Методика логопедического обследования.




Дети при условии правильного речевого воспитания и при отсутствии органических нарушений центрального и периферического речевого

аппарата правильно произносят все звуки родного языка. Тем не менее,

звукопроизношение детей с речевой патологией претерпевает значительные изменения.

Для обследования звукопроизношения подбираются слоги, слова и предложения с основными группами звуков русского языка, которые могли искажаться, заменяться, смешиваться: а) гласные звуки, б) согласные звуки (свистящие, шипящие, аффрикаты, соноры, звонкие, глухие, твердые и мягкие). По каждой группе звуков детям предлагается произнести заданный звук сначала изолированно, затем в слогах, словах.

Следующим этапом логопедического обследования является выяснение уровня развития фонематического слуха. С этой целью детям предлагаются специальные задания, направленные на выяснение умения определять наличие звука в слове. Слова подбираются так, чтобы заданный звук находился в различных позициях (в начале, в середине и в конце слова), чтобы наряду со словами, включающими данный звук, в задании были слова

без этого звука и со смешиваемыми звуками. Это позволяет в дальнейшем установить степень смешивания как далеких, так и близких звуков. (Например, для определения наличия в слове звука [р] предлагаются следующие слова: рак, лак, морковь, парк, порт).

Если у ребенка выявляются явные трудности в воспроизведении слов, сложных по слоговой структуре и звуконаполняемости, то необходимо предложить ему воспроизвести ряд слогов, состоящих:

а) из разных гласных и согласных звуков;

б) из разных согласных, но одинаковых гласных звуков;

в) из разных гласных, но одинаковых согласных звуков;

г) из одинаковых согласных и гласных звуков, но с разным ударением;

д) отстучать ритмический рисунок слова [10, с. 21].

Далее логопед обследует словарь детей. В процессе обследования словаря выясняется объем предметного, глагольного словаря и словаря

признаков. Сюда необходимо включать слова, обозначающие предметы и их части, домашних и диких животных и их детёнышей, профессии людей и т. д.; глаголы, обозначающие действие предметов, их состояние, чувства, эмоции, различные явления; прилагательные, обозначающие различные качества, величину предметов, цвет, форму, вкус; прилагательные, указывающие на материал, из которого сделаны предметы, сезонность, обобщающие признаки и др.

При обследовании словарного запаса детям даются задания,

направленные на нахождение (показ) детьми предметов и действий; объединение предметов в группу; самостоятельное называние детьми показанных предметов, действий, явлений, признаков и качеств и т. д.

В процессе обследования словаря важно также выяснить, умеет ли ребенок образовывать новые слова различными способами.

Обследование грамматического строя речи включает в себя задания, направленные на овладение детьми всеми типами склонения

существительных, т. е. правильно ли ребёнок употребляет существительные, прилагательные во всех падежах единственного и множественного числа, формирует падежные окончания, правильно использует предлоги, согласовывает существительные с прилагательными и числительными.

При обследовании связной речи выясняется, как ребенок может составить рассказ по картине или серии картин, пересказ, описание по представлению. Подбирая сюжетные картинки для составления рассказа, необходимо учитывать, чтобы их содержание было доступно детям, связано с жизнью детского сада, с окружающей действительностью.

Предлагая детям пересказать текст, логопед выявляет, насколько внимательно дети умеют слушать, правильно ли понимают содержание, запоминают последовательность изложения. Подбирая тексты для пересказа, надо следить, чтобы их содержание было простым и понятным, имело четко выраженную структуру.

Все полученные данные о состоянии речевого развития ребенка должны быть всесторонне проанализированы с опорой на достаточно большое количество примеров детской речи и на динамическое наблюдение. Необходимо обращать внимание на выявление имеющихся у ребенка потенциальных возможностей, на которые можно опираться при дальнейшей организации логопедической работы. Всесторонний анализ и оценка речевой деятельности обследуемого ребенка дают возможность отобрать наиболее

эффективные пути и методы коррекционной работы.

Все собранные данные в процессе логопедического обследования записываются в речевую карту.

Вопросы для самоконтроля.

1. Опишите основные задачи логопедического обследования.

2. Охарактеризуйте принципы логопедического обследования детей.

3. Раскройте содержание этапов логопедического обследования детей.

4. Охарактеризуйте методику логопедического обследования.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: