Дисциплина «История России», 1 курс, 1 семестр.




Дисциплина «История России», 1 курс, 1 семестр.

Семинары

Форма аттестации: экзамен

Экзаменационная оценка складывается из следующих составляющих:

1. Участие в работе на семинарах. Правильные ответы на вопросы преподавателя, целесообразная активность в дискуссии, уровень аргументации, умение привлекать к аргументации дополнительную литературу и источники, изученные самостоятельно (30 % общей экзаменационной оценки).

2. Две проверочные работы по материалам семинаров. Проверочная работа - это краткий письменный ответ на вопрос (15-20 минут). О проведении проверочной работы студенты предупреждаются заранее, но сами вопросы заранее не сообщаются. Вопросы на проверочной работе формулируются строго в соответствии с материалами, изученными на семинарах. Проверочные работы составляет вместе 30 % общей экзаменационной оценки.

3. Устный ответ на два вопроса на экзамене. (40 % общей экзаменационной оценки)

Менее 25 % от общей экзаменационной оценки, набранных в течение семестра и на экзамене, оценивается как «неудовлетворительно»

26-50% - удовлетворительно

51-75% - хорошо

76-100% - отлично

Учебная литература:

1. Верт Н. История Советского государства, 1900–1991 (любое издание).

2. Боффа Дж. История Советского Союза. (любое издание)

3. Дворниченко А.Ю. Российская история с древнейших времен до падения самодержавия: учебное пособие. М.: Весь мир, 2010.

4. Дворниченко А.Ю., Ильин Е.В., Кривошеев Ю.В., Тот Ю.В. Русская история с древнейших времен до наших дней: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. (любое издание)

5. Ратьковский И.С., Ходяков М.В. История Советской России. СПб.: Издательство "Лань", 2001.

6. Платонов С. Ф. Лекции по русской истории (любое издание).

Тематический план

Семинар № 1 – Вводное занятие

Вопросы для семинара:

  1. Зачем нужна история? Может ли история быть объективной?
  2. Историческая наука и историческая политика. Соотношение этих понятий.
  3. «Общая история» как сближающий и разъединяющий фактор в отношениях с соседними государствами (на конкретных примерах: Польша, Украина, Финляндия, страны Балтии и др.)

Семинар №2 – Проблема государственности Древней Руси в отечественной историографии.

Вопросы:

1. Был ли феодализм на Руси? Концепции отечественных историков

2. Норманнизм, антинорманнизм и их представители.

3. Причины и последствия распада Киевской Руси.

4. Новгород, Владимиро-Суздаль и Галицко-Волынское княжество: сравнительный анализ политического устройства и причины их возвышения. Мнения отечественных историков.

 

Литература:

Обсуждение вопросов на основе сравнительного анализа фрагментов из текста Повести временных лет. Например, удобно читать на сайт Пушкинского дома - https://lib.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=2070. Даны параллельные тексты.

 

Семинар №3 (17.09.2015) – Формирование централизованного государства в России

Вопросы:

1. Монголо-татарское нашествие. Противоречивость его последствий для русских земель. Версии отечественных историков.

2. Роль церкви в процессах централизации русских земель вокруг Москвы. Многоконфессиональность российского общества: когда и почему она возникла?

3. Влияние событий истории зарубежных стран на Россию в XIV – XVI вв.: Византия, Золотая Орда, Османская империя, страны Западной Европы.

4. Возникновение централизованных государств в России и Западной Европе: сравнительных анализ

 

Литература:

Лидов А. Византийский миф и европейская идентичность. 08 апреля 2010 г. / Полит.ру. URL: https://polit.ru/article/2010/04/08/byzantine/ (вместе с обсуждением лекции)

Греков Б.Д., Якубовский А.Ю. Золотая Орда и ее падение. М.: Изд-во АН СССР, 1950. Часть вторая. Золотая Орда и Русь. Глава 5. Русь и Золотая Орда (организация властвования); Глава 6. Политические отношения Золотой Орды и Руси в XIV в. Глава 7. Главнейшие мнения о значении татарской власти в истории России. С. 218-258.

Гумилев Л.Н. От Руси до России. М.: Экопрос, 1992. Часть вторая. В союзе с Ордой. Глава 2 и 3. С. 114-167. (Страницы указаны по изданию 1992 г., было множество переизданий). https://gumilev.narod.ru/

 

Семинар №4 – От Ивана Грозного до Петра I: социально-экономическое и политическое развитие России в XVI-XVII вв.

Вопросы:

1. Опричнина Ивана Грозного в оценках российских и зарубежных исследователей

2. Причины Смутного времени и ее последствия: версии историков

3. Церковный раскол XVII в.: причины и следствия. Реформация в Европе и Никоновская реформа: что общего?

4. Движение России на Восток: присоединение волжских ханств, освоение Сибири и Дальнего Востока, проникновение на Кавказ. Когда в России возникла империя и были ли у России колонии?

Литература:

1. Первое послание Ивана Грозного Андрею Курбскому - https://lib.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=9106

2. Костомаров Н.И. Кто виноват в Смутном времени? // Вестник Европы, 1872, Т. V, №9, с. 5-34 https://dugward.ru/library/kostomarov/kostomarov_kto_vinovat_v_smutnom.html

3. Забелин И.Е. Минин и Пожарский. Прямые и кривые в Смутное время // Русский архив, 1872, №2

 

Семинар №5 – Время петровских реформ

Вопросы:

1. Петровские реформы и личность Петра в оценках историков: pro et contra

2. Россия и Речь Посполитая в XVI-XVII вв. Переяславская рада в оценках историков. Феномен казачества в русской истории. Б. Хмельницкий и его наследники. Мазепа и его роль в истории Украины.

3. Реформы Ивана Грозного и Петра Великого: сравнительный анализ.

4. Историческая альтернатива европеизации России при Петре I.

 

Литература:

Кавелин К.Д. Наш умственный строй. Статьи по философии русской истории и культуры. Составление, вступительная статья В.К. Кантора. М., 1989.(с. 11-67) - https://iph.ras.ru/elib/Kavelin_Drevn_Ross.html

 

Семинар №6 – XVIII в. в истории России.

Вопросы:

1. Причины и механизмы дворцовых переворотов 1725-1762 гг.

2. Просвещенный абсолютизм в России и Европе: сравнительный анализ

3. Движение Е. Пугачева, что это было: крестьянская война, казачий бунт, восстание против крепостничества, революция?

4. Великая Французская революция и Россия.

5. Присоединение Крыма и Причерноморья: политические и социально-экономические последствия

Литература:

Шарф Клаус. Монархия, основанная на законе, вместо деспотии. Трансфер и адаптация европейских идей и эволюция воззрений на государство в России в эпоху Просвещения // "Вводя нравы и обычаи Европейские в Европейском народе". К проблеме адаптации западных идей и практик в Российской империи. Сб. ст. М., 2008. С.9-45.

Каменский А. Б. Просвещенные реформы Екатерины Великой в свете современного реформаторского опыта // "Вводя нравы и обычаи Европейские в Европейском народе". К проблеме адаптации западных идей и практик в Российской империи. С. 46-53.

 

Семинар №7 – Поиски путей модернизации России в XIX в.

Вопросы:

1. Социально-экономические преобразования в России в первой половине XIX в.: Александр I и Николай I.

2. Реформы Александра II. Противоречивость или последовательность? Итоги реформ в оценках российских историков.

3. Промышленный переворот, начало индустриализации в России, рост банковского капитала, проблема инвестиций: сравнительный анализ в ведущими государствами Западной Европы

 

Литература:

Струве П.Б. Крепостное право. Исследование по экономической истории России в XVIII и XIX в. СПб., 1913. – с. 138-158. https://elib.shpl.ru/ru/nodes/9038-struve-p-b-krepostnoe-hozyaystvo-issledovanie-po-ekonomicheskoy-istorii-rossii-v-xviii-i-xix-v-spb-1913#page/154/mode/inspect/zoom/4

Герцен А.И. Русское крепостничество, 1852. Напр.: https://www.krepostnoe-pravo.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=23&Itemid=3

 

Семинар №8. – Социально-философские и политические идеи в России

Вопросы:

1. Концепция «Москва – Третий Рим»: истоки, реализация и дальнейшая судьба в истории России

2. Монархическая и консервативная идеи в России в XVIII – XIX вв.

3. Русская и панславянская идеи: причины формирования, основные положения и их реализация. Сепаратизм в Российской империи XIX в.

4. Либеральный лагерь: поиски возможностей либерально-демократических преобразований в России в XVIII – XIX вв.

5. Революционно-демократический лагерь и народническое движение.

 

Литература:

Миллер А.И. Триада графа Уварова - https://polit.ru/article/2007/04/11/uvarov/

Зорин А.Л. Глава Х. ЗАВЕТНАЯ ТРИАДА. Меморандум С. С. Уварова 1832 года и возникновение доктрины «православие — самодержавие — народность» // Зорин А.Л. Кормя двуглавого орла... Литература и государственная идеология в России в последней трети XVIII – первой трети XIX века. М., «Новое литературное обозрение», 2001. С. 339-374.

Ауст М. Россия и Великобритания: внешняя политика и образы империи от Крымской войны до Первой мировой войны // Imperium inter pares: Роль трансферов в истории Российской империи (1700-1917). Сб. ст. / Ред. М. Ауст, Р. Вульпиус, А. Миллер. М.: Новое литературное обозрение, 2010. С. 244-266.

Сдвижков Д.А. От «общества» к «интеллигенции»: история понятий как история самосознания // Понятия о России. К исторической семантике имперского периода. М., 2012. Т.1. С. 382-428.

 

Семинар № 9. – Россия в начале XX в.

Вопросы:

1. Витте и Столыпин как реформаторы: сравнительный анализ

2. Программы основных политических партий в России: монархистов, октябристов, кадетов, эсеров и социал-демократов. Отношение политических партий в России к революциям, реформам и Первой мировой войне.

3. Роль Государственной Думы в политической системе России в 1906-1917 гг.

4. Роль России на международной арене в конце XIX - начале ХХ в.: победы и поражения российской дипломатии.

5. Участие России в Первой мировой войне. 1914-1917. Влияние войны на внутриполитическое и экономическое состояние страны.

 

Литература:

Ананьич Б.В. Ганелин Р.Ш. Часть II. Глава 2. Государственное хозяйство как основа укрепления национальной экономики. «Система» С.Ю. Витте. // Сергей Юльевич Витте и его время. СПб., 2000. С. 83-100.

Зырянов П.Н. Петр Аркадьевич Столыпин // Вопросы истории, 1990, №6. С. 54-75.

Ашер А. От генеральной репетиции - к случайности, от социальной истории - к истории национализма: Историография революции 1905 года // Неприкосновенный запас, 2005, №6 - https://magazines.russ.ru/nz/2005/6/aa4.html

 

Семинар №10 – Россия в 1917 г. Гражданская война в России.

Вопросы:

1. Февральская революция в оценках отечественных и зарубежных историков

2. Почему большевики смогли взять власть?

3. Можно ли было избежать Гражданской войны после прихода к власти большевиков? Периодизация Гражданской войны: возможные варианты. Причины победы красных. Оценки итогов Гражданской войны в отечественной и зарубежной историографии.

4. Военный коммунизм, его причины, сущность и итоги

5. Красный и белый террор: общее и особенное

 

Литература:

1. Устрялов Н.В. Февральская революцияhttps://www.universalinternetlibrary.ru/book/6976/ogl.shtml - n_183 (К восьмилетнему юбилею). Национализация Октябряhttps://www.universalinternetlibrary.ru/book/6976/ogl.shtml - n_188 (К восьмой годовщине)// https://www.universalinternetlibrary.ru/book/6976/ogl.shtml (совсем короткие популярные статьи – если не знаете, кто такой Устрялов, почитайте про него тоже)

2. Булдаков В. Путь к Октябрю // https://scepsis.net/library/id_1538.html

3. Иоффе Г. Почему Февраль? Почему Октябрь? // https://scepsis.net/library/id_1503.html

4. Колоницкий Б.И. Февральская? Буржуазная? Демократическая? Революция… // «Неприкосновенный запас» 2002, №2(22) - https://magazines.russ.ru/nz/2002/22/kolonic.html

Семинар №11 – Советская Россия и СССР в 1920-30-е гг.

Вопросы:

1. Причины и сущность НЭПа. Итоги НЭПа.

2. Национальная политика большевиков в 1920-е и в 1930-е гг.

3. Коллективизация в СССР: причины и итоги

4. Индустриализация в СССР: источники, методы, итоги

 

Литература:

Фицпатрик Ш. Сталинские крестьяне. Социальная история Советской России в 30-е годы: деревня. Пер. с англ. М., 2001. Глава 2. Коллективизация. С. 61-96.

Кондрашин В. И.В. Сталин и голод 1932-1933 гг. в УССР. Проблема ответственности центра и республиканского руковдоства // Современная российско-украинская историография голода 1932-1933 в СССР. М., 2011. Под ред. В.В. Кондрашина. С. 237-257.

Кульчицкий С. Украинский Голодомор как геноцид // Современная российско-украинская историография голода 1932-1933 в СССР. Под ред. В.В. Кондрашина. М., 2011. с. 107-195.

Ивницкий Н.А. Голод 1932-1933 годов: кто виноват? // Голод 1932-33 г. Сб. ст. М. 1995. С. 43-66.

Грациози А. Великая крестьянская война в СССР. Большевики и крестьяне в 1917-1933 гг. М., 2008. Глава: Советский голод и украинский голодомор. С.66-91.

Грегори, Пол. Политическая экономия сталинизма. М., 2008.

 

Семинар №12 – Советская Россия и СССР в 1920-30-е гг.

Вопросы:

1. Роль иностранного капитала и зарубежных стран в процессах модернизации Советской России

2. Становление командно-административной системы. Политические репрессии, их причины и следствия.

3. Духовная жизнь советского общества в 1920-30-е гг.

4. Внешняя политика СССР накануне войны. Дискуссии о начале Второй мировой войны в исторической науке. События 1939-1940 гг. в Восточной Европе и участие в них СССР.

 

Литература:

Казеннов А.С., Попов М.В. Диктатура пролетариата – сущность советской власти. В.И. Ленин о советской власти как высшем типе демократии // Казеннов А.С., Попов М.В. Советы как форма власти. СПб.: Изд-во Политехн. ун-та. 2013. URL: https://pravouch.com/gosudarstva-prava-teoriya/diktatura-proletariata-suschnost-sovetskoy-26394.html

Терри Мартин. Империя позитивного действия: Советский Союз как высшая форма империализма? // Ab Imperio. 2002. № 2. С. 55-87.

Беседа с автором книги «Россия и русские» британским историком Джеффри Хоскингом. // https://www.svoboda.org/content/transcript/24224996.htm; Лекция Дж. Хоскинга. Судьба русских в СССР // https://www.youtube.com/watch?v=rMvfItUCmhM

Дэвид-Фокс, М. Витрины великого эксперимента. Культурная дипломатия Советского Союза и его западные гости, 1921—1941 годы. М.: Новое литературное обозрение, 2015.

Хлевнюк О.В. Хозяин. Сталин и утверждение сталинской диктатуры. М., 2010.

 

Семинар №13 – Великая Отечественная война

Вопросы:

1. Причины поражений РККА в первые годы войны: кто виноват?

2. Изменения во внутренней политике СССР в годы Великой Отечественной войны.

3. Советский коллаборационизм в годы Второй мировой войны и его современные оценки.

4. Освободительный поход Красной Армии 1944-1945 гг. в оценках отечественных и зарубежных историков

5. Идеологические кампании конца 40-х – начала 50-х гг. как средство укрепления сталинского режима.

 

Семинар №14 – СССР в 1945-1964 гг.

Вопросы:

1. Преодоление социально-экономических последствий войны. Экономические мероприятия при Сталине и Хрущеве.

2. ХХ съезд партии и его значение.

3. «Кризисная» дипломатия Н.С. Хрущева

4. Духовная жизнь советского общества в 1950-1960-е гг. «Шестидесятники».

 

Литература:

Зубкова Е.Ю. Мир мнений советского человека // Отечественная история, 1998, №3 и №4

Пыжиков А.В. Советское послевоенное общество и предпосылки хрущевских реформ // Вопросы истории, 2002, №2, с. 33-43

Пыжиков А.В. Проблема культа личности в годы хрущевской оттепели // Вопросы истории, 2003, №4. С. 47-57.

Рейли Д. Советские бэйби-бумеры. Послевоенное поколение рассказывает о себе и о своей стране. Пер. с англ. Т. Эйдельман. М.: Новое литературное обозрение, 2015.

 

 

Семинар №15 - Нарастание кризиса советской системы в 1960-80-е гг. и попытки их преодоления.

Вопросы:

1. Косыгинская реформа: за и против. Экономическая ситуация в СССР в 1960-1970-е гг.

2. Политическое диссидентство в СССР в период застоя: основные направления критики советского строя

3. Основные направления перестройки советского общества М.С.Горбачева. Была ли альтернатива горбачевским преобразованиям?

4. Обострение межнациональных и региональных проблем в 1980-е гг. Борьба с сепаратизмом в СССР и в постсоветской России.

5. Августовские события 1991 г. и распад СССР. Объективные и субъективные причины распада СССР. Можно ли было сохранить Союз?

 

Литература:

Сахаров А.Д. Памятная записка, 1972. Он же: Конституция Союза Советских республик Европы и Азии (Европейско-Азиатский Союз). URL: https://www.sakharov-archive.ru/

Солженицын А. Сахаров и критика «Письма вождям», 1974. URL: https://solzhenitsyn.ru/proizvedeniya/publizistika/stati_i_rechi/v_izgnanii/saharov_i.pdf

Коэн, Стивен. Можно ли было реформировать советскую систему? - https://scepsis.net/library/id_163.html

Краус, Тамаш. Перестройка и передел собственности в Советском Союзе: политические трактовки и исторические свидетельства - https://scepsis.net/library/id_2612.html

 

Дисциплина «История России», 1 курс, 1 семестр.

Семинар № 1 – Вводное занятие

4. Зачем нужна история? Может ли история быть объективной?

5. Историческая наука и историческая политика. Соотношение этих понятий.

6. «Общая история» как сближающий и разъединяющий фактор в отношениях с соседними государствами (на конкретных примерах: Польша, Украина, Финляндия, страны Балтии и др.)

Семинар №2 – Проблема государственности Древней Руси в отечественной историографии.

5. Был ли феодализм на Руси? Концепции отечественных историков

6. Норманнизм, антинорманнизм и их представители.

7. Причины и последствия распада Киевской Руси.

8. Новгород, Владимиро-Суздаль и Галицко-Волынское княжество: сравнительный анализ политического устройства и причины их возвышения. Мнения отечественных историков.

 

Семинар №3 (17.09.2015) – Формирование централизованного государства в России

5. Монголо-татарское нашествие. Противоречивость его последствий для русских земель. Версии отечественных историков.

6. Роль церкви в процессах централизации русских земель вокруг Москвы. Многоконфессиональность российского общества: когда и почему она возникла?

7. Влияние событий истории зарубежных стран на Россию в XIV – XVI вв.: Византия, Золотая Орда, Османская империя, страны Западной Европы.

8. Возникновение централизованных государств в России и Западной Европе: сравнительных анализ

 

Семинар №4 – От Ивана Грозного до Петра I: социально-экономическое и политическое развитие России в XVI-XVII вв.

5. Опричнина Ивана Грозного в оценках российских и зарубежных исследователей

6. Причины Смутного времени и ее последствия: версии историков

7. Церковный раскол XVII в.: причины и следствия. Реформация в Европе и Никоновская реформа: что общего?

8. Движение России на Восток: присоединение волжских ханств, освоение Сибири и Дальнего Востока, проникновение на Кавказ. Когда в России возникла империя и были ли у России колонии?

Семинар №5 – Время петровских реформ

5. Петровские реформы и личность Петра в оценках историков: pro et contra

6. Россия и Речь Посполитая в XVI-XVII вв. Переяславская рада в оценках историков. Феномен казачества в русской истории. Б. Хмельницкий и его наследники. Мазепа и его роль в истории Украины.

7. Реформы Ивана Грозного и Петра Великого: сравнительный анализ.

8. Историческая альтернатива европеизации России при Петре I.

 

Семинар №6 – XVIII в. в истории России.

6. Причины и механизмы дворцовых переворотов 1725-1762 гг.

7. Просвещенный абсолютизм в России и Европе: сравнительный анализ

8. Движение Е. Пугачева, что это было: крестьянская война, казачий бунт, восстание против крепостничества, революция?

9. Великая Французская революция и Россия.

10. Присоединение Крыма и Причерноморья: политические и социально-экономические последствия

 

Семинар №7 – Поиски путей модернизации России в XIX в.

4. Социально-экономические преобразования в России в первой половине XIX в.: Александр I и Николай I.

5. Реформы Александра II. Противоречивость или последовательность? Итоги реформ в оценках российских историков.

6. Промышленный переворот, начало индустриализации в России, рост банковского капитала, проблема инвестиций: сравнительный анализ в ведущими государствами Западной Европы

 

Семинар №8. – Социально-философские и политические идеи в России

6. Концепция «Москва – Третий Рим»: истоки, реализация и дальнейшая судьба в истории России

7. Монархическая и консервативная идеи в России в XVIII – XIX вв.

8. Русская и панславянская идеи: причины формирования, основные положения и их реализация. Сепаратизм в Российской империи XIX в.

9. Либеральный лагерь: поиски возможностей либерально-демократических преобразований в России в XVIII – XIX вв.

10. Революционно-демократический лагерь и народническое движение.

 

Семинар № 9. – Россия в начале XX в.

6. Витте и Столыпин как реформаторы: сравнительный анализ

7. Программы основных политических партий в России: монархистов, октябристов, кадетов, эсеров и социал-демократов. Отношение политических партий в России к революциям, реформам и Первой мировой войне.

8. Роль Государственной Думы в политической системе России в 1906-1917 гг.

9. Роль России на международной арене в конце XIX - начале ХХ в.: победы и поражения российской дипломатии.

10. Участие России в Первой мировой войне. 1914-1917. Влияние войны на внутриполитическое и экономическое состояние страны.

 

Семинар №10 – Россия в 1917 г. Гражданская война в России.

6. Февральская революция в оценках отечественных и зарубежных историков

7. Почему большевики смогли взять власть?

8. Можно ли было избежать Гражданской войны после прихода к власти большевиков? Периодизация Гражданской войны: возможные варианты. Причины победы красных. Оценки итогов Гражданской войны в отечественной и зарубежной историографии.

9. Военный коммунизм, его причины, сущность и итоги

10. Красный и белый террор: общее и особенное

 

Семинар №11 – Советская Россия и СССР в 1920-30-е гг.

5. Причины и сущность НЭПа. Итоги НЭПа.

6. Национальная политика большевиков в 1920-е и в 1930-е гг.

7. Коллективизация в СССР: причины и итоги

8. Индустриализация в СССР: источники, методы, итоги

 

Семинар №12 – Советская Россия и СССР в 1920-30-е гг.

5. Роль иностранного капитала и зарубежных стран в процессах модернизации Советской России

6. Становление командно-административной системы. Политические репрессии, их причины и следствия.

7. Духовная жизнь советского общества в 1920-30-е гг.

8. Внешняя политика СССР накануне войны. Дискуссии о начале Второй мировой войны в исторической науке. События 1939-1940 гг. в Восточной Европе и участие в них СССР.

 

Семинар №13 – Великая Отечественная война

6. Причины поражений РККА в первые годы войны: кто виноват?

7. Изменения во внутренней политике СССР в годы Великой Отечественной войны.

8. Советский коллаборационизм в годы Второй мировой войны и его современные оценки.

9. Освободительный поход Красной Армии 1944-1945 гг. в оценках отечественных и зарубежных историков

10. Идеологические кампании конца 40-х – начала 50-х гг. как средство укрепления сталинского режима.

 

Семинар №14 – СССР в 1945-1964 гг.

5. Преодоление социально-экономических последствий войны. Экономические мероприятия при Сталине и Хрущеве.

6. ХХ съезд партии и его значение.

7. «Кризисная» дипломатия Н.С. Хрущева

8. Духовная жизнь советского общества в 1950-1960-е гг. «Шестидесятники».

 

Семинар №15 - Нарастание кризиса советской системы в 1960-80-е гг. и попытки их преодоления.

6. Косыгинская реформа: за и против. Экономическая ситуация в СССР в 1960-1970-е гг.

7. Политическое диссидентство в СССР в период застоя: основные направления критики советского строя

8. Основные направления перестройки советского общества М.С.Горбачева. Была ли альтернатива горбачевским преобразованиям?

9. Обострение межнациональных и региональных проблем в 1980-е гг. Борьба с сепаратизмом в СССР и в постсоветской России.

10. Августовские события 1991 г. и распад СССР. Объективные и субъективные причины распада СССР. Можно ли было сохранить Союз?

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-08-22 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: