Высшим представительным и законодательным органом Франции является бикамералъный парламент. Двухпалатность имеет длительные традиции. Начиная с Великой французской революции 1789 г. однопалатный парламент существовал только в течение двух периодов: с 1790 по 1795 г. и с 1848 по 1851 г. Общественную поддержку двухпалатность получала на двух референдумах в 1946 и 1969 гг.
Нижняя палата - Национальное собрание - рассматривается как орган общенационального представительства. Оно включает 577 депутатов, избираемых сроком на пять лет на основе всеобщего и прямого голосования. Верхняя палата - сенат - представляет интересы территориальных коллективов. Члены сената избираются сроком на девять лет путем косвенных выборов создаваемыми в департаментах коллегиями, включающими депутатов всех уровней, кроме коммуны, избранных на территории департамента, и представителей муниципальных советов коммун, находящихся на территории департамента. Сенат представляет интересы территориальных коллективов. Причем каждые три года сенат обновляется на одну треть.
Палаты фактически обладают одинаковой компетенцией, различия касаются лишь законодательного процесса, а также сферы парламентского контроля. Глава государства обладает правомочиями по роспуску только нижней палаты. Сенат не может быть распущен. Председатель Национального собрания избирается на срок полномочий палаты. Председатель сената избирается после каждого обновления состава палаты. Он занимает третье место после президента и премьер-министра в должностной иерархии государства. В случае, когда пост президента становится вакантным, председатель сената становится временным президентом страны.
|
Организация деятельности палат парламента подробно регулируется органическими законами. Внутреннее устройство сената и Национального собрания, процедуры их деятельности устанавливаются самими палатами в собственных регламентах на основе конституционных норм и положений органических законов. Регламенты палат контролируются Конституционным советом, призванным обеспечивать соблюдение Конституции и осуществлять конституционный надзор.
В палатах парламента образуются парламентские фракции. Минимальное число членов, необходимое для образования фракции, для сената - 15 членов, для Национального собрания - 20 депутатов. Рабочими органами палат являются постоянные и временные специальные комиссии, а также комиссии по контролю и проведению расследований. В каждой комиссии образуются бюро, в которых должны быть представлены все партийные фракции.
По закону специальные комиссии должны создаваться для рассмотрения конкретного законопроекта, однако в парламенте сложилась иная практика: законопроекты рассматриваются в постоянных комиссиях.
Палаты могут для рассмотрения разногласий создавать смешанные паритетные комиссии.
Парламент принимает три вида законов: конституционные (по изменению Конституции), органические (по указанным в Конституции вопросам) и обычные.
Правом законодательной инициативы обладают парламентарии и правительство. Обычно законы проходят три чтения, их подготовку осуществляет комиссия палаты. Закон будет принят в случае одобрения обеими палатами в идентичном виде. Если этого не происходит, то проект рассматривается палатами до тех пор, пока не будет выработан единый текст.
|
Принятые парламентом законы должны быть в течение 15 дней подписаны президентом. Если он не согласится с каким-либо положением закона, то вправе потребовать его повторного обсуждения. Если закон будет принят повторно в прежней редакции абсолютным большинством голосов, президент обязан его подписать. Любой законопроект может быть передан президентом в Конституционный совет для проверки соответствия его Конституции Франции.
Чаще всего между Национальным собранием и правительством существует политическое согласие по основным вопросам национальной политики, парламентский контроль ограничен. Тем не менее в ряде случаев парламент может создавать комиссии по расследованию, обращаться с вопросами к министрам, а также выразить правительству недоверие, приняв резолюцию порицания. Президент после консультаций с председателями палат и премьер-министром вправе распустить Национальное собрание (так, например, в 1968 г. Национальное собрание распустил Шарль де Голль, а в 1981 г. - Франсуа Миттеран).
Парламентский контроль за правительством во Франции ограничен, однако парламент вправе выразить правительству недоверие, приняв резолюцию порицания.