Парламент Франции: структура и полномочия




Высшим представительным и законодательным органом Франции является бикамералъный парламент. Двухпалатность имеет длительные традиции. Начиная с Великой французской революции 1789 г. однопалатный парла­мент существовал только в течение двух периодов: с 1790 по 1795 г. и с 1848 по 1851 г. Общественную поддержку двухпалатность получала на двух референдумах в 1946 и 1969 гг.

Нижняя палата - Национальное собрание - рассматрива­ется как орган общенационального представительства. Оно включает 577 депутатов, избираемых сроком на пять лет на основе всеобщего и прямого голосования. Верхняя пала­та - сенат - представляет интересы территориальных кол­лективов. Члены сената избираются сроком на девять лет путем косвенных выборов создаваемыми в департамен­тах коллегиями, включающими депутатов всех уровней, кроме коммуны, избранных на территории департамента, и представителей муниципальных советов коммун, нахо­дящихся на территории департамента. Сенат представляет интересы территориальных коллективов. Причем каждые три года сенат обновляется на одну треть.

Палаты фактически обладают одинаковой компетенци­ей, различия касаются лишь законодательного процесса, а также сферы парламентского контроля. Глава государства обладает правомочиями по роспуску только нижней пала­ты. Сенат не может быть распущен. Председатель Нацио­нального собрания избирается на срок полномочий палаты. Председатель сената избирается после каждого обновления состава палаты. Он занимает третье место после президен­та и премьер-министра в должностной иерархии государст­ва. В случае, когда пост президента становится вакантным, председатель сената становится временным президентом страны.

Организация деятельности палат парламента подробно регулируется органическими законами. Внутреннее уст­ройство сената и Национального собрания, процедуры их деятельности устанавливаются самими палатами в собст­венных регламентах на основе конституционных норм и положений органических законов. Регламенты палат контролируются Конституционным советом, призванным обеспечивать соблюдение Конституции и осуществлять конституционный надзор.

В палатах парламента образуются парламентские фрак­ции. Минимальное число членов, необходимое для образо­вания фракции, для сената - 15 членов, для Националь­ного собрания - 20 депутатов. Рабочими органами палат являются постоянные и временные специальные комиссии, а также комиссии по контролю и проведению расследова­ний. В каждой комиссии образуются бюро, в которых долж­ны быть представлены все партийные фракции.

По закону специальные комиссии должны создавать­ся для рассмотрения конкретного законопроекта, однако в парламенте сложилась иная практика: законопроекты рассматриваются в постоянных комиссиях.

Палаты могут для рассмотрения разногласий создавать смешанные паритетные комиссии.

Парламент принимает три вида законов: конституцион­ные (по изменению Конституции), органические (по указан­ным в Конституции вопросам) и обычные.

Правом законодательной инициативы обладают парла­ментарии и правительство. Обычно законы проходят три чтения, их подготовку осуществляет комиссия палаты. Закон будет принят в случае одобрения обеими палатами в идентичном виде. Если этого не происходит, то проект рассматривается палатами до тех пор, пока не будет выра­ботан единый текст.

Принятые парламентом законы должны быть в течение 15 дней подписаны президентом. Если он не согласится с каким-либо положением закона, то вправе потребовать его повторного обсуждения. Если закон будет принят повторно в прежней редакции абсолютным большинством голосов, президент обязан его подписать. Любой законопроект мо­жет быть передан президентом в Конституционный совет для проверки соответствия его Конституции Франции.

Чаще всего между Национальным собранием и прави­тельством существует политическое согласие по основным вопросам национальной политики, парламентский кон­троль ограничен. Тем не менее в ряде случаев парламент может создавать комиссии по расследованию, обращаться с вопросами к министрам, а также выразить правительству недоверие, приняв резолюцию порицания. Президент после консультаций с председателями палат и премьер-минист­ром вправе распустить Национальное собрание (так, напри­мер, в 1968 г. Национальное собрание распустил Шарль де Голль, а в 1981 г. - Франсуа Миттеран).

Парламентский контроль за правительством во Фран­ции ограничен, однако парламент вправе выразить прави­тельству недоверие, приняв резолюцию порицания.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: