Известны библиотеки «глиняных книг на разных языках». Особое значение имела громадная библиотека Ашшурбанапала в Ниневии.




В XXIV в. до н. э. появляются первые известные нам пространные тексты, написанные на шумерском языке.

Аккадский язык засвидетельствован в Южной Месопотамии начиная с первой половины III тысячелетия до н. э., когда носители этого языка заимствовали от шумеров клинопись и стали широко пользоваться ею в своей повседневной жизни. В последней четверти III тысячелетия до н. э. были составлены древнейшие двуязычные (шумеро-аккадские) словари.

Шумерская письменность была заимствована другими народами (эблаитами, эламитами, хурритами, хеттами, урартами) и к середине II тысячелетия до н. э. вся Передняя Азия стала пользоваться шумеро-аккадским письмом. Аккадский язык превратился в международный язык общения.

Основным материалом для письма в Месопотамии была глина. Поскольку в Месопотамии не было леса, обжигу подвергались лишь наиболее важные тексты (царские надписи, экземпляры произведений, предназначенные для хранения в библиотеках). Огромное большинство табличек просто сушили на солнце.

В клинописном наследии выделяются тексты различных жанров:

· Произведения мифологического содержания, повествующие о делах богов

· Эпические легенды о героях и царях;

· Плачи о великих катастрофах;

· Надписи царей, прославляющие их деяния;

· Хроники и царские списки, в которых месопотамцы стремились зафиксировать историю страны и представить ее преемственность;

· «научные» тексты по всем отраслям знания

· Тексты ритуального содержания – заклинания, записи ритуалов, гимны, молитвы, плачи;

· Любовная лирика;

· Дидактические и философские произведения –литература мудрости, говорящая о судьбе и выборе человека в мире;

· Сочинения с политической тенденцией;

· Сказки, басни, пословицы и поговорки

Главными центрами грамотности были школы при дворцах и храмах. Они назывались «дома табличек ». В высшие специальные училища принимали только грамотных людей. Здесь изучали ритуал, астрономию, природоведение, медицину.

Известны библиотеки «глиняных книг на разных языках». Особое значение имела громадная библиотека Ашшурбанапала в Ниневии.

Вавилонская наука была наиболее развитой на Ближнем Востоке. Вавилонская астрономия и астрология достигли особенных успехов. Целью астрономии древности являлось установление «ритма жизни» небесных светил (которые считались великими божествами).

Точность наблюдений вавилонских астрономов была высока. Сейчас мы пользуемся месопотамскими названиями планет в античном переводе: например, планета Венера так называется только потому, что римляне так перевели вавилонское название этой планеты – Иштар (богиня любви в Вавилонии). Месопотамцы ввели также деление неба на 12 зодиакальных созвездий и их названия. Счет времени по шестидесятиричной системе (секунды, минуты, часы) тоже заимствован у шумеров.

Еще в начале III тыс. до н. э. вся Месопотамия перешла на лунные календари.

 

Математика носила сугубо прикладной характер. Составлялось вычислительные таблицы на все случаи жизни, которые заучивались наизусть. Большое внимание уделялось геометрическим задачам; они находили применение при выполнении землемерных и ирригационных работ. Только при решении уравнений вавилонская математика и переходила на «теоретический» уровень.

Вавилонская математика была не «абстрактно-логической» а «опытной» наукой»: если на практике было известно, что такой-то способ вычислений дает приблизительно правильный результат, то его логическое обоснование никого не интересовало (что, зачастую приводило к математическим ошибкам).

 

Медицина в Вавилонии развивалась в двух направлениях – разработка целительной магии и гаданий и развитие настоящих фармацевтических знаний и врачебных приемов. Характерной особенностью Месопотамии было то, что эти сферы оказались обособленными.

Постепенно настоящее лекарское искусство исчезло, уступив место знахарству, использовавшему заклинания. Причины:

· Лекари во II тыс. до н. э. перешли к механическому заучиванию и применению рецептов, отказавшись от обследования больных и проверки старых и новых лекарств.

· Суровое наказание за врачебную ошибку (смерть или увечье больного). Знахари такой ответственности не несли.

 

Искусство Месопотамии наиболее знаменито:

· Скульптурой (статуи царей и быкоподобных добрых демонов-защитников, крылатых шеду, рельефы). Портреты Саргона

· Фресками

· Рельефами. Ассирийские рельефы изображали походы, захват городов (Рельефы дворца Ашшурбанапала в Ниневии. Изображение раненого льва)

· Архитектурой. Особенную известность приобрели сооружения Вавилона времени Навуходоносора II: Вавилонская башня – храм Мардука Этеменанки, висячие сады на искусственных «горах», Дорога Процессий и Ворота Иштар.

· Литература:

 

Эпическая литература.

«Эпос о Гильгамеше»

Из литературных произведений эпического характера надо отметить шумерские «былины» о правителях». На базе ранних эпических преданий в конце III – начале II тыс. до н. э. был создан знаменитый аккадоязычный «Эпос о Гильгамеше».

 

Литература мудрости

Человек Средневековья пытался искать или осуществлять заранее заложенный в его жизни смысл – способ служения внешнему надчеловеческому началу. Человек Древнего Востока сам наделял свое существование смыслом по своей собственной воле, на свой собственный страх и риск. Поэтому проблема выбора системы ценностей и поведения стояла перед людьми Древнего Востока особенно остро.

Постановке, обсуждению и решению этой проблемы была посвящена литература мудрости, включающая назидательные рассказы, поучения, диалоги «о жизни», т. е. социальную и политическую публицистику.

Примеры:

«Эпос о Гильгамеше».

«Эпос о Гильгамеше» утверждает ценность «товарищеского» гедонизма. Если в начале эпоса Гильгамеш – эгоцентрик, думающий только о своих развлечениях и власти, то,узнав дружбу, он решает поставить свою силу на службу людям и своей славе. Пережив друга, он узнает страх смерти и думает лишь об избавлении от него, а так как это невозможно, остается одно: жить вопреки смертному страху, не питая надежд и гордясь делами, совершенными им для людей. Суть «Эпоса о Гильгамеше», обеспечившая ему славу у месопотамцев, оказывается проста: человеку не стоит чересчур бояться богов и склоняться перед их властью; лучший удел – беречь и охранять свою и чужую жизнь; единственное доступное человеку благо заключено в собственных радостях и добрых делах, совершенных для других людей.

Вавилонские «теодицеи»

Основная проблема – богооправдание. Возникла одновременно с распространением концепции, согласно которой все боги попечительны и справедливы. Возник вопрос: почему тогда в мире так много зла? Почему праведники страдают? Авторы дают следующие оправдания Богам:

· Высшие, недоступные человеку замыслы

· Человек мог не заметить, что нарушил требование богов

В этом ключе написаны поэмы о невинных страдальцах: «Муж со стенанием…» и «Человек и его бог », «Мудрый муж, постой, я хочу сказать тебе…» (так называемая «Вавилонская теодицея»).

Особой популярности эти ответы не получили. Уже с середины II тыс. д.н.э. вновь преобладают старые представления о Богах.

«Диалог Господина и раба»

Это вершинное произведение «литературы мудрости», распространенное и переписывавшееся в конце II–I тыс. до н. э.

Финал «Диалога господина и раба» таков: раб-рассудок, доведенный до отчаяния неразрешимыми противоречиями мира, советует покончить с собой, господин-воля категорически не желает следовать этому совету и уже готов уничтожить рассудок, чтобы тот не мешал ему жить своим отчаянием, т. е. впасть в радостное безумие, коль скоро разум несет такую скорбь («раб, я тебя убью, отправлю первым!»), – но тут же выясняется, что без рассудка тоже не выживешь («а господин мой меня хоть на три дня переживет ли?»). В итоге следует простое и предельно ясное заключение: «Во многой мудрости впрямь много печали, головой весь мир не охватишь, но жить-то надо, а значит, надо жить с головой»

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-02-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: