Приготовление к потопу. Сооружение ковчега (Быт. 6:97:10)




Каин и Авель

Бог предрек, что в мире будет иметь место постоянная борьба между семенем жены и семенем змея.

Начало исполнения этих слов мы видим уже в истории Каина и Авеля, то есть первого поколения людей, родившихся после изгнания прародителей из рая. После грехопадения в мире впервые появляется смерть. Но не Бог посылает ее — она представляет собой плод греха Каина и тем показывает свою сущностную связь с человеческой виной

1 Адам познал Еву, жену свою; и она зачала, и родила Каина, и сказала: приобрела я человека от Господа.

Приобрела я человека — согласно понятию древних, брак скрепляется окончательно лишь рождением сына. Имя Каин значит «приобретение». Этим именем, по мнению толкователей, праматерь назвала своего первенца в том предположении, что он есть тот самый обещанный Богом потомок, от которого им надо ждать Избавителя.

2 И еще родила брата его, Авеля. И был Авель пастырь овец, а Каин был земледелец..

Имя Авель звучит на еврейском “Хибель”, что означает “дуновение”, “пар”, и отсюда – суета, ничтожество или нечто скоропреходящее.

Гроб Авеля доселе указывают недалеко от Дамаска. В Новом Завете Сам Спаситель говорит об Авеле, как о первомученнике, и отличает его названием праведного.

Так назвала Ева своего второго сына, потому что оказалась суетной ее надежда на Каина. И был Авель пастырь овец, а Каин был земледелец. Оба этих занятия почетны. Поскольку мяса в пищу тогда не употребляли, то Авель разводил овец ради молока, шерсти и шкур.

3 Спустя несколько времени, Каин принес от плодов земли дар Господу,

4 и Авель также принес от первородных стада своего и от тука их. И призрел Господь на Авеля и на дар его,

5 а на Каина и на дар его не призрел. Каин сильно огорчился, и поникло лице его.

Здесь мы видим Каина и Авеля в момент поклонения Богу. Бог принимает жертву Авеля и отвергает Каина. Почему?

Предпочтение, оказанное Авелю перед Каином, связано, очевидно, с внутренними мотивами их жертв (Евр. 11:4). Следовательно, причина заключалась в силе веры двух братьев: Авель предложил Богу свою жертву с сокрушением сердечным и с верой, а Каин готовил свои плоды с небрежностью, без мысли о Боге.

Кроме того, обращают внимание, что Каин просто принес «плоды земли», тогда как Авель принес от первородных стада своего и от тука их, то есть принес Богу лучшую часть того, что имел. Таким образом, Бог осудил не саму жертву Каина, а его отношение.

Однако как Бог обнаружил Свое благоволение жертве Авеля и отвержение жертвы Каина? Отвечая на этот вопрос, уже древние толкователи высказали предположение, что знамением принятия жертвы мог быть огонь, посланный с неба на жертву. Это мнение, как указывает блаженный Иероним, явно выражено у Феодотиона, который Быт. 4:4б-5а переводит следующим образом: «И ниспослал Господь огонь в сторону Авеля, на его жертву, а в сторону Каина и его жертвы не ниспослал огня».

Когда Каин обнаружил, что Бог отверг его жертву, он сильно огорчился. Буквально это выражение можно перевести как «стал очень горяч» или «сильно разозлился», то есть гнев как бы сжигал его.

6 И сказал Господь [Бог] Каину: почему ты огорчился? и отчего поникло лице твое?

7 если делаешь доброе, то не поднимаешь ли лица? а если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит; он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним.

Бог пытается вразумить Каина. Он будто говорит: если ты делаешь добрые дела, то твое лицо не должно быть поникшим. Если будешь поступать против правды, то грех, который затаился в засаде, может наброситься на тебя. Таким образом, Бог предлагает

Каину не подчиняться греху, но господствовать над ним.

8 И сказал Каин Авелю, брату своему: [пойдем в поле]. И когда они были в поле, восстал Каин на Авеля, брата своего, и убил его.

Здесь описано само убийство Авеля. Оно происходит в поле — так в Библии обозначается отдаленное место, где нет людей (Втор. 22:25-27). Каин отказывается признать свою неправоту, горечь обиды переполняет его, он хочет как бы силой вырвать небесное благословение, устраняя соперника. Авель становится прообразом страждущего праведника. Это одна из главных черт трагической истории падшего человека: праведник в этой жизни почти неизбежно испытывает на себе силу зла.

В повествовании о братоубийстве присутствует и тема искупления, так как в смерти праведного Авеля мы находим прообраз судьбы Христа, Который также невинно умрет из-за людского греха.

9 И сказал Господь [Бог] Каину: где Авель, брат твой? Он сказал: не знаю; разве я сторож брату моему?

Бог, спрашивая Каина о брате, дает ему возможность признать свою вину. Но Каин пытается скрыть от Бога свое преступление. Более того, его слова: разве я сторож брату своему? — показывают, что Каин возмущен вопросом Бога.

10 И сказал [Господь]: что ты сделал? голос крови брата твоего вопиет ко Мне от земли;

11 и ныне проклят ты от земли, которая отверзла уста свои принять кровь брата твоего от руки твоей;

12 когда ты будешь возделывать землю, она не станет более давать силы своей для тебя; ты будешь изгнанником и скитальцем на земле.

Слова проклят ты от земли более правильно перевести как «проклят ты больше земли». То есть Каин осужден так же, как и змей, тем более что грех Каина сделал его потомком змея или диавола. Кроме того, наказание Каина заключается в том, что он не сможет жить на одном месте, но обречен на скитания во все дни своей жизни.

13 И сказал Каин Господу [Богу]: наказание мое больше, нежели снести можно;

14 вот, Ты теперь сгоняешь меня с лица земли, и от лица Твоего я скроюсь, и буду изгнанником и скитальцем на земле; и всякий, кто встретится со мною, убьет меня.

15 И сказал ему Господь [Бог]: за то всякому, кто убьет Каина, отмстится всемеро. И сделал Господь [Бог] Каину знамение, чтобы никто, встретившись с ним, не убил его.

Выслушав приговор Бога, Каин не раскаялся, но сильно испугался. Он решил, что кто-то убьет его. Однако Бог запрещает месть и потому обещает, что не допустит этого. Суть данного обещания сводится к следующему: любому, кто убьет Каина, отмстится всемеро. Семь — символическое число, означающее полноту. Потому всякий, кто убьет Каина, поплатится своей жизнью.

Чтобы люди знали, что нельзя убивать Каина, Бог сделал на нем какой-то знак. Что именно это был за знак, мы не знаем. Но он служил двоякой цели: предупреждал, что Каина нельзя убивать, а с другой стороны, играл роль позорного клейма. Теперь все, кто видел Каина, знали, что этот человек совершил первое убийство.

16 И пошел Каин от лица Господня и поселился в земле Нод, на восток от Едема.

17 И познал Каин жену свою; и она зачала и родила Еноха. И построил он город; и назвал город по имени сына своего: Енох.

18 У Еноха родился Ирад [Гаидад]; Ирад родил Мехиаеля [Малелеила]; Мехиаель родил Мафусала; Мафусал родил Ламеха.

17 Имя Ламех означает “могущественный”, “сильный”. О нем первом упоминается в Священном Писании, как о лице, имевшем двух жен (Ада и Цилла). По всей видимости Ламех боится отмщения за введение многоженства, когда произносит свою знаменитую угрозу. По свидетельству Иосифа Флавия Ламех имел семдесят семь сыновей.

19 И взял себе Ламех две жены: имя одной: Ада, и имя второй: Цилла [Селла].

20 Ада родила Иавала: он был отец живущих в шатрах со стадами.

21 Имя брату его Иувал: он был отец всех играющих на гуслях и свирели.

22 Цилла также родила Тувалкаина [Фовела], который был ковачом всех орудий из меди и железа. И сестра Тувалкаина Ноема.

23 И сказал Ламех женам своим: Ада и Цилла! послушайте голоса моего; жены Ламеховы! внимайте словам моим: я убил мужа в язву мне и отрока в рану мне;

Потомки Каина. Каин еще далее уходит от Бога и основывает цивилизацию. И построил он город — то, что начатки цивилизации создают потомки Каина, указывает на ее богоборческий характер. И сказал Ламех женам своим —если за Каина отмстится всемеро, то за Ламеха в семьдесят раз всемеро.

песнь Ламеха, который был седьмым потомком Адама по линии Каина. В его лице человечество достигает крайней степени развращения. У каинитов появляется многоженство. Зло и жестокость возрастают среди людей. Я убил мужа в язву мне. Повидимому, означает: «в отмщение за рану, мне нанесенную». Таким образом, Ламех из-за ничтожной обиды убивает человека, при этом хвалится и с лагает гимн об этом преступлении. Сыновья Ламеха основывают ремесла. В указанных видах деятельности ничего предосудительного нет, однако потомки Каина преуспели в мирских делах потому, что забыли Бога и полностью посвятили себя своему роду занятий.

Вопрос о жене Каина. Нужно учитывать, что Каин, Авель и Сиф — не единственные дети первых родителей. Священное Писание упоминает, что у Адама и Евы были еще другие дети, как дочери, так и сыновья: и родил он сынов и дочерей (Быт. 5:4). Правда, об этом говорится после того, как было сказано, что Каин познал жену свою (ср.: Быт. 4:17). Однако время, в котором упоминается о жене Каина, дает право предполагать, что у Адама тогда уже имелось многочисленное семейство с сыновьями и дочерьми, потому что на тот момент ему уже было 130 лет. Мы это видим из следующего.

И познал Адам еще [Еву,] жену свою, и она родила сына, и нарекла ему имя: Сиф, потому что, [говорила она,] Бог положил мне другое семя, вместо Авеля, которого убил Каин.

Когда Сиф родился, Ева сказала: Бог положил мне другое семя, вместо Авеля, которого убил Каин (Быт. 4:25). Сиф родился, следовательно, вскоре после смерти Авеля, а в 5-й главе говорится, что, когда это случилось, Адаму было 130 лет — это позволяет думать, что уже в этом возрасте у первой четы были не только сыновья, но и дочери. Уверенность в истинности такого заключения возрастает, если указать на получение Адамом благословения от Бога: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю (Быт. 1:28), которое непременно должно было исполниться в ближайшее время. Напротив, считать, что Адам и Ева за 130 лет супружеской жизни родили только двух детей (Каина и Авеля), равносильно признанию проблем с деторождением у людей, физическая природа которых, несмотря на грехопадение, в значительной степени еще имела следы первозданного совершенства.

Почему же Библия не рассказывает о других сыновьях и дочерях Адама? Ответ очевиден: священные авторы упоминают всегда лишь самые важные факты и события, а также имена лишь тех лиц, история которых имеет особенное значение. Поэтому Библия не дает нам ни имен дочерей Адама, ни списка всех его детей. Она сообщает нам лишь о Каине — первенце Адама и Евы, но также и первом убийц е и основателе богоборческой цивилизации, об Авеле — первом праведнике, невинно пострадавшем за то, что сподобился милости Божией, и о Сифе — наследнике благословения, из потомства которого должен был произойти Тот, Кто «будет поражать змея в голову» (Быт. 3:15). О других детях Адама священный автор не считает нужным говорить, тем более что потомство их все равно погибло в водах потопа. Кроме того, в родословиях Библии вообще редко представлены женщины, что объясняется патриархальными взглядами.

26 У Сифа также родился сын, и он нарек ему имя: Енос; тогда начали призывать имя Господа [Бога].

Быт. 4:25-26. Сиф и Енос. Хотя зло и распространяется в мире, но оно не целиком завладевает человечеством. Говорится о рождении у Адама и Евы Сифа, который становится родоначальником благочестивого племени. Именно от Сифа произойдут праведник Енох, который будет «взят на небо», праведный Ной, благодаря коротому не исчезнет род человеческий, и, наконец, Спаситель наш Иисус Христос. В то же время имя Енос буквально означает «слабый», чем подчеркивается мысль о слабости человеческой природы. Тогда начали призывать имя Господа. При таком переводе эта фраза означает, что в потомстве Сифа начинается поклонение Богу, богослужение. Однако многие толкователи, к числу которых относится святитель Филарет (Дроздов), считают, что нужно переводить: «тогда начали называться по имени Господа» [14, с. 151], то есть по имени Яхве. Такое чтение содержится в переводе Акилы. Это означает, что благочестивые потомки Сифа стали именоваться «сынами Яхве».

Потоп (Быт. 6–8)

В рассказе о потопе отражены три важнейшие истины:

1) наказание нечестия;

2) спасение праведника;

3) спасение мира и человечества через праведника.

8.1. Причины потопа (Быт. 6:18)

Основными причинами потопа Библия называет смешение сынов Божиих с дочерьми человеческими и умножение зла и нечестия на земле (Быт. 6:2,5). В отношении сынов Божиих и дочерей человеческих среди отцов Церкви и экзегетов встречается два мнения:

1) В Александрийском кодексе перевода LXX здесь стоит словосочетание «Ангелы Божии», а в Книге Иова (1:6; 2:1; 38:7) Ангелы называются сынами Божиими. На этих основаниях многие древние отцы (святой Иустин, Афинагор, Тертуллиан, Ориген и последователи александрийской традиции), а также раввины полагали, что священный автор говорит здесь о падших ангелах, которые вступили в связь с земными женщинами. Причем саму эту связь понимают неодинаково. Одни (в основном древние) считают, что речь идет в буквальном смысле о незаконных супружеских отношениях между духами (ангелами) и земными женщинами, от которых даже родились странные существа, названные исполинами. Однако такое буквальное понимание противоречит учению о духовной природе Ангелов (как светлых, так и падших), а также словам Христа о том, что Ангелы «не женятся» (Мф. 22:30). Другие (автор книги Еноха и некоторые толкователи Нового времени) и вовсе видят здесь чистую аллегорию: брачный союз в библейской символике нередко обозначает союз религиозный, поэтому брак с духами может быть истолкован как символ измены людей Богу и установления ими преступного союза с духами, то есть возникновение язычества и магии. Слова же о рождении детей от подобных брачных союзов в таком случае интерпретируются как указание на культовую проституцию, которая была присуща многим древним религиям и связана с идеей плодородия.

2) Толкователи антиохийской традиции (святитель Иоанн Златоуст, блаженный Феодорит), а также блаженный Августин, блаженный Иероним, преподобный Ефрем Сирин считают, что сыны Божии — потомки Сифа, то есть представители благочестивого рода, тогда как дочери человеческие- потомки Каина. В таком случае здесь идет речь о брачных взаимоотношениях между родами, естественных по своей природе, но преступных с моральной точки зрения.

Главный аргумент в пользу данного толкования — ссылка на Быт. 4:26, где говорится о ближайших потомках Сифа. Конец этого стиха буквально переводится: «...тогда люди стали называться именем Яхве» (такой перевод дается у архимандрита Макария (Глухарёва) и у многих комментаторов). Эти слова хорошо согласуются с наименованием потомков Сифа сынами Божиими в начале 6-й главы Книги Бытие. Также в Библии наименование сыны Божии нередко прилагается к благочестивым людям (Втор. 14:1; Пс. 72:15; Рим. 8:19). Вследствие этих противозаконных браков сифитов и каинитов сильно умножилось зло на земле, что в итоге побудило Бога к почти поголовному истреблению греховного человечества. В словах же сыны Божии увидели дочерей человеческих, что они красивы используется та же грамматическая конструкция, что и в предложении: И увидела жена, что дерево хорошо для пищи (Быт. 3:6). Это позволяет толкователям сделать вывод, что в смешении «сынов Божиих» с «дочерьми человеческими» проявился тот же мотив (похоть плоти), что в грехопадении прародителей. Таким образом, более обоснованным представляется толкование, что сыны Божии — потомки благочестивого Сифа. Быт. 6:3. И сказал Господь: не вечно Духу Моему быть пренебрегаемым человеками, потому что они плоть.

Пренебрежение к Духу Божию — игнорирование Божественных законов и моральных норм. Человек, который ведет себя так, словно не имеет Духа Божия, подобен животному. Он как бы отвергает то дыхание жизни, благодаря которому получил жизнь от Бога.

Не случайно LXX перевели эту фразу так: «не вечно Духу Моему пребывать в людях». Пусть будут дни их сто двадцать лет. Выражение это нельзя понимать как ограничение возраста человека, так как даже после потопа люди жили до 500 лет (Быт. 11).

По мнению экзегетов, 120-летний период назначается здесь для покаяния развратившегося человечества. Быт. 6:4. В этом стихе говорится о б исполинах, причем используется термин "нефилйм", который в Масоретском тексте Ветхого Завета повторно встречается только раз — в Чис. 13:34. Из Быт. 6:4а следует, что «нефилйм» существовали на земле еще до момента противозаконных браков между сифитами и каинитами, но вследствие таких браков количество исполинов увеличилось.

Предлагается три варианта интерпретации этого термина.

1) Некоторые толкователи видят здесь полемику с месопотамскими представлениями. Если в Быт. 6:1-2 говорится о греховном союзе с падшими духами, то исполины в таком случае — это обоготворенные цари языческой древности, прославленные в легендах и мифах.

Например, месопотамский царь Гильгамеш изображен как «на две трети бог, на одну треть человек». Недостатки такого толкования — интерпретация сынов Божиих в качестве ангелов и сообщение Библии, что исполины жили до возникновения противозаконных браков.

2) В греческом переводе LXX этот термин переведен как γίγαντες (то есть «гиганты»), точно так же и в Вульгате (gigantes). Следовательно, и LXX толковников, и блаженный Иероним видели в «нефилим» людей высокого роста и мощного телосложения. Подобную мысль высказывает и святитель Иоанн Златоуст: «Исполинами, думаю, называет здесь Божественное Писание людей сильных телом» [8, с. 207].

Можно полагать, что наличие на земле гигантов при таком толковании термина «нефилим» было обусловлено теми же факторами, что и долголетие патриархов,— следствием первоначального совершенства человеческого бытия, которое в процессе истории все более утрачивалось в связи с умножением греха. Причем исполинами были не только нечестивые, но и благочестивые люди. В этом случае несложно объяснить тот факт, что и после потопа среди потомков Ноя были исполины, в частности, таковыми Писание называет сынов Енаковых, которых так испугались израильские соглядатаи (Чис. 13:34). Впоследствии сыны Енаковы переселились на территорию филистимлян (Нав. 11:22), и из них, как полагают, происходил высокорослый Голиаф.

3) Как указывает святитель Филарет (Дроздов), уже в некоторых древних переводах присутствовал иной взгляд на «нефилим». Так, Акила перевел указанный термин как έπιπίπτοντες («нападающие»), а Симмах — βίαιοι («насильники») [см.: 14, с. 164]. Анализируя еврейское слово «нефилим», комментаторы предполагают, что оно происходит от глагола ЬЭЗ (нафал), что значит «падать». Таким образом, исполины — это люди, которые сами нравственно пали и заставляли падать других людей, соблазняли и развращали их.

Некоторые называют их также тиранами, которые сознательно попирали всякую правду и способствовали умножению на земле беззакония. Что касается судьбы исполинов, то при любом из трех толкований ясно, что все «нефилим» погибли в водах потопа. И хотя впоследствии на земле были и высокорослые богатыри, и тираны, и беззаконные соблазнители, но Библия, кроме указанного Чис. 13:34, более не использует термин «нефилим».

В Быт. 6:5. Говорится о том, что человек наполнил землю злом и насилием. Обращают внимание на фразу: все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время. Это указывает на то, что испорчены сердца людей, то есть источник их чувств, намерений и действий.

Быт. 6:6. И раскаялся Господь — антропоморфное выражение, которое не следует понимать буквально. Глагол раскаялся в данном контексте означает «огорчился, опечалился». Выражение указывает на печаль Бога о том, что человек не исполнил свое предназначение.

Быт. 6:7-8. Бог выносит Свой приговор: Он решает уничтожить всех живых существ, так как грех человека затронул весь мир. Ной же обрел благодать пред очами Господа. Это не означает, что Ной в какой-то момент обрел благодать Божию, но он постоянно пребывал в ней, это было его состояние. Само имя Ной (евр. Hoax) означает «покой, отдых».

Приготовление к потопу. Сооружение ковчега (Быт. 6:97:10)

Быт. 6:9. Ной ходил пред Богом.

Ной, как и Енох, на протяжении всей жизни имел страх Божий и память о Боге.

Быт. 6:11-13. В этом фрагменте 4 раза используются производные формы одного и того же глагола (шахат — «портить, губить, разрушать»), которые соответственно переводятся как «растлилась», «растленна», «извратила», «истреблю». Таким образом, когда в стихе 11-м говорится, что земля растлилась пред лицом Божиим, это буквально означает, что земля уничтожена, разрушена людьми. И когда Господь говорит: Я истреблю их с земли, это значит, что Господь уничтожит людей из-за того, что люди уничтожили творение Бога. Следовательно, наказание Божие адекватно греху людей.

Быт. 6:14-16. Сделай себе ковчег. Еврейское слово (тева — «ковчег») в Библии используется еще только 1 раз, в Исх. 2:3, где оно обозначает корзину, в которую Иохаведа положила Моисея, прежде чем пустить его по водам Нила. И это не случайное совпадение, так как оба ковчега спасли людей от воды. Внутри ковчега было три палубы. Иудейская традиция толкует это так: помещения верхнего уровня предназначались для людей, среднего — для животных, нижний уровень — для отходов. Также Бог велит положить крышку над ковчегом, приподняв ее на локоть[24].

Таким образом, по всему периметру ковчега было сделано отверстие, в которое проникал свет и свежий воздух. Учитывая размеры ковчега — 135x22,5x13,5 м, трудно вообразить, что взятые в него животные были представителями всей фауны Земли. Речь, по-видимому, идет только о существах, необходимых человеку.

Быт. 6:18. Но с тобою Я поставлю завет Мой: и войдешь в ковчег ты, и сыновья твои, и жена твоя, и жены сынов твоих.

Здесь впервые используется термин «завет» (евр. берйт, греч. διαθήκη), хотя в Книге пророка Осии (6:7) говорится, что Завет существовал уже в Эдеме. Завет означает союз между двумя сторонами, включающий в себя определенные обязательства для каждой из сторон и наказания в случае неисполнения этих обязательств. Завет Бога с Ноем, по мнению толкователей, имеет сокровенный смысл. Под образом сохранения дома Ноя Бог обещал благодатное чрез его племя избавление всего рода человеческого. По изъяснению апостола Петра, ковчег Ноев был прообразом Церкви, спасающей нас благодатными водами крещения (1 Пет. 3:20-22).

Быт. 7:1-3. Господь велит Ною взять с собой по семь чистых животных и одной паре нечистых. Неясно, каким образом Ной различал чистых и нечистых животных, ведь постановления об этом появились намного позже. Златоуст так отвечает на этот вопрос: «Бог, давший Ною такое повеление, Сам сообщил ему познание об этом различии» [8, с. 235].

Скорее всего, чистыми во времена Ноя могли считаться животные, которых использовали для жертвоприношений; в связи с этим большее количество чистых животных необходимо было для того, чтобы принести часть из них в жертву после потопа (как потом Ной и поступил: Быт. 8:20). В пользу такого понимания косвенно говорит и само нечетное количество чистых животных; как указывает Златоуст, Господь «повелевает ввести в ковчег “седмь седмь” от каждой породы птиц, чтобы, по прекращении потопа, праведник мог и выказать свое расположение, и не повредить пар птиц и прочих животных» [8, с. 236].

Святитель Филарет (Дроздов) приводит предположение толкователей, согласно которому из семи чистых животных каждого вида три пары были предназначены для продолжения рода и одно для жертвоприношения [см.: 14, с. 177178].

Кроме того, так как Господь после потопа разрешит употреблять мясо животных в пищу, то повеление взять большое количество чистых животных в ковчег можно рассматривать как заботу Бога о том, чтобы у Ноя и его семьи в будущем было достаточно мяса для пищи.

Быт. 7:4. Говорится, что дождь будет идти сорок дней. Это символическое число, которое означает завершенный период испытаний (сорок лет странствования по пустыне, сорок дней пребывания Христа в пустыне).

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: