конкретными товарами.

Цены считаются мировыми при соблюдении следующих условий:

1. Это цены крупных сделок, совершаемых на ведущих рынках;

2. Сделки должны носить регулярный характер;

3. Цены должны определяться в свободно конвертируемой валюте.

 

Тема 3. Государственное регулирование цен в РФ

Экономические и административные методы регулирования цен

Экономические методы определяются следующими условиями:

• Наличием (отсутствием) свободы экономического поведения субъектов;

• Степенью развитости рыночных принципов хозяйствования;

• Уровнем транзакционных издержек;

• Степенью монополизации отдельных секторов экономики;

• Уровнем открытости национальной экономики и т.д.

Административные методы определяются следующими условиями:

• Силой аппарата государственного управления;

• Масштабом вмешательства государства в хозяйственный процесс;

• Наличием соответствующей нормативно-правовой базы;

• Необходимостью неэкономического регулирования в отдельных отраслях (естественных монополиях и т.д.);

• Обеспечением социальной стабильности и т.д.

 

Тема 4. Методика установления исходной цены на товар

Этапы определения цены

1. Постановка целей и задач ценообразования;

2. Определение спроса;

3. Оценка издержек производства;

4. Анализ цен и качества товаров конкурентов;

5. Выбор метода ценообразования;

6. Учет дополнительных факторов;

7. Установка окончательной цены.

Этап 1. Постановка целей и задач ценообразования зависит от выбора основной цели ценовой политики предприятия:

• Обеспечение дальнейшего существования бизнеса за счет выживаемости в кратко- или среднесрочном периоде.

• Краткосрочная максимизация прибыли за счет увеличения цен или снижения издержек.

• Краткосрочная максимизация оборота за счет унижения цен.

• Максимизация сбыта за счет увеличения масштабов производства и реализации и снижения уровня постоянных издержек на единицу товара.

• «Снятие сливок» за счет увеличения цен на вновь вводимый продукт.

• Лидерство в качестве за счет увеличения издержек и цен.

Зависимость ценообразования от типа рынка и ценовые стратегии

• Стратегия высоких цен;

• Стратегия средних цен (нейтральное ценообразование);

• Стратегия низких цен (стратегия ценового прорыва);

• Стратегия целевых цен, обеспечивающих, например, получение целевой прибыли;

• Стратегия льготных цен, обеспечивающих рост продаж;

• Стратегия «связанного» ценообразования, обеспечивающего расходы по дальнейшей эксплуатации;

• Стратегия «следования за лидером», обеспечивающая паритет с ценой главного производителя;

• Стратегия неизменных цен;

• Стратегия неокругленных цен;

• Стратегия ценовых линий, соответствующих продуктовым группам;

• Стратегия колебаний цен от резкого понижения до резкого повышения.

• Исходя из выбранной стратегии возможные варианты цели ценообразования:

• Выживание - обеспечение выживания компании в долгосрочной перспективе.

Стабилизация текущего состояния - сохранение существующего уровня продаж, прибыли и конкуренции.

Максимизация прибыли - обеспечение максимальной валовой прибыли компании за определенный период времени.

Максимизация выручки - обеспечение максимального валового дохода от продаж за определенный период времени.

Максимизация натуральных показателей продаж - обеспечение максимальных продаж в натуральном выражении.

Максимизация наценки - обеспечение максимальной "маржи" (прибыли на единицу продукта).

Этап 2. Определение спроса

Спрос – платежеспособная потребность покупателей в данном товаре при данной цене.

Величина спроса – количество товаров, которое покупатели готовы приобрести по данной цене.

Индивидуальный спрос - спрос конкретного покупателя.

Совокупный спрос - спрос всех покупателей, присутствующих на рынке.

Факторы спроса (детерминанты) – факторы, влияющие на величину спроса.

Основным детерминантом является цена товара.

Неценовые факторы спроса.

Неценовые факторы спроса:

Доходы потребителей. При увеличении доходов потребителей спрос обычно увеличивается, но его структура изменяется.

Вкусы, мода. Изменение вкусов потребителя под влиянием моды, рекламы, других факторов вызывает соответствующее изменение спроса на товар.

Количество потребителей. Увеличение числа покупателей на рынке обуславливает повышение спроса и наоборот.

Цены товаров-заменителей (субститутов). Почти все товары на рынке имеют товары–заменители, выполняющие те же или почти те же функции. Они делят между собой рынок данного вида товаров.

Этап 3. Оценка издержек производства

• Постоянные издержки – издержки, образующиеся не зависимо от объема производства.

• Переменные издержки – издержки, образующиеся в зависимости от объема производства.

• Валовые издержки – сумма издержек.

• Кривые издержек:

• На единицу продукта.

• На объем производства.

Этап 4. Анализ цен и качества товаров конкурентов

Показатели, необходимые для контроля цен конкурентов:

• Динамика объема продаж в натуральном и стоимостном выражении.

• Изменения цен конкурентов по различным группам товаров.

• Объем продаж с учетом снижения цен.

• Позиция потенциальных покупателей по поводу продаваемых товаров.

• Неудовлетворенность потребителями ценой, предлагаемой конкурентами.

• Изменения позиции потребителей относительно предприятия-конкурента и его цен.

• Количество потерянных потребителей.

Этап 5. Выбор метода ценообразования

Условия выбора метода ценообразования:

• установление цены на новый товар;

• формирование цены в рамках товарной номенклатуры;

• установление цены с учетом скидок и зачетов;

• установление дискриминационных цен;

• инициативное изменение цен.

Группы методов:

1 Группа:

Методы, в основном учитывающие издержки производства - затратные методы:

• Затратный метод («средние издержки плюс прибыль»);

• Метод, основанный на издержках, но ориентированный на получение целевой прибыли;

• Метод минимальных затрат;

 

Затратный метод («средние издержки плюс прибыль»)

+ Самый простой способ ценообразования.

+ Заключается в начислении определенной наценки на себестоимость товара.

+ Размеры наценок варьируются в широких пределах в зависимости от вида товаров.

 

- Не учитывает имеющийся спрос;

- Приводит к удорожанию продукта.

 

Метод, основанный на издержках, но ориентированный на получение целевой прибыли.

+ В этом случае производитель стремится установить цену, которая обеспечит ему желаемый объем прибыли.

+ Такой метод ценообразования требует рассмотрения разных вариантов цен, их влияния на объем сбыта, необходимый для преодоления уровня безубыточности и получения целевой прибыли, а также анализа вероятности достижения всего этого при каждом варианте цены товара.

 

Метод минимальных затрат

Этот метод предполагает установление цены на минимальном уровне, достаточном для покрытия расходов на производство конкретного продукта, а не посредством подсчета совокупных издержек, включающих постоянные и переменные затраты на производство и реализацию.

Предельные издержки обычно определяются на уровне, при котором можно было бы только окупить сумму минимальных затрат.

Группы методов:

2 Группа:

Методы, в основном учитывающие оценку спроса - рыночные методы;

• На основе ощущаемой ценности товара;

• Тендерный метод;

• Аукционный метод;

Расчет цены на основе «ощущаемой ценности» товара

При расчете цены основным фактором ценообразования считаются не издержки продавца, а покупательское восприятие готового продукта.

Состязательные методы определения цен:

Тендерный – участник торга хотят продать.

Аукционный – участники торга хотят купить.

3 Группа:

Методы, в основном учитывающие нормативы затрат на каждый технико-экономический параметр продукции - параметрические (эконометрические) методы:

• метод удельных показателей;

• метод регрессионного анализа;

• метод балловых оценок;

• агрегатный метод.

• Параметрические (эконометрические) методы определения цен:

 

Метод удельных показателей: Используется для определения и анализа цен небольших групп продукции, характеризующейся наличием одного основного параметра, величина которого в значительной мере определяет общий уровень цены.

Метод регрессионного анализа:

Применяется для определения зависимости изменения цены от изменения технико-экономических параметров продукции, относящейся к данному ряду.

Метод балловых оценок:

Состоит в том, что на основе экспертных оценок значимости параметров продукта для потребителей каждому параметру присваивается определенное число баллов, суммирование которых дает оценку технико-экономического уровня продукта.

Агрегатный метод:

Заключается в суммировании цен отдельных конструктивных частей продуктов, входящих в параметрический ряд, с добавлением стоимости оригинальных частей, затрат на сборку и нормативной прибыли.

 

Этап 6. Расчет исходной цены

На основе выбранного метода или группы методов происходит расчет окончательной цены.

Этап 7. Учет дополнительных факторов:

• Психология восприятия цены;

• Эффект присоединения к большинству;

• Эффект сноба;

• Эффект Веблена (показательного потребления).

• Государственное регулирование цен;

• Географический (природный) фактор;

• Степень остроты конкурентной среды.

Тема 5. Формирование цен в различных отраслях экономики

Виды цен:

Оптовые цены на промышленную продукцию:

• На продукцию обрабатывающих отраслей;

• На продукцию добывающих отраслей;

• Производство средств производства;

• Производство предметов потребления.

Закупочные цены на сельскохозяйственную продукцию;

Тарифы на услуги;

Цены на рынке недвижимости:

• Цена земли;

Цена на рынке труда;

Цена на рынке капитала:

Цены на фондовом рынке.

 

Оптовые цены на промышленную продукцию

Особенность цен определяется особенностями самого промышленного производства:

• Обязательность использования сырья;

• Как правило, наличие множественности переделов;

• Фактор научно-технического прогресса (инноваций);

• Продолжительные сроки окупаемости инвестиций;

• Международное разделение труда (глобализация);

• Государственное регулирование (экология, безопасность и т.д.).

 

Закупочные цены на сельскохозяйственную продукцию

Особенность цен определяется особенностями самого сельскохозяйственного производства:

• Сезонность;

• Ограниченность земельных ресурсов;

• Климат;

• Научно-технический прогресс (инновации);

• Рост народонаселения и благосостояния в развивающихся странах;

• Экологические проблемы;

• Глобализация и мировой рынок продовольствия.

 

Тарифы на услуги

Особенность тарифов определяется особенностями сферы услуг:

• Отсутствие сырья (нематериальный характер);

• Совпадение момента производства и потребления услуги;

• Отсутствие возможности оценки потребительских свойств услуги;

• Относительно большая доля оплаты труда;

• Многообразие сферы услуг (транспортные, социальные, образовательный, бытовые, информационные, туристические и проч.)

 

Цены на рынке недвижимости

Особенность цен определяется особенностями недвижимости:

• Продолжительный период создания;

• Индивидуальный характер получаемого продукта;

• Привязка к месту создания;

• Способность увеличивать цену в процессе эксплуатации;

• Необходимость применения сразу 3-х методов оценки: затратного, доходного, сравнительного.

 

Цена земли

Цена на рынке труда

Особенность цен определяется особенностями предмета купли-продажи:

• Привязка к носителю рабочей силы;

• Определяется способностью человека к осознанной деятельности, способствующей созданию или перераспределению прибавочного продукта;

• Цена всегда ниже потребительской стоимости;

• Сложность в определении издержек;

• Невозможность хранения;

• Государственные гарантии.

 

Цена на рынке капитала

Особенность цен определяется особенностями предмета купли-продажи:

• Измерение стоимости реального капитала;

• Фиктивный капитал;

• Преимущественно рыночные методы (биржевая торговля) оценки;

• Риски при оценке;

• Высокая спекулятивная составляющая в ценообразовании;

• Зависимость от неценовых факторов.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: